Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







СОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МАТЕРИ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА





Уже в первых экспериментальных исследованиях привязанно­сти М. Аинсворт выдвинула предположение, что качественные от­личия привязанности матери и младенца в большой степени зависят от социального поведения матери, от опыта, приобретаемого ребен­ком в процессе взаимодействия с матерью (Ainsworth et al, 1978). Ин­тенсивное наблюдение за взаимодействием матери и младенца в до­машних условиях в течение первого года жизни ребенка показало, что по сравнению с матерями младенцев избегающего или амбива­лентно-сопротивляющегося типа привязанности матери безопасно привязанных младенцев более чувствительно отзывались на сигна­лы и социальное поведение младенцев. В ранней работе М. Аинс­ворт чувствительность матери оценивалась по качеству описания поведения ребенка, а в первые три месяца после родов - по поведе­нию во время кормления, по отзывчивости во время ситуаций взаи­модействия лицом клицу и нежному, бережному телесному контакту при держании ребенка. Оказалось, что дети матерей, которые были прекрасными информаторами и при описании ребенка давали мно­го спонтанных деталей, с большей вероятностью классифицирова­лись как безопасно привязанные (Ainsworth, 1963). В течение перво­го года чувствительные мамы были эмоционально более выразитель­ными, не были непреклонными и мало принуждали младенцев. Было обнаружено, что в последние три месяца первого года жизни ребен­ка они были психологически доступными, скорее принимающими, чем отвергающими, скорее сотрудничающими, чем вмешивающими­ся. По сравнению с другими матерями чувствительные матери безо­пасно привязанных младенцев продолжали быть отзывчивыми на плач и проявляли больше любви при контакте с ребенком (Ainsworth etal.,1978).

Обнаружено, что отзывчивость матери в первые три месяца свя­зана с более гармоничными взаимоотношениями матери и младенца в последние три месяца первого года жизни. Дети, чьи матери были отзывчивы на плач в течение ранних месяцев, теперь плакали мень­ше, полагаясь в общении на выражения лица, жесты и вокализацию (Bell, Ainsworth, 1972). Сходным образом младенцы, которых матери держали в первые три месяца на руках с нежностью, в последние три месяца первого года искали контакта меньше, а если он происходил,



то оценивался наблюдателем как нежный и более удовлетворяющий ребенка (Ainsworth etal., 1971). Авторы объясняют эти факты обра­щением к ожиданиям младенца, основанным на предварительном опыте удовлетворения или отвержения со стороны матери (Ainsworth etal., 1978).

Матери младенцев избегающего типа привязанности отличались от других тем, что были более отвергающими. Их положительные чув­ства по отношению к младенцу часто перекрывались раздражитель­ностью и гневом. Отвержение со стороны этой группы матерей про­являлось в отвращении к близкому телесному контакту с младенцем, предоставлении ему опыта неприятного телесного контакта. Они ха­рактеризовались недостаточной эмоциональной выразительностью, принуждением и строгостью по отношению кдетям. Матери младен­цев амбивалентно-сопротивляющегося типа привязанности оказа­лись, как и в предыдущей группе, относительно нечувствительными к сигналам младенцев, но менее отвергающими. У них не наблюда­лось отвращения к близкому телесному контакту, однако была оче­видна неспособность к такому поведению. В случаях телесного кон­такта с ребенком они проявляли очень мало любви.

При исследовании факторов, влияющих на развитие привязан­ности матери и младенца, Б. Егеланд и Е. Фарбер провели оценку отношений привязанности у 189 пар матерей из групп социального риска в возрасте от 12 до 37 лет и младенцев от 12 до 18 месяцев (Egeland, Farber, 1984). Данные, полученные пренатально и во время первых двух лет жизни ребенка, включали в себя характеристики ма­терей и младенцев, особенности взаимодействия во время кормле­ния и игры, информацию о стрессовых событиях в жизни и окруже­нии семьи. Авторы обнаружили, что матери безопасно привязанных младенцев были более сотрудничающими и чувствительными к мла­денцам в ситуациях кормления и игры по сравнению с матерями из группы небезопасной привязанности тревожного типа. У младенцев тревожно-сопротивляющегося типа привязанности наблюдалось от­ставание в развитии от сверстников, они меньше просили отзывчи­вого ухода. Матери тревожно-избегающих младенцев были напря­женными и раздражительными, с негативными чувствами о материн­стве, обходились со своими детьми небрежно и невнимательно. В целом по всей выборке мальчики были немного более чувствитель­ны к различиям в качестве ухода, тогда как для девочек была обнару­жена значимая связь типа привязанности с личностью матери. При


