Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Тема занятия: читаем и показываем сказку





«Медведь и мужик»

Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звук [п], обучает малы­шей четкому произнесению согласного звука [м]; взрослый демонстрирует, как произносится звук [р] (повторять этот звук за взрослым разрешается только тем детям, у которых он звучит чисто); взрослый знакомит детей с бук­вами М и Р и соотносит их с соответствующими звуками; повторяются уже знакомые детям буквы П, Б, К, С и Л; взрослый учит детей выделять началь­ный согласный звук в словах «Паша», «Поля», «бант», «бинт», «кот», «кит», «сон», «сук», «лак», «лук»; дети под руководством взрослого изготавливают из плотной бумаги карточки с буквами (образец для изготовления на рис. 26, с. 55) и вырезают из цветной бумаги репу.

Цели занятия

Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во вре­мя письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсцени­ровки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.

 

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику, го­товить руку к письму; учить детей правильно держать карандаш, выполнять обводку букв по образцу; развивать дыхание, вырабатывая длительный направ­ленный выдох; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому анализу слов (учить определять первый согласный звук в слове, коли­чество слогов в словах); познакомить детей с согласными буквами М и Р, повторить букву П.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную па­мять, умение проводить слоговой анализ слова, определять первый звук в слове.

-Оснащение:

—фигурки персонажей сказки — мужик и медведь (см. вклейку, рис. 10,12);

— декорации: дом, лесная поляна, поле с репой, поле с колосьями, лес, ло­шадь с телегой (см. вклейку);

— предметные картинки — пирог, одна репка, сноп, сложенные горкой репа,
ботва от репы, корешки от колосьев (см. вклейку, рис. 9, 11, 13-15, 17);

— карточки на плотной бумаге с буквами (рис. 26, с. 55);

— изображение колоса (см. с. 37, рис. 12);

— барабан и палочка к нему;

— настольная ширма;

— листы с индивидуальным графическим заданием «Репа и колос» (рис. 27,
с. 55);

— красные карандаши по количеству детей.

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку: ребенку, стоящему первым слева (укажите на него) следу­ет сказать: «Первый», следующему за ним—«второй» и так далее. Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем спроси­те у малышей, какую сказку они показывали на прошлом занятии, и попросите девочек изобразить радостного мужика, а мальчиков сердитого медведя. После того как задание будет выполнено, предложите сесть за стол сначала девочкам, а потом мальчикам.

2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей и атрибуты сказки «Му­жик и медведь». Покажите каждую из фигурок и громко и четко произнесите ее название, выделяя голосом первый звук в слове. Предложите детям назвать этот звук. Когда дети назовут его, предъявите им карточку с соответствующей бук­вой.

Соотнесите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того персонажа или атрибут сказки, название которого начинается на этот звук. В результате на карточку с буквой М будет поставлено сразу две фигурки — медве­дя и мужика. Обратите внимание детей на то, что эти слова начинаются с одного и того же звука. Когда все фигурки и атрибуты будут поставлены на карточки с бук­вами, скажите детям, что поднялся ветер, и подуйте на бумажные фигурки. Пред­ложите детям подуть вместе с вами (следите, чтобы дети делали длительный выдох

 

 

 

и не надували щек; если ребенок дует шумно, раздувает щеки, попросите его дуть потише и придерживать щеки ладошками). Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, предложите детям восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою букву. Дайте четверым детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку проговаривает вслух ее название и определяет первый звук в слове, а затем ставит на карточку с соответствующей буквой. Если у малышей будет желание, игру с вет­ром можно повторить, но соотносить фигурки с буквами будет уже следующая чет­верка детей.,

3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки с буквами П и Р. Предложите детям еще раз показать инсценировку сказки «Мужик и медведь», но вместо атрибутов в спектакле на этот раз будут использоваться карточки с первыми буквами слов «пшеница» и «репа». Распределите между детьми роли, выберите декоратора и бутафора. Выдайте артистам фигурки медведя и мужика; декоратору — изображение леса, дома, полей и лошадь с телегой; бутафору — карточки с буквами П и Р, а также атрибуты. (Пусть артистами станут дети, ко­торые на прошлом занятии были зрителями.)

