Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ГЛАВА II.ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИАГНОСТИКЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РАЗВИТИЯ МЕЛКОЙ МОТОРИКИУ ДЕТЕЙ 3-4 ЛЕТ С ЗПР





Методика диагностики

В первой главе нашей работы мы установили важную роль мелкой моторики в развитии ребенка, а также отметили необходимость выявления нарушений в ней уже в раннем дошкольном возрасте ребенка. Для того, чтобы доказать это утверждение на практике, нами была проведена экспериментальная работа при поступлении детей в учреждение с группой 10 человек в возрасте от 2,8 до 4,4 лет. Дети поступают сюда по направлению от невропатолога, психиатра. Получают комплексную медико-педагогическую помощь в отделении восстановительного лечения (медикаментозная терапия, массаж, ЛФК, занятия с педагогами, психологами). Но перед началом занятий необходимо было выявить уровень нарушений в мелкой моторике детей.

Программа экспериментальной работы включала в себя:

1. Диагностическое обследование каждого ребенка с целью выявления уровня нарушений в мелкой моторике рук, которые являются следствием ЗПР.

2. Обработка и анализ полученных результатов.

3. Разработка на их основании рекомендаций для коррекционной работы с данной категорией детей.

Для фиксации результатов диагностики нами заполнялся протокол на каждого ребенка, а также таблица.

Диагностическая работа проходила в несколько этапов. На первом начальном этапе происходило знакомство педагога с ребенком, первичная оценка его уровня развития. Для этого с каждым ребенком проводилась индивидуальная беседа в форме игры: «Сейчас мы с тобой будем играть в интересную игру. Я тебе прочитаюстихотворениеипокажу,какумеютигратьпальчики.Тыэти движения попробуй повторить вместе со мной». Далееорганизациявыполненияребенкомзаданияпредусматривала следующую последовательность: мы,читаяпотешку,выполнялиупражнение,ребенок смотрелипыталсяподражать (пробнаяориентировкавдвижениях, которая не оценивается). Затем мы вновьпоказывали упражнение, и ребенок вместе с нами его повторял. Еслиребенокнесправлялсястемилиинымзаданием, мысначалапоказывалиещераз,ребенокпыталсяповторить. Если и это не помогало, использовался метод пассивных движений: мы придавали руке, пальцам ребенка нужное положение, затем движениеснова повторялось по подражанию педагога.

На втором этапе нами производилась диагностика уровня переключаемости ребенка, рейцпрокной координации. Для этого дети выполняли следующие упражнения:

1. Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно).

2. «Шагать»пальцами (постолупоочередноуказательнымиисредними обеих рук)

3. «Загибаниепальчиков» (поочереднозагибаютпальцы,начинаяс мизинца).

4. «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку).

5. Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно.

6. «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца)

7. Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог.

8. Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно.

Кроме пальчиковых упражнений нами были использованы также различные графические упражнения. На третьем этапе исследования нами применены следующие методики:

1. Ребенку предлагалось как можно точнее срисовать изображение домика. После окончания работы предложить проверить, все ли верно. Может исправить, если заметит неточности. Данная методика позволяет выявить умение ориентироваться на образец, точно скопировать его; степень развития произвольного внимания, сформированность пространственного восприятия.

2. Детям предлагалось обвести клубочки и другие рисунки по точкам, при этом необходимо напоминать ребенку чтобы не отрывал карандаша от бумаги. Соединить точки одной линией.

3. Детям предлагали заштриховать фигурку прямыми линиями, не выходя за ее контуры. Использовали разные виды штриховки: горизонтальная, вертикальная, по диагонали, волнистыми линиями, и т.д.

Все результаты, полученные нами, были зафиксированы.

Результаты диагностики

На каждом этапе нами были выявлены различные ошибки при выполнении заданий.

Анализ нарушений.

Этап пальчиковых упражнений:

1. При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы. Данная проблема просматривалась у 3-х детей их 10-ти.

2. При выполнении 2-го задания неточность отмечалась нами в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети приповторномпоказеэтогодвиженияшагают безымянными и средними пальцами илисредним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.

