Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ И ПРОВЕДЕНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ





ВВЕДЕНИЕ

 

В соответствии с «Конвенцией о правах ребенка» (1989) и «Всемирной декларацией об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1993) каждому ребенку должно быть гарантировано право на развитие, воспитание и образование с учетом его индивидуальных возможностей. Положения, отраженные в этих документах, распространяются на всех детей, в том числе и детей с задержкой психического развития. Они обеспечивают правовую защиту детства, поддержку семьи как естественной среды жизни ребенка, охрану здоровья, обеспечение воспитания, развития и образования детей, поддержку тех из них, которые наиболее в этом нуждаются.

Объективные данные, полученные при изучении здоровья подрастающего поколения в России, заставляют серьезно задуматься над проблемой усиления медицинской, социально-психологической, педагогической помощи детям, испытывающим трудности в развитии с самого раннего детства. К сожалению, число детей с задержкой психического развития не имеет тенденции к сокращению. Напротив, их количество увеличивается.

Дети с ЗПР – многочисленная категория, разнородная по своему составу. Часть из них имеет негрубые нарушения со стороны центральной нервной системы, вследствие ее раннего органического поражения. У других детей ЗПР возникает на фоне функциональной незрелости ЦНС. Соматическая ослабленность, наличие хронического заболевания также могут стать причиной отставания в нервно-психическом развитии. Неблагоприятные микросоциальные условия, психотравмирующие ситуации являются еще одной причиной ЗПР у детей.

В последнее время проблема ранней диагностики и коррекции детей все чаще поднимается как учеными, так и практиками. Действительно, многие трудности, проявляющиеся в учебе или поведении детей в школьном возрасте, имеют корни в пренатальном или постнатальном периоде развития. Диагностика этих трудностей в раннем возрасте помогает их эффективной коррекции. Полноценное проживание ребенком каждого возрастного периода подготовит его к переходу на следующую возрастную ступень, позволит сформироваться необходимым для этого психологическим новообразованиям.

В результате коррекции в раннем возрасте до 30% детей к 6 годам достигают показателей нормы, у 90% детей наблюдается стойкий положительный эффект. Причиной тому является необычайная пластичность мозга в раннем возрасте, его чрезвычайная восприимчивость к внешним воздействиям. По мнению Л.С. Выготского «то, что возникло в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено». Согласно этому положению Л.С. Выготского, чем раньше диагностированы нарушения, тем больше возможностей открывается для их коррекции и компенсации. Очевидно, что такая работа может быть эффективна только в рамках междисциплинарного подхода. Своевременно не осуществленная коррекция имеющихся отклонений у детей в раннем возрасте приводит к вторичной социально-педагогической запущенности, эмоциональным и личностным нарушениям.

С целью предупреждения вторичных отклонений в развитии и обеспечения максимальной реализации возрастного потенциала, успешной социальной адаптации и реабилитации детей с задержкой психического развития необходима своевременная организация специальных коррекционно-образовательных услуг.

В настоящее время в России наиболее распространенной формой оказания коррекционной помощи детям дошкольного возраста с задержкой психического развития является их воспитание и обучение в специальных дошкольных учреждениях и специальных группах при общеобразовательных детских садах. В специальные группы дети, как правило, попадают по направлению ПМПК в возрасте 4-х лет и старше. Дети до 4-х лет воспитываются дома или в общеобразовательных дошкольных учреждениях. Эти дети и их родители остро нуждаются в систематической консультативной и коррекционно-педагогической помощи специалистов.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Образовательная коррекционно-развивающая программа для детей с задержкой психического развития составлена на базе Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью (Авт. Баряева Л.Б., Гаврилушкин О.П., Зарин А.П.) в целях осуществления коррекционно-образовательной работы с детьми раннего возраста (с 2 до 4 лет). В соответствии с Международной статистической классификацией болезней 10-го пересмотра (МКБ-10) это дети с диагнозом задержка психического развития (F-83). Программа рассчитана на один учебный год, что соответствует первому этапу Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. Использование программы предполагает большую гибкость. Время освоения программы строго индивидуально и зависит от целого комплекса причин, определяющих структуру нарушения у конкретного ребенка. Для детей, которые в ходе коррекционного обучения продвигаются значительно медленнее других, время освоения программы может занимать 2 года (решение принимается на основе результатов обязательного полного психолого-педагогического обследования ребенка, после обсуждения результатов обследования при участии педагога-психолога, учителя-дефектолога, учителя-логопеда, воспитателя, врача-психиатра, заключения ЦПМПК). В таком случае основной акцент делается на коррекционную работу с ребенком по специально сконструированной для него коррекционно-развивающей программе, входящей в рамки предлагаемого содержания, в процессе усвоения которой восполняется имеющийся «пробел».

