Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА, ЕЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ, ОСНОВНЫЕ КОМПОНЕНТЫ. ВИДЫ ОТДЫХА, ИНТЕРВАЛЫ ОТДЫХА, ИХ ХАРАКТЕРИСТИКА. ЗОНЫ МОЩНОСТИ, СООТНОШЕНИЕ МЕЖДУ ОБЪЁМОМ И ИНТЕНСИВНОСТЬЮ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКИ.





Зоны мощности в спортивных упражнениях

С ориентацией на мощность и расход энергии были установлены следующие зоны относительной мощности в циклических видах спорта:

Зона максимальной мощности: в её пределах может выполняться работа, требующая предельно быстрых движений. Ни при какой другой работе не освобождается столько энергии, сколько при работе с максимальной мощностью. Кислородный запас в единицу времени самый большой, потребление организмом кислорода незначительно. Работа мышц совершается почти полностью за счёт бескислородного (анаэробного) распада веществ. Практически весь кислородный запрос организма удовлетворяется уже после работы, т.е. запрос во время работы почти равен кислородному долгу. Дыхание незначительно: на протяжении тех 10 – 20 секунд, в течение которых совершается работа спортсмен либо не дышит, либо делает несколько коротких вдохов. Зато после финиша его дыхание ещё долго усиленно, в это время погашается кислородный долг. Из-за кратковременности работы кровообращение не успевает усилиться, частота же сердечных сокращений значительно возрастает к концу работы. Однако минутный объём крови увеличивается ненамного, потому что не успевает вырасти систолический объём сердца.

Зона субмаксимальной мощности: в мышцах протекают не только анаэробные процессы, но и процессы аэробного окисления, доля которых увеличивается к концу работы из-за постепенного усиления кровообращения. Интенсивность дыхания также всё время возрастает до самого конца работы. Процессы аэробного окисления, хотя и возрастают на протяжении работы, всё же отстают от процессов бескислородного распада. Всё время прогрессирует кислородная задолженность. Кислородный долг к концу работы больше, чем при максимальной мощности. В крови происходят большие химические сдвиги. К концу работы в зоне субмаксимальной мощности резко усиливается дыхание и кровообращение, возникает большой кислородный долг и выраженные сдвиги в кислотно-щелочном и водно-солевом равновесии крови. Это может вызвать повышение температуры крови на 1 – 2 градуса, что может повлиять на состояние нервных центров.

Зона большой мощности: интенсивность дыхания и кровообращения успевает уже в первые минуты работы возрасти до очень больших величин, которые сохраняются до конца работы. Возможности аэробного окисления более высоки, однако они всё же отстают от анаэробных процессов. Сравнительно большой уровень потребления кислорода несколько отстаёт от кислородного запроса организма, поэтому накопление кислородного долга всё же происходит. К концу работы он будет значителен. Значительны и сдвиги в химизме крови и мочи.

Зона умеренной мощности: это уже сверхдлинные дистанции. Работа умеренной мощности характеризуется устойчивым состоянием, с чем связано усиление дыхания и кровообращения пропорционально интенсивности работы и отсутствие накопления продуктов анаэробного распада. При многочасовой работе наблюдается значительный общий расход энергии, сто уменьшает углеводные ресурсы организма.

Итак, в результате повторных нагрузок определённой мощности на тренировочных занятиях организм адаптируется к соответствующей работе благодаря совершенствованию физиологических и биохимических процессов, особенностей функционирования систем организма. Повышается КПД при выполнении работы определенной мощности, повышается тренированность, растут спортивные результаты.

 

 

Задачи и методы физической реабилитации спортсменов на этапе медицинской (МР) и спортивной реабилитации (СР)

Выделяют этапы реабилитации: медицинская реаб-ция (МР), спортивная реаб-ция (СР), вслед за которым идет начальный этап спортивной тренировки (СТ.).

Этап МР характеризуется стиханием патологического процесса, развитием регенерации, компенсации, иммунитета. Например, при травмах к концу этапа МР завершается восстановление анатомической целостности поврежденных структур (сращение переломов костей, разрывов мышц, связок и пр.). Задачами этого этапа является ускорение саногенеза (комплекс защитно-приспособительных механизмов, развивающийся на протяжении болезни к направленный на восстановление нарушенной саморегуляции организма), адаптация спортсмена к бытовым нагрузкам и в то же время поддержание общей, а в ряде случаев — его специальной работоспособности. Поэтому наряду с физиотерапией, массажем, ортопедическими средствами и традиционной ЛФК в реабилитации спортсменов широко используют интенсивные общеразвивающие, а в ряде случаев специальные упражнения тренировочной направленности. К концу этапа МР спортсмен должен быть полностью адаптирован к бытовым и несложным профессиональным нагрузкам. В случае совместимости характера заболевания или травмы с занятиями спортом экспертным советом врачей - реабилитолгов принимается решение о переходе к этапу СР.