Малыши, получившие роли, декоратор и бутафор занимают места с одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, выступая одновременно в качестве режиссера и чтеца от имени автора.

4.Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием «Репа и ко­лос» (рис.27, с.55). Спросите, что изображено на рисунках и какие буквы под ними подписаны. Предложите детям назвать и обвести буквы под первыми дву­мя рисунками, а затем написать такие же буквы под следующими рисунками.

5. «Волшебный» барабанчик (подробное описание игры см. на с. 18). При про­изнесении слов «му-жик» и «мед-ведь», «по-ле», «ре-па» производится по два
удара в барабан; «пше-ни-ца» —три удара, «лес» —один удар.

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

 

 

ЗАНЯТИЕ 5

Тема занятия: рисуем сказку «Мужик и медведь»

 

Предварительная работа: взрослый обучает детей количественному счету до де­сяти; закрепляет навык сравнения количества предметов в двух разных мно­жествах, употребляя понятия «поровну», «больше на», «меньше на».

Цели занятия

Воспитательные — формировать учебные навыки (правильную рабочую по­зу за столом при рисовании, усидчивость, аккуратность в работе); стимулиро­вать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать такие качест­ва, как умение сочувствовать, желание помочь другому.

 

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей (учить пра­вильно держать карандаш, рисовать и раскрашивать изображения, не выходя за контур); закрепить в словаре детей слова «вверху» и «внизу», названия частей растения; учить детей образовывать формы множественного числа имен сущест­вительных; закрепить знания детей об овощах и фруктах; совершенствовать счетные навыки в пределах десяти; учить детей сравнивать количество предме­тов; формировать умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображе­ние на листе бумаги в клетку.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, быстроту реакции; развивать логическое мышление (умение сравнивать, рассуждать).

Оснащение:

— мольберт (доска);

— образец изображения репы и колоса из счетных палочек (рис. 28, с. 56);

— набор счетных палочек;

— листы бумаги в клетку с обозначенными на них фигурами (рис. 29, с. 57);

— цветные и простые карандаши по количеству детей.

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям на­звать себя по порядку номеров.

Сделайте вывод о том, сколько всего детей присутствует сегодня на занятии. Затем предложите детям назвать по цепочке, какие овощи они знают. Дети по очереди называют разные виды овощей, причем каждый следующий ребенок должен назвать не только тот овощ, который он знает, но и вспомнить по поряд­ку все те овощи, которые были названы другими детьми до него. После выполне­ния задания малыши садятся за стол.

2. Раскрась картинки. Скажите детям, что вам жаль глупого медведя, кото­рый так и остался голодным. Предложите малышам нарисовать для него много
репы и пшеницы, чтобы не пришлось ему на зиму в берлогу ложиться спать с
пустым животом. Выдайте детям их графические работы, которые они выполня­ли на прошлом занятии, и предложите малышам раскрасить для медведя и репу,
и пшеницу.

.

3. Назови части. Когда работа будет закончена похвалите детей и предложите
внимательно рассмотреть части растения на примере пшеничного колоса. Сна­
чала сами покажите и назовите: колос с зернами, стебель, лист, корень, а затем
предложите детям повторить эти названия.

4. Закончи фразу. Скажите детям, что в поле вырос не один колос, а много-
много пшеницы. Предложите малышам вместе с вами рассказать о ней.

В поле выросло не одно растение, а много растений. Не один колос, а много... (колосьев).

Не одно зерно, а много... (зерен).

 

Не один стебель, а много... (стеблей). Не один лист, а много... (листьев). Не один корень, а много... (корней).

5.Подвижная игра «Где растет?». Предложите детям встать на дорожке и подровнять ножки. (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Расскажите де­тям, что овощи растут в огороде на грядке, то есть внизу, на земле. А фрук­ты— яблоки, груши, сливы, вишни, апельсины, наоборот, растут в саду на де­ревьях, и чтобы их сорвать, надо потянуться вверх. Предложите детям слушать вас внимательно и совершать движения вверх или вниз в соответствии с тем, что вы назовете: фрукт или овощ. Если назван фрукт, нужно поднять руки вверх и встать на цыпочки, если овощ — присесть.

