Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОНТОЛОГИЧЕСКАЯ НЕУВЕРЕННОСТЬ





Теперь мы можем более точно определить суть нашего клинического

исследования. Человек может обладать чувством своего присутствия в мире в

качестве реальной, живой, цельной и, во временном смысле, непрерывной

личности. Как таковой, он может жить в мире и встречаться с другими: мир и

другие переживаются как в равной мере реальные, живые, цельные и

непрерывные.

Подобная, в своей основе онтологически*2 уверенная, личность будет

встречать все жизненные опасности - социальные, этические, духовные и

биологические -с твердым ощущением реальности и индивидуальности самое себя

и других людей. Зачастую для такой личности с подобным чувством своей

неотъемлемой самости и личностной тождественности, неизменности вещей,

надежности природных процессов, субстанциональности природных процессов,

субстанциональности других очень трудно перенестись в мир индивидуума, чьим

переживаниям чрезвычайно недостает неоспоримой самообосновывающей

определенности.

Данное исследование касается случаев, где имеет место частичное или

почти полное отсутствие убежденности, проистекающей из экзистенциального

положения того, что я назову первичной онтологической уверенностью,- тревог

и опасностей, которые, как я буду предполагать, возникают только с точки

зрения первичной онтологической неуверенности: и последующих попыток

разобраться с подобными тревогами и опасностями.

* Несмотря на философское использование слова "онтология" (особенно

Хайдеггером, Сартром и Тиллихом),я употребил этот термин в современном

эмпирическом смысле, поскольку он является наилучшим производным словом от

слова "бытие" для прилагательных и наречий.

 

Литературный критик Лайонел Триллинг [47] указывает на весьма

существенное отличие, которое бы мне хотелось отметить самому, между

основополагающим экзистенциальным положением онтологической уверенности и

положением онтологической неуверенности, сравнивая, с одной стороны, миры

Шекспира и Китса, а с другой - Кафки:

"...для Китса осознание зла существует бок о бок с весьма сильным

ощущением личной индивидуальности, и по этой причине оно проявляется менее

отчетливо. Некоторым современным читателям, по этой же причине, оно

покажется менее сильным. Точно так же современному читателю может

показаться, что при сравнении Шекспира и Кафки - оставляя в стороне степень

их гениальности и рассматривая обоих лишь как толкователей человеческих

страданий и космической отчужденности -толкование Кафки более сильное и

полное. И на самом деле, суждение может оказаться верным именно потому, что

для Кафки ощущение зла не противоречит ощущению личной индивидуальности. Мир

Шекспира, точно так же как и Кафки, есть та тюремная камера, которой назвал

Паскаль этот мир, из которой заключенных ежедневно уводят на смерть. Шекспир

не меньше, чем Кафка, навязывает нам жестокую иррациональность условий

человеческой жизни, рассказанную идиотом историю, дурачащихся богов, которые

мучают нас не ради наказания, а ради забавы. И не меньше, чем Кафку,

Шекспира возмущает зловоние темницы сего мира;

ничто так не характерно для него, как омерзительные образы. Но в

тюремной камере Шекспира общество гораздо лучше, чем у Кафки; военачальники

и короли, возлюбленные и шуты у Шекспира до самой своей смерти живы и

завершенны. У Кафки же задолго до приведения в исполнение приговора, задолго

до начала зловещего судебного

процесса с осужденным происходит нечто ужасное. Все мы знаем, что это

такое,- он лишается всего, присущего че- ловеку, за исключением своей

абстрактной человеческой природы, которая, как и его скелет, никогда

полностью не присуща человеку. У него нет родителей, дома, жены, ребенка,

призвания и желаний; у него нет никакой связи с силой, красотой, любовью,

остроумием, смелостью, верностью или славой -сюда можно причислить и

гордость. Поэтому мы можем сказать, что знание Кафки о зле существует без

противоречащего знания о здоровом и самообосновывающем "я" и что знание

Шекспира о зле существует с этим противоречием во всей его полной силе".