Этап СР характеризуется отдельными функциональными нарушениями, остаточными явлениями перенесенной болезни или травмы (снижение функциональных показателей кардио-респираторной системы, остаточная контрактура, нарушение координации движений и пр.). Задачами этапа СР является полная ликвидация этих функциональных нарушений, восстановление общей и частично специальной работоспособности спортсмена. Специальными средствами этого этапа служат физические упражнения различной направленности.

Весь этот период спортсмен должен находиться под контролем уже врача команды, тренировка же носит индивидуальный характер (помимо временного ограничения объема и интенсивности физической нагрузки могут быть также временно исключены отдельные специальные упражнения и, наоборот, включены специальные упражнения из арсенала этапа СР).

Методы физической реабилитации:

· физические методы реабилитации (электролечение, электростимуляция, лазеротерапия, баротерапия, бальнеотерапия и др.);

· механические методы реабилитации (механотерапия, кинезотерапия);

· массаж;

· традиционные методы лечения (акупунктура, фитотерапия, мануальная терапия и другие);

· трудотерапия;

· психотерапия;

· логопедическая помощь;

· лечебная физкультура;

· реконструктивная хирургия;

· санаторно-курортное лечение.

 

 

ПРИНИПЫ, СРЕДСТВА МЕДИЦИНСКОЙ И ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К СОСТАВЛЕНИЮ РЕАБИЛИТАЦИОННЫХ ПРОГРАММ

Психолого-педагогическое.

Лидерство и общение

Есть формальные и неформальные лидеры.

Качества, присущие лидеру - интеллект, эмпатия, внутренняя мотивация, гибкость, амбициозность, уверенность в своих силах, оптимизм.

4 компонента эффективного лидерства:

1. Стиль тренера (демократический, тоталитарный)

2. Ситуационные факторы - тренер должен учитывать ситуацию и окружающую среду. Ряд ситуационных факторов начинает влиять при планировании эффективного лидерства в спорте, в том числе: командный или индивидуальный вид спорта, интерактивный или коативный вид спорта, количество человек в команде; время, имеющееся в распоряжении; количество помощников, традиции.

3. Характеристики занимающихся - при определении лидерств следует отметить и характеристики занимающихся: пол, уверенность в себе, уровень способностей, личность, национальность, возраст, опыт.

4. Процесс общения - доверительное, уважительное, нужно соблюдать дистанцию.

 

В процессе общения могут возникнуть 2 проблемы: конфронтация и критика.

При конфронтации никогда не следует «нападать» на другого человека в возбужденном состоянии и не позволять делать это другому.

Как использовать конфронтацию:

1. Конструктивное выражение чувств (оценить ситуацию со стороны)

2. Снять состояние возбуждения, не затрагивать личность человека в состоянии гнева.

3. Способность быть эмпатичным (не навязывать никому своей воли)

4. Постепенность - не следует сразу доказать свою позицию не выслушав оппонента и перегружать его информацией.

С чего следует начинать критику:

1. Положительное высказывание

2. Инструкция с ориентацией на будущее

3. Комплимент

 

 

ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ФИЗИЧЕСКОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ НАРУШЕНИИ ОСАНКИ И ИХ ХАРАКТЕРИСТИКИ. КАКОВА РОЛЬ И МЕСТО СИММЕТРИЧНЫХ, АССИМЕТРИЧНЫХ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ ПРИ СКОЛИОЗЕ

 

Физическая реабилитация при нарушениях осанки.

Нарушения осанки встречаются довольно часто в детском возрасте. Это связано, как правило, с изменениями в формировании позвоночника в процессе роста скелета.

Ребенок рождается с прямым позвоночником. В 2 – 3 месяца жизни начинает формироваться шейный лордоз, после 6 месяцев – формируется грудной кифоз, после 1 года – поясничный лордоз. Такая фазность зависит от развития объема функций организма. Так, к 2 месяцам ребенок удерживает голову, к 6 месяцам сидит, к 1 году жизни начинает ходить. Окончательная осанка формируется к 6 годам жизни. Однако, в процессе дальнейшего роста организма могут происходить отклонения от нормального развития с различными проявлениями нарушения осанки.

