Правительство Санкт-Петербурга
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж №4 Санкт-Петербурга»
Методические рекомендации
к проведению контролируемой самостоятельной работы
по учебной дисциплине ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
для студентов 1 курса очно-заочного отделения, обучающихся по специальности
44.02.01 Дошкольное образование
Санкт-Петербург
Пояснительная записка
Методические рекомендации к проведению контролируемой самостоятельной работы составлены в соответствии с программой по УД ОП.03 Возрастная анатомия, физиология и гигиена
Рекомендуемое количество часов на освоение программы
максимальной учебной на грузки обучающегося - 111
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 40
самостоятельной работы обучающегося - 71
Общее планирование по проведению КСР в течение учебного года
№ п\п
| Темы, краткое содержание
| Кол-во часов
| Виды КСР
| Формы и методы контроля КСР
| 1 семестр
|
| Раздел 1 Основные закономерности роста и развития детского организма
| |
|
|
| Тема 1.1 Общая схема строения организма человека
|
| 1. Повторение и систематизация материала по разделу «Общее знакомство с организмом человека»
Составление терминологического словаря
2. Заполнение сводной таблицы: «Сравнительная характеристика тканей»
Подготовка к тесту «Ткани»
| Фронтальный Терминологический диктант
Фронтальный (анализ заполнения таблицы)
Тестовый контроль
|
|
Тема 1.2 Основные закономерности роста и развития детского организма
Раздел 2 Анатомо-физиологические особенности систем органов у детей, их гигиена
|
| 1. Составление конспекта по теме: «Онтогенез, его закономерности»
2. Составление таблицы «Периоды внутриутробного развития человека»
3. Подготовка докладов на тему «Наследственность и среда, их влияние на физическое и психическое развитие ребёнка»
| Фронтальный (анализ составления конспекта)
Фронтальный (анализ заполнения таблицы)
Индивидуальный
(предъявление доклада, сообщений)
|
| Тема 2.1 Нервная система
|
| 1. Составление сравнительной таблицы: «Вегетативная нервная система» (Симпатический и парасимпатический отделы)
2. Составление конспекта по развитию нервной системы
| Фронтальный (анализ заполнения таблицы)
Фронтальный (анализ выполнения задания)
|
| Тема 2.2 Сенсорные системы
|
| 1. Составление сводной таблицы: «Строение анализаторов»
2.Подготовка сообщений, докладов по гигиене органов зрения и слуха у детей
Подбор упражнений на снятие зрительного напряжения
| Фронтальный (анализ составления таблицы)
Индивидуальный
(предъявление докладов,
сообщений)
|
| Тема 2.3 Опорно-двигательный аппарат
|
| 1. Составление конспекта «Развитие с возрастом основных двигательных качеств»
2. Составление рекомендаций для родителей по профилактике плоскостопия и нарушению осанки у детей. Подбор комплекса упражнений по профилактике плоскостопия 3ч
| Фронтальный (анализ составления конспекта)
Индивидуальный
(предъявление материалов: рекомендации для родителей или комплексы упражнений по выбору студентов)
|
| Тема 2.4
Кровь. Сердечно - сосудистая система –
|
| 1. Составление конспекта «Состав и свойства крови, возрастные особенности»
2. Составление тезисов выступления на родительском собрании по вопросу: «Профилактика инфекционных заболеваний».
| Фронтальный (анализ составления конспекта)
Индивидуальный
(предъявление материалов):
| 2 семестр
|
| Тема 2.5 Дыхательная система
|
| 1. Составление конспекта «Возрастные особенности органов дыхания»
| Фронтальный (анализ составления конспекта)
|
|
Тема 2.6 Пищеварительная система
|
| 1.Составление теста для контроля знаний
2. Заполнение таблицы «Пищеварение в ротовой полости, желудке, кишечнике»
3. Составление конспекта «Зубы молочные и постоянные, их рост и развитие. Уход за зубами»
| Фронтальный
(предъявление
тестов)
Фронтальный (анализ заполнения таблицы)
Фронтальный (анализ составления конспекта)
|
|
Тема 2.7 Обмен веществ. Физиолого – гигиенические основы организации питания
|
| 1. Написание реферата по теме
2. Составление таблицы «Витамины, их характеристика»
| Индивидуальный (защита реферата)
Фронтальный (анализ заполнения таблицы)
|
10.
| Тема 2.8 Эндокринная система
|
| Составление теста для контроля знаний по теме «Эндокринная система»
| Фронтальный
(предъявление
тестов)
|
| Тема 2.9 Выделительная
и покровная системы
|
| Составление конспекта «Возрастные особенности мочевыделительной системы»
| Фронтальный (анализ составления конспекта)
| .
| Раздел 3 Нейрофизиологические основы поведения человека
| |
|
|
| Тема 3.1 Высшая нервная деятельность
|
| Составление рекомендаций для родителей по особенностям педагогического подхода к детям с различными типами ВНД
| Фронтальный
(предъявление рекомендаций)
|
| Тема3.2. Гигиена ВНД
|
| Выполнение и оформление практической
работы №10
|
Выполнение и оформление практических работ №11,12
предъявление
творческого задания
|
| Раздел 4
Гигиена учебно – воспитательного процесса в образовательном учреждении
|
| 1. Пр. р. № 11 Гигиенические требования к организации образовательного процесса в ДОУ
2. Пр. р. № 12 Гигиенические требования к планировке участка, здания
и помещений ДОУ.
