Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Карта психологической характеристики личностного развития школьника.





Характеристика класса

 

 

1. Формирование детского коллектива:

 

а) состав класса, количество мальчиков и девочек, возраст, количество учащихся из полных и неполных семей;

 

б) начало вхождения ученика в коллектив,

 

в) место проживания учащихся;

 

г) пути вхождения в коллектив новых учащихся.

 

2. Анализ психофизического здоровья учащихся:

 

а) анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы);

 

б) фамилии учащихся, здоровее которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников;

 

в) отношение больного ребёнка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни;

 

г) соотношение здоровья и учебных результатов.

 

3. Характеристика интересов учащихся:

 

а) сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся;

 

б) отношение учащихся к учебным предметам.

 

4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся:

 

а) желание работать с книгой и читать её;

 

б) уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности;

 

в) степень вовлечённости ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учётом их интересов (кружки, секции, спец. курсы и т. д.).

 

5. Характеристика сформированности классного коллектива:

 

а) определение в детском коллективе лидеров и изолированных учащихся, причины их разделения, кто является лидерами в классе, их краткая характеристика,

 

б) определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам), какие отношения складываются между микрогруппами.

 

в) каков характер взаимоотношения с другими классами.

6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива:

 

а) открытость, закрытость, тревожность учащихся;

 

б) наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений;

 

в) степень конфликтности учащихся, её причины;

 

г) наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

 

7. Характеристика семей учащихся:

 

а) возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни в семьях;

 

б) отношение родителей к школе и учебным успехам ученика;

 

в) характеристика взаимоотношений детей и родителей;

 

г) ценностные ориентации семей учащихся.

8. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива:

 

а) анализ педагогической диагностики класса, проведённой классным руководителем;

 

б) положительные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.

 

9. Структура классного коллектива:

 

а) актив класса;

 

б) поручения учащихся класса;

 

в) микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел);

 

г) каковы традиции, ритуалы, символика, сленг класса;

 

д) сформирован ли коллектив в классе, на какой стадии формирования находится.

 

 

Карта психологической характеристики личностного развития школьника.

 

Раздел 1. Общие сведения о ребёнке

 

1. Анкетные данные:

 

а) фамилия, имя, отчество,

 

б) дата рождения,

 

в) школа, класс.

 

2. Сведения о состоянии здоровья:

 

а) часто ли болеет,

 

б) хронические заболевания (какие),

 

в) особенности функционирования нервной системы:

 

- быстро утомляется, утомляется после длительной нагрузки, неутомим,

 

- быстро переходит от радости к грусти без видимой причины; адекватная смена настроений; стабилен в проявлении настроения;

 

- преобладает возбуждение; возбуждение и торможение уравновешенны; преобладает торможение.

 

3. Успеваемость:

 

а) отличная, хорошая, удовлетворительная, неудовлетворительная.

 

4. Сведения о семье и взаимоотношениях в ней:

 

а) полная или неполная;

 

б) отношения родителей между собой (уважительные, напряжённые, конфликтные);

 

в) взаимоотношения родителей с ребёнком (доверительно – уважительные, авторитарные, конфликтные).

 

Раздел 2. Проявление личностных качеств в поведении ребёнка

 

1. Направленность интересов:

 

а) на учебную деятельность;

 

б) на трудовую деятельность;

 

в) на художественно – эстетическую деятельность;

 

г) на достижения в спорте;

 

д) на отношения между людьми.

 

Отношение к делу:

Общественная активность

 

а) активно участвует во всех общественных делах, не считаясь с собственным временем;

 

б) принимает активное участие в общественных делах, но старается не тратить на это своего свободного времени;

 

в) не проявляет активности в общественных делах;

 

г) отказывается участвовать в общественных делах.

 

Трудолюбие

 

а) любую работу ученик всегда охотно выполняет охотно, ищет работу сам и старается сделать её хорошо;

 

б) как правило, охотно берётся за работу, стараясь выполнить её хорошо; случаи противоположного характера редки;

 

в) редко охотно берётся за работу;

 

г) чаще всего старается уклониться от ююбой работы;

 

д) всегда уклоняется от любого дела.