первоначально адекватном уходе изменения от привязанности безо­пасного вида к тревожному отмечались в случае, когда впоследствии у ребенка был опыт взаимодействия с агрессивной и подозритель­ной матерью. Изменения в сторону безопасной привязанности были связаны с взрослением и увеличением компетенции среди молодых матерей (Ibid.).

Обобщение данных литературы приводит к выводу, что в осно­ве надежной привязанности лежат чувствительность (Pedersen et al., 1990) и отзывчивость матери к сигналам младенца (Barnard, Kelly, 1990), желание реагировать на эмоциональном уровне (Field, 1990). Взаимонаграждающее взаимодействие в паре между матерями и мла­денцами в возрасте три и девять месяцев, большая по сравнению с другими матерями отзывчивость в один и четыре, меньшее отверже­ние в один и девять месяцев приводили в возрасте одного года к на­дежной привязанности младенцев. В отличие от этого матери мла­денцев, ненадежно привязанных и избегающих в возрасте одного года, характеризовались навязчивостью и перестимуляцией детей в три и девять месяцев, отвергающим поведением в девять месяцев. Матери ненадежно привязанных и сопротивляющихся младенцев проявляли непостоянство и недостаточную вовлеченность во взаи­модействие в три и девять месяцев, наименьшую среди всех исследо­ванных матерей отзывчивость и наибольшее отвержение младенцев в один месяц (Russel, Belsky, 1991;Russel, 1993).

Исследование интенсивности и характера ответов матерей на поведение трехмесячных младенцев выявило положительную связь между отзывчивостью матери (смотрит, улыбается, вокализирует, дер­жит младенца или прикасается к нему) и познавательным развитием младенца. Было показано, что ограничение матерью исследователь­ского поведения ребенка отрицательно влияет на уровень его разви­тия (Barnard, Kelly, 1990). В результате исследования авторы пришли к заключению, что отзывчивость матери является основой для буду­щего научения ребенка, поскольку после получения подкрепляюще­го поведения матери младенец научается награждающему исследо­ванию окружающей среды. Лонгитюдное исследование показало, что У матерей с высоким уровнем вовлеченности и отзывчивости по пер­вой субшкале методики исследования домашнего окружения младен­ца (Caldwell, Bradley, 1984) младенцы имели более высокий уровень развития, чем у матерей с промежуточной или низкой оценкой во­влеченности и отзывчивости (Barnard, Kelly, 1990). Предполагается,


 




что при проявлении матерями сенситивности и отзывчивости в пер­вые месяцы жизни младенцы приобретают через бесчисленное ко­личество взаимодействий чувство безопасности, проявляют надеж­ную привязанность к матери и позже способны использовать роди­теля как безопасную основу для исследования и источник комфорта во время стресса (Beckwith, 1990).

Прослеживание взаимодействия матери и ребенка показало, что поведение матери на втором и третьем году соответствует ее поведе­нию в течение первого года жизни младенца. Так, по сравнению с другими матери безопасно привязанных младенцев проявляли боль­ше положительных эмоций и высокое качество коммуникаций. Было обнаружено, что гнев, отвержение, нечувствительность и недостаток эмоциональной выразительности матерей детей в возрасте 21 меся­ца с высокой вероятностью соответствовали поведению матерей в ситуации определения привязанности, когда детям было 12 месяцев. У матерей детей избегающего или амбивалентно-сопротивляющего­ся типа привязанности эти виды поведения проявлялись в наиболь­шей степени, тогда каку матерей безопасной привязанности — в наи­меньшей. Во время наблюдения за своим ребенком лица матерей из группы безопасного типа привязанности были более выразительны­ми, с проявлением широкого диапазона эмоций. У матерей младен­цев избегающего типа привязанности впоследствии, когдадетям ис­полнился 21 месяц, наблюдались избегание близости и контакта с ребенком, недостаток эмоциональной экспрессивности (Ainsworthet al., 1978).