Взрослый называет слова: «картошка», «виноград», «слива», «капуста», «ре­па», «мандарин», «свекла», «морковь», «яблоко», «апельсин», «тыква», «гру­ша», «вишня».

6. Конструирование из счетных палочек. Поместите на мольберте (доске) об­разец изображения репы и колоса (рис. 28, с. 56). Предложите детям сложить из
счетных палочек любое из этих растений. Пусть каждый малыш выберет сам,
что он хочет изобразить.

Детям дается задание сначала отсчитать нужное количество палочек (для ре­пы 10, для колоса 14), а затем самим сложить репу или пшеницу. Когда изобра­жение будет готово, дети показывают, где у растения вершки, а где корешки, и говорят, что из них съедобно, а что нет. Предложите малышам вспомнить, что взял себе медведь в сказке «Мужик и медведь» и остался ли он доволен.

7. Рисование по клеткам. Предложите детям нарисовать репу и колос по кле­точкам в соответствии с образцом из счетных палочек. Дайте малышам индиви­дуальные листы в крупную клетку, где в помощь детям точками обозначены на­
чало и конец каждой линии (рис. 29, с. 57). Когда изображения репы и колоса
будут готовы, предложите детям раскрасить их цветными карандашами.

8. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.


 

 

Рис. 21. Демонстрационный рисунок к заданию «Найди одинаковые колоски»

 

 

 
 


 


 


       
 
   
 


Рис. 22. Демонстрационный рисунок «Овощи»

Рис. 23. Графическое задание «Дорисуй и раскрась»

 

 

 

 


Рис. 24. Демонстрационный материал «Геометрические фигуры»

 

 

 


Рис. 25. Графическое и математическое задание «Сосчитай»

 

 

 

 


Рис. 26. Карточки с буквами.

 

 

 
 

 


Рис. 27. Графическое задание «Репа и колос»

 

 

 


Рис. 28. Образец изображения репы и колоса из счетных палочек.

 

 

 
 

 

 


Рис.29. Рисование колоса и репы по клеткам.

 

Заяц-хваста

Жил-был заяц в лесу. Летом ему было хорошо, а зимой плохо — приходилось к крестьянам на гумно* ходить овес воровать.

Приходит он к одному крестьянину на гумно, а тут уж стадо зайцев. Вот он и начал им хвастать:

— У меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи — я никого
не боюсь.

Зайцы и рассказали тетке вороне про этого хвасту. Тетка ворона пошла хва-сту разыскивать, нашла его под корягой. Заяц испугался:

— Тетка ворона, я больше не буду хвастать!

— А как ты хвастал?

— А у меня не усы, а усищи, не лапы, а лапищи, не зубы, а зубищи.
Вот она его маленько и потрепала:

— Боле не хвастай!

Раз сидела ворона на заборе, собаки ее подхватили и давай мять, а заяц это увидел:

«Как бы вороне помочь?»

Выскочил на горочку и сел. Собаки увидали зайца, бросили ворону — да за ним, а ворона опять на забор. А заяц от собак ушел.

Немного погодя ворона опять встретила этого зайца и говорит ему:

— Вот ты молодец: не хваста, а храбрец!

· Гумно —место, где обмолачивают зерно.

 

ЗАНЯТИЕ 1

Тема занятия: слушаем сказку

«Заяц хваста».

Предварительная работа: дети под руководством взрослого вырезают из цветной вклейки декорации и фигурки персонажей сказки и устанавливают их на под­ставки; взрослый беседует с детьми о смене времен года, их последовательно­сти, рассказывает о том, как зимуют дикие животные, как они приспосабли­ваются к морозам и снежному покрову (к зиме отращивают теплую шубу, меняют ее цвет), о том, как добывают себе пищу; взрослый напоминает де­тям, что некоторые животные утепляют свое жилище и делают запасы на зи­му (например, белка), а другие устраиваются спать в берлогах и норах до при­хода весны (медведь и еж).

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение внимательно слушать рас­сказ взрослого, соблюдать правила подвижной игры; воспитывать скромность, понимание, что хвастаться некрасиво.

Обучающие — совершенствовать общую моторику; закрепить знания детей о том, как зимуют дикие животные; познакомить детей с новыми словами: «ко­ра», «ветки», «грызть», «зимовать», «хвастун», «храбрец»; ввести в активный словарь детей существительные с уменьшительно-ласкательными и увеличи­тельными суффиксами.

