Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИЛОСОФИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМА (ПОППЕР, КУН, ЛАКАТОС)





Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знаниязаключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. В работах Поппера видят истоки постпозитивизма, к которому относят также представителей «философии науки» Т. Куна и И. Лакатоса. Основными чертами данного течения были: ослабление логики; активное обращение к истории науки; переключение познания на изучение динамики его развития; отказ от каких бы то ни было жестких разграничений эмпирии и теории; стремление представить развитие знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции).

 

 


19. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В Ф-ИИ ЭКЗЕСТЕНЦИАЛИЗМА. В начале 20-х гг. в Западной Европе заявила о себе философия экзистенциализма. Экзистенциализм возник в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), позже, в годы второй мировой войны, — во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю). В центре внимания философов-экзистенциалистов оказались индивидуальные жизненные вопросы: смысла жизни, вины и ответственности, отношения человека к своему призванию и смерти. Главная проблема экзистенциализма – проблема существования (экзистенция). Побуждение к подлинному существованию содержится в таких феноменах, как «страх» (Ясперс, Хайдеггер), «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю). Онтологический смысл их состоит в том, что человеку как бы открылась «бездна» бытия, о которой он не ведал. А это требует принятия решения, не гарантирующего какого-либо успеха. Поскольку человек, который ничего не желает, совпадает со своей вещественностью, постольку он должен выбирать. Выбор – это свобода. Смысл жизни – только в сфере свободы, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. У человека нет алиби», — говорит Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности. Экзистенциализм — одно из самых по­пулярных течений в сфере интеллектуальной деятельности человека XX ст., которое прояви­лось в определенной мере в философии, ли­тературе, кинематографии и т. д. Экзистенци­ализм возникает в 20-е гг. XX ст. Факт его рож­дения знаменуется выходом книги М. Хайдег-гера «Бытие и время». Существование чело­века связывается с двумя типами бытия: неис­тинным бытием и истинным бытием. Неистинное бытие (бытие в отношении к другим вещам) характеризуется однороднос­тью, отсутствием творческих источников, лю­бых изменений, застоем. Такое бытие абсурд­но, бессмысленно, несвободное, в нем человек существует как вещь и не является «хозяином» самого себя, он находится в плену вещей и по­нятий, которые сам создал. Истинное бытие (бытие в отношении к са­мому себе) является настоящей экзистенцией, которую отличает активность, движение, на­хождение свободы. При этом следует помнить, что свобода ведет к выбору, а получив возможность выбирать, человек ста­новится на путь ответственности. У экзистенциалистов «су­ществование» — чистая субъективность, это то, чем я являюсь для себя, мое переживание собственного бытия, собственной экзистенции.


СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ(НЕТОМИЗМ, НЕОПРОТЕСТАНИЗМ).

.Совр.фил.направления религ.ориентации возникли в русле христ.религ.-теологич.комплекса или в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм -офиц.ф-я катол. церкви.Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского,к-ый приспособил в свое время учение Аристотеля для нужд систематизации христ.мировоз-рения.У Аквинского разработана концепция«гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования разума.Томистская онтология оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по неотомистам, -самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый субъект,к-ый без формы не обладает реальным существованием,форма-животворящее начало,вносящее в мир качеств.различия и структурную определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия.

 

 


21. ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ.

Герменевтика (от греч. разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика.

Решающий шаг по развитию герменевтики сделал Мартин Хайдеггер. для него само бьгтне есть лояимающее, реализующееся в своей открытости миру в языке. Язык — это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык — обитадище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек — это язык. Человек — не просто тело, объект, в его жилах не течет холодная кровь бездушных понятий. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание выступает как языковая интерпретация прежде всего самого языка, а он, как известно, реализует тексты.

Герменевтический метод с самого своего возникновения являлся собственно психологическим методом. Его главная особенность — непосредственное познание психической реальности другого (моделирование в психике исследователя психической реальности испытуемого).

Область применения герменевтического метода — уникальные, целостные, обладающие «разумом» объекты.

Существуют различные модификации психологического герменевтического метода, к числу основных относятся: биографический метод, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналити ческий метод.

Между тем результат применения герменевтического метода уже есть ф акт и, следовательно, «понимающий психолог» ведет себя по отношению к человеку-клиенту в соответствии с тем, как он понял психику клиента методом вчувствования, эмпатии и т. д. Но само действие психолога и ответное действие клиента — это реальности из области применения экспериментального метода.








Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.