 

Ответственность

 

а) всегда хорошо и в назначенный срок выполняет любое порученное ему дело;

 

б) в большинстве случаев хорошо и в сок выполняет порученную ему работу;

 

в) часто не выполняет в срок (или плохо) порученное ему дело;

 

г) очень редко выполняет порученное дело;

 

д) никогда не доводит до конца порученные ему дела.

 

Инициативность

 

а) выступает зачинателем многих дел, не стремясь получить за это никакого признания;

 

б) довольно часто выступает зачинателем нового дела;

 

в) редко сам начинает новое дело;

 

г) почти никогда сам не начинает новое дело;

 

д) никогда не выступает зачинателем какого – либо дела.

 

Организованность

 

а) всегда правильно распределяет свою работу во времени и выполняет её согласно плану;

 

б) в большинстве случаев правильно распределяет и в срок выполняет свою работу;

 

в) умеет правильно распределять и в срок выполнять свою работу, только если за каждый её этап не надо отчитываться;

 

г) чаще не умеет правильно распределять свою работу во времени;

 

д) не умеет распределять свою работу во времени, тратит время зря.

 

Любознательность

 

а) постоянно активно узнаёт что-то новое в разных областях науки и культуры;

 

б) в большинстве случаев заинтересован в получении новых знаний из разных областей науки и культуры;

 

в) редко стремится узнать что-то новое; как правило, интересуется одной ограниченной областью знаний;

 

г) как правило, не проявляет заинтересованности в приобретении новых знаний;

 

д) равнодушен ко всякого рода новым знаниям.

 

Аккуратность

 

а) всегда содержит свои вещ в идеальном порядке; всегда одет опрятно, подтянет – за партой, у доски; бережёт общественное имущество, всегда старается привести его в порядок;

 

б) содержит в надлежащем порядке собственные и одолженные ему вещи; помогает приводить в порядок общественное имущество (парты, инвентарь и т. п.) скорее по обязанности;

 

в) не проявляет большого стремления к поддержанию порядка вокруг себя; иногда приходит в школу неопрятным, неряшливо одетым; равнодушен по отношению к тем, кто портит общественное имущество, даже портит;

 

г) часто не заботится о своём внешнем виде, состоянии своих книжек, вещей, не бережёт общественное имущество, даже портит;

 

д) совершенно не заботится о том, чтобы содержать свои вещи в надлежащем прядке, всегда неопрятен, неряшлив; при случае, не задумываясь, портит общественное имущество.

Отношение к людям

 

Коллективизм

 

а) всегда проявляет заботу по отношению к знакомым и незнакомым людям, старается любому оказать помощь и поддержку;

 

б) склонен проявлять заботу о незнакомых людях, если это не мешает его личным планам и делам;

 

в) нередко проявляет равнодушие к чужим делам и заботам, если это е затрагивает его лично;

 

г) как правило, равнодушен к заботам других, по своей инициативе им не помогает;

 

д) считает излишним проявлять заботу о незнакомых членах общества

 

Честность, правдивость

 

а) всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам; говорит правду и тогда, когда это ему невыгодно;

 

б) почти всегда правдив по отношению к своим родителям, учителям, товарищам;

 

в) часто говорит неправду, если ему это выгодно;

 

г) почти всегда говорит неправду, если ему это выгодно;

 

д) склонен всегда говорить неправду.

 

Справедливость

 

а) активно борется с тем, что считает несправедливым;

 

б) не всегда борется с тем, что считает несправедливым;

 

в) редко выступает против того, что считает несправедливым;

 

г) не добивается справедливости;

 

д) совершенно равнодушен к проявлениям справедливости.

 

Бескорыстие

 

а) в своих поступках всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не собственной выгоды;

 

б) почти всегда руководствуется соображениями пользы дела или других людей;

 

в) редко руководствуется соображениями пользы дела или других людей, а не своей выгоды;

 

г) в поступках часто руководствуется соображениями собственной выгоды;

 

д) в поступках всегда руководствуется соображениями собственной выгоды;

 

Общительность

 

а) всегда охотно вступает в контакт с людьми, любит работать и отдыхать в коллективе;

 

б) как правило, с удовольствием общается с людьми;

 

в) стремится общаться с ограниченным кругом людей;

 

г) предпочитает индивидуальные формы работы и отдыха;

 

д) замкнут, необщителен.

