Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типы религиозных организаций, их особенности





Религиозные организации

Ни одна религия не существует вне определенной организации верующих. Религиозная организация — это объединение последователей той или иной религии, возникающее на основе общности верований и обрядов. Функции религиозных организаций состоят в удовлетворении религиозных потребностей верующих, в регулировании культовой деятельности, в обеспечении устойчивости и целостности данного объединения.

В зависимости от конкретно-исторических условий и специфики самой религии религиозные организации принимают разную форму. В эпоху первобытнообщинного строя религиозное объединение совпадало с родоплеменной общностью, все члены которой участвовали в совместном отправлении религиозных обрядов.

В дальнейшем появляются представители культовых профессий (колдуны, знахари, шаманы). Окончательное закрепление культовых функций за определенной социальной группой происходит в период формирования классового общества. Возникла обособленная каста жрецов, монополизирующих культовую и религиозно-идеологическую деятельность. Особое значение религиозные организации приобрели в монотеистических религиях.

Церковь как институт

Новый шаг в институциализации религиозной жизни был связан с появлением мировых религии. Возникает церковь — автономный, строго централизованный институт, обслуживаемый профессиональными священнослужителями. Для церкви характерно следующее: догматизированная система вероучения и культа; иерархический принцип управления; деление на клир, т. е. получивших специальную подготовку профессиональных служителей культа, и мирян — рядовых верующих.

Весьма четко церковь оформилась в христианстве. Она стала неотъемлемой частью классово антагонистического государства. «В средние века, — писал Энгельс, — в той же самой мере, в какой развивался феодализм, христианство принимало вид соответствующей ему религии с соответствующей феодальной иерархией» 1.

Внутренняя структура церкви в православии и католицизме довольно точно отражала породившие ее феодальные общественные отношения. Основы этой структуры сохранились вплоть до наших дней. Христианство вызывало к жизни различные типы религиозных организаций. Так, в современном католицизме наряду с иерархией служителей культа большую роль играет институт монашества, насчитывающий десятки орденов, а также различные благотворительные общества, массовые организации и партии. Все это помогает католической церкви играть важную роль в идейной и политической жизни современного буржуазного общества.

Секты и их особенности
Идеологическое господство монотеистических религий, которые, находясь в союзе с государством, полумили возможность преследовать инакомыслящих, вызвало к жизни особый тип религиозной организации — секту — обособленную группировку верующих, враждебную господствующей религии.

Многие сектантские движения представляют собой форму социального протеста определенных классов и слоев общества. Как указывал В. И. Ленин, «выступление политического протеста под религиозной оболочкой есть явление, свойственное всем народам, на известной стадии их развития…»

Обособление религиозных групп в виде сект имело место во многих религиях. Так, в иудаизме в первые пека попой эры сложились секты, выступавшие против засилья иерусалимского жречества, за социальное равенство и нравственное оздоровление общества (зелоты, эссены). Широкое распространение сектантство получило и в христианстве.

При всем многообразии идейных установок и организационных форм секты имеют ряд устойчивых отличительных признаков: претензия на то, что данная религиозная организация существует лишь для избранных; отсутствие жесткого деления на клир и мирян, в ряде случаев всеобщее священство; сознательное вступление в общину и прямое членство в ней; активная миссионерская деятельность. В зависимости от времени и места возникновения, состава участников эти черты в разной море присущи различным сектам. Более того, в процессе развития возможна эволюция секты в направлении церкви. В результате появились различные промежуточные формы религиозных организаций, имеющих черты как секты, так и церкви. Сюда относятся кальвинизм, баптизм и другие направления протестантского толка. В буржуазной социологии религии они получили название «деноминация».

Функции религии

Основные функции (роли) религии

§ Мировоззренческая — религия, по утверждениям верующих, наполняет их жизни неким особым значением и смыслом.

§ Компенсаторная, или утешительная, психотерапевтическая, также связана с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью.

§ Коммуникативная — общение верующих между собой, общение с богами, ангелами (духами), душами умерших, святыми, которые выступают как идеальные посредники в обыденной бытовой жизни и в общении между людьми. Общение осуществляется, в том числе, и в обрядовой деятельности.

§ Регулятивная — осознание индивидом содержания определённых ценностных установок и нравственных норм, которые вырабатываются в каждой религиозной традиции и выступают своеобразной программой поведения людей.

§ Интегративная — позволяет людям осознавать себя как единую религиозную общность, скреплённую общими ценностями и целями, даёт человеку возможность самоопределиться в общественной системе, в которой имеются такие же взгляды, ценности и верования.

§ Политическая — лидеры различных общностей и государств используют религию для объяснения своих действий, сплочения либо разделения людей по религиозной принадлежности в политических целях.

§ Культурная — религия воздействует на распространение культуры группы-носителя (письменность, иконопись, музыка, этикет, мораль, философия и т. п.)

§ Дезинтегрирующая — религия может быть использована для разъединения людей, для разжигания вражды и даже войн между разными религиями и вероисповеданиями, а также внутри самой религиозной группы.