Нарушения осанки могут быть (рис. 2, рис. 3):

1. В сагиттальной плоскости (вид сбоку)

2. Во фронтальной плоскости (вид сзади или спереди)

В сагиттальной плоскости различают следующие нарушения:

· сутулость,

· круглая спина (кифотическая осанка),

· плоская спина,

· усиление поясничного лордоза

· уменьшение поясничного лордоза

· плосковогнутая осанка

· кругловогнутая осанка

Во фронтальной плоскости боковое искривление позвоночника.

Согласно статистическим данным, нарушения осанки встречаются от 40% до 60% осмотренных детей школьного возраста.

Плоская осанка сглаженность всех физиологических изгибов. Причина – слабость мышц спины, живота

Принципы ЛФК. Применяются упражнения, направленные на укрепление мышц спины, живота, (начинают с 4 – 5 повторений):

Из ИП лежа на спине поднимание и опускание прямых ног, поднимание и опускание корпуса, «велосипед» ногами.

Из ИП лежа на животе поднимание и опускание прямых ног, пригибание корпуса, одновременное поднимание ног и корпуса, с после дующим возвратом в ИП.

Из ИП стоя наклоны туловища вперед, назад, в стороны.

Из ИП на четвереньках прогибание спины с возвратом в ИП.

Полезны упражнения с легким отягощением (0,5 – 1 кг в зависимости от возраста ребенка).

Принципы массажа: выполняется классический тонизирующий массаж мышц живота, расслабляющий массаж грудного отдела спины, расслабляющий массаж мышц поясницы, точечный массаж паравертебральных точек по тонизирующей методике в грудном отделе и по расслабляющей – в поясничном. Мануальная терапия.

Принципы физиотерапии. Электрофорез с йодидом калия и новокаином на мышцы спины, магнит продольно на спину.

Сутулая осанка свисание плеч, «крыловидные» лопатки, может быть компенсаторное усиление шейного и поясничного лордоза, грудного кифоза. Причина – снижение силы ромбовидной мышцы, трапециевидной мышцы, передней зубчатой мышцы. Преобладание силы грудных мышц.

Принципы ЛФК: расслабление грудных мышц, укрепление плечевого пояса, сближение лопаток. Из ИП стоя прогибы позвоночника назад в грудном отделе, круговые движения руками назад, отведение рук назад, отведение рук через стороны вверх, поднимание надплечий.

Принципы массажа: выполняется классический расслабляющий массаж грудных мышц, шейного отдела позвоночника, тонизирующий массаж спины в грудном отделе, точечный массаж БАТ в грудном и поясничном отделе позвоночника по расслабляющей методике, приемы мануальной терапии.

Принципы физиотерапии: применяется СМТ, ДДТ на мышцы спины, электрофорез с новокаином и йодидом калия на грудной отдел позвоночника, на грудные мышцы, магнит продольно на спину.

Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.

Кифотическая осанка резкое усиление грудного кифоза, также компенсаторно усилен шейный лордоз. Причина – слабость мышц спины, повышенный тонус грудных мышц.

Принципы ЛФК: укрепление мышц спины, расслабление грудных мышц. Из ИП стоя прогибы позвоночника назад в грудном отделе, отведение прямых рук назад, круговые движения руками назад, разведение локтей со сведением лопаток. Из ИП лежа на животе – прогибы позвоночника назад, поднимание корпуса с возвратом в ИП.

Принципы массажа: выполняется классический расслабляющий массаж грудных мышц, шейного отдела позвоночника, тонизирующий массаж спины в грудном отделе, точечный массаж БАТ в грудном и поясничном отделе позвоночника по расслабляющей методике, приемы мануальной терапии.

Принципы физиотерапии: применяется СМТ, ДДТ на мышцы спины, электрофорез с новокаином и йодидом калия на грудной отдел позвоночника, на грудные мышцы, магнит на грудной отдел позвоночника.

Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.

Лордотоническая осанка резкое усиление поясничного лордоза. Причины – слабость мышц поясницы, живота.

Принципы ЛФК: укрепление мышц поясницы, живота, ягодиц.