 

Чувство товарищества

 

а) всегда помогает товарищам в трудной работе и в тяжёлые минуты жизни;

 

б) как правило, помогает товарищам;

 

в) помогает товарищам, когда его просят;

 

г) очень редко помогает товарищам; если его просят, может отказать в помощи;

 

д) никогда не помогает товарищам в трудной работе и в затруднительных ситуациях.

 

Отзывчивость

 

а) всегда сочувствует другим, товарищи часто делятся с ним своими заботами;

 

б)искренне сочувствует другим, если не слишком поглощён собственными заботами;

 

в) поглощён собственными чувствами настолько, что это мешает ему разделить чувства других людей;

 

г) почти не умеет сочувствовать другим;

 

д) совершенно не умеет сочувствовать другим, товарищи не любят одалживаться у него.

 

Вежливость, тактичность

 

а) все его слова, поступки свидетельствуют об уважении к другим людям;

 

б) почти всегда проявляет должное уважение к другим людям;

 

в) часто бывает невежлив, нетактичен;

 

г) часто недопустимо резок, груб; нередко затевает ссоры;

 

д) всегда резок, невыдержан как в общении со сверстниками, так и со старшими; в ссоре оскорбляет других, грубит.

 

Отношение к себе

 

Скромность

 

а) никогда не выставляет напоказ своих достоинств, заслуг;

 

б) иногда по просьбе товарищей рассказывает о своих достижениях, достоинствах;

 

в) сам рассказывает товарищам обо всех своих достижениях, достоинствах;

 

г) часто хвастается не сделанным или тем, чём он принимает очень малое участие, к чему имеет мало отношения;

 

д) хвастается даже незначительными достижениями, преувеличенными достоинствами.

 

Уверенность в себе

 

а) никогда не советуется с другими, не ищет помощи даже тогда, когда это следовало бы делать;

 

б) все задания, поручения выполняет без помощи других; обращается за помощью только в случае действительной необходимости;

 

в) порой, выполняя трудную задачу, обращается за помощью, хотя мог бы справиться сам;

 

г) часто при выполнении заданий, поручений росит помощи, поддержки других, даже если сам может справиться;

 

д) постоянно, даже в простых делах нуждается в ободрении и помощи других.

 

Самокритичность

 

а) всегда со вниманием выслушает справедливую критику, настойчив в исправлении собственных недостатков;

 

б) в большинстве случаев правильно реагирует на справедливую критику. прислушивается к добрым советам;

 

в) порой прислушивается к справедливым замечаниям, старается их учитывать;

 

г) к критическим замечаниям, советам относится невнимательно, не старается исправлять недостатки;

 

д) отвергает любую критику, отказывается признать свои очевидные промахи, ничего не делает для их исправления.

Самоконтроль

 

а) всегда тщательно взвешивает свои слова и поступки;

 

б) не всегда тщательно контролирует свои слова и поступки;

 

в) большей частью поступает необдуманно, рассчитывает на везение;

 

г) почти всегда поступает необдуманно, недостаточно контролирует себя;

 

д) постоянно поступает необдуманно, в расчёте на везение.

 

Волевые качества личности

 

Смелость

 

а) всегда вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;

 

б) в большинстве случаев вступает в борьбу, даже если противник сильнее его самого;

 

в) не всегда может заставить себя вступить в борьбу с противником сильнее его самого;

 

г) в большинстве случаев отступает перед силой;

 

д) всегда отступает перед силой, трусит.

 

Решительность

 

а) всегда самостоятельно, без колебаний принимает ответственное решение;

 

б) в большинстве случаев без колебаний принимает ответственное решение;

 

в) иногда колеблется перед ответственным решением;

 

г) редко решается принять какое-либо ответственное решение;

 

д) не в состоянии самостоятельно принять какое-либо ответственное решение.

 

Настойчивость

 

а) всегда добивается выполнения намеченного, даже если требуются длительные усилия, не отступает перед трудностями;

 

б) как правило, старается выполнить намеченное, даже если при этом встречаются трудности; противоположные случаи редки;

 

в) доводит до конца задуманное, лишь если трудности его выполнения незначительны или требуют кратковременных усилий;

 

г) очень редко доводит до конца задуманное, даже если сталкивается с незначительными трудностями;

 

д) столкнувшись с трудностями, сразу же отказывается от попыток выполнить намеченное.

