Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Обрядовые словеса, обращённые к Родным богам





 

Там костёр, здесь костёр.

Как на Небеси, так и на Земле стало.

И пища и питие на благо

роду человеческу нарождены.

Добро то есть, и за то благодарствие.

И ста сия страва чиста

и от Богов даждена.

Хлеб да соль!

 

* * *

 

Там костёр, здесь костёр.

На Земле огонь, яко на Небеси.

Благо то есте, иже роду человеческу

во здраву нарождено.

А где хлеб есте, тамо Боги есте.

А ста сия страва чиста,

от Богов Родных даждена.

Хлеб да соль!

 

* * *

 

Прими, (Имя Родного Бога рек),

Страву сию во чертоги Своя,

А даждь нам во здраву!

Хлеб да соль!

 

* * *

 

Святи, Велесе, страву сию—

Богам во славу,

А нам/мне во здраву!

И ста сия страва чиста,

От Родных Богов даждена!

Хлеб да соль!

 

* * *

 

О Дажьбоже, щедры премноже!

Ты Володыка пищи еси,

Дажди нам пищи на здраву, наживу!

Приснокриница силы еси,

Дажди нам силы на праву, наживу!

Иже даёт, а иже берёт —

Всяк Тебе честь воздаёт.

Слава, Дажьбоже,

Слава, Деснице Небесная!

 

* * *

 

Дажьбоже, щедрый всем ноже!

Без тебя пища – гнилом да прахом,

От тебя пища – силой да благом.

Даждь, Боже, по нужде нашей,

Да продли жизни наша,

Тя величаем!

 

* * *

 

О, Дажьбоже,

Благ Живодателю!

Пищи дажди ны, Дажде!

Силы дажди ны, Дажде!

Продли жизни наша,

Те поклоняемся!

Богам Родным во славу,

А нам во здраву!

Сурья леися, чара полнися,

Благо деися, свято молися!

Кому чару пити, тому добрубыти.

Людям честным – да воздраву!

Богам Родным – да во славу!

Благодарствуем, Дажьбоже,

На славной трапезе!

Яко земным насытил еси —

Дажди и душам нашим снедь;

Яко средь Богов Родных еси —

Пребудь со внуками ныне и впредь!

 

 

Раздел 3

Обзор древнеславянских богов

 

В этом разделе, в качестве обзора приводятся древнеславянские божества.

 

Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень)

 

Авсень (Баусень, Овсень, Таусень, Усень) – в славянской мифологии имя персонажа, который часто считался божеством смены времён года. По некоторым версиям, он также покровительствовал коням и пастухам, а также он был связан с началом весеннего солнечного цикла и урожаем.

Что касается происхождения его имени, то есть версия, что оно восходит к древнерусскому «усинь» – «синеватый», который встречался в названиях зимних месяцев. Например, январь называли «просинец». По другим версиям считается, что Авсень происходит от слова «сень» – свет, потому что с приходом Авсеня начиналась светлая часть года, и день становился длиннее.

 

Агуня

 

Агуня – в славянской мифологии бог земного огня.

 

Бадняк

 

Бадняк – в мифологии южных славян является персонажем ритуального характера, символом старого года. Его символом выступал пень с бородой или же ветка, которую было принято сжигать в сочельник. Также, Бадняк связан с образом змея у корней дерева (змей выступал в качестве воплощения нижнего мира). Поэтому, сожжение Бадняка в конце старого года являлось символом поражения змея, а также ознаменованием начала нового цикла.

Противопоставлялся символу нового года – Божичу.

 

Барма

 

Барма – в мифологии бог молитвы. Супруг Тарусы. Летал Барма на лебеде.

 

Белбог (Белобог)

 

Белбог (Белобог) – в славянской мифологии, бог, который жил на небесах и управлял ими. Также, он считался олицетворением светлого дня, божеством света, удачи и счастья. Его также часто связывают с положительным началом в жизни людей. Также, считалось, что своим посохом Белбог был способен собирать облака и протыкать их, чтобы начался дождь.

Противопоставлялся тёмному божеству Чернобогу. В сознании людей того времени мир делился на две части – дружественную и враждебную, отрицательную и положительную, светлую и тёмную. И каждая из них управлялась своим божеством. Светлая часть управлялась Белобогом, а тёмная часть, противопоставляющаяся ему, соответственно управлялась Чернобогом.

Изображался Белобог в образе старца с длинной бородой, облачённого в белые одежды и с посохом в руках.

Его святилище стояло на высоком холме, открытом солнцу. А идол Белбога изображался держащим в правой руке кусок железа.

 

Божич

 

Божич – в мифологии южных славян является персонажем ритуального характера, символом нового года (в отличии от Бадняка), солнечное божество, предвестник весеннего возрождения природы.

Его символом выступал олень с золотыми рогами, что обозначало начало нового солнечного цикла. Считалось, что на своих золотых рогах, Божич приносил обновлённое солнце. Также, символом Божича служил огонь.

 

Бор (Святобор)

 

Бор (Святобор) – в славянской мифологии имя бога лесов, покровителя охоты. Иногда Бор шутил над людьми, но если вдруг он разозлится, то он начинал мучить человека и сбивать его с пути в лесу.

Изображался Бор как правило в образе высокого и могучего человека, с длинными волосами и густой бородой.

 

Герман (Джерман)

 

Герман (Джерман) – в южнославянской мифологии божество, связанное с плодородием. Во время обряда призыва дождя изображался в образе глиняной куклы с подчёркнутыми мужскими признаками. Также, в заклинаниях говорилось, что Герман умер от засухи, после чего женщины хоронили его на песчаном берегу реки. Как считалось, после этого должен был начаться плодоносный дождь.

 

Гром Гремучий Великий

 

Гром Гремучий Великий – в мифах так звали более позднее божество, позаимствовавшее свои качества у Перуна, которое каждую весну садилось на своих коней и скакало по небу. Он был громкоголосым и сердитым. Гром Гремучий Великий на своей колеснице мчался по облакам, протыкал своим копьём небо, поливал землю дождём.

 

Дабог

 

Дабог – в мифологии южных славян является мифологизированным образом «царя на земле». Дабог был дающим, дарящим богом, также, как и Даждьбог у восточных славян.

 

Девана

 

Девана – в славянской мифологии имя богини охоты. Дочь Перуна и Додолы.

 

Дид

 

Дид – в славянской мифологии имя бога супружеского счастья. Дид был младшим сыном богини покровительницы семейного очага Лады, младшим братом Леля и Полеля.

Дид изображался молодым божеством, потому что, как считалось, супружеская любовь никогда не стареет, и даже если огонь угасает, крепкие и нежные отношения всё равно должны сохраняться.

Также, Дид изображался с венком из васильков на голове, а в руках он держал двух горлинок.

 

Дидилия

 

Дидилия – в славянской мифологии богиня деторождения, роста, растительности, олицетворение луны. У Дидилии просили дать детей.

Также, Дидилия покровительствовала женщинам, помогала им в их нелёгкой женской доле, помогала избавиться от бесплодия, покровительствовала беременным женщинам, родам и младенцам.

Изображали её по-разному. Могли изображать в образе молодой женщины, закутанной в плащ, но с обнажёнными руками, в которых она держала факел. Или же её также изображали в образе беременной женщины с цветами и в венке.

 

Догода

 

Догода – в славянских мифах имя бога ясной погоды и тихого ветра. Был братом бога холодных и свирепых ветров Позвизда.

Как правило Догода изображался румяным юношей с васильком венком на голове, и облачённым в серебристо-голубые одежды, с крыльями за спиной.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.