Содержание материала данной программы построено в соответствии с принципом концентричности. Это означает, что ознакомление с определенной областью действительности от этапа к этапу усложняется, то есть тема остается, а содержание раскрывает сначала главным образом предметную, затем функциональную, смысловую, стороны, затем сферу отношений, причинно-следственных, временных и прочих связей между внешними признаками и функциональными свойствами. Кроме того, в программе прослеживаются и линейные, межпредметные связи между разделами. В одних случаях это связь тематическая, в других общность по педагогическому замыслу. Таким образом, обеспечивается повторность в обучении детей, что позволяет формировать у них достаточно прочные знания и умения.

В программе предложены организационные формы, содержание и основные методы и приемы взаимодействия взрослого и ребенка в процессе коррекционно-развивающего обучения в целях максимальной нормализации развития, обеспечения процесса социализации детей раннего возраста с задержкой психического развития. Программой определены цели и задачи воспитания и обучения детей раннего возраста с задержкой психического развития. Программа адресована специалистам, воспитывающим и обучающим детей в специализированных учреждениях: учителям-дефектологам, учителям-логопедам, педагогам-психологам.

Теоретической основой программы являются положения, разработанные в отечественной психологии Л.С.Выготским, П.Я.Гальпериным, В.В.Давыдовым, А.В.Запорожцем, А.Н.Леонтьевым, Д.Б.Элькониным и другими учеными, об общности основных закономерностей психического развития в норме и патологии, о сензитивных возрастах, о соотношении коррекции и развития, об актуальном и потенциальном уровнях развития (зоне ближайшего развития), о соотношении обучения и развития, о роли дошкольного детства в процессе социализации, о значении деятельности в развитии, о роли знака в «культурном» развитии ребенка и т. д.

Программа составлена с учетом специфических особенностей моторно-двигательного, эмоционального, сенсорного, умственного, речевого, эстетического и социально-личностного развития ребенка с ЗПР; ведущих мотивов и потребностей ребенка раннего возраста; характера ведущей деятельности; типа общения и его мотивов; социальной ситуации развития ребенка.

Программа включает введение, пояснительную записку, изложение содержания по направлениям коррекционно-образовательной работы.

Предлагаемое содержание основных направлений педагогической работы, условия и формы его реализации позволяют решать в единстве коррекционно-развивающие задачи, к которым относится моторно-двигательное, эмоциональное, сенсорное, умственное, социально-личностное, коммуникативное, речевое развитие ребенка. Практическая реализация этих задач осуществляется в процессе формирования механизмов предметной и игровой деятельности как ведущих видов деятельности в раннем и дошкольном детстве, продуктивных видов деятельности (рисования, конструирования), ознакомления с окружающим, развития речи, формирования элементарных математических представлений.

Все направления коррекционно-образовательной работы являются взаимосвязанными и взаимопроникающими, а задачи коррекционного обучения решаются комплексно во всех используемых формах его организации.

В программе выделены следующие разделы:

  1. Познавательное развитие.
  2. Социально-психологическое развитие.
  3. Речевое развитие.
  4. Развитие деятельности.

