Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ИСТОЧНИКИ И ЗНАЧЕНИЕ КОНФЛИКТОВ В ПОЛИТИКЕ





Напомним, что политическую деятельность нередко ха­рактеризуют как противостояние социальных сил, полити­ческих партий и организаций в борьбе за власть. Политиче­скую жизнь невозможно представить без конфликтов. Из курса истории вы знаете, что разнообразные политические конфликты в обществе возникали на всех этапах его разви­тия с древности до наших дней. Конфликт всегда столкно­вение сторон из-за различия общественного положения, про­тиворечий интересов, целей и ценностей. В последние десятилетия мы стали свидетелями острых конфликтов в нашей стране между политическими организациями, ветвя­ми власти (парламентом и исполнительной властью), субъ­ектами федерации и федеральными органами, а также свидетелями межнациональных и межгосударственных кон­фликтов.

Политический конфликт — это столкновение, противо­борство субъектов политики. Борьба между ними отражает расхождение, а нередко и противоположность их политиче­ских интересов, ценностей, взглядов и целей, обусловлен­ных их положением и ролью в системе властных отноше­ний. Целью такой борьбы является реализация этих интересов и целей в сфере государственной власти.Это борьба за влияние на принятие политических решений.

Политические конфликты вырастают из социальных противоречий. Интересы конфликтующих сторон могут от­ражать противоречия, возникающие в экономической сфере (например, между сторонниками свободного рынка и сторон­никами усиления государственного регулирования рыночной экономики); в социальной сфере (например, между стремле­нием к социальному равенству и углублением дифференци­ации доходов); в сфере культуры (например, по вопросу об




использовании национальных языков). Стремление решить эти социальные конфликты, используя силу и средства го­сударственной власти, делает их политическими.

Вместе с тем политические конфликты возникают и в ре­зультате развития собственно политических противоречит

— между государственной властью и местным самоуправ­
лением;

— между государством и обществом при несовпадении
интересов аппарата государственного управления и народа;

— между различными элементами политической систе­
мы: федеральной властью и органами власти субъектов фе­
дерации, законодательной и исполнительной властями, по­
литическими партиями.

Неравное распределение власти, политических прав и свобод, противоречия между «верхами» и «низами», элитой и контрэлитой, политической элитой и массой могут стано­виться источниками политических конфликтов.

Своевременное выявление и разрешение противоречий может во многих случаях предотвратить их развитие в кон­фликт. И напротив, невнимание власти к противоречиям в обществе и в политической системе, их игнорирование по­рождает конфликтные ситуации.

В этом случае конфликт становится способом разрешения противоречий.

Постоянно существующие противоречия между государ­ствами, отражающие несовпадение, а подчас и противо­положность их интересов, могут стать источником меж­государственных, региональных, международных конф­ликтов.

Ученые-политологи по-разному оценивают роль конфлик­та в политической сфере. Одни считают, что политике ор­ганично присуща конфликтность, что конфликты играют роль двигателя политической жизни, способствуют обновле­нию политической системы. Другие делают акцент на согла­сие, стабильность в обществе, рассматривая конфликт как аномалию политического процесса, отклонение от нормаль­ного развития.

Истории известны конфликты, которые вели к обновле­нию государственных органов, политических норм, полити­ческих отношений, политической идеологии. Но были и та­кие, которые, принимая наиболее острые формы, имели разрушительный характер.

В первой половине XX в. самыми крупными междуна­родными конфликтами были мировые войны. В первой из них погибло около 10 млн человек, во второй — 55 млн. А военные конфликты второй половины ушедшего века при­бавили к огромным жертвам этих войн еще 20 млн человек.


В ходе вооруженных конфликтов не только гибнут люди, но и уничтожаются материальные ценности, травмируется психика людей, вовлеченных в такие конфликты.

Противоречия между разными субъектами политики, как и конфликты, возникающие на их основе, нередко делят на три типа.

Первый связан с распределением материальных ресурсов, средств государственного бюджета, доступом к власти, вели­чиной налогового бремени и т. д. («конфликт интересов»). В этом случае положение и интересы различных социаль­ных групп порождают стремление изменить в свою пользу возможности удовлетворения их потребностей. Такие кон­фликты относительно легче других поддаются регулирова­нию.

Второй коренится в расхождении людей по вопросу о ба­зовых ценностях и политических идеалах («конфликт цен­ностей»). Может, например, возникнуть конфликт между той частью общества, которая поддерживает принципы де­мократии, ориентируется на рыночную экономику, и той его частью, которая разделяет антидемократические ценности и идеалы. Поскольку в этих случаях действует правило «или — или», их регулирование затруднено.

Третий тип характеризуется выдвижением на первый план принадлежности людей к той или иной общественной группе («конфликт идентичности»). Субъект политики при этом отождествляет себя не со всем обществом, не со всем народом страны, а с тем или иным этносом, определенной религиозной группой и т. п. Тогда конфликт может возник­нуть по разделительной линии «наши — не наши», что ста­новится преградой на пути общенационального объедине­ния. Это порождает особые трудности для его разрешения.









Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2019 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.