3. Выполнение творческого задания по вопросу здоровьесбережения детей
|
|
| итого
| 71 часов
|
|
Раздел 1 Основные закономерности роста и развития детского организма
Тема 1.1 Общая схема строения организма человека
Вид КСР: 1. Повторение и систематизация материала по разделу «Общее знакомство с организмом человека» Составление терминологического словаря
Цель: Повторение, актуализация знаний (анатомия, общая биология), формирование навыков владения научной терминологией, формирование у студентов умения находить необходимую информацию, вычленить главное
Форма контроля: 1. Предъявление терминологического словаря, форма проверки: терминологический диктант
Методические рекомендации по выполнению КСР:
1. Повторить ранее изученный материал по анатомии, общей биологии
2. Составить терминологический словарь, включающий термины:
гаметы, гаметогенез, сперматогенез, овогенез, яичники, семенники, яйцеклетка, спематозоид, зигота, яйцеклетка, сперматозоид, гаплоидный и диплоидный набор хромосом, соматические и половые клетки, аутосомы, половые хромосомы, генотип, хромосомы, ген, ДНК
3. Термины расположить в алфавитном порядке.
4. Подготовиться к терминологическому диктанту
Время на выполнение: 2 ч
Результаты КСР, подлежащие проверке
3.1
| основные положения и терминологию анатомии, физиологии и гигиены человека;
| У.1
| определять топографическое расположение и строение органов и частей тела;
| У.2
| применять знания по анатомии, физиологии и гигиене при изучении профессиональных модулей и в профессиональной деятельности;
|
Тема 2.1 Нервная система
Вид КСР: 1. Составление сравнительной таблицы: «Вегетативная нервная система» (Симпатический и парасимпатический отделы)
Форма контроля: анализ составления таблицы
Цель работы: самостоятельное приобретение новых знаний, совершенствование навыков систематизации и обобщения учебного материала
Методические рекомендации по выполнению КСР:
1. Проработать материал по вопросу: «Вегетативная нервная система» (лекция и учебник)
- При выполнении работы обязательно использовать наглядный материал по теме (таблицы, схемы и т.д.)
3. Заполнить таблицу «Вегетативная нервная система» (Влияние симпатических и парасимпатических нервов на функции органов)
4. Записи должны быть краткими, но отражать главное содержание.
Тема 2.2 Сенсорные системы
Вид КСР: 1. Проработать материал по вопросу: Краткая характеристика сенсорных систем,
составить сводную таблицу: «Строение анализаторов»
Форма контроля: анализ составления таблицы
Цель работы: закрепление, расширение и углубление знаний, полученных студентами на аудиторных занятиях, самостоятельное приобретение новых знаний, совершенствование навыков ознакомительного и выборочного чтения,
Методические рекомендации по выполнению КСР:
- Используя материалы лекции и текст учебника (тема «Сенсорные системы»), уточните общую схему строения анализаторов.
- Выявите различия между понятиями «анализатор» и «орган чувств»
- Заполните в таблице разделы: зрительный и слуховой анализаторы (на основе ранее изученного материала)
- Самостоятельно проработайте материал по другим анализаторам, используя приёмы ознакомительного и выборочного чтения
- Проанализируйте материал, и на его основе заполните таблицу
6. Отметьте проблемные вопросы, если они возникли
Строение анализаторов ( образец заполнения таблицы)
Виды анализаторов
| Периферический отдел
| Проводниковый отдел
| Центральный отдел
| Зрительный
| Фоторецепторы сетчатки глаза
| Зрительный нерв
| Зрительная зона в затылочной доле КБП
| Слуховой
|
|
|
| Вестибулярный
|
|
|
| Обонятельный
|
|
|
| Вкусовой
|
|
|
| Сенсомоторный
а) чувствительный
|
|
|
| б) двигательный
|
|
|
|
Время на выполнение: 3 часа
Тема3.2. Гигиена ВНД – 4 ч
Вид КСР: 1. Выполнение и оформление практической работы №10 «Гигиеническая оценка режима дня в ДОУ»
Форма контроля: отчёт по практической работе
Цель работы: формирование у будущих педагогов умений и навыков эффективной организации учебного процесса в соответствии с гигиеническими требованиями, создания оптимальных условий внешней среды для сохранения здоровья и предупреждения заболеваний детей.
Методические рекомендации по выполнению КСР:
Задание: ------------------------------------------
Проанализируйте режим дня в ДОУ (предлагается несколько вариантов готовых режимов дня для детей разных возрастов).
Критерии анализа
1.Соответствие режима дня требованиям СанПин
2.Соответствие требованиям СанПин расписания НОД и кружковой деятельности (недельная нагрузка)
3.Оптимальность двигательного режима в течение дня во время пребывания в ДОУ
Вопросы для анализа:
- Какие элементы предусматриваются в режиме дня данной возрастной группы? Все ли необходимые элементы имеются?
- Подсчитайте продолжительность учебных занятий, прогулки, сна, свободных занятий, самообслуживания. Соответствует ли она возрасту?
- Соответствует ли распределение различных видов деятельности по времени динамике работоспособности школьника?
- Предусмотрено ли рациональное чередование различных видов деятельности?
- Соблюдены ли требования к режиму питания?
Сделайте общий вывод о соответствии режима дня гигиеническим требованиям.
Время на выполнение: 4 часа
Правительство Санкт-Петербурга
Комитет по образованию
Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|