Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Нарушение опосредствования и иерархии мотивов





Остановимся на тех личностных изменениях, анализ которых можно провести в наиболее разработанных в отечественной пси­хологии теоретических понятиях.

Согласно А. Н. Леонтьеву, анализ деятельности должен прово­диться через изучение мотивов. Изменение мотивов мы часто на­блюдаем у людей, страдающих некоторыми формами психических заболеваний.

А. Н. Леонтьев подчеркивает тесную связь мотивов и потреб­ностей. Отметив, что анализ потребностей может быть проведен через раскрытие их предметного содержания, он указывает, что «это преобразует психологическую проблему потребностей в проблему мотивов деятельности». Такой подход свидетельствует об иерархическом построении мотивов с разными потребностя­ми.

Усложнение мотивов, их опосредствование и иерархическое построение начинается у ребенка уже в дошкольном возрасте и продолжается в течение всей его жизни (Л. И. Божович). С возрас­том мотивы теряют свой непосредственный характер и начинают опосредствоваться сознательно поставленной целью происходит подчинение одних мотивов другим. Например, желание овладеть какой-нибудь профессией как общий мотив поведения включаете себя целый ряд частных: овладеть нужными знаниями, усвоить определенные навыки и т.д. Эти цели, в свою очередь, разбива­ются на ряд более мелких. Поэтому деятельность человека отве­чает всегда не одной, а нескольким потребностям и соответст­венно побуждается несколькими мотивами. Однако в конкрет­ной человеческой деятельности всегда можно выделить ведущий мотив.

Наличие ведущего мотива не устраняет необходимости моти­вов дополнительных, непосредственно стимулирующих поведе­ние; однако без ведущих мотивов содержание деятельности лиша­ется личностного смысла. Именно ведущий мотив обеспечивает возможность опосредствования и иерархии мотивов. Иерархия мотивов является относительно устойчивой и этим обусловливает относительную устойчивость всей личности, ее интересов, пози­ций и ценностей.

Клинический материал позволяет проследить закономерности изменения мотивационной сферы человека, которые приводят к смене позиций, интересов, ценностей личности. Такие закономер­ности можно обнаружить у детей с психическими заболеваниями, при которых процесс нарушения мотивов, установок и ценностей происходит достаточно развернуто.

У таких больных могут изменяться характерологические чер­ты: появляется раздражительность, придирчивость, грубость, вы­раженный негативизм. Происходит «сдвиг мотива на цель» (А. Н.Леонтьев), когда формируется новый мотив, побуждающий к новой деятельности. Изменения в содержании потребностей оз­начают и изменения в строении личности. Сравнительный анализ самооценки больных с последствиями травмы головного мозга и больных хроническим алкоголизмом, проведенный Б. С. Братусем, показал, что у первых сохраняется адекватная самооценка при выполнении заданий, у вторых - нет. Они некритичны, и это сочетается с агрессией к тому, что мешает удовлетворению их па­тологической ведущей потребности в алкоголе. У больных меня­ется не только содержание потребностей и мотивов, меняется их структура: они становятся все менее опосредствованными. Только тогда, когда потребность становится опосредствованной (постав­ленной целью), возможно сознательное управление ею со стороны человека. У больных отсутствует возможность опосредствования потребности сознательной целью. Именно по этой причине их потребности становятся неуправляемыми и приобретают строе­ние влечений. Деятельность теряет специфически человеческую характеристику: из опосредствованной она становится импуль­сивной.

Формирование патологических потребностей и мотивов

Искаженное отражение сознания собственной личности может привести к специфическим расстройствам, принять характер из­менения физического образа «Я». Превращение социальной по­требности в патологическое влечение может быть проиллюстри­ровано состоянием больных нервной анорексией.

У девушек, больных нервной анорексией (угнетение пищевого инстинкта), возникают аффективные переживания вследствие несо­ответствия «идеала красоты» с собственной внешностью. Пережи­вания приводят к применению изнурительной диеты. Мотив к по­худанию первоначально не носит патологического характера. Го­лодание является лишь действием для осуществления некой духов­ной ценностной ориентации «быть красивой», «обладать красивой фигурой». Однако в дальнейшем эти действия по похуданию всту­пают в противоречие с органической природной потребностью в пище. При этом антивитальные действия не только не прекращают­ся, но сами преобразовываются в мотив (таким образом, происхо­дит сдвиг мотива на цель). Этот мотив становится доминирующим и смыслообразующим в иерархии мотивов. Учеба, которой девуш­ка отдавала много сил, отходит на задний план, уступая место дея­тельности по похуданию.