 

Самообладание

 

а) всегда умеет подавить нежелательные эмоциональные проявления;

 

б) как правило, умеет справиться со своими эмоциями, случаи противоположного характера единичны;

 

в) порой не умеет справиться со своими эмоциями;

 

г) часто не может подавить нежелательные эмоции;

 

д) плохо владеет своими чувствами, легко впадает в состояние растерянности, подавленности и прочее.

 

Авторитет в классе

 

а) пользуется безусловным авторитетом практически среди всех одноклассников: его уважают, считаются с его мнением, доверяют ответственные дела;

 

б) пользуется авторитетом среди большинства одноклассников;

 

в) пользуется авторитетом только у части одноклассников;

 

г) пользуется авторитетом у отдельных учащихся;

 

д) в классе авторитетом не пользуется.

 

Симпатии

 

а) является любимцем класса, ему прощаются отдельные недостатки;

 

б) в классе ребята относятся к нему с симпатией;

 

в) пользуется симпатией только у части одноклассников;

 

г) пользуется симпатией у отдельных ребят;

 

д) в классе его не любят.

Внимание

 

а) всегда легко и быстро сосредотачивает своё внимание на объяснении учителя, никогда не отвлекается на уроке, ошибок по невнимательности в работах не делает;

 

б) достаточно внимательно слушает объяснение учителя, отвлекается редко, иногда встречаются ошибки из-за невнимательности;

 

в) не всегда внимательно слушает объяснения учителя, периодически отвлекается, часто делает ошибки из-за невнимательности, но исправляет их при проверки;

 

г) слушает достаточно внимательно только в том случае, если ему интересно, часто отвлекается, постоянно делает ошибки из-за невнимательности, при проверке не всегда исправляет их;

 

д) как правило, медленно и с трудом сосредоточивает своё внимание на уроке, мало что осваивает из объяснений учителя из-за постоянных отвлечений, делает много ошибок по невнимательности и не замечает их при проверке.

 

2. Память

 

а) при заучивании всегда предварительно разбирается в структуре и смысле материала, но и материал, требующий механического заучивания, запоминает легко;

 

б) при заучивании может запомнить лишь то, в чём предварительно разобрался, понял, материал, требующий механического заучивания, даётся с трудом;

 

в) материал, требующий механического заучивания, усваивается очень легко, достаточно 1-2 раза просмотреть его, имеет привычку не разбираться в структуре и смысле заучиваемого материала:

 

г) при заучивании долго разбирается в материале, при изложении делает ошибки по форме, но смысл излагает точно;

 

д) для запоминания материала многократно механически повторяет его, без разбора и осмысления, делает смысловые ошибки.

 

Мышление

 

а) быстро схватывает суть материала, всегда в числе первых решает задачи, часто предлагает собственные оригинальные решения;

 

б) достаточно быстро понимает материал, быстрее многих решает задачи, иногда предлагает собственные оригинальные способы решения;

 

в) удовлетворительно понимает материал после объяснения учителя, решает задачи в среднем темпе, обычно не предлагает собственных оригинальных решений;

 

г) в числе последних улавливает суть объяснений преподавателя, отличается медленным темпом обдумывания и решения задач;

 

д) понимает материал только после дополнительных занятий, крайне медленно решает задачи, при решении задач слепо использует известные шаблоны.

Эмоциональная реактивность

 

а) всегда эмоционально реагирует на любые жизненные явления, его может глубоко, до слёз взволновать рассказ, кинофильм;

 

б) обычно эмоционально реагирует на жизненные явления, но редко его что-либо может взволновать глубоко;

 

в) редко проявляет живую эмоциональную реакцию на события;

 

г) живая эмоциональная реакция практически отсутствует.

 

Общий эмоциональный тонус

 

а) постоянно оживлён, очень активен во всех сферах школьной жизни, во всё вмешивается, берётся за все дела;

 

б) оживлён, в меру активен во всех сферах школьной жизни;

 

в) оживлён, активен только в некоторых сферах школьной жизни;

 

г) в сравнении с товарищами менее активен и оживлён;

 

д) практически всегда вял, апатичен во всех сферах школьной жизни, несмотря на то, что здоров.

 

Общие сведения.

 

* название мероприятия;

 

* дата и место его проведения; кто проводит;

 

* состав группы учащихся: мальчики, девочки, по интересам;

 

* вид деятельности; входит ли она в систему или является эпизодическим мероприятием;

 

* цель мероприятия: на решение каких качеств личности учащихся рассчитано данное мероприятие;

 

* психологическое обоснование выбора данного вида и содержания деятельности:

 

- соответствие занятия общим воспитательным задачам;

 

- уровню развития классного коллектива;

 

- возрастным особенностям учащихся.