3. В ходе выполнения 3-го задания выяснилось, что некоторым детямтруднодифференцироватьдвижениярук,неприбегаяк внешнейпомощи.Воднихслучаяхтребуетсяповторнаяпробаспоказом взрослымдвиженияидвижениявыполняетсясусиленнымзрительным контролем, с напряжением, разливающимся на другие части тела. Многие дети после повторного показа смогли сами загнуть пальчики, но внекоторыхслучаяхдетисамостоятельновообщенесмогли выполнить движение.

4. В ходе выполнения 4-го задания, затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть. Например, мальчик (3,4 г.) - перенос сделал, но после того как сначала постучал кулак-кулак, потом кулак-ладонь и только потом, глядя на экспериментатора, он постучал большим и указательным пальцами по раскрытой ладони.

5. Аналогичные затруднения возникали и при выполнении движения кулак-ладонь-ребро.

6. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.

7. Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто. Детям понадобился образец, а также помощь педагога. 3 ребенка даже после этого справились с заданием с большим трудом.

8. Собирание матрешки прошло успешнее, но все же часть детей справилась с заданием только с помощью педагога.

Этап графических упражнений:

1. С рисованием домика удовлетворительно справились 5 детей из 10, двум понадобилась незначительная помощь педагога, у троих детей задание вызвало очень большие трудности: не могли правильно держать карандаш, совсем не соотносили образец и то, что у них получалось. Ошибками являлись: замена одного элемента другим; отсутствие элемента; разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены; сильный перекос рисунка

2. При рисовании по точкам дети часто отрывали карандаш, не понимали, в какой последовательности соединять точки, не могли правильно провести линию. Но, тем не менее, успешно с заданием справилось 5 детей, остальные сделали это с помощью педагога, 3 детям понадобилось, чтобы их водили рукой по бумаге, так как самостоятельно они не могли этого сделать.

3. Штриховка также вызвала у детей большие трудности: они не понимали, в какой последовательности располагать линии, пытались просто «малевать». Кроме того, очень часто вылезали за контур рисунка. После нескольких повторений успешно справились с заданием 4 человека, остальные – при помощи педагога.

Результаты диагностики мы зафиксировали в таблице.

 

№ п/п описание задания сколько детей справилось какие трудности возникли
«пальчиковый» блок упражнений
  Ребенку предлагается положить перед собой руки – одна сжата в кулак, а другая – распрямлена, затем он должен одновременно изменять положение обеих кистей (медленно) 7 человек справилось самостоятельно, 3 после нескольких повторений и с помощью педагога При выполнении упражнения ребенок не может плавно переходить от одного движения к другому; движения разорваны, изолированы.
  «Шагать»пальцами (постолупоочередноуказательнымиисредними обеих рук) 5 человек справились самостоятельно, 4 – с помощью педагога, 1 ребенок – с большим трудом Неточность отмечалась нами в том, что в движения включались не все пальцы, которые были заданны в образце. Некоторые дети приповторномпоказеэтогодвиженияшагают безымянными и средними пальцами илисредним и указательным пальцами, присоединяя время от времени безымянный палец. Существенная ошибка наблюдалась, когда ребенок не дифференцировал движения пальцев, действуя всеми, одновременно.
  «Загибаниепальчиков» (поочереднозагибаютпальцы,начинаяс мизинца). 3 ребенка справились самостоятельно, 4 – помощью педагога, 3 – после многократного повторения с помощью педагога Детямтруднодифференцироватьдвижениярук,неприбегаяк внешнейпомощи.Вотдельныхслучаяхтребуетсяповторнаяпробаспоказом взрослымдвижения.
  «Щепоть-ладонь» - «ладонь-щепоть» (соединить все пальцы левой руки, изображая клюв дятла (щепоть), постучать по правой, вертикально раскрытой ладони и перенести эти движения на другую руку). 7 человек справились, 3 ребенка не справились самостоятельно, только с помощью педагога Затруднения возникали в смене фаз движений и группировки пальцев в щепоть.
  Проделать движение – чередование кулак-ребро ладонь, повторить другой рукой, а затем обеими руками одновременно. 7 человек справились, 3 ребенка не справились самостоятельно, только с помощью педагога Затруднения возникали в смене фаз движений
  «Поскакать» (пальцами обеих рук, начиная с мизинца) С помощью педагога справились 5 человек, 5 не смогли выполнить данное упражнение правильно. Выполнение 6-го задания практически у всех детей вызвало трудности при выполнении: дети либо постукивали всеми пальцами одновременно, либо совершали движения очень медленно, неправильно выполняли движения двумя руками одновременно.
  Нанизывание пирамидки: ребенку дается готовая пирамидка, которую потом разбирают и дают ребенку задание, собрать снова, как и было в образце. Если с этим возникали трудности, то на помощь приходил педагог. 4 человека справились самостоятельно, 3 человека – после повторного показа, 3 человека – только с помощью педагога Нанизывание пирамидки оказалось достаточно сложным для большинства детей, с первого раза его не смог выполнить никто.  
  Собирание матрешки: ребенку показывают матрешку из 3-4-х элементов, разбирают ее и просят собрать обратно. 6 человек справились самостоятельно, 2 с незначительной помощью педагога, 2- после многократного повторения и с помощью педагога  