Примеры упражнений. Из ИП лежа на спине поднимание и опускание прямых ног, «велосипед» ногами, «ножницы» ногами, прижимание поясницы к полу. Из ИП стоя махи прямой ногой назад.

Из ИП лежа на животе попеременное поднимание прямых ног.

Из ИП стоя наклоны туловища вперед, приседания.

Принципы массажа: выполняется классический тонизирующий массаж поясничного отдела спины, косых и прямых мышц живота, точечный массаж биологически активных точек поясницы по расслабляющей и тонизирующей методике, мануальная терапия.

Принципы физиотерапии: магнит на поясницу, в начале лечения электрофорез с новокаином и йдидом калия на поясницу, затем – СМТ на поясницу.

Плосковогнутая осанка – сглаженность грудного кифоза при усиленном поясничном лордозе. Принципы терапии включают в себя комплекс мер, применяемых при плоской осанке и при усиленном поясничном лордозе.

Кругловогнутая осанка – одновременное усиление грудного кифоза и поясничного лордоза. Принципы терапии включают в себя комплекс мер, применяемых при круглой (кифотической) осанке и при усиленном поясничном лордозе.

Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.

Нарушения осанки во фронтальной плоскости (вид спереди или сзади) - сколиотическая осанка - привычное «боковое отклонение позвоночника». Сопровождается асимметрией стояния надплечий, лопаток, разностью треугольников талии. Причины: неправильное сидение за партой, компьютером, ношения портфеля в одной руке, разная длина ног.

Многие ошибочно путают сколиотическую осанку со сколиозом, что является крайне ошибочным (!). Между этими двумя заболеваниями есть существенное отличие. Так, при сколиотическом нарушении осанки не происходит структурного изменения позвонков, ось позвоночника отклоняется от прямой линии только в результате разного тонуса правой и левой половины мышц спины или разницы длины ног. При устранении указанных причин заболевание можно вылечить. При сколиозе кроме указанных изменений происходит скручивание позвоночника вокруг вертикальной оси с последующими структурными изменениями в телах позвонков (торсия). Сколиоз является непрерывно прогрессирующим заболеванием. Прогрессирование заболевания приостанавливается после полового созревания ребенка в связи с замедлением роста.

Сколиотическая осанка нередко предшествует сколиозу.

Принципы ЛФК при нарушениях осанки во фронтальной плоскости. В данном случае выработке более симметричного положения плечевого пояса помогают упражнения с гимнастической палкой, переброской мяча. В комплексной терапии этих нарушений осанки также полезны упражнения на равновесие (на бревне, скамейке, ношение специальных предметов на голове и т.д.), порядковые упражнения (построения, повороты, ходьба). С целью выработки хорошей осанки и для проверки ее правильности применяют специальный тест: становятся к стене, прикасаясь затылком, лопатками, ягодицами, голенями, пятками, после чего делают шаг вперед, стараясь сохранить правильное положение тела, возвращаются в ИП.

Принципы массажа при нарушениях осанки во фронтальной плоскости В начале лечения назначается расслабляющий массаж на мышцы спины и грудные мышцы, после чего выполняется тонизирующий массаж на продольные мышцы спины, массаж биологически активных точек, мануальная терапия.

Принципы физиотерапии при нарушениях осанки во фронтальной плоскости. В начале лечения – электрофорез с йодидомкалия и новокаином (через день) на спину и грудные мышцы, магнитотерапия на грудной отдел позвоночника, затем – СМТ продольных мышц спины.

Рекомендуется ношение корректора осанки 3 – 4 часа в день для выработки правильной позы.

При нарушениях осанки часто страдает самочувствие ребенка, появляются различные жалобы на боли в спине, головные юоли, утомляемость, ухудшение памяти и т.д.

Родители могут по предложенным тестовым картам (таб.1, 2), и по предложенным ниже пробам определить самочувствие своего ребенка самостоятельно, что поможет контролировать процесс реабилитации при нарушениях осанки и сколиозе.

Физическая реабилитация при сколиозе.

Сколиоз деформация позвоночника, включающая в себя боковое искривление позвоночника, сочетающееся с искривлением позвоночника в переднезаднем направлении, с обязательным скручиванием (торсией) озвоночника вокруг вертикальной оси (в горизонтальной плоскости).

Виды сколиоза

1. Шейно-грудной (верхнегрудной)

2. Грудной

3. Грудопоясничный (нижнегрудной)

4. Поясничный

5. Комбинированный (S – образный) – имеются две первичных дуги искривления.