Программа для детей с задержкой психического развития построена в соответствии с принципами, сформулированными в психологических, нейропсихологических, педагогических исследованиях.

Программа составлена с учетом:

  • характера ведущей деятельности;
  • структуры и степени выраженности нарушения;
  • ведущих мотивов и потребностей ребенка;
  • целей дошкольного воспитания.

Построение коррекционно-развивающей программы в соответствии с указанными принципами обеспечивает социальную направленность педагогических воздействий и социализацию ребенка. Работа по обогащению (амплификации) общего развития детей имеет коррекционную направленность.

Работа специалистов с детьми включает три блока углубленного диагностического обследования: при поступлении ребенка (сентябрь), в конце первого периода обучения (декабрь) и в конце второго периода обучения (май). Результативность проводимой коррекционно-развивающей работы определяется данными полученными в ходе углубленных диагностических обследований специалистов и обследованием ребенка на ЦПМПК, по итогам которого:

  • дети, достигшие положительных результатов, завершают занятия в группе и получают рекомендации о дальнейшем образовательном маршруте;
  • дети, не достигшие положительных результатов, продолжают занятия в Отделе ранней помощи и по достижению 4-летнего возраста направляются:
  • на ЦПМПК для перевода ребенка коррекционные группы других отделов Центра;
  • на территориальные ПМПК для определения дальнейшего образовательного маршрута.

Особенностью данной программы является активное привлечение в работу родителей, что способствует повышению их психолого-педагогической компетентности. Обучение родителей (или матери) дает максимальный эффект при проведении коррекционных мероприятий. Содержание программы предполагает активное использование следующих форм работы с родителями:

  1. Консультативно-рекомендательная.
  2. Лекционно-просветительская.
  3. Организация круглых столов, детских утренников, праздников.
  4. Индивидуальные занятия с родителями и их ребенком.
  5. Проведение практических тренинговых занятий по коррекции детско-родительских взаимоотношений (на основании результатов диагностики детско-родительских отношений).

Объем учебного материала рассчитан в соответствии с возрастными физиологическими нормативами, что позволяет избежать переутомления и дезадаптации. В предложенной системе работы заложено оптимальное сочетание индивидуальной и совместной деятельности детей, сбалансированное чередование специально организованных занятий и нерегламентированной деятельности.

Комплексный подход обеспечивает более высокие темпы динамики общего и речевого развития детей. Реализация принципа комплексности предусматривает взаимосвязь в работе учителя-логопеда, педагога-психолога, учителя-дефектолога, воспитателя.

Основой перспективного и календарного планирования коррекционной работы является тематический подход. Он позволяет организовать коммуникативные ситуации, в которых педагог управляет когнитивным и речевым развитием детей. Тематический подход обеспечивает концентрированное изучение и многократное повторение материала. Концентрированное изучение темы способствует успешному накоплению речевых средств и активному использованию их детьми в коммуникативных целях,оно вполне согласуется с решением как общих задач всестороннего развития детей, так и специальных коррекционных. Концентрированное изучение материала служит также средством установления более тесных связей между специалистами, так как все специалисты работают в рамках одной лексической темы.

Развивающая среда

При формировании высших психических функций у ребенка с проблемами в развитии очень важное значение имеет правильная организация предметно-пространственной развивающей среды, как в кабинетах специалистов, так и в групповом помещении. Известно, что развивающая среда создает возможности для расширения опыта эмоционально-практического взаимодействия ребенка раннего возраста со взрослыми и сверстниками и позволяет включить в активную познавательную деятельность одновременно всех детей группы. В ней они реализуют свои способности. Среда стимулирует развитие самостоятельности, помогает утвердиться в чувстве уверенности в себе.

Групповое помещение должно представлять собой хорошо оборудованное, эстетически оформленное, полузамкнутое пространство для игр небольшими подгруппами. Игровые зоны не должны быть перегружены оборудованием, так как это затрудняет выбор игр ребенком, - лучше менять оборудование 1 раз в неделю. Общение вне занятий со сверстниками и педагогом положительно влияет на развитие речи ребенка и его интеллектуальное развитие в целом, так как осуществляется в форме игры, интересной ребенку, предоставляющей ему полную свободу выбора действий.