 

Таким образом, нами были выделены следующие нарушения мелкой моторики у данной группы младших дошкольников.

1. С трудом переключаются с одного движения на другое: повторяют прежние движения

2. Неправильно воспроизводят пространственное направление движения:

3. Не могут одновременно изменять положение обеих рук, движения каждой руки изолированы:

5. Отстает одна рука

6. Воспроизводит движения только правой рукой, игнорируя левую.

7.Трудности с чередованиемфазипереносомсоднойрукинадругую;дифференцировка поочередно пальцев.

 

Выводы

В данной работе нами была предпринята попытка продиагностировать развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста на материале различных упражнений.

На основании результатов мы смогли сделать выводы о коррекционных мерах, необходимых для повышения уровня развития мелкой моторики у детей с ЗПР в раннем возрасте.

1. Упражнения по развитию пальцев рук должны включаться в коррекционно-педагогический процесс параллельно с развитием артикуляционной моторики, постановки и автоматизации звуков, поскольку мы выяснили, что мелкая моторика и речь тесно взаимосвязаны.

2. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут по несколько раз в день. Оптимальным по нашему мнению будет использование в этих целях физкультминуток. Однако набор пальчиковых игр может быть разнообразным, например:

· Игры с пальчиками.

· Пальчиковые игры с палочками и цветными спичками.

· Пальчиковые игры со скороговорками.

· Пальчиковые игры со стихами.

· Пальчиковый алфавит.

3. Во время игровой деятельности так же можно развивать мелкую моторику. Детям предлагается запускать пальцами мелкие волчки, катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики. Большую радость доставляют детям игры с мелкой мозаикой, пазлами. Эти игры так же развивают мелкую моторику, более того они способствуют творческому воображению, ориентировкев пространстве.

4. Развитие графической моторики также является важной часть формирования мелкой моторики, это могут быть следующие задания:

· Рисование по трафаретам.

· Рисование по фигурным линейкам.

· Штриховка.

· Работа в тетрадях, выполнение графических упражнений.

· Работа в занимательных прописях для дошкольников.

5. Успешное развитие мелкой моторики пальцев рук происходит в разных видах изобразительной деятельности- лепке, рисовании, аппликации, конструировании. Занятия этими видами деятельности способствуют развитию восприятия, чувства цвета.

6. Значительное место в работе с детьми по развитию мелкой моторики отводится упражнениям с малыми мячами. Для этого используются несколько видов мячей: разные по размеру, материалу и расцветке, по фактуре, структуре и функциональному значению.

7. Для развития ручной умелости, а так же детского творчества, артистизма у детей, используются различные виды инсценирования. Это прежде всего пальчиковый театр. Соответствующими движениями кисти или пальцами руки дети имитируют движение персонажей: наклоны и повороты головы, разнообразные движения туловища и рук куклы. Также хорошо зарекомендовал себя театр теней. У инсценировок с помощью пальчикового театра, театра теней, (где действуют пальцы и руки) большие возможности для развития ручной ловкости, движений кисти и пальцев рук, умелости, точности, выразительности движений и развития речи.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

Уровень развития мелкой моторики — один из показателей интеллектуального развития дошкольника.Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь. Педагоги отмечают, что дошкольники с нарушениями в мелкой моторике при поступлении в первый класс часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Письмо — это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Техника письма требует слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также хорошо развитого зрительного восприятия и произвольноговнимания.







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.