Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Коррекция речи в процессе труда





У заикающихся детей, как и у детей массового детского сада, необходимо развивать интерес и любовь к труду, приучать их старательно и аккуратно выполнять трудовые поручения, воспитывать стремление добиваться результате труда, готовность участвовать в совместной трудовой дея­тельности наряду со всеми детьми. Воспитатель формирует у дошкольников навыки в доступных видах труда, уважительное отношение к труду взрослых и товарищей и одновременно закрепляет знания о предметах труда.

Очень важно у заикающихся дошкольников выработать в процессе труда внимание к речи взрослых, воспитывать у; них выдержку, сосредоточенность, целенаправленность. Они должны уметь выслушать задание до конца, затем присту­пить к его выполнению. С этой целью детям можно дать тру­довые задания, поручения в определенной последовательно­сти, в соответствии с которой дети должны их выполнить.

В начале обучения важно, чтобы дошкольники прослу­шивали речевые образцы, которыми они будут пользовать­ся в дальнейшем. Воспитатель сам комментирует действия детей, рассказывает о предметах, которыми они пользуют­ся во время труда. Так, при подготовке к занятию дежур­ные раздают материал, а воспитатель говорит: «Саша раз­дает карандаши, а Вова готовит бумагу. Белый лист Вова положил Наташе, прямоугольный лист — Коле. Саша кла­дет коробку карандашей Вите. Он ставит коробку на край стола, чтобы осталось место для бумаги» и т. д.

Развивая внимание к речи в процессе труда, воспита­тель дает детям указания к работе и обязательно следит за правильностью их выполнения.

Воспитатель также закрепляет навыки общего и речево­го поведения и пользования самостоятельной речью без заикания.

В III периоде воспитатель упражняет детей во фразовой речи. Это происходит как при выполнении различных ви­дов труда в группе, так и при работе на участке.

Когда дети начинают свободно пользоваться контекст­ной речью (IV период), они сопровождают процесс трудовой деятельности подробным рассказом о том, что они делают.

Режимные моменты

Наряду с общими задачами в работе с заикающимися детьми режимные моменты необходимо использовать как для коррекции их общего и речевого поведения, так и рече­вой деятельности.

В режиме дня имеется ряд благоприятных моментов для организации правильного речевого общения без заика­ния, по поводу которых можно организовать разговор с детьми. Важное значение при этом имеет организация де­тей в момент общения. Детей целесообразно расположить так, чтобы они видели и слышали друг друга (каре, круг, полукруг). Чтобы дети могли участвовать в разговоре, необ­ходима четкая организация всех моментов: умывания, оде­вания, раздевания, дежурства, экскурсий, наблюдений и т. д. Необходимо научить детей выполнять все действия без лишнего шума, вслушиваться в речь взрослых и ответы товарищей, отвечать организованно, когда спросят, и о том, о чем спросят, не перебивать товарищей.

Большое значение придается речи взрослых. Речь их должна быть спокойной, вопросы — четко сформулирова­ны, с соблюдением пауз между вопросом и ответом ребен­ка. Следует дать время на обдумывание ответа, говорить в нормальном темпе, йе замедляя своей речи и не требовать замедленной речи от детей.

Подготовка заикающихся детей к овладению

элементарными навыками письма и чтения

В подготовительной к школе группе

Работа над грамматически правильно оформленной ре­чью заикающихся детей проводится в течение всего перио­да пребывания в детском саду, начиная с первых дней обу­чения. Эта работа опирается на практическое усвоение детьми грамматического строя родного языка. Вначале — это правильное употребление падежных окончаний при од­нословных ответах, а затем — работа над грамматически верным оформлением предложения, текста.

Непосредственную подготовку к овладению элемен­тарными навыками письма и чтения заикающихся детей целесообразно начинать в феврале, так как благодаря коррекционно-развивающему обучению к этому времени заикающийся ребенок может говорить без запинок целые

фразы.

Занятия проводятся логопедом один раз в неделю.

Работа по развитию фонематического слуха у детей протяжении всего периода подготовки к овладению элем тарными навыками письма и чтения проводится в фор] дидактических игр и упражнений.

Дети учатся составлять предложение из слов, делить его слова с указанием их последовательности, составлять схему.

В мае занятия по подготовке к овладению элементарными навыками письма и чтения заканчиваются.

Последовательность развития навыков пользования самостоятельной речью без заикания

На первом этапе заикающиеся дети учатся пользоваться простейшей самостоятельной ситуативной речью. Они отвечают на вопросы логопеда коротко или подробно, точно по смыслу, формулируют самостоятельно более или мене подробные ответы, выбирают простейшие варианты отве­тов. Все виды работы над речью проводятся с помощью вопросов при наличии наглядной опоры и способствуют логичности, точности и лаконичности ответа.

На втором этапе заикающиеся дошкольники овладевают более сложной самостоятельной ситуативной речью. Они про­должают отвечать одним словом или фразой, учатся распро­странять фразы и формулировать варианты фразовых ответов, составлять рассказ сначала по вопросам логопеда, а затем без вопросов и без наглядной опоры, но еще по четким представ­лениям, полученным на предыдущих занятиях, самостоятель­но формулируют ответы при сравнении предметов и, наконец, переходят к упражнениям в элементарной контекстной речи. Все перечисленные виды работ повышают возможности детей в пользовании самостоятельной речью, развивают мыслительные способности, умение отбирать речевой мате­риал, активизируют имеющийся словарь.

На третьем этапе заикающиеся овладевают контекстной речью и одновременно закрепляют навыки пользования си­туативной речью. Для упражнения в контекстной речи про­водятся более сложные занятия: беседа, анализ работ, само­стоятельное составление рассказов разной сложности и т. д. Все виды работ над речью способствуют быстрой ориен­тации в словарном запасе, гибкой перестройке ответа, раз­витию регуляторных процессов.

На четвертом этапе закрепляются и совершенствуются все формы речи, усвоенные ранее. Результаты предшест­вующей работы над речью проявляются в обстоятельности повествования, логической последовательности, вариатив­ности изложения одного и того же сюжета, в умении детей свободно и гибко пользоваться речевыми средствами.

В средней группе заикающиеся дети усваивают навыки пользования самостоятельной речью только двух началь­ных этапов.

Речь детей изменяется также качественно, они употреб­ляют в активной речи большое количество прилагатель­ных, наречий, в чем нормально говорящие дошкольники, как правило, испытывают значительные трудности.

Работа с родителями

Большое значение для успеха коррекции заикания име­ет правильная организация окружающей среды: взаимоот­ношения родителей между собой, отношение их и других взрослых к ребенку, проведение досуга и т. д. Важно, что­бы окружающие ребенка взрослые серьезно относились к его дефекту, знали о необходимом своевременном устране­нии заикания в дошкольном возрасте, необходимом соблю­дении единых требований в детском саду и дома» строго вы­полняли общий и речевой режим в выходные дни, все советы и рекомендации логопеда и воспитателей.

Для ознакомления родителей с содержанием работы в логопедической группе данного профиля и осуществления преемственности используются следующие формы работы.

1. Групповые родительские собрания.

2. Подгрупповые и индивидуальные беседы-консульта­ции (один раз в месяц по инициативе логопеда).

3. Открытые логопедические занятия для родителей проводятся один раз в месяц начиная со второго учебного периода. К этому времени дети успевают привыкнуть к дет­скому саду и могут спокойно заниматься в присутствии ро­дителей.

4. Уголок для родителей, который отражает жизнь, за­нятия, успехи детей в овладении правильной речью, содер­жит советы и рекомендации родителям по различным во­просам.

 

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.