|
ФИЛОСОФИЯ ПОСТПОЗИТИВИЗМА (ПОППЕР, КУН, ЛАКАТОС)Четвертая форма позитивизма — постпозитивизм характеризуется отходом от многих принципиальных положений позитивизма. Подобная эволюция характерна для творчества Карла Поппера (1902-1988), пришедшего к выводу, что философские проблемы не сводятся к анализу языка. Главную задачу философии он видел в проблеме демаркации— разграничении научного знания от ненаучного. Метод демаркации основан на принципе фальсификации, т.е. принципиальной опровержимости любого утверждения, относящегося к науке. Если утверждение, концепция или теория не могут быть опровергнуты, то они относятся не к науке, а к религии. Рост научного знаниязаключается в выдвижении смелых гипотез и их опровержении. В работах Поппера видят истоки постпозитивизма, к которому относят также представителей «философии науки» Т. Куна и И. Лакатоса. Основными чертами данного течения были: ослабление логики; активное обращение к истории науки; переключение познания на изучение динамики его развития; отказ от каких бы то ни было жестких разграничений эмпирии и теории; стремление представить развитие знания как единство количественных («нормальная наука») и качественных изменений (научные революции).
19. ПРОБЛЕМЫ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СУЩЕСТВОВАНИЯ В Ф-ИИ ЭКЗЕСТЕНЦИАЛИЗМА. В начале 20-х гг. в Западной Европе заявила о себе философия экзистенциализма. Экзистенциализм возник в Германии (М. Хайдеггер, К. Ясперс), позже, в годы второй мировой войны, — во Франции (Ж.-П. Сартр, А. Камю). В центре внимания философов-экзистенциалистов оказались индивидуальные жизненные вопросы: смысла жизни, вины и ответственности, отношения человека к своему призванию и смерти. Главная проблема экзистенциализма – проблема существования (экзистенция). Побуждение к подлинному существованию содержится в таких феноменах, как «страх» (Ясперс, Хайдеггер), «тошнота» (Сартр), «скука» (Камю). Онтологический смысл их состоит в том, что человеку как бы открылась «бездна» бытия, о которой он не ведал. А это требует принятия решения, не гарантирующего какого-либо успеха. Поскольку человек, который ничего не желает, совпадает со своей вещественностью, постольку он должен выбирать. Выбор – это свобода. Смысл жизни – только в сфере свободы, в сфере свободного поступка и собственной ответственности за него. У человека нет алиби», — говорит Сартр, указывая на неразрывную связь свободы и ответственности. Экзистенциализм — одно из самых популярных течений в сфере интеллектуальной деятельности человека XX ст., которое проявилось в определенной мере в философии, литературе, кинематографии и т. д. Экзистенциализм возникает в 20-е гг. XX ст. Факт его рождения знаменуется выходом книги М. Хайдег-гера «Бытие и время». Существование человека связывается с двумя типами бытия: неистинным бытием и истинным бытием. Неистинное бытие (бытие в отношении к другим вещам) характеризуется однородностью, отсутствием творческих источников, любых изменений, застоем. Такое бытие абсурдно, бессмысленно, несвободное, в нем человек существует как вещь и не является «хозяином» самого себя, он находится в плену вещей и понятий, которые сам создал. Истинное бытие (бытие в отношении к самому себе) является настоящей экзистенцией, которую отличает активность, движение, нахождение свободы. При этом следует помнить, что свобода ведет к выбору, а получив возможность выбирать, человек становится на путь ответственности. У экзистенциалистов «существование» — чистая субъективность, это то, чем я являюсь для себя, мое переживание собственного бытия, собственной экзистенции. СОВРЕМЕННАЯ ЕВРОПЕЙСКАЯ РЕЛИГИОЗНАЯ ФИЛОСОФИЯ(НЕТОМИЗМ, НЕОПРОТЕСТАНИЗМ). .Совр.фил.направления религ.ориентации возникли в русле христ.религ.-теологич.комплекса или в непосредственной связи с ним.Наиб.концептуальной устойчивостью и идеологическим влиянием отличаются неотомизм и персонализм. Неотомизм -офиц.ф-я катол. церкви.Свойственны традиционализм и догматическая стабильность идей и теорет.постулатов.Сознательно сопротивляется обновленческим традициям и не без гордости провозглашает себя«ф-ей,сохраняющейся в веках».Неотомизм-возрождение средневек.ф-и Фомы Аквинского,к-ый приспособил в свое время учение Аристотеля для нужд систематизации христ.мировоз-рения.У Аквинского разработана концепция«гармонии веры и разума».В его время это учение нек-ым казалось непозволительной уступкой«еретическому духу»,но в век НТР оно стало единственным способом сделать респектабельным принцип сосуществования религии и науки.Исходный тезис неотомизма-«истины веры»хотя и«сверхра-зумны»,но не«противоразумны»,т.е.допуска-ют обоснования разума.Томистская онтология оперирует 2мя гл.парами категорий:«существование и сущность»и «форма и материя».«Сущ-е»,по неотомистам, -самый факт бытия нек-ой вещи,а«сущ-ть»-то,что представляет собой эту вещь в глазах разума.Соотн-е «материи и формы»трактуется ими по Аристотелю,материя-неопре-делённый субъект,к-ый без формы не обладает реальным существованием,форма-животворящее начало,вносящее в мир качеств.различия и структурную определённость вещей.Задачи неотомистов-превратить ф-ю в служанку богословия.
21. ФИЛОСОФСКАЯ ГЕРМЕНЕВТИКА КАК УНИВЕРСАЛЬНАЯ МЕТОДОЛОГИЯ ГУМАНИТАРНОГО ПОЗНАНИЯ. Герменевтика (от греч. разъясняющий, истолковывающий) - искусство толкования текстов (классической древности, Библии и т. п.), учение о принципах их интерпретации; экзегетика. Решающий шаг по развитию герменевтики сделал Мартин Хайдеггер. для него само бьгтне есть лояимающее, реализующееся в своей открытости миру в языке. Язык — это данность бытия, а не просто способность отдельного человека. Язык — обитадище человека. Философия должна заниматься языком, поскольку ее интересует человек, а человек — это язык. Человек — не просто тело, объект, в его жилах не течет холодная кровь бездушных понятий. Именно в стихии языка осуществляется понимание людьми и окружающего мира, и самих себя, и других. Понимание выступает как языковая интерпретация прежде всего самого языка, а он, как известно, реализует тексты. Герменевтический метод с самого своего возникновения являлся собственно психологическим методом. Его главная особенность — непосредственное познание психической реальности другого (моделирование в психике исследователя психической реальности испытуемого). Область применения герменевтического метода — уникальные, целостные, обладающие «разумом» объекты. Существуют различные модификации психологического герменевтического метода, к числу основных относятся: биографический метод, анализ результатов (продуктов) деятельности, психоаналити ческий метод. Между тем результат применения герменевтического метода уже есть ф акт и, следовательно, «понимающий психолог» ведет себя по отношению к человеку-клиенту в соответствии с тем, как он понял психику клиента методом вчувствования, эмпатии и т. д. Но само действие психолога и ответное действие клиента — это реальности из области применения экспериментального метода. Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|