6. Сочетанный – кифосколиоз (сочетание усиленного кифоза со сколиотической деформацией)

Различают 4 степень сколиоза. Степень сколиоза рассчитывается по рентгенограмме, которая выполняется в прямой и боковой проекции.

Степени сколиоза (по Коббу)

1 степень – угол деформации до 10 0

2 степень – 11 – 30 0

3 степень – 31 – 60 0

4 степень – больше 61 0

Очень важной прогностической характеристикой для сколиоза является его стабильность.

Стабильность сколиоза

Вычисляется по отношению угла деформации позвоночника на рентгенограмме, выполненной лежа к углу деформации позвоночника на рентгенограмме, выполненной стоя. При этом получается цифра меньше 1. Чем ближе показатель к 1, тем стабильнее сколиоз.

Различают:

1. Стабильный сколиоз (более благоприятное течение)

2. Лабильный сколиоз (склонен к прогрессированию).

При лабильном сколиозе вытяжение противопоказано (!).

Для исследования выносливости мышц спины ребенка уклады­вают на живот, руки согнуты на затылок, исследующий удержи­вает руками ноги больного и фиксирует время удержания ребен­ком туловища в приподнятом на 30° положении (норма для де­тей 7—11 лет 1—1,5 мин, для детей 12—15 лет 1,5—2,5 мин). Выносливость мышц живота определяют по времени удержания больным туловища приподнятого до угла 60° из положения лежа на спине, руки согнуты и отведены на затылок (средняя норма не менее 1 мин).

При сколиозе обращают внимание на наличие мышечного валика, реберного горба, деформацию грудной клетки. Мышечный валик и реберный горб возникает на выпуклой стороне деформации.

Сколиоз относится к непрерывно прогрессирующим заболеваниям. Сколиоз прогрессирует до периода полового созревания ребенка, после чего в связи с активизацией половых гормонов, рост ребенка прекращается и деформация позвоночника замедляется.

Прогрессирование сколиоза зависит от возраста больного, типа и степени деформации. Интенсивное увеличение деформации наблюдается в период бурного роста ребенка и достигает максимума в пре- и пубертатном периодах (у девочек в 11-13 лет, у мальчиков в 14-16 лет) и обычно уменьшается при прекращении роста. По данным исследования сотрудников Центрального института трав­матологии и ортопедии (ЦИТО) сколиоз встречается у 8-12%.

При оценке частоты патологии позвоночника чрезвычайно важно учитывать возраст детей. Так, статистика свидетельствует, что число нарушений осанки и сколиоза резко увеличивается в школьном возра­сте - из-за вертикальной неустойчивости тела при быстром росте ре­бенка.

При очень тяжелых и запущенных деформациях позвоночника следует говорить не только о сколиозе, а о сколиотической болезни. В это понятие включаются нарушения функций внешнего дыхания, сер­дечно-сосудистой и мочевыделительной систем, вызванные смещени­ем органов грудной и брюшной полости анатомическими деформаци­ями позвоночника, грудной клетки и таза

Физическая реабилитация применяется при любой степени сколиоза, но при ранних нарушениях (I – II степени) она имеет наибольшую эффективность. III – IV степень сколиоза нередко требует оперативного лечения с последующим постоянным поддерживающим консервативным лечением (ЛФК, массаж, физиотерапия и т.д.).

В настоящее время большинство ортопедов полагают, что физическая реабилитация сколиоза должна быть комплексной и включать в себя:

1. общеукрепляющее лечение, улучшающее общее самочувствие, функции дыхательной и сердечно-сосудистой систем;

2. лечебную гимнастику, позволяющую укрепить мышечный корсет и способствующую коррекции и стабилизации деформации.

3. массаж мышц туловища, укрепляющий мышцы и улучшающий их трофику;

4. водные процедуры, которые способствуют разгрузке позвоночника и улучшают функции органов дыхания;

5. электростимуляцию паравертебральных мышц на выпуклой стороне искривления, позволяющую избирательно воздействовать на определенные мышечные группы;

6. плавание;

7. разгрузку позвоночника (вытяжение при стабильном сколиозе, специальные укладки, сон в гипсовой кроватке, школьные занятия в положении лежа ношение ортопедических корсетов).

Проблема лечения сколиотической деформации позвоночника и нарушения осанки – наиболее трудная в детской ортопедии.