При организации предметно-пространственной развивающей среды в групповом помещении нужно учитывать, что дети раннего возраста с ЗПР плохо реагируют на пространственные изменения обстановки и предпочитают в этом смысле стабильность, поэтому не следует часто переставлять мебель в группе, менять местоположение и количество развивающих модулей.

С возрастом у детей возрастает двигательная активность. У детей с задержкой психического развития движения плохо скоординированы, дети моторно неловки, не обладают быстротой реакции. Поэтому помещение группы должно одновременно и обеспечивать безопасность и стимулировать двигательную активность. Центр группового помещения рекомендуется оставлять свободным для езды на машинках-каталках, сооружений модульных конструкций. Для формирования сенсорных способностей (в первый период работы акцент делается на развитие слухового и зрительного восприятия), в групповом помещении должно быть достаточное количество постоянно заменяемых звучащих игрушек и предметов-заместителей.

Так как развитие речи непосредственно связано с развитием мелкой (пальцевой) моторики, педагогам следует оснащать развивающую среду большим количеством игр и пособий для развития мелкой моторики. Дети младшего дошкольного возраста предпочитают крупные яркие игрушки, которые должны быть сделаны из различных материалов чистых цветов и несложных форм. При этом в группе не должно быть неестественно окрашенных игрушек, так как у детей формируются первичные представления об окружающем.

Особое значение в группе для детей с задержкой психического развития необходимо уделять развитию коммуникативных навыков в игре, так как дети предпочитают игры не «вместе», а «рядом». Это требует должного оборудования при проведении сюжетно-ролевых игр, подвижных игр (маски атрибуты), проводимым, конечно, пока на самом элементарном уровне.

Организация развивающего пространства в кабинетах специалистов, как правило имеющих небольшие размеры, является сложной задачей. В кабинетах должны быть созданы комфортные, безопасные условия для занятий. Необходимо учитывать такой фактор, как эмоциональное благополучие ребенка. А значит, особое внимание следует уделять оформлению места для занятий за столом и у зеркала (в кабинете логопеда). Достаточный уровень освещенности, удобная мебель, яркие картинки и интересные игрушки – важные детали для создания комфортного состояния и детей и специалистов.

Помимо эстетической и психологической составляющих для правильного оснащения логопедического кабинета рекомендуется соблюдать технические условия. На одной из стен кабинета крепится большое зеркало с лампой дополнительного местного освещения. Перед зеркалом устанавливается скамеечка, рассчитанная на подгруппу детей.

Для проведения артикуляционной и мимической гимнастики, а также для того, чтобы приучить детей к занятиям у зеркала и сделать эти занятия привлекательными, следует иметь набор игрушек. С такими игрушками – «помощниками» для выполнения каждого упражнения артикуляционной и мимической гимнастики логопеду быстрее удается добиться от детей точности выполнения движений.

В диагностический инструментарий входят следующие методики:

  1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей дошкольного и школьного возраста (С.Д. Забрамная, О.В. Боровик).
  2. Методика диагностики понимания фразовой речи у детей раннего возраста (А.Н. Корнев, Н.Е. Старосельская).
  3. Дифференциальная диагностика речевых расстройств у детей дошкольного и школьного возраста (РГПУ им. Герцена).
  4. Логопедическое обследование детей 2-4 лет со стимульным материалом (О.Е. Громова, Г.Н. Соломатина).
  5. Дидактический материал по обследованию речи детей дошкольного и школьного возраста (Т.П. Бессонова, О.Е. Грибова).
  6. Логопедическая диагностика и коррекция нарушений речи у детей: Сборник методических рекомендаций (РГПУ им. Герцена).