Развивающие — развивать у детей слуховое внимание, умение отгадывать за­гадки, осмыслять события сказки.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы (см. вклейку,
рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле около деревни (см. вклейку);

— демонстрационный рисунок «Три зайца» (рис. 30, с. 70).

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки, приготовили ладошки». Подойдите к ребенку, стоящему в шеренге первым, хлопните двумя ладонями по его выставленным вперед ладошкам и скажите: «Мы». Подойдите к следующему малышу, хлопните по его ладошкам и скажите: «Знаем». Затем двигайтесь вдоль всего ряда детей, хлопайте по их ла­доням и продолжайте пословно говорить фразу: «Мы знаем много названий ди­ких животных». Важно, чтобы в сказанной вами фразе было ровно столько слов, сколько детей стоит в ряду. Если на занятии присутствуют семеро детей, то фра­за удлиняется: «Мы знаем много-много названий диких животных». Если пяте­ро детей, то фраза укорачивается: «Мы знаем названия диких животных».

Проговорив с хлопками фразу, вернитесь к первому ребенку и спросите у ма­лышей, каких диких животных наших лесов они знают. Предупредите детей,

 

 

что, называя животное, они должны хлопнуть по вашим ладоням. Вновь идите вдоль ряда, подставляя для хлопков свои ладони, и слушайте ответы малышей. После того как все дети по очереди назовут животных, они садятся на стульчи­ки, расставленные полукругом около стола.

2. Знакомство со сказкой. Скажите детям, что про одного из диких животных
они сегодня будут слушать русскую народную сказку. А про какое животное,
предложите отгадать. Прочитайте детям загадку:

Комочек пуха, Длинное ухо. Прыгает ловко, Любит морковку. (Заяц)

Когда дети назовут животное, сообщите малышам, как называется сказка, которую они сейчас услышат: «Заяц-хваста». Прочитайте или расскажите де­тям сказку «Заяц-хваста», одновременно выставляя декорации и фигурки пер­сонажей.

3. Подумай и ответь. Задайте детям вопросы по содержанию сказки.
Кто жил в лесу?

Хорошо зайцу было зимой в лесу или плохо?

Куда пошел заяц?

Кого он там встретил?

Что стал говорить заяц своим товарищам?

Кому зайцы рассказали про хвастуна?

Что сказала зайцу тетка ворона?

Кто напал на тетку ворону?

Как заяц-хваста спас тетку ворону?

Как после этого тетка ворона назвала зайца?

4.Подвижная игра «Будь внимателен». Предложите детям участвовать в по­движной игре. Объясните малышам правила игры: по команде «зайцы» малы­ши должны изображать зайцев — прыгать в разных направлениях по комнате, держа руки перед грудью, как лапки; по команде «собаки» —бежать мелкими, легкими шажками, так же держа руки перед грудью; а по команде «вороны» — «летать», размахивая руками, как крыльями.

Сначала вы меняете команды не торопясь, через 20-30 секунд, затем темп на­растает и команды к смене видов движений даются чаще — уже через каждые 5-10 секунд.

5. Отгадай загадки. Предложите детям отгадать загадки про всех героев сказ­ки «Заяц-хваста».

 

У кого хороший нюх? Сама вся сероватая,

Кто помчался во весь дух? Походка мешковатая,

По следам она идет — Важная персона,

Все отыщет, все найдет. Зовут ее... (ворона).
(Собака)

 

Что за трусишка: Хвост-коротышка, Уши вдоль спинки, Глаза с косинкой, Одежда в два цвета — На зиму и лето.

(Заяц)

6. Цепочки слов. Покажите детям демонстрационный рисунок «Три зайца» (рис. 30, с. 70) Предложите малышам вместе с вами рассказать о трех зайцах: среднем, маленьком и большом. Скажите: «У среднего зайца нос, у маленько­го — носик, а у большого — носище».

У среднего зайца усы, у маленького —... (усики), а у большого —... (усищи).

В дальнейшем достаточно показывать на картинки и называть соответствую­щие части тела:

Глаза—... (глазки, глазищи).

Лапы —... (лапки, лапищи).