Во время классической ситуации определения привязанности поведение матери задается инструкциями и структурой проведения обследования, при этом уменьшается влияние на ситуацию текуще­го поведения взаимодействия матери. Поданным эксперименталь­ных исследований различное поведение младенцев в эпизодах клас­сической ситуации определения отношений привязанности обуслов­лено поведением взаимодействия матерей в течение жизни ребенка до проведения исследования. Таким образом, мы еще раз можем под­черкнуть, что поданным литературы широкие межиндивидуальные различия и индивидуальные особенности поведения младенцев оп­ределяются не реакцией на актуальное поведение матери, а сложив­шимся в результате предыдущего опыта взаимодействия «обобщен­ным представлением о взаимодействии» (Stern, 1985), «внутренней рабочей моделью» отношения с фигурой привязаности (Ainsworth et


al., 1978). Именно от долгого опыта взаимодействия с матерью в те­чение первого года жизни, а не от особенностей взаимодействия в отдельном эпизоде зависит направление организации поведения мла­денца по отношению к матери.

Сконцентрировав внимание на изучении влияния поведения взаимодействия матери на качество складывающегося в результате длительного опыта взаимодействия отношения младенца к матери, авторы и последователи теории привязанности в течение долгого вре­мени оставляли без внимания вопрос о влиянии индивидуальных психологических особенностей матери на качество отношений при­вязанности. Учитывая, что к этому времени были обнаружены сви­детельства влияния психологических характеристик матери на ее поведение взаимодействия, можно было предполагать об их влиянии и на качество отношений привязанности матери и младенца.

ПСИХОЛ01ТГЧЕСКИЕХАРАКТЕРИСТИКИ МАТЕРИ И ПРИВЯЗАННОСТЬ МАТЕРИ И МЛАДЕНЦА

В последнее время в экспериментальной психологии развития при изучении происхождения индивидуальных различий привязан­ности у младенцев стали уделять внимание вопросу о влиянии струк­туры личности матери на взаимоотношение матери и ребенка. Полу­чено достаточное количество фактов, свидетельствующих о связи между, с одной стороны, качеством отношения матери и ребенка и, с другой — воспоминаниями матери о своем детстве. Представление о соответствии паттернов отношений отпоколения к поколению име­ет значительную историю в психоаналитической литературе (Bowlby, 1973; Fraibergetal., 1975; Fonagyetal., 1991; Steeleetal., 1996). Под­черкивается, что развитие младенцев и детей в раннем возрасте оп­ределяется не только их врожденными характеристиками, но и фан­тазиями, ожиданиями и внутренними конфликтами их родителей (Brazelton, Cramer, 1991).

Экспериментальные исследования в области теории привязан­ности направлены на объяснение социальной передачи характера отношений от поколения к поколению. Считается, что паттерны вза­имодействия ребенка и матери интернализуются в раннем возрасте и определяют ожидания младенца, направляют проводимую им оцен­ку отношений. Несмотря на то, что эти внутренние репрезентации могут изменяться под воздействием текущего опыта, они рассматри-


 




ваются как не поддающиеся изменению и продолжающие влиять на отношения в течение всей жизни, и даже в следующем поколении (Bowlby, 1973).

Для определения особенностей привязанности у взрослых лю­дей в их собственном детстве и влияния этого опыта на текущие от-ношения был разработан специальный метод структурированного интервью (The Adult Attachment Interview) (Main, Goldwyn, 1984). Матери, проявившие объективность и сбалансированность при об­суждении детского опыта, вне зависимости оттого, насколько он был благоприятным, и составившие связные и правдоподобные описа­ния воспоминаний, были классифицированы как имеющие автоном­ную привязанность (autonomous attachment). Матери, которые обхо­дили эмоциональные стороны опыта привязанности вдетстве, про­являли идеализацию, настаивали на неспособности вспомнить, ис­пользовали лишенные эмоций формулировки, были отнесены к груп­пе с опытом отстраняющей привязанности (dismissing attachment). Матери, которые во время проведения интервью глубоко погружа­лись порой в травматический опыт детских отношений, часто по от­ношению к своим родителям принимали родительские функции, были озабочены вопросом об отношениях привязанности, проявля­ли непоследовательность, замешательство, пассивность или гнев, были классифицированы как поглощенные вопросами привязанно­сти (preoccupied attachment).