Пол логопедического кабинета обязательно должен быть покрыт ковром или ковровым покрытием, т.к. работу над дыханием рекомендуется начинать с положения лежа, уложив детей на животики или посадив их по-турецки.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется по мере изучения каждой новой лексической темы. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах логопедического кабинета.

В кабинете логопеда для детей раннего возраста рекомендуется создать особую сенсорную зону, содержащую игрушки и пособия для развития слухового и зрительного восприятия, формирования первичных представлений о цвете и форме предметов, а также уголок с пособиями для развития моторной сферы.

Организуя места для свободной деятельности детей, следует учитывать особенности их развития и не перегружать уголки оборудованием.

На закрытых полках и шкафах в специальных папках хранится материал по изученным лексическим темам. В каждой папке должны быть крупные предметные и сюжетные картинки, настольно-печатные дидактические игры и пособия для уточнения и расширения словаря, формирования и совершенствования грамматического строя речи, зрительного гнозиса и конструктивного праксиса, неречевых психических функций.

В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем лексическим темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

На отдельном стенде логопед помещает советы и методические рекомендации родителям.

В кабинете психолога и дефектолога должны быть созданы особые условия для всестороннего развития ребенка.

Выбор метода обследования — один из сложных этапов диагностико- коррекционной работы психолога и дефектолога. В раннем возрасте существенно важным является не только то, что может выполнить ребенок в настоящее время, но и то, чего он сможет достичь в ближайшем будущем, какова его «зона ближайшего развития». Особенно это важно при диагностике отклонений в развитии. Поэтому в работе специалистов возникает необходимость построения отдельных диагностических методик в форме обучающего эксперимента. В диагностический инструментарий входят методики как отечественных, так и зарубежных авторов:

  • базовые методики по диагностике психомоторного развития детей — скрининговая методика обследования по Гриффитс (перевод Кешишян); методики Н.М. Аксариной, К.Л. Печоры; диагностическая шкала оценки этапов довербального и начального вербального развития детей Е.М. Мастюковой;
  • основные показатели психического развития детей раннего возраста (А.Н. Корнев);
  • методика обследования познавательного развития по Е.А. Стребелевой;
  • шкалы оценки психомоторного развития по А. Гезелла;
  • экспертная система «Лонгитюд»;
  • методика диагностики нарушений взаимодействия ребенка раннего возраста с окружающим миром (признаки искажения аффективного развития) Е.Р. Баенской и М.М. Либлинг;
  • нормы развития детей раннего возраста М. Питерси, Р. Трилор;
  • образцы захватов (лаборатория Виндзор).

Для работы необходима карта обследования детей раннего возраста (составители Л.С. Соломаха, Н.В. Серебрякова) и карта обследования детей с задержкой психомоторного и речевого развития (составитель Л.Г. Богданова). При диагностическом обследовании и непосредственно в работе используется разнообразный стимульный материал – «Кубикоброс», «Шарикоброс», рамки Монтессори, коробки-вкладыши разных размеров, пирамиды, матрешки, объемные пазлы, мозаики, кубики, мячи, наборы геометрических фигур, лото, дидактические игры, игрушки для сюжетных игр, кукольный театр и т.д.

Не менее важное значение имеет подбор средств, форм и методов коррекционной работы.

Для обогащения сенсорного опыта, развития зрительного, слухового и тактильного восприятия, формирования первичных представлений о цвете, форме и величине предметов, развития высших психических функций и эмоциональной сферы необходимо создание особой сенсорной зоны.

Эффективность использования в работе различных средств воздействия существенно повышается при комплексном применении взаимодополняющих средств — как в условиях диагностики и последующей коррекции, так и в условиях психологической поддержки, снятия психоэмоционального перенапряжения, обучения навыкам саморегуляции. К таким можно отнести аудиовизуальные средства, игровые материалы, применяемые при игротерапии, музыкотерапии и терапии движением.

Для занятий корригирующей гимнастикой и релаксационными упражнениями необходимо мягкое покрытие пола: это важно также и для освоения так называемой «детской территории» в кабинете.