Хвост —... (хвостик, хвостище).

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 2

Тема занятия: рассказываем сказку «Заяц-хваста».

-

Цели занятия

Воспитательные — формировать у детей умение соблюдать очередность, вы­полнять правила подвижной игры, участвовать в коллективном пересказе.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику (учить детей бро­сать и ловить мяч, удерживать правильную рабочую позу за столом, правильно держать в руке карандаш); расширять словарный запас детей за счет слов-анто­нимов: трудно — легко, скромный — хвастливый, быстро — медленно, смелый — трусливый. Закреплять у детей грамматические навыки — умение образовывать слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами; формировать представле­ние о различии в строении тела зверей и птиц; совершенствовать связную речь детей. Закреплять знания о геометрических фигурах.

Развивающие — развивать у детей слуховое и зрительное внимание, форми­ровать чувства ритма. Учить детей сравнивать и дорисовывать недостающие час­ти изображения, продолжать последовательность по образцу.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы (см. вклейку,
рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле возле деревни (см. вклейку);

 

—демонстрационный рисунок «Зайцы зимой» (рис. 31, с. 70);

—листы с индивидуальным графическим заданием «Продолжи ряд» (рис. 32,
с. 71) по количеству детей;

—простые карандаши по количеству детей;

—мяч.

Ход занятия

1. Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Предложите детям пред­
ставиться по имени, но имя свое произносить в уменьшительно-ласкательной
форме, например: Танечка, Димочка. Дети по очереди называют себя по имени и
садятся на стульчики, расставленные полукругом около стола.

2. Совместный пересказ. Предложите детям провести коллективный пересказ
сказки «Заяц-хваста». Каждый ребенок говорит по 2-3 предложения. Жестом
давайте детям понять, чья очередь продолжать пересказ. Сами последовательно
выставляйте декорации и фигурки персонажей, совершайте с ними описывае­мые в сказке действия.

Если у кого-либо из детей возникают затруднения, задайте ему наводящий вопрос или начните следующую фразу сами.

3. Найди ошибку. Скажите детям, что теперь они знают о том, как тяжело жи­вется зайцам зимой в лесу: холодно и голодно, вокруг много опасностей и врагов.
Покажите малышам демонстрационный рисунок «Зайцы зимой» (рис. 31, с. 70).
Предложите малышам найти на нем ошибку, которую допустил художник (один
из зайцев в серой шубке).

4.Игра с мячом «Скажи наоборот». После рассматривания рисунка предло­жите детям поиграть с мячом. Скажите малышам: «Встали на лужок, сделали кружок». Когда дети сделают круг, возьмите мяч и встаньте в центр круга. Объ­ясните детям правила игры: вы произносите слово и бросаете мяч одному из де­тей; ребенок ловит мяч, придумывает слово с противоположным смыслом, про­износит его и одновременно бросает мяч обратно.

Слова для игры «Скажи наоборот»: большой — маленький, летний — зимний, сытый — голодный, толстый — тонкий, веселый — грустный, трусливый — храб­рый, смелый, скромный — хвастливый, слабый — сильный, трудно — легко, бы­стро — медленно, тепло — холодно, далеко — близко.

После окончания игры дети садятся вокруг стола.

5. Урок вороньего языка. Предложите детям научиться говорить по-вороньи. Для этого у мудрой вороны нужно взять урок вороньего языка. Предупредите де­тей, что на этом уроке все нужно повторять так, как скажет сама ворона. Пока­жите малышам фигурку вороны и произнесите: «Кар-кар (пауза), кар». Дети сначала слушают, а потом повторяют, копируя ритмический рисунок.

Затем скажите: «Кар-кар (пауза), кар-кар». Следующая воронья фраза будет звучать так: «Кар (пауза), кар-кар». И наконец самое трудное задание: «Кар-кар (пауза), кар (пауза), кар-кар».

 

Сначала ритмические задания выполняются детьми хором, а затем каждый ребенок получает индивидуальное задание, а остальные малыши проверяют правильность его выполнения.

