Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПАЛЬЧИКОВЫЕ УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ МАЛЫШЕЙ





Сиротюк А.Л.

Коррекция развития интеллекта дошкольников. — М.: ТЦ

Целью занятий по развитию мышц рук является разви­тие межполушарной специализации и межполушарного взаимодействия (синхронизация работы полушарий голов­ного мозга, развитие способностей, памяти, внимания, речи, мышления).

Предложенная методика включает в себя упражнения, развивающие мелкую моторику рук детей разного возрас­та, дыхательные упражнения, упражнения, развивающие мышцы языка и глаз и т.д. Известно, что развитие интел­лектуальных и мыслительных процессов необходимо на­чинать с развития движений пальцев и тела. Развитию ки­сти руки принадлежит важная роль в формировании го­ловного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Книга предназначена психологам, логопедам, воспи­тателям детских садов и родителям.

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

Ум ребенка находится

на кончиках его пальцев.

В.А. Сухомлинский

Самый благоприятный период для развития интеллекту­альных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо разви­вать память, восприятие, мышление, внимание. Часто ро­дители и педагоги заменяют психологическое развитие ре­бенка информационным, изучая математику, языки и т.д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная моз­говая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешнос­ти в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, про­блемам в эмоциональной сфере.

Исследованиями ученых Института физиологии детей и подростков АПН (М.М. Кольцова, Е.И. Исенина, Л.В. Анта-кова-Фомина) была подтверждена связь интеллектуально­го развития и пальцевой моторики. Уровень развития речи детей также находится в прямой зависимости от степени сформированное™ тонких движений рук. Для определения уровня развития речи детей первых лет жизни разработан следующий метод: ребенка просят показать один пальчик, два пальчика и три. Дети, которым удаются изолированные движения пальцев — говорящие дети. Если движения на­пряженные, пальцы сгибаются и разгибаются только вмес­те и не могут двигаться изолированно, то это не говорящие дети. До тех пор, пока движения пальцев не станут свобод­ными, развития речи и, следовательно, мышления добить­ся не удастся.

Тренировать пальцы рук можно уже с 6-месячного воз­раста. Простейший метод — массаж: поглаживание пальцев рук в направлении от кончиков пальцев к запястью. Можно использовать и простейшие упражнения: брать каждый паль­чик ребенка по отдельности, сгибать и разгибать его. Уп­ражнение обеих рук проводить 2—3 мин ежедневно. При та­кой тренировке речевые области будут формироваться в обоих полушариях мозга. С 10-месячного возраста можно давать малышу перебирать сначала более крупные и яркие предметы, затем более мелкие. Еще раз можно убедиться в уникальности и мудрости опыта наших предков. Задолго до открытия учеными взаимосвязи руки и речи они придумали и передавали из одного поколения в другое народные по­тешки: «Сорока-белобока», «Мальчик-пальчик», «Ладуш­ки-ладушки» и т.д.

В литературе последних лет описаны приемы работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития (Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева), с моторной алалией (Н.И. Кузьмина, В.И. Рождественская), с дизартрией (Л.В. Лопатина, Н.В. Серебрякова), с заиканием (Л.И. Белякова, Н.А. Рычкова). Все авторы подтверждают факт, что тренировка тонких движений пальцев рук являет­ся стимулирующей для общего развития ребенка, особенно для развития речи.

Систематические упражнения по тренировке движений пальцев наряду со стимулирующим влиянием на развитие речи являются, по мнению М.М. Кольцовой, «мощным сред­ством повышения работоспособности головного мозга». Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Раз­витие пальцевой моторики подготавливает почву для по­следующего формирования речи. Поскольку существует тес­ная взаимосвязь и взаимозависимость речевой и моторной деятельности, то при наличии речевого дефекта у ребенка особое внимание необходимо обратить на тренировку его пальцев.