Игры, игрушки и пособия размещаются в шкафах или на стеллажах. Полки на уровне роста ребенка должны быть открытыми, с тем чтобы на них размещался сменный материал по разным разделам работы для свободной деятельности детей. Материал обновляется в соответствии с индивидуальными коррекционными маршрутами. Это и позволяет организовать развивающую среду в стенах кабинета психолога и дефектолога.

В кабинете должны быть крупные и мелкие игрушки по всем изучаемым темам, конструкторы, мозаики, кубики, пирамидки, матрешки и другие сборные игрушки, настольный материал для обыгрывания предусмотренных программой сказок.

Так же в кабинете должна быть создана музыкальная библиотека, так как музыка и специально подобранные музыкальные программы являются одним из важнейших психологических средств воздействия. Музыка оказывает на человека своеобразное действие: так, варьируя музыкальный фон, можно управлять работоспособностью человека или усиливать релаксацию. Музыка в кабинете психолога и дефектолога должна быть субдоминантным раздражителем, который можно регулировать по силе и времени звучания. Максимальная громкость звучания не должна превышать уровня 30 дБ, а общая продолжительность звучания — от 15 до 30 минут. Музыкальные программы по характеру произведений должны четко соотноситься с возрастными и психологическими особенностями детей, сопровождать каждый этап оптимизации состояния человека, способствуя снятию эффектов утомления и психоэмоциональной напряженности.

На отдельном стенде специалисты помещают советы и методические рекомендации родителям.

Работа с родителями

Целью работы с родителями является создание в семье атмосферы эмоционального комфорта и уважения, в которой ребенок сможет наиболее полно использовать собственный потенциал развития.

Работая с родителями, специалист помогает им:

1. Преодолевать:

  • фиксированные иррациональные идеи из прошлого;
  • отрицание реального состояния ребенка;
  • фиксацию на утраченном ребенком здоровье;
  • блокаду позитивных сценариев-ожиданий;
  • искаженное восприятие окружающих и себя в связи с негативными переживаниями;
  • блокаду позитивных эмоций и отрешенность;
  • симбиоз с ребенком, утрату своих индивидуальных границ;
  • фиксацию на прошлом;
  • дезадаптивное защитное поведение;
  • индивидуальный и ролевой регресс;
  • разобщенность с другими членами семьи;
  • беспомощность;
  • чувство вины, неполноценности;
  • страхи.

2. Осознавать и понимать:

  • связь своих идей, восприятия, чувств, поведения;
  • права и потребности своего внутреннего «Я»;
  • работу психологической защиты, ее адаптивное и дезадаптивное значение;
  • других.

3. Разрешать себе:

  • меняться;
  • принимать новые адаптивные идеи;
  • моделировать реалистичный сценарий развития ребенка, других членов семьи, семьи в целом;
  • непосредственно воспринимать реальность;
  • выражать свои чувства и высказывать свои идеи;
  • принимать ребенка и других членов семьи.

4. Укреплять свою автономность:

  • развивать навыки ассертивности (утверждения себя);
  • оптимизировать способы функционирования (развивать навыки ориентировки в ситуации, вычленения задач, выбора оптимального решения, планирования, контроля);
  • овладевать навыками саморегуляции.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с проблемами в развитии включает в себя несколько форм работы:

  • диагностика детско-родительских отношений;
  • совместные занятия специалистов с детьми и их родителями, на которых родители учатся взаимодействию со своим ребенком;
  • индивидуальные консультации родителей по запросу;
  • тематические лекции, круглые столы по общим вопросам развития и воспитания детей;
  • родительские собрания;
  • тренинговые занятия для групп родителей по коррекции детско-родительских отношений на основе результатов диагностики.

В целом задачами работы с родителями можно считать информирование их о заболевании ребенка, разрешение психологических проблем, связанных с ним, отказ от дезадаптивных идей и поведения, обучение навыкам эффективного взаимодействия с малышом и другими членами семьи.