 

Ход мероприятия.

 

- насколько убедительно, чётко, эмоционально были раскрыты перед учащимися цели и задачи

 

предстоящей деятельности;

 

- насколько содержательно, интересно и организованно проходила работа;

 

- какие знания приобрели учащиеся в ходе мероприятия, какие социальные установки

 

формировались у учащихся, в какой общественно полезной деятельности побуждало их занятие;

 

- какие выводы сделали учащиеся по ходу работы и в заключение, каких результатов достигли;

 

- как сказалось проведённое мероприятие на формирование общественного мнения коллектива и

 

отдельных учащихся, на их взаимоотношения;

 

- каким может быть последствие этого занятия для развития коллектива, для формирования его

 

общественной направленности.

 

Каково его воздействие на отдельных учащихся:

 

- эмоционально - эстетическая отзывчивость на прекрасное в искусстве;

 

- этика труда, художественная деятельность;

 

- этика поведения.

 

- роль место старших (кл. руководителя, психолога, приглашённых) на данном занятии;

 

- методика работы: характер отношений, их соответствие воспитательным задачам, возрастным и

 

индивидуальным особенностям, уровню развития коллектива.

 

Выводы и предложения.

 

Характеристика класса

 

 

1. Формирование детского коллектива:

 

а) состав класса, количество мальчиков и девочек, возраст, количество учащихся из полных и неполных семей;

 

б) начало вхождения ученика в коллектив,

 

в) место проживания учащихся;

 

г) пути вхождения в коллектив новых учащихся.

 

2. Анализ психофизического здоровья учащихся:

 

а) анализ результатов медицинского обследования учащихся класса (медицинские группы);

 

б) фамилии учащихся, здоровее которых нуждается в пристальном внимании учителей – предметников;

 

в) отношение больного ребёнка и его семьи к его здоровью и отношение самого ученика к своей болезни;

 

г) соотношение здоровья и учебных результатов.

 

3. Характеристика интересов учащихся:

 

а) сформированность или несформированность познавательной и учебной мотивации учащихся;

 

б) отношение учащихся к учебным предметам.

 

4. Характеристика интеллектуальных умений учащихся:

 

а) желание работать с книгой и читать её;

 

б) уровни работоспособности, активности, самостоятельности учащихся в учебной деятельности;

 

в) степень вовлечённости ребят класса во внешкольную интеллектуальную деятельность с учётом их интересов (кружки, секции, спец. курсы и т. д.).

 

5. Характеристика сформированности классного коллектива:

 

а) определение в детском коллективе лидеров и изолированных учащихся, причины их разделения, кто является лидерами в классе, их краткая характеристика,

 

б) определение микрогрупп в коллективе, причины объединения учащихся в группы (по интересам, месту жительства, по способностям, по личным качествам), какие отношения складываются между микрогруппами.

 

в) каков характер взаимоотношения с другими классами.

6. Характеристика нравственных качеств учащихся, эмоционального состояния детского коллектива:

 

а) открытость, закрытость, тревожность учащихся;

 

б) наличие или отсутствие у учащихся волевых качеств личности, рефлексивных умений;

 

в) степень конфликтности учащихся, её причины;

 

г) наличие или отсутствие умения взаимодействовать и сотрудничать с педагогами и одноклассниками.

 

7. Характеристика семей учащихся:

 

а) возраст родителей, образовательный уровень, условия жизни в семьях;

 

б) отношение родителей к школе и учебным успехам ученика;

 

в) характеристика взаимоотношений детей и родителей;

 

г) ценностные ориентации семей учащихся.

8. Мониторинг жизнеспособности классного коллектива:

 

а) анализ педагогической диагностики класса, проведённой классным руководителем;

 

б) положительные качества коллектива и отдельных учащихся, которые нуждаются в коррекции.

 

9. Структура классного коллектива:

 

а) актив класса;

 

б) поручения учащихся класса;

 

в) микрогруппы учащихся по интересам (для проведения классных дел);

 

г) каковы традиции, ритуалы, символика, сленг класса;

 

д) сформирован ли коллектив в классе, на какой стадии формирования находится.

 

 

Карта психологической характеристики личностного развития школьника.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.