Консервативное лечение направлено не столько на устранение деформации, сколько на замедление прогрессирования ее. Назначают массаж, ЛФК, корригирующую гимнастику, устранение продольных нагрузок, связанных с растяжением тканей позвоночника.

Оперативное лечение сколиозов является труднейшей проблемой детской ортопедии. Оперируют детей с III и IV стадиями. Операция направлена на устранение деформации и удержание достигнутого результата. С этой целью используют различные дистракторы и корректоры. Одним из эффективных методов является коррекция позвоночника, разработанная профессором Пожарским В.П.

Физическая реабилитация детей с непрогрессирующим сколио­зом I—II степени складывается из комплекса мероприятий, предусматривающего снижение статической нагрузки на позвоноч­ник и организацию правильного двигательного режима в дошколь­ном учреждении, школе и дома. При этом следует устранить причины, способствующие деформации позвоночника: длительное сидение, неправильное положение в постели, неправильная поза при стоянии, ношение тяжелых предметов в одной руке, укорочение ноги и т.д. Лечебная гимнастика направлена на стабилизацию имеющегося искривления, предупреждения его прогрессирования, одновременно с курсом массажа, особенно мышц спины. Наряду с этим рекомендуются занятия спортив­ными играми с мячом, плавание, катание на лыжах.

Значительно сложнее методика лечения сколиозов I—II.сте­пени с прогрессирующим течением. Комплекс лечебных мероприя­тий направлен на купирование прогрессирования сколиоза и стабилизацию патологического процесса. Прежде всего, необходи­ма организация строгого снижения нагрузки на позвоночник, т. е. сокращение времени пребывания больного сидя, стоя. На­хождение ребенка на протяжении длительного периода времени в горизонтальном положении необходимо сочетать с корриги­рующей гимнастикой, массажем и ортезно-ортопедическими ме­роприятиями. Лечебная гимнастика наряду с общеукрепляющим воздействием на организм должна быть направлена, прежде всего, на купирование прогрессирования и компенсирование сколиоза путем повышения устойчивости.

При этом исключаются упражнения на растя­гивание позвоночника и интенсивную коррекцию деформации. Комплекс упражнений лечебной гимнастики составляется специа­листом по лечебной физкультуре индивидуально для каждого больного или группы идентифицированных больных. Про­цедуру лечебной гимнастики выполняют дважды в день по 45 мин и заканчивают коррекцией положением — кратковременной укладкой больного на 15—20 мин на бок выпуклой частью ис­кривления на мягкий валик. Для восстановления функциональной способности мышц спины и живота лечебная гимнастика должна сочетаться с массажем.

Практика показывает, что ортезно-ортопедические мероприя­тия в комплексе консервативного лечения оказывают благоприят­ное воздействие на коррекцию сколиоза. У детей дошкольного возраста с нестабильным сколиозом в часы дневного отдыха и на ночь применяют гипсовую кроватку, изготовленную при мак­симальной коррекции позвоночника. Детям старше 3 лет при неуравновешенных, нестабильных, прогресси­рующих сколиозах назначают корсет. При сколиозах I степени корсет обычно не применяют. Для создания благоприятных ус­ловий стабилизации при гипермобильности позвоночника и откло­нении туловища от средней линии применяют корсеты фикси­рующего типа.

Принципы ЛФК при сколиозе.

1. Физические упражнения направлены на коррекцию нарушений, т.е. выполняются в выпуклую сторону деформации. Например, при правостороннем грудном сколиозе наклоны туловища выполняются вправо, при левостороннем влево.

2. Укрепление мышц спины проводится на выпуклой стороне деформации, расслабление на вогнутой.

3. Применение отягощений исключается или резко ограничено.

4. Упражнения на вытяжение и растяжение категорически запрещены при лабильном сколиозе, ограничено применяются при стабильном сколиозе.

5. Разгрузка позвоночника (занятия в школе лежа, ношение корсетов).

6. Укрепление продольных мышц спины (из ИП стоя наклоны корпуса вперед, в стороны, прогибания назад, из ИП лежа на животе поднимание корпуса и ног с возвратом в ИП)

7. Дыхательная гимнастика.

8. Широкое применение водных процедур, плавания.

9. Сон на жесткой кровати, ортопедическом матрасе с ортопедической подушкой.