Выделенные по воспоминаниям об отношениях в детстве груп­пы матерей — автономные, отстраняющие и поглощенные, с боль­шой долей вероятности имели детей, отнесенных по классической ситуации с незнакомым человеком к группам, соответственно, избе­гающей, сопротивляющейся или безопасной привязанности (Main, George, 1985). Соответствие данных классификации привязанности матерей и их младенцев было обнаружено при сравнении результа­тов классической процедуры определения привязанности у 12-ме­сячных детей сданными интервьюирования матерей как во время беременности (Fonagyetal., 1991; Steele etal., 1996), так и через не­сколько лет после (Main, George, 1985;Grossmannetal., 1988). Было выдвинуто предположение, что состояние сознания автономных ма­терей не обременено неразрешенными относящимися к детскому опыту заботами и, следовательно, они свободны для того, чтобы от­вечать на сигналы привязанности ребенка (Fonagyetal., 1991). Не­желание признания потребностей ребенка в привязанности у часто


свидетельствующих об истории отвержения со стороны своих роди­телей отстраняющих матерей может вести к их нечувствительности и неотзывчивости к сигналам младенцев. Матери, поглощенные воп­росами привязанности, вероятно, предоставляют своим младенцам картину непостоянства и замешательства, тем самым ведя к форми­рованию тревожно-сопротивляющейся модели поведения, когда по­пытки младенцев удовлетворить потребности в эмоциональных от­ношениях привязанности легко расстраиваются.

В одной из работ данные о высокой вероятности проявления небезопасной привязанности сопротивляющегося типа у младенцев, матери которых по результатам обследования в период беременнос­ти были классифицированы как поглощенные, не подтвердились. Было обнаружено, что в пренатальный период матери младенцев сопротивляющегося типа привязанности по сравнению с матерями младенцев избегающего типа несильно отличаются от матерей детей безопасной привязанности (Fonagyetal., 1991). Однако их некото­рая парадоксальная особенность, незамечаемая до рождения ребен­ка, очевидна после рождения: они выражают удовлетворение жиз­нью и темпераментом младенца, несмотря на более высокий уровень депрессии и меньшую уверенность в себе как мамах.

В последние годы значительное внимание уделяется изучению пренатальной привязанности: как беременные женщины пережива­ют привязанность к плоду, какими методами это может быть изме­рено, какие факторы влияют на пренатальную привязанность, изме­няется ли она от терапевтического вмешательства и предсказывает ли пренатальная привязанность постнатальную (Miller, 1992). Появ­ление у матери чувства пренатальной привязанности наблюдается уже на восьмой неделе беременности и может быть измерено по шкале привязанности (Maternal Fetal Attachment Scale) (см.: Miller, 1992). Обнаружено, что на пренатальную привязанность матери могут вли­ять личностные и ситуационные показатели, движение плода при беременности, возраст плода, степень риска, изменение отношения к здоровью плода. Показано, что уровень психологического функ­ционирования матери на ранней стадии беременности предсказыва­ет ее привязанность к плоду и младенцу.

Таким образом, проведенные в последние годы исследования показали, что на качество отношений матери и ребенка и социаль­но-эмоциональное развитие ребенка в младенческом и раннем воз­расте влияют не только параметры поведения взаимодействия мате-


ри, но и полученный ею опыт отношений и привязанность к своим родителям в детстве. Несмотря на всю важность полученных данных, необходимо отметить наметившуюся в литературе узкую, продикто­ванную изучением передачи отношений привязанности из поколе­ния в поколение направленность изучения влияния психологичес­ких особенностей матери на качество привязанности. В то же время изучение взаимодействия и привязанности матерей и младенцев из групп риска свидетельствует о влиянии на качество привязанности широкого круга факторов, включающих в себя состояние матери, уровень социальной поддержки (Barnard, Kelly, 1990;Beckwith, 1990; Field, 1990; Jacobson, Frye, 1991). Среди факторов социального риска выделяют возраст, образование матери, уровень дохода в семье, на­личие хронического соматического заболевания или психопатологии учленов семьи (Beckwith, 1990; Krauss, Jacobs, 1990). Эти данные по­зволяют ожидать наличие широких связей между комплексом инди­видуальных психологических особенностей матери и качеством от­ношений привязанности матери и младенца.