 

6. Продолжи ряд. Предложите детям нарисовать главных героев сказки «Заяц-хваста». Для этого выдайте им листы с индивидуальным графическим зада­нием «Продолжи ряд» (рис. 32, с. 71). Пусть дети продолжат ряд рисунков, изо­бразив еще одну ворону и зайца. Предложите малышам дорисовать картинки так, чтобы изображения зайца и вороны чередовались в том же порядке.

Обратите внимание детей на то, что фигурки обоих персонажей в своей основе имеют одинаковые геометрические фигуры и отличаются друг от друга лишь до­полнительными деталями, такими как уши, хвост, крылья и клюв. Предложите детям самим назвать и показать на рисунке соответствующие части тела у жи­вотных и уточните названия геометрических фигур, с помощью которых они изображены (туловище — овал, голова — круг, хвостик у зайца — маленький кружок, хвост у вороны — треугольник, заячьи уши — овалы, клюв и крылья у вороны — изображены с помощью треугольников). Предложите детям срав­нить, чем отличается тело птицы (вороны) от тела зверька (зайца).

7. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

ЗАНЯТИЕ 3

Тема занятия: показываем сказку «Заяц-хваста».


 


Цели занятия


Воспитательные — вырабатывать учебные навыки (правильную рабочую позу за столом при рисовании и письме); учить детей согласовывать действия при проведении простой инсценировки; стимулировать развитие творческой ин­дивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику; вве­сти в словарь детей притяжательные прилагательные «заячьи», «собачьи» и «вороньи»; стимулировать активное употребление в речи слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами; закрепить счетные навыки (количественный и по­рядковый счет); продолжить знакомство детей с цифрами.

Развивающие — развивать зрительное внимание, наблюдательность и мыш­ление детей; развивать способность к подражанию.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собака, группа зайцев (см.
вклейку, рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле возле деревни (см. вклейку);

— большое настенное зеркало или индивидуальные зеркала по количеству
детей;

 

 

— листы с индивидуальным математическим заданием (рис. 33, с. 71) по ко­личеству детей;

— красные карандаши по количеству детей;

— демонстрационные рисунки «Следы» (рис. 34, с. 71) и «Где чьи следы?»
(рис. 35, с. 72).

 

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки, приготовили ладошки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Пройдите, вдоль ряда детей, хлопая по их ладошкам и пословно проговаривая фразу: «Мы знаем много диких животных». (Смотрите подробное описание ана­логичной игры на с. 59.) Предложите детям назвать этих животных, но предупре­дите, что сказать о них нужно ласково, так, чтобы им было приятно услышать свое имя, например: зайчик, лисичка, белочка, волчок, мышка, ежик и медведенька.

Спросите у детей, про кого из этих животных они в прошлый раз рассказыва­ли сказку. Сообщите, что сегодня вы все вместе будете показывать спектакль по сказке «Заяц-хваста». Распределите между детьми роли зайца-хвасты, воро­ны, собак и зайцев из группы. Выберите декоратора.

Выдайте детям-артистам фигурки их персонажей, а декоратору дайте деко­рацию заснеженного поля около деревни. Остальные дети будут зрителями. Ма­лыши по мере получения фигурок и декораций садятся за стол: артисты с одной стороны стола, а зрители — с противоположной.

2. Инсценировка сказки. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­
ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: подсказы­вайте декоратору, куда поставить декорацию; указывайте на артиста, чья оче­редь говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.

3. Артикуляционная гимнастика. Предложите детям изобразить перед зерка­лом всех героев сказки «Заяц-хваста» с помощью мимики и артикуляции. (Для
этого дети встают в ряд перед настенным зеркалом или получают индивидуаль­ные зеркала.) Продемонстрируйте детям артикуляционные позы.

Ворона — губы вытянуть вперед трубочкой — «клюв».

Заяц — поднять верхнюю губу, обнажив верхние зубы-резцы.

Собака — оскалиться, обнажив крепко сжатые зубы.

(Когда дети разучат все артикуляционные позы, у них можно забрать инди­видуальные зеркала.) Предложите малышам показать артикуляционные позы в следующем порядке: заяц, собака, ворона, заяц, ворона, собака, ворона, соба­ка, собака, заяц.

После выполнения задания дети вновь садятся за стол.