Принципы массажа: выполняется классический тонизирующий массаж на выпуклой стороне деформации позвоночника, расслабляющий на вогнутой стороне деформации, точечный массаж спины по расслабляющей методике, тонизирующий массаж продольных мышц спины, расслабляющий массаж грудных мышц. Мануальная терапия применяется осторожно, по показаниям. При стабильном сколиозе показаны приемы на растяжение мышц, при лабильном сколиозе – приемы на укрепление мышечного корсета.

Принципы физиотерапии. СМТ и ДДТ на выпуклой стороне деформации, электрофорез с йодидом калия на вогнутой стороне деформации. Электрофорез с новокаином на мышцы спины, магнит продольно на спину, магнит и электрофорез с йодидом калия на грудные мышцы.

Дети и подростки со статическими деформациями позвоночника (нарушение осанки, сколиоз) при необходимости освобождаются от общих занятий физкультурой в школе на срок, определяемый врачом. Детям показано занятие в группах ЛФК. При условии посещений занятий, на уроках физкультуры исключаются подскоки, прыжки, упражнения с отягощением, усиленные нагрузки, кувырки через голову.

Содержание различных средств ЛФК

К средствам ЛФК относятся: гимнастические упр., спортивно-прикладные упр., малоподвижные и подвижные игры, трудотеропия, естественные факторы природы, массаж.

Гимнастические упражнения — это специально подобранные сочетания естественных для человека движений, разделённых на основные элементы. Применяя гимнастические упражнения, избирательно воздействуя на отдельные мышечные группы или суставы, можно совершенствовать общую координацию движений, восстанавливать и развивать силу, быстроту движений и ловкость. Они квалифицируются по нескольким признакам: анатомическому - упражнения для мышц головы, шеи, туловища, плечевого пояса, верхних конечностей, брюшного пресса и тазового дна, мышц нижних конечностей; по признаку активности — активные (выполняемые самими больными) пассивные (выполняемые инструктором ЛФК с волевым усилием больного) и активно-пассивные (выполняемые самим больным с помощью инструктора).

По принципу использования гимнастических снарядов и предметов гимнастические упражнения ГУ делятся на ГУ без предметов и снарядов, с предметами и снарядами (скакалкой, мячами, булавой и т.д.), ГУ на снарядах (гимнастической стенке, наклонной плоскости, на гимнастической скамейке, гимнастических кольцах и т. д.)

По видовому признаку и характеру выделяют дыхательные упр. (статические, динамические и дренажные). Статические дыхательные упр. Выполняют в различных И. п. Без движения рук, ног и туловища, динамические выполняются в сочетании с движениями конечностей, туловища и т. д. К дренажным относят дыхательные упр., специально направленные на отток экссудата из бронхов.

Применяют также вводные (подготовительные), строевые, корригирующие упр.

Спортивно-прикладные упражнения включают в себя ходьбу, бег, прыжки, метания, лазания, упражнения в равновесии, поднимание и перенос тяжести, ходьбу на лыжах, катание на коньках, плавание, езду на велосипеде, что способствует окончательному восстановлению повреждённого органа и всего организма в целом, воспитывая у больных настойчивость и уверенность в своих силах.

Метание помогает восстановить координацию движений, улучшает координацию движений суставов, увеличивает силу мышц конечностей и туловища, скорость двигательных реакций.

Ходьба, бег, прыжки — относятся к дозируемым упражнениям. Ходьба укрепляет не только мышцы нижних конечностей, но и всего организма в целом за счет ритмичного чередования напряжения и расслабления мышц, улучшая крово- и лимфообращение, дыхание, обмен веществ, и оказывает общеукрепляющее действие на весь организм; бег равномерноразвивает мускулатуру всего тела, тренирует сердечно-сосудистую и дыхательную системы, повышает обмен веществ, вызывает глубокое и ритмичное дыхание; прыжки относятся к кратковременным интенсивным упражнениям, применяемым в период выздоровления с индивидуальной дозировкой под контролем пульса.

Лыжные прогулки усиливают работу мышц всего тела, повышают обмен веществ, улучшают работу сердечно-сосудистой и дыхательной систем, м алоподвижные, подвижные, спортивные игры на месте применяются в лечебной физкультуре для воспитания у больного решительности, настойчивости, сообразительности, ловкости, смелости, дисциплинированности в стадии выздоровления, положительно воздействуют на работу всех органов и систем организма, под врачебно-педагогическим контролем.