Нарушение смыслообразования

Уже дети младшего школьного возраста осознают мотивы, ра­ди которых они должны совершить действие. Однако часто эти мотивы остаются лишь знаемыми и не побуждают к действию (Л. И. Божович). Ребенок может знать, что для овладения будущей профессией надо хорошо учиться, но, несмотря на это понимание, мотив к учению не имеет достаточной побудительной силы и при­ходится подключать какие-то дополнительные мотивы.

При определенных условиях знаемые мотивы могут перейти в непосредственно действующие. Этот переход знаемых мотивов в побуждение связан с формированием мировоззрения подростка. В своих вершинных формах мотивы основываются на осознании человеком своих моральных обязанностей, задач, которые ставит перед ним общественная жизнь. Слияние обоих функций мотива - побуждающей и смыслообразующей - придает деятельности чело­века характер сознательно регулируемой. Ослабление и искаже­ние этих функций приводят к нарушениям деятельности (напри­мер, больной, зная, что к близким надо хорошо относиться, ос­корбляет или даже избивает мать). Становясь просто знаемым, мотив теряет свою как смыслообразующую, так и побудительную функцию. Смещение смыслообразующей функции мотивов, от­щепление действенной функции от знаемой нарушает деятель­ность больных и является причиной деградации их поведения и личности.

Нарушение подконтрольности поведения

Одним из наиболее ярких проявлений нарушений личности яв­ляется нарушение подконтрольности, критичности поведения. Нарушение критичности может приобрести разные формы и вы­ступать в структуре различных процессов: мышления, восприятия. Оно может выразиться в неправильной оценке своей личности, собственных действий, проявиться в некритичности к своим пси­хопатическим переживаниям. Критичность образует «вершину личностных качеств человека» (И.И.Кожуховская). Какие бы формы некритичность ни принимала, она означает нарушение деятельности в целом. С. Я. Рубинштейн отмечает, что у больных с поражением лобных долей мозга в силу отсутствия стойкого от­ношения к продукту своей деятельности не возникает критическо­го отношения к себе, отсутствует коррекция внутренних действий, не формируются профессиональные навыки. Если у больных де­тей нет стойкой и осознанной мотивации, нарушается целена­правленность их действий и суждений.

Нарушение критичности может быть тесно связано с наруше­нием регуляции деятельности. Например, больной способен вы­полнить экспериментальное задание, требующее от него обобще­ния (классификацию на знакомом материале он выполняет), но навык выполнения задания остается неустойчивым, легко нару­шается и заменяется актуализацией случайных ассоциаций. На­рушение произвольности, невозможность управления своими дей­ствиями обнаруживаются у больных при любом обследовании. Бездумное поведение больных при проведении эксперимента или в трудовой ситуации, отсутствие отношения к своей работе ука­зывают на то, что действия испытуемых не подчинены личност­ным целям и не регулируются ими.

Нередко нарушения критичности сочетаются с тенденцией к персеверациям (непроизвольные, назойливо повторяющиеся дей­ствия или движения). Выполнив какой-нибудь компонент сложно­го движения, больные не могут переключиться на другой компо­нент. А. Р. Лурия считал, что «влияние инертных действий, вы­званных предшествующей инструкцией, является настолько силь­ным, что правильное выполнение задания заменяется фрагмента­ми прежних действий». Например, больной, проводя пальцем по ходу реки на географической карте, продолжал это делать до тех

пор, пока на карте не образовывалась дырка; начав чертить круг, он совершал круговые движения, пока его не останавливали, и т.д. Персеверации могут проявляться и на речевом, и на интел­лектуальном уровне, например в виде повторов слогов. Больному предлагается написать: «Сегодня хорошая погода». Вместо этого он пишет: «Сегого гохоророшая я погодада». Персеверации также проявляются в повторах одних и тех же вопросов или небольших фраз. К примеру, девочка-подросток, страдающая эпилепсией, при знакомстве всегда повторяла один и тот же вопрос: «Какого цвета дом, в котором вы живете?»

У больных с поражением лобных долей часто встречается си­туационное поведение. В качестве признаков такого поведения выступают внушаемость и подчиняемостъ. В некоторых случаях эти характеристики могут принимать гротескный характер.

Ситуационное поведение и персеверативная тенденция являют­ся феноменами, противоречащими друг другу, так как в основе персеверации лежит механизм инертности, а ситуационное пове­дение содержит в себе тенденцию к чрезмерно быстрой смене ре­акций. Однако это противоречие является чисто внешним. Оба эти явления являются индикаторами того, что деятельность боль­ного лишена смысловой характеристики и замещается действия­ми, за которыми не стоит смыслообразующий мотив.

Утеря возможности оценивать себя и других разрушает самым гротескным образом деятельность больных. Она является индика­тором их глубокого личностного нарушения.







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.