4. Сосчитай. Предложите детям посчитать героев сказки. Для этого покажите
малышам сначала фигурку вороны, потом фигурки собак и наконец всех зайцев,
включая хвасту. Спросите малышей сколько ворон принимало участие в спек­такле (одна), сколько собак (две) и сколько всего зайцев (четыре и еще один —
всего пять). Предложите детям пересчитать зайцев по порядку номеров.

 

Выдайте детям листы с индивидуальным математическим заданием (рис. 33, с. 71) и предложите малышам нарисовать в рамке столько палочек, сколько зай­цев они насчитали, а затем найти среди других цифру 5 и обвести ее красным ка­рандашом.

5.Где чьи следы? Покажите детям рисунок «Следы» (рис. 34, с. 71). Показы­вайте и называйте следы разных животных: заячьи, собачьи и вороньи. Затем предложите малышам посмотреть на рисунок «Где чьи следы?» (рис. 35, с. 72) и самостоятельно определить, где по снегу проскакал заяц, где пробежали соба­ки, а где прошла ворона. Следите за тем, чтобы, показывая следы, дети называ­ли их правильно: «заячьи», «собачьи» и «вороньи».

6. Подведение итогов занятия. Положительно оцените работу детей.

ЗАНЯТИЕ 4

Тема занятия: читаем и показываем

сказку «Заяц-хваста».

Предварительная работа: взрослый повторяет с детьми звук [с], обучает малы­шей четкому произнесению согласных звуков [в] и [з]; взрослый знакомит де­тей с буквами В и 3 и соотносит их с соответствующими звуками; повторяют­ся уже знакомые детям буквы М, П, Б, К, С, Л и Р; взрослый учит детей выделять начальный согласный звук в словах «мак», «мох», «пир», «пуш­ка», «бык», «булка», «киви», «санки», «соль», «лошадь», «лыжи», «рак», «руки», «каша»; взрослый дает детям знания о временах года и их последова­тельности; взрослый вместе с детьми изготавливает из плотной бумаги кар­точки с буквами 3, В и С (образец для изготовления на рис. 36, с. 72).

Цели занятия

Воспитательные — формировать правильную учебную позу за столом во вре­мя письма; учить детей согласовывать свои действия при проведении инсцени­ровки; стимулировать развитие творческой индивидуальности детей.

Обучающие — совершенствовать мелкую и артикуляционную моторику де­тей, готовить руку к письму (учить детей правильно держать карандаш, выпол­нять обводку букв по образцу); закреплять знания детей о смене времен года; формировать у детей фонематический слух, готовить их к звуко-слоговому ана­лизу слов (учить определять первый согласный звук в слове, количество слогов в словах); познакомить детей с согласными буквами В и 3, повторить букву С.

Развивающие — развивать слуховое и зрительное внимание детей, моторную память; развивать дыхание, вырабатывать длительный направленный выдох.

Оснащение:

— фигурки персонажей сказки — заяц, ворона, собаки, зайцы (см. вклейку,
рис. 18-21);

— декорации: заснеженное поле около деревни (см. вклейку);

 

— карточки с буквами на плотной бумаге (рис. 36, с. 72);

— барабан и палочка к нему;

— настольная ширма;

— листы с индивидуальным графическим заданием «Заяц и ворона» (рис. 37,
с. 72) по количеству детей;

— красные карандаши по количеству детей.

Ход занятия

1.Организационный момент. Скажите детям: «Встали на дорожке, подров­няли ножки, приготовили ладошки». (Дети встают в шеренгу перед педагогом.) Пройдите вдоль ряда детей, хлопая по их ладошкам и пословно проговаривая фразу: «Мы знаем названия всех четырех времен года». (Смотрите подробное описание аналогичной игры на с. 59.) Дети перечисляют по порядку все времена года, начиная с любого или с того, которое идет сейчас, например: «Зима, весна, лето, осень, зима, весна...» Затем спросите у детей, какую сказку они показыва­ли на прошлом занятии, и попросите изобразить ее главных героев с помощью артикуляции. Пусть девочки покажут ворону, а мальчики — зайца. После того как задание будет выполнено, предложите детям сесть за стол—сначала девоч­кам, а потом мальчикам.