Совместные занятия специалистов с детьми и их родителями позволяют вовлечь семью в процесс сопровождения, предварительно добившись некоторого уровня осознания ее членами того, что между ними нет нормального взаимодействия.

Индивидуальные консультации родителей бывают востребованы, когда взаимодействия со специалистом в присутствии ребенка оказывается недостаточно для того, чтобы изменить ситуацию в семье в лучшую сторону. В таких случаях родственникам необходимо помочь разобраться в сложном переплетении семейных проблем. Дать возможность осознать природу негативных и позитивных внутрисемейных процессов, найти ресурсы для адаптации к особенностям развития ребенка и для стабилизации семейной жизни. Консультируя родителей, специалист старается работать с их внутренними ресурсами, помогает принять болезнь ребенка и вернуть ощущение жизни. При этом ему приходится искать свой неповторимый подход к каждому взрослому, используя различные комбинации психотехник.

Работа с группой родителей имеет свои преимущества. Здесь создаются оптимальные условия для обсуждения проблем, выражения чувств, проявления эмпатии, снятия напряжения, обмена опытом, знакомства с разными точками зрения, получения обратной связи - реакции на высказывание своих идей, для повышения родительской компетентности и обращения к собственным ресурсам. В группе легче преодолеть одиночество и отчаяние, почувствовать поддержку, обрести надежду, проявить альтруизм. В то же время специалисту необходимо тщательно подбирать родителей в группы по их готовности к участию в работе и по характеру волнующих их проблем.

На тематических лекциях и круглых столах удобно проводить психологическое просвещение, поддерживать обсуждение волнующих тем, работать над выражением чувств.

В рамках целевых тренингов родителям предоставляется возможность овладеть некоторыми полезными навыками и подходами к решению собственных и межличностных проблем.

Оптимальной представляется групповая работа с 6-10 участниками при общем количестве встреч от 4 до 8 по два часа один раз в неделю. Успешности группы способствует четкий внутренний регламент и его соблюдение.

Также немаловажным является создание и правильное оформление информационного стенда для родителей, что позволяет своевременно сообщать всем родителям о предстоящих мероприятиях, знакомить с новинками литературы для родителей, а также оказывать консультации по различным вопросам воспитания.

ХАРАКТЕРИСТИКА ПРОГРАММЫ

 

Программа предусматривает решение ряда задач: диагностических, коррекционных и развивающих.

В диагностическом блоке ведущей задачей является организация комплексного медико-психолого-педагогического изучения ребенка в целях уточнения диагноза при динамическом наблюдении коррекционно-воспитательного процесса, а также определение эффективности реализации индивидуальной программы развития ребенка.

Коррекционный блок направлен на формирование способов усвоения социального опыта взаимодействия с людьми и предметами окружающей действительности; развитие компенсаторных механизмов становления психики и деятельности ребенка; на преодоление и предупреждение у воспитанников вторичных отклонений в развитии их познавательной сферы, поведения и личности в целом; формирование способов ориентировки в окружающем мире (метод проб, практическое примеривание, зрительная ориентировка), которые служат средством для становления у детей целостной системы знаний, умений и навыков, появления психологических новообразований.

Организация работы специалистов в этом блоке предполагает также обучение родителей отдельным психолого-педагогическим приемам, повышающим эффективность взаимодействия с ребенком, стимулирующим его активность в повседневной жизни.

Блок развивающих задач направлен на социализацию ребенка, повышение его самостоятельности и автономии, на становление нравственных ориентиров в деятельности и поведении ребенка раннего возраста, а также воспитание у него положительных качеств.

Представленные блоки тесно взаимодействуют на каждом этапе работы с ребёнком. Реализация задач данных блоков зависит от тяжести нарушения, возраста ребенка, структуры дефекта. Специалисты ГООУ «ЦПМСС» оставляют за собой право использовать задачи диагностического блока, в том числе медицинского, в ходе всего срока реабилитации ребенка (дообследование детей с целью уточнения медицинского диагноза, логопедического заключения).