Таким образом, роль стимула развития центральной нерв­ной системы, всех психических процессов, и в частности речи, играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

 

ПАРОХОД

Пароход плывет по речке и пыхтит он, словно печка.

Обе ладони поставлены на ребро, мизинцы прижаты, большие пальцы подняты вверх.

 

ОЧКИ

Бабушка очки надела и внунонка разглядела.

Большой палец правой и левой руки вместе с остальными образуют колечко. Колечки поднести к глазам.

 

СТУЛ

Ножки, спинка и сиденье — Вот вам стул на удивленье.

Левая ладонь вертикально вверх. К ее нижней части при­ставляется кулачок большим пальцем к себе. По счету менять положение рук.

 

 

Стол

У стола четыре ножки, сверху крышка, как ладошка.

Левая рука складывается в кулачок. Сверху на кулачок опус­кается ладошка правой руки. Локоть правой руки находится параллельно полу. По счету менять положение рук.

ГРАБЛИ

Листья падают в саду, я их граблями смету.

Ладони рук развернуты к себе, пальчики переплетены меж­ду собой, выпрямлены и тоже направлены на себя.

ЦЕПОЧКА

Пальчики перебираем

И цепочку получаем.

Большой и указательный пальцы левой руки в кольце. Через него попеременно про­пускаются колечки из пальчи­ков правой руки: большойуказательный, большой — средний и т.д. В упражнении участвуют все пальчики.

СКВОРЕЧНИК

Скворец в скворечнике живет И песню звонкую поет.

Ладошки вертикально поставле­ны друг к другу, мизинцы прижаты (как лодочка), а большие пальцы заг­нуты внутрь.

 

 

ШАРИК

Надуваем быстро шарик.

Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел —

Стал он тонкий и худой.

Все пальчики обеих рук в «щепотке» и соприкасаются кон­чиками. В этом положении дуем на них, при этом пальчики принимают форму шара. Воздух «выходит», и пальчики прини­мают исходное положение.


СОБАКА

У собаки острый носик,

Есть и шейка, есть и хвостик.

Правая ладонь ставится на ребро, на себя. Большой палец поднимается вверх. Указательный, средний и бе­зымянныйвместе. Мизи­нец попеременно опускается и поднимается.

КОШКА

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать мышь в норушке.

Средний и безымянный пальцы упираются в большой. Указательный палец и мизи­нец подняты вверх.

 

 

МЫШКА

Серенький комок сидит И бумажкой все шуршит.

Средний и безымянный пальцы упи­раются в большой.

Указательный па­лец и мизинец согнуты в дуги и

прижа­ты к среднему и безымянному пальцам.

ЗАЙКА

Ушки длинные у зайки, из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет, веселит своих зайчат.

Пальчики согнуты в кулачок. Ука­зательный и

средний пальцы выстав­лены вверх. Ими

необходимо шевелить в стороны и вперед.

 

ЗАЙКА И БАРАБАН

Зайка взял свой барабан И ударил трам-трам-трам. И ударил трам-трам-трам.

Пальчики согнуты в кулачок. Указательный и средний паль­цы подняты вверх и прижаты друг к другу. Безымянным и мизинцем поочередно стучать по большому пальцу.

 

 

КОЗА

Идет коза рогатая за малыми ребятами.

Внутренняя сторона ладони опу­щена вниз.

Указательный палец и ми­зинец выставлены вперед и двигают­ся в разные стороны. Средний и бе­зымянный пальцы прижаты к ладони и обхвачены большим.

 

 

ОСЫ

Осы любят сладкое, к сладкому летят.

И укусят осы, Если захотят.

Выставить средний палец, за­жать его между указательным и безымянным, вращать ими в разные стороны.

 

КРАБ

Краб ползет по дну, выставив клешню.

Ладони вниз, пальцы перекрещены и опущены вниз. Большие пальцы к себе. Передвигать на пальчиках ладони в одну сторо­ну, затем в другую.