Мы находим, как указывает Триллинг, что Шекспир описывает персонажей,

которые, очевидно, переживают самих себя реальными, живыми и завершенными,

как бы их ни запутывали сомнения и ни разрывали конфликты. В случае Кафки

дело обстоит по-иному. На самом деле, попытка сообщить, на что похоже живое

существо при отсутствии подобной убежденности, по-видимому, характеризует

творчество огромного количества писателей и художников нашего времени. Жизнь

без ощущения жизни.

Например, вместе с Сэмюэлем Беккетом человек входит в мир, в котором не

существует противоречащего ощущения "здорового и самообосновывающего "я"",

чтобы смягчить - отчаяние, ужас и скуку существования. Именно таким образом

обречены жить двое бродяг, ожидающих Годо:

ЭСТРАГОН: Всегда что-нибудь да находится, правда, Диди, чтоб создалось

впечатление, будто мы существуем?

ВЛАДИМИР (нетерпеливо): Да-да, мы с тобой чародеи. Но не надо позволять

себе отвлекаться от того, что мы "решили, а то мы забудем.

К сходным вопросам обращался Фрэнсис Бэкон. Вообще говоря, очевидно,

что обсуждаемое здесь нами с клинической точки зрения является лишь

небольшим примером чего-то, Во что глубоко вовлечена человеческая природа и

во что мы.можем привнести лишь частичное понимание.

Начнем сначала...

Биологическое рождение есть определенный акт, посредством которого

организм младенца ввергается в этот Мир. Вот он - новорожденный, новая

биологическая сущность, со своими собственными путями, реальная и живая, с

нашей точки зрения. А как с точки зрения ребенка? При обычных условиях

физическое рождение нового живого организма в этом мире быстро запускает

жизненные процессы, благодаря которым в течение удивительно короткого

времени младенец начинает ощущать себя реальным и живым и приобретает

чувство целостности своего бытия, непрерывности времени и местоположения в

пространстве. Иными словами, за физическим рождением и биологическим

приобретением жизни следует экзистенциальное рождение ребенка как реального

и живого. Обычно такое развитие само собой разумеется, оно -фундамент той

уверенности, от которой зависит любая другая уверенность. Нужно сказать, что

не только взрослые видят детей реальными, биологически жизнеспособными

сущностями, но и они сами переживают самих себя цельными, реальными и живыми

личностями и сходным образом переживают других людей как реальных и живых.

Это самообосновывающие данные опыта.

Значит, индивидуум может переживать свое собственное бытие как

реальное, живое и цельное; как отличающееся при обычных условиях от

остального мира настолько явно, что его индивидуальность и автономия никогда

не ставятся под сомнение; как континуум во времени; как обладающее

внутренней согласованностью, субстанциональностью, подлинностью и ценностью;

как совпадающее пространственно с телом; и, обычно, как начавшееся в момент

рождения или около того и подверженное уничтожению вместе со смертью. Таким

образом, у человека есть твердая сердцевина онтологической уверенности.

Однако суть может быть не в этом. Индивидуум при обычных условиях жизни

может ощущать себя скорее нереальным, чем реальным; в буквальном смысле

слова скорее мертвым, чем живым; рискованно отличающимся от остального мира,

так что его индивидуальность и автономия всегда находятся под вопросом. Ему

может не хватать переживания собственной временной непрерывности. Он может

не обладать ощущением личностной согласованности и связности. Он может

чувствовать себя скорее несубстан-циоиальным, чем субстанциональным, и

неспособным допустить, что вещество, из которого от сделан, подлинное,

добротное и ценное. И он может ощущать свое "я" частично отлученным от его

тела.

Конечно же, неизбежно, что индивидуум с подобным переживанием самого

себя не может больше жить в "надежном" мире и не может надеяться "на самого

себя". Вся "физиогномия" его мира будет соответственно отличаться от картины

мира индивидуума, чье ощущение "я" надежно укоренено в здоровье и

самообоснованности. Связь с другими личностями будет рассматриваться как

обладающая в корне иной значимостью и функцией. Забегая вперед, мы можем

сказать, что индивидууму, чье собственное бытие надежно в этом первичном

эмпирическом смысле, связь с другими потенциально доставляет удовольствие;

тогда как онтологически неуверенная личность занята скорее сохранением самое

себя, нежели доставлением себе удовольствия:

обычные условия жизни угрожают ее нижнему порогу безопасности*.