В программе выделены следующие разделы:

  1. Познавательное развитие
  2. Социально-психологическое развитие
  3. Речевое развитие
  4. Развитие деятельности

 

Раздел 3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

Развитие речи и формирование коммуникативных способностей является важным подразделом программы.

Формирование речи на протяжении первых трех лет жизни ребенка - не простое количественное накопление словаря. Это сложный нервно-психический процесс, который происходит в результате взаимодействия ребенка с окружающей средой и в ситуации общения со взрослым. В этот возрастной период он учится строить первые предложения, первые обобщения, он начинает активно использовать речевые средства для общения со взрослыми и сверстниками. Любая задержка, любое нарушение в ходе развития речи ребенка отражается на его поведении, а также деятельности в различных ее формах. Поэтому детям с отклонениями в развитии, с целью обеспечения максимальной реализации их возрастного потенциала необходима специальная помощь.

На начальных этапах работы большое внимание уделяется развитию у детей невербальных форм общения – фиксации взгляда на лице взрослого, пониманию указательного и приглашающего жестов, выполнению жестового ритуала и прощания. В дальнейшем наряду со становлением вербального общения эти формы не утрачивают своей значимости и продолжают развиваться и совершенствоваться.

На специальных занятиях происходит формирование и совершенствование речевых навыков детей. Речь, тесно связанная с мышлением, влияет на общее развитие и поведение ребенка. В этом возрастном периоде речь становится не только средством общения, но и средством познания окружающего мира. В речи обобщается и систематизируется речевой материал, приобретенный детьми в процессе других видов деятельности, расширяется и уточняется словарь, формируется и активизируется связная речь. Кроме того, осуществляется этап работы по подготовке к коррекции звукопроизношения у детей.

 

Коррекционная работа по развитию речи осуществляется:

  • в живом общении с ребенком на разные темы из сферы его бытовых, познавательных и игровых интересов (развитие социальной направленности речи, развитие коммуникативной потребности, овладение различными видами коммуникативных высказываний);
  • в сюжетно-ролевых и театрализованных играх (активизация речевых средств, освоение различных типов коммуникативных высказываний);
  • на занятиях рисованием и конструированием (регулирующая функция речи, связь воспринятого со словом с целью формирования пригодных для изображения представлений, актуализация представлений по слову);
  • на занятиях по развитию речи (все виды и формы речи), построенных по принципу моделирования коммуникативных ситуаций;
  • в процессе формирования элементарных математических представлений;
  • в индивидуальной коррекционной работе.

 

ЗАДАЧИ И СОДЕРЖАНИЕ КОРРЕКЦИОННО-РАЗВИВАЮЩЕЙ РАБОТЫ

 

Раздел 3. РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ

3.1. Развитие импрессивной речи

 

Развитие пассивного словаря:

  • работать над накоплением пассивного и активного словаря, усвоением слов, обозначающих части тела и лица человека, простейшие бытовые и игровые действия, признаки предметов. Учить понимать обобщающие слова (игрушки, туалетные принадлежности, одежда, мебель, дикие и домашние животные);
  • уточнять понимание личных местоимений (я, ты, мы, он, она). Притяжательных прилагательных (мамин, папин) и местоимений (мой, наш);
  • учить различать глаголы и прилагательные, противоположные по значению (надевать-снимать, завязывать-развязывать, большой-маленький, высокий-низкий);
  • учить понимать предлоги и наречия, выражающие пространственные отношения (в, на, под, вверху, внизу, впереди, сзади);
  • формировать различение количественных числительных (один, два, много).

 

Формирование и совершенствование грамматического строя речи:

  • учить дифференцировать ф
((__lxGc__=window.__lxGc__||{'s':{},'b':0})['s']['_228467']=__lxGc__['s']['_228467']||{'b':{}})['b']['_699615']={'i':__lxGc__.b++};





Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.