2. Чья буква? Поставьте на стол фигурки персонажей сказки «Заяц-хваста»: зайца-хвасту, ворону, собак. Покажите каждую из фигурок, громко и четко про­износя ее название (выделяйте голосом первый звук в слове). Предложите детям назвать этот звук. Когда дети будут произносить звук, предъявляйте им карточ­ку с соответствующей буквой. Соотнесите буквы и звуки — на каждую карточку с буквой поставьте фигурку того персонажа сказки, название которого начина­ется на этот звук. На карточку с буквой 3 будет поставлен заяц, на карточку с буквой В — ворона, на карточку С — собаки. Когда все фигурки будут стоять на карточках, скажите, что поднялся ветер, и подуйте на бумажные фигурки.

Предложите детям подуть вместе с вами. Когда бумажные фигурки упадут или сместятся, предложите детям восстановить порядок — поставить каждую фигурку на свою букву.

Дайте трем детям по фигурке. Ребенок, получивший фигурку, проговаривает вслух имя персонажа и определяет первый звук в слове, а затем ставит фигурку на карточку с соответствующей буквой.

Если у малышей будет желание, игру с ветром можно повторить, но соотно­сить фигурки с буквами будет уже следующая тройка детей.

3. Инсценировка сказки. Установите на подставки карточки с буквами 3, В и С — первыми буквами слов «заяц», «ворона» и «собаки». Предложите детям еще раз показать инсценировку сказки «Заяц-хваста», но вместо фигурок героев сказки в спектакле на этот раз будут использоваться карточки с первыми буква­ми их имен.

Распределите между детьми роли зайца, вороны и собак, выберите декорато­ра. Выдайте артистам фигурки персонажей сказки, а декоратору — изображение заснеженного поля около деревни. (Пусть артистами станут дети, которые на прошлом занятии были зрителями.)

 

Малыши, получившие роли, и декоратор занимают места с одной стороны стола, а зрители — с другой. Помогите детям провести инсценировку сказки, вы­ступая одновременно в качестве чтеца от имени автора и режиссера: указывайте на артиста, чья очередь говорить; если необходимо, подсказывайте слова его роли.

4.Пишем буквы. Выдайте детям листы с графическим заданием «Заяц и во­рона», которое дети выполняли на занятии 2 «Рассказываем сказку», где под ри­сунками штрихом подписаны буквы 3 и В (рис. 37, с. 72). Спросите у детей, что изображено на рисунках и какие буквы под ними подписаны. Предложите ма­лышам назвать и обвести буквы под первыми двумя рисунками, а затем напи­сать такие же буквы под следующими рисунками. '

5. «Волшебный» барабанчик (подробное описание игры см. на с. 18). «Во-ро-
на», «со-ба-ки»—три удара, «за-яц», «по-ле»—два удара.

6. Подведение итогов занятия. Дайте положительную оценку работы детей.

 

ЗАНЯТИЕ 5

Тема занятия: рисуем сказку «Заяц - хваста».

Цели занятия

Воспитательные — формировать учебные навыки (правильную рабочую по­зу за столом при рисовании, усидчивость, аккуратность в работе, выдержку); стимулировать развитие творческой индивидуальности детей; воспитывать уме­ние сочувствовать и желание заботиться о животных.

Обучающие — совершенствовать общую и мелкую моторику детей (учить пра­вильно держать карандаш, рисовать и раскрашивать изображения, не выходя за контур); закрепить в словаре детей слова «слева» — «справа», «вверх» — «вниз», «выше» — «ниже»; формировать у детей умение ориентироваться в пространстве и на плоскости листа; активизировать в словаре детей слова — названия частей тела животных (голова, уши, туловище, лапы, хвост) и частей деревьев (ствол, ветки); учить детей согласовывать существительные с числительными «один», «два» и «пять»; закрепить знания о том, как зимуют дикие животные в лесу; расширить словарный запас детей за счет слов «опасность», «хищник», «враг», «чуткий», «быстрый», «осторожный»; уточнить, какие у животных бывают способы передвижения, ввести в словарь детей глаголы «идти», «бежать», «ска­кать», «прыгать», «красться», «шуршать»; совершенствовать счетные навыки в пределах десяти; учить детей сравнивать количество предметов; тренировать умение соотносить фигуры из счетных палочек и их изображение на листе бу­маги.

Развивающие — развивать слу<







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.