Итак, результаты трех описанных выше групп исследований сви­детельствуют о том, что характеристики взаимодействия матери с мла-денцем связаны с широким кругом факторов, включающих в себя демографические данные (расовая принадлежность, уровеньдохода и социальной поддержки в семье, религиозные предпочтения), со­стояние (состояние тревожности, уровень депрессии), свойства ма­тери (тревожность, эмоциональная вовлеченность, эмоциональная готовность, ориентация локуса контроля матери), в том числе свой­ства личности, оцененные по методике MMPI (шкалы истерии, па­ранойи, эго-контроля, женственности). Результаты работ показыва­ют, что, на фоне общего для всех изменения социального поведения при взаимодействии с младенцем, психологические особенности матери являются важными факторами протекания взаимодействия. Они определяют скорее общую линию поведения взаимодействия матери, чем зависящее от многих причин текущее материнское по­ведение в той или иной ситуации. С этой точки зрения психологи­ческие характеристики матери в большей степени связаны с поведе­нием диады и ребенка. Поведение ребенка в паре и особенности его развития могут быть связаны с психологическими особенностями матери постольку, поскольку оно отражает общую историю взаимо­действия ребенка с матерью.


В литературе широко представлены работы, в которых отраже­на зависимость качества эмоциональных отношений младенца к ма­тери от особенностей поведения взаимодействия матери — чувстви­тельности матери, отзывчивости, желания реагировать на эмоцио­нальном уровне, вовлеченности, эмоциональной выразительности. В то же время появились данные, свидетельствующие о непостоян­стве и слабости отмеченной выше связи между такими характерис­тиками поведения матери, как отзывчивость и чувствительность, и качеством привязанности матери и младенца, о влиянии на привя­занность не только особенностей поведения, но и личностных черт матери. В частности, показано, что на привязанность младенца к матери влияют стиль выражения эмоций матери, ее эмпатия, общи­тельность. В литературе по исследованию привязанности приводит­ся предположение о создании родителями модели младенца до его рождения и о влиянии этой модели на взаимодействие родителя и младенца. Экспериментальные данные свидетельствуют о значитель­ном влиянии таких психологических свойств матери и отца, как тре­вожность и депрессивность, на близкое их модели младенца пред­ставление об ухаживании за младенцем и представление о поведе­нии младенца в будущем.

Изучение причин индивидуальных различий качества отноше­ний привязанности у младенцев привело к выводу о значительном влиянии на привязанность особенностей личности матери, ее при­вязанности к своим родителя м в детстве. Считается, что характерис­тики личности матери могут влиять на формирование привязаннос­ти до, во время и после беременности. Отмечается необходимость дальнейших и более обширных исследований в этом направлении.

Таким образом, в течение последнихлет было получено значи­тельное количество фактов, свидетельствующих о связи психологи­ческих характеристик матери и параметров ее поведения взаимодей­ствия с ребенком или социал ьного поведения матери и качества от­ношений младенца. Данные о влиянии индивидуальных психологи­ческих особенностей матери иа социальное поведение ребенка огра­ничены исследованиями передачи качества привязанности из поко­ления в поколение и получеиы при использовании лишь такой ха­рактеристики матери, как раншее отношение к родителям. Уже в этих работах существует возможность расширить круг исследуемых пси­хологических характеристике матери и не ограничиваться получен­ными на основании детских юоспоминании и результатов интервью


 




данными об опыте ее отношений привязанности к родителям. В то же время результаты изучения матерей и младенцев групп риска сви­детельствуют о влиянии на поведение взаимодействия и привязан­ности более широкого круга факторов, позволяют ожидать наличие широких связей между комплексом индивидуальных особенностей матери и качеством социального поведения не только самой матери, но и младенца.

ВЗАИМОСВЯЗЬ МЕДЩУ







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.