В основе трудотерапии лежит систематическая тренировка бытовых и производственных движений, восстановление утраченных двигательных навыков. Трудотерапия нормализует психику больного, стимулирует функции пораженной системы и является важной составляющей в общей системе реабилитационных больных. В нее входят: работа в саду и огороде, уборка помещений, плетение, шитье, столярные и слесарные работы и др.

Трудотерапия имеет два основных понятия — 1) занятие трудом и 2) терапия трудом.

Массаж – это система механического и рефлекторного воздействия, производимого на ткани и органы человека в общеукрепляющих целях. Массаж оказывает рефлекторное влияние на функции внутренних органов, в результате чего ликвидируются застойные явления за счет ускорения крово-и лимфотока, нормализуются обменные процессы, ускоряется регенерация (заживление) тканей, уменьшается (исчезает) боль.

Факторы природы. К числу таких факторов следует отнести солнце, воздух и воду. Наиболее полно их действие на организм вместе с ЛФК реализуется на курортах, в санаториях, профилакториях и домах отдыха. Здесь движение, солнце, воздух и вода выступают как мощный лечебнооздоровительный комплекс. Факторы природы повышают мышечный тонус организма, улучшают настроение, способствуют нормализации состояния нервной системы, так же как и катание на коньках. Назначаются в период выздоровления.

Плавание повышает теплоотдачу и обмен веществ кровообращения и дыхания, укрепляет мышцы всего организма, нервную систему, оказывает закаливающее воздействие. С общеобразовательной целью, а также для укрепление мышц и развития движения в суставах нижних конечностей используется езда на велосипеде.

 

ЗАДАЧИ, КОМПЛЕКСНАЯ МЕТОДИКА РЕАБИЛИТАЦИИ ПРИ ПОЯСНИЧНОМ ОСТЕОХОНДРОЗЕ В РАЗЛИЧНЫЕ ПЕРИОДЫ ТЕЧЕНИЯ ЗАБОЛЕВАНИЯ

 

В последние годы в мире значительно увеличилось количество заболеваний опорно – двигательного аппарата, в частности остеохондрозом.

Остеохондроз (от греческих osteon – кость, chondros – хрящ) – это дегенеративно – дистрофическое заболевание межпозвоночных дисков, сопровождающееся биохимическими изменениями ткани позвонков. Как правило, оно возникает в возрасте 25 – 50 лет и является причиной длительной потери трудоспособности. Согласно данным медицинской статистики, до 80 % взрослого населения страны страдает остеохондрозом. Если 10 – 15 лет назад это заболевание было «привилегией» старости, то теперь оно все чаще встречается в юношеском и даже детском возрасте.

Среди хронических заболеваний остеохондроз позвоночника в виде вторичного проявления – корешковых болей – занимает первое место по числу дней нетрудоспособности людей. До 10 % больных остеохондрозом поясничного отдела позвоночника становятся инвалидами. Столь массовая заболеваемость связана прежде всего с вертикальным положением человека, при котором нагрузка на позвоночник и межпозвонковые диски значительно выше, чем у животных. Поэтому остеохондроз болезнь человека как биологического вида.

Современный человек отличается малоподвижным, сидячим образом жизни. Из всех мышечных групп постоянную нагрузку несут только мышцы туловища и шеи, которые своим небольшим, но постоянным напряжением сохраняют и поддерживают рабочие и бытовые позы. При нарастании утомления мышцы туловища и шеи уже не в состоянии обеспечить амортизационную функцию, которая переходит на структуры позвоночника. При продолжающейся нагрузке на позвоночник в нем развиваются дегенеративно – дистрофические изменения, в первую очередь в межпозвонковых дисках. Постоянное мышечное перенапряжение наблюдается у лиц многих профессий, связанных с длительной фиксацией рабочих поз, однотипными мелкими движениями рук, а также подвергающихся вибрации и сотрясению тела.

Профессиональный остеохондроз нередко возникает у лиц таких профессий, как машинистки, кассиры, телефонистки, сборщицы, швеи, вязальщицы, водители, операторы и т.д. Большое значение в происхождении шейного остеохондроза позвоночника имеют также «хлыстовые» движения головой, возникающие при торможении транспорта. Постоянное мышечное перенапряжение приводит к ухудшению кровообращения в мышцах, окружающих позвоночник, плечевой пояс и суставы верхних конечностей.

У спортсменов и лиц тяжелого физического труда (шахтеры, грузчики, кузнецы и т.п.), другой механизм развития остеохондроза. При статических и динамических нагрузк







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.