По мнению Рэймонда Курцвейла, «основная роль религии — это рационализация смерти, т. е. осознание трагедии смерти как хорошего явления».[11]

 

6. Гуманистическая и авторитарная тенденции в религиях

 

 

Гуманистическая и авторитарная тенденция в религиях

 

Э.Фромм в оценке социальной роли религии выявляет две тенденции: гуманистическую и авторитарную. Под гуманизмом Э.Фромм понимает определенный тип мировоззрения, утверждающий самоценность человеческого бытия, стимулирующий возможности его самореализации, (буддизм даосизм, учения Исайи, Иисуса Христа).С позиций гуманистических религий человек должен развивать свой разум для того, чтобы понять самого себя, своего отношение к другим и свое место во Вселенной. Существенным элементом авторитарной религии и авторитарного религиозного опыта является полна капитуляция перед силой, находящейся за пределами человека. Главная добродетель - послушание, худший грех - непослушание. Божество - всемогуще всезнающе, человек - бессилен и незначителен. В акте капитуляции человек теряет независимость и цельность как индивид, но обретает чувств защищенности, становясь как бы частью божественной силы.

 

 

7. Родоплеменные религии: тотемизм

Тотеми́зм — некогда весьма распространенная и ныне ещё существующая религиозно-социальная система, в основании которой лежит своеобразный культ так называемого тотема. Термин этот, впервые употреблённый Лонгом в 1791 году[1]., заимствован у североамериканского племениоджибва, на языке которых totem означает название и знак, герб клана, а также название животного, которому клан оказывает специальный культ. В научном смысле под тотемом подразумевается класс (обязательно класс, а не индивид) объектов или явлений природы, которому та или другая социальная группа, род, фратрия, племя, иногда даже каждый отдельный пол внутри группы (Австралия), а иногда и индивид (Сев. Америка) — оказывают специальное поклонение, с которым считают себя родственно связанным и по имени которого себя называют. Нет такого объекта, который не мог бы быть тотемом, однако наиболее распространёнными (и, по-видимому, древними) тотемами были животные.

Типы тотемов

В качестве тотема могут выступать ветер, солнце, дождь, гром, вода, железо (Африка), даже части отдельных животных или растений, например, голова черепахи, желудок поросёнка, концы листьев и т. п., но чаще всего — классы животных и растений. Так, например, североамериканское племяоджибва состоит из 23-х родов, каждый из которых считает своим тотемом особое животное (волк, медведь, бобр, карп, осётр, утка, змея и т. д.); в Гане в Африке тотемами служат смоковница и стебель маиса. В Австралии, где тотемизм особенно процветает, даже вся внешняя природа распределена между теми же тотемами, что и местное население. Так, у австралийцев из Маунт-Гамбир к тотему вороны принадлежат дождь, гром, молния, тучи, град, к тотему змеи — рыбы, тюлени, некоторые породы деревьев и т. д.; у племён в Порт Маккай солнце относится к тотему кенгуру, луна — к тотему аллигатора.

8. Родоплеменные религии: табу

система специфических запретов — табу. Классической страной, в которой система табу получила свое наибольшее развитие, является Полинезия. По мнению английского этнографа Дж. Фрезера, слово «табу» можно перевести с полинезийского буквально как «особо выделенный», «отмеченный». Термин противоположный табу— «пот-а» —то есть всеобщий, обыкновенный. В Полинезии система запретов охватывала все сферы жизни и являлась единственной формой регламентации, заменявшей все то, что в современном обществе обеспечивается моралью, религией, правом. Запрет налагался на употребление в пищу мяса какого-либо животного (тотема), общения постороннего с женщиной после ее брака, работу в какой-либо определенный день (например, субботу). Действия табуированных объектов являются двойственными — опасными и полезными. И эта двойственность вызывает также двойственное отношение к болезням, отталкивания от них и притяжение к ним. Из верований связанных с табу проистекает также деление всех объектов на чистое и нечистое. Чистые — значит невредимые, с ними можно иметь дело. Нечистые — несущие в себе нечто губительное. Так, например, у евреев и народов, исповедующих ислам, мясо свиньи считается нечистым и потому непригодным в пищу. Вразумительного объяснения этому никто дать не может, а ссылки на то, что это грязное животное, выглядят не убедительно, так как свинья — это очень разборчивое в питании животное.
Следует признать, что громадное большинство запрещений и обрядов, созданных с этой системой являются непонятными, иррациональными даже с точки зрения ее последователей. Единственным их основанием является идущий из глубины веков принцип запретного. Рационального же основания деления всей жизнедеятельности общины на две сферы «всеобщий, обыкновенный» и «особо выделенный», «отмеченный», не существовало, да и не могло быть. Это основание находится не на рациональном уровне, а на уровне веры. И это вполне объяснимо. Дело в том, что в первобытном обществе индивид не выделяет себя из целого. Внутренний мир индивида первобытной общины — это прямое воспроизведение установлений коллектива, обусловленное потребностью в самосохранении единства в условиях жесточайшей борьбы за существование. Такая повседневная борьба требует от каждого члена первобытной общины полного соотнесения своих действий с действиями других членов общины, полного подчинения требованиям коллектива. Коллективная власть над индивидом осуществляется в первобытных религиях в авторитарной форме. Поэтому все установления общественной жизни, социальные нормы основаны на вере как доверии. Доверие же в этом случае тождественно чувству принадлежности к коллективу общины — «мы».







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.