Если достигнуто положение первичной онтологической безопасности,

обычные условия жизни не составляют постоянной угрозы собственной

экзистенции человека. Если же такое жизненное основание не достигнуто,

обычные условия повседневной жизни представляют собой неизменную смертельную

угрозу.

Если только это осознано, можно понять, как способны развиваться

определенные психозы.

Если индивидуум не может принять как само собой разумеющееся

реальность, жизненность, автономию и индивидуальность самого себя и других,

ему приходится измышлять собственные способы быть реальным, удерживая себя и

других в живых, сохраняя свою индивидуальность, прилагая все усилия, как он

часто будет это выражать, чтобы не дать себе потерять свое "я". То, что для

большинства людей является обыденными происшествиями, которые едва ли

замечаются по причине их незначительности, может стать глубоко значимым,

поскольку оно либо поддерживает бытие индивидуума, либо угрожает ему

небытием. Подобный индивидуум, для которого элементы мира приобретают или

уже приобрели иную иерархию значимости, чем у обычной личности, начинает,

как мы скажем, "жить в своем собственном мире" или уже живет там. Однако

неверно сказать, без осторожных оговорок, что он теряет "контакт с"

реальностью и уходит в себя. Внешние события уже не задевают его так же, как

других: но это не означает, что они задевают его меньше; наоборот, зачастую

они задевают его намного сильнее. Как правило, суть вовсе не в том, что он

становится "безразличным" и "ушедшим в себя". Однако, может быть, мир его

переживания становится миром, который он уже не может делить с остальными

людьми.

 

*Данная формулировка очень похожа, в частности, на формулировки Г. С.

Салливана, Хилла, Ф. Фромм-Райхманн и Ариети. Федерн, хотя и выражается

совсем по-иному, видимо, разделяет весьма близкую точку зрения.

 

 

Но до изучения такой эволюции будет весьма ценно охарактеризовать под

тремя заголовками три формы тревоги, которые свйственны онтологически

неуверенной личности;

поглощение, рызрывание и окаменение.

Поглощение

В ходе сеанса в одной психоаналитической группе произошел спор между

двумя пациентами. Внезапно один из участников спора прервал его, заявив: "Я

не могу продолжать. Вы спорите для того, чтобы получить наслаждение, одержав

надо мной победу. В лучшем случае вы выиграете этот спор. В худшем

-проиграете. Я же спорю для того, чтобы сохранить свое существование".

Данный пациент был молодым человеком, который, как я бы сказал, был

здоров, но, как он заявил, его действия в этом споре, да и в остальной

жизни, имели целью не получение удовольствия, но "сохранение его

существования". Можно было бы сказать, что если он действительно вообразил,

что поражение в споре угрожает его существованию, то он "в значительной мере

потерял контакт с реальностью" и фактически является психически

ненормальным. Но это означает просто посчитать спорный вопрос не требующим

доказательств, не постаравшись понять пациента. Однако важно то, что, если

вы бы подвергли данного пациента психиатрическому допросу, рекомендованному

многими учебниками, через десять минут его поведение и речь открыли бы

"признаки" психоза. Подобные "признаки" быстро проявляются у личности,

предел основополагающей безопасности которой столь низок, что практически

любые отношения с другими, какими бы незначительными или явно "безвредными"

они ни были, угрожают ее погубить.

Твердое ощущение собственной автономной индивидуальности требуется для

того, чтобы можно было относиться к людям как одно человеческое бытие к

другому. Иначе же любые взаимоотношения угрожают человеку потерей

индивидуальности. Одну форму подобных беспокойств можно назвать поглощением.

При этом человек страшится отношений как таковых с кем угодно и с чем

угодно, на самом деле даже с самим собой, поскольку его неуверенность в

стабильности его автономии оставляет его незащищенным перед страхом потерять

автономию и индивидуальность при любом взаимоотношении. Поглощение не так

просто рассмотреть как нечто, происходящее совершенно невольно, несмотря на

самые активные попытки индивидуума избежать этого. Индивидуум переживает

самого себя как человека, который не утонет лишь благодаря постоянной,

напряженной и отчаянной активности. Поглощение ощущается как риск быть

понятым (то есть постигнутым, настигнутым, схваченным), быть любимым или

даже просто быть увиденным. Ненависть к себе может страшить по другим

причинам, но ненависть, как таковая, зачастую волнует меньше, чем

уничтожение посредством поглощения любовью.

Основным маневром, используемым для сохранения индивидуальности под

давлением страха поглощения, является изолирование. Таким образом, вместо

полюсов отделенности и связанности, основанных на индивидуальной автономии,

существует антитеза между полной потерей бытия посредством захвата другой

личностью (поглощением) и полным одиночеством (изоляцией). Не существует

третьей, безопасной возможности диалектических взаимоотношений между двумя

личностями, уверенными в собственной основательности и на базе этого

способными "потерять себя" друг в друге. Подобное слияние бытия может

произойти "подлинным" образом лишь тогда, когда индивидуумы уверены в себе.

Если человек ненавидит самого себя, он может желать потеряться в другом:

тогда поглощение другим является бегством от себя. В настоящем же случае это

вездесущая возможность быть напуганным. Ниже будет показано, однако, что

самое страшное и усиленно избегаемое "в один момент" может смениться

наиболее желаемым.

В психотерапии данное беспокойство ответственно за одну из форм так

называемой "негативной терапевтической реакции" на явно верное истолкование.

Быть верно понятым - значит быть поглощенным, заключенным, проглоченным,

утопленным, съеденным, задушенным предполагаемым всеохватывающим постижением

другой личностью. Одиноко и болезненно вечно пониматься неправильно, но по

крайней мере с этой точки зрения в изоляции есть некая безопасность.

Поэтому любовь другого страшит больше, чем ненависть, или скорее всякая

любовь ощущается как вариант ненависти. Быть любимым означает непрошенное

обязательство. При терапевтическом лечении подобного человека самое

последнее дело -выказывать больше "любви" или "заботы", чем у тебя имеется.

Чем ближе собственные, по необходимости очень сложные побуждения психиатра

попытаться "помочь" подобной личности к готовности "оставить его в покое" и

фактически его не поглощать или к простому безразличию, тем больше надежды

покажется на горизонте.

Существует множество образов, используемых для описания того, что

угрожает индивидуальности, которые можно здесь упомянуть как близко

связанные со страхом поглощения, например страх быть сожженным, утопленным и

затянутым зыбучими песками. Постоянно повторяется образ огня. Огонь может

оказаться неуверенным мерцанием собственной внутренней жизнеспособности

индивидуума. И он может стать чуждой разрушительной силой, которая его

уничтожит. Некоторые душевнобольные при обострениях говорят, что они все в

огне, что их тело сгорает. Один пациент описывает себя как холодного и

сухого. Однако он боится любого тепла и любой влаги. Он будет поглощен огнем

или водой и во всяком случае погибнет.

Разрывание

Это самое сильное слово, которое я смог найти для крайней формы того,

что Уинникотт определяет как столкновение с реальностью. Слово

"столкновение", однако, не выражает всего ужаса переживания мира, который в

любой момент может вторгнуться и уничтожить любую индивидуальность точно так

же, как газ врывается и уничтожает вакуум. Индивидуум ощущает, что, как и

вакуум, он совершенно пуст. Но такая пустота есть именно он. Хотя в других

случаях он стремится к тому, чтобы эта пустота заполнилась, он боится, что

это, возможно, произойдет, поскольку он стал чувствовать, что все, чем он

может быть, это жуткое ничто этого самого вакуума. Тогда любой "контакт" с

реальностью переживается как страшная угроза, поскольку реальность,

переживаемая с такой позиции, обязательно взрывоопасна и, как связь при

поглощении, является сама по себе угрозой той индивидуальности, которой

предположительно способен обладать индивидуум.

Реальность, как таковая, угрожающая поглощением или разрыванием,

является преследователем.

В сущности, мы все находимся лишь в двух-трех градусах Цельсия от

переживания такого порядка. Случись даже легкий жар, и весь мир может

обернуться преследующей, толкающей стороной.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.