 

КРОКОДИЛ

Крокодил плывет по речке, Выпучив свои глаза. Он зеленый весь, как тина, От макушки до хвоста.

Ладонь выставлена вперед параллельно полу. Большой па­лец под ладонью. Указательный и мизинец согнуты (глаза) и прижаты соответственно к среднему и безымянному пальцу.

 

МОЯ СЕМЬЯ

Вот дедушка, вот бабушка,

Вот папочка, вот мамочка,

Вот деточка моя, а вот и вся семья.

Поочередно пригибать пальчики к ладошке, начиная с боль­шого, а со слов «А вот и вся семья» второй рукой охватывать весь кулачок.

 

 

НАШ МАЛЫШ

Этот пальчик — дедушка, этот пальчик — бабушка,

Этот пальчик — папочка, этот пальчик — мамочка,

Этот пальчик — наш малыш.

Согнуть пальцы в кулачок, затем по очереди разгибать их, начиная с большого пальца

 

 

 

ШАЛУН

Наша Маша варила кашу. Кашу сварила, малышей накормила:

Этому дала, этому дала, этому дала, этому дала,

А этому не дала. Он много шалил. Свою тарелку разбил.

На первые две строчки чертить пальцем круги по ладош­ке. На следующие четыре строчки загибать пальцы с прого-вариванием соответствующих слов. Со словами седьмой строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка по­качивать.

ПАЛЬЧИКИ

Раз — два — три — четыре — пять — Вышли пальчики гулять.

Раз — два — три — четыре — пять — В домик спрятались опять.

Поочередно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке.

 

ПАЛЬЧИКИ ЗДОРОВАЮТСЯ

Я здороваюсь везде — Дома и на улице.

Даже «здравствуй!» говорю я соседской курице.

Кончиком большого пальца правой руки поочередно касать­ся кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и ми­зинца. Проделать то же самое левой рукой.

 

Повстречал ежонка еж: «Здравствуй, братец! Как живешь?»

Одновременно кончиками больших пальцев правой и левой рук поочередно касаться кончиков указательных, средних, бе­зымянных пальцев и мизинцев.

 

 

ЗДРАВСТВУЙ

Здравствуй, солнце золотое! Здравствуй, небо голубое!

Здравствуй, вольный ветерок, Здравствуй, маленький дубок!

Мы живем в одном краю — Всех я вас приветствую!

Пальцами правой руки по очереди «здороваться» с пальца­ми левой руки, похлопывая друг друга кончиками.

 

КОМАРИК

Не кусай, комарик злой! Я бегу уже домой.

Сжать кулачок. Указательный палец выдвинуть вперед — это «хоботок», которым «комарик» пытается «укусить» ре­бенка. Мизинец и большой пальцы, расслабив, опустить вниз (это – «лапки»).

 

ЗАЙЧИК - КОЛЬЦО

Прыгнул заинька с крылечка И в траве нашел колечко. А колечко непростое — Блестит, словно золотое.

Упражнение основано на переходе из оной позиции в другую: а) пальцыв кулачок, выдвинуть указательный и средний пальцы и развести их в стороны; б) большой и указательный пальцы соединить в кольцо, остальные пальцы развести в стороны.

 

 

БАБОЧКА

Бабочка-коробочка, улетай под облачко.

Там твои детки на березовой ветке.

Скрестить запястья обеих рук и прижать ладони тыльной стороной

друг к другу. Пальцы прямые. «Бабочка сидит». Ладо­ни прямые и

напряжены. Пальцы не сгибать. Легким, но резким движением рук в запястьях ими­тировать полет бабочки.

 

БРАТЦЫ

Пошли два братца Вместе прогуляться, А за ними еще два братца. Ну а старший — не гулял, Очень громко их позвал. Он за стол их посадил, Вкусной кашей накормил.

Ладонь положить на стол. Прямые пальцы соединить. Раз­двинуть в стороны две пары пальцев: сначала мизинец и безы­мянный, затем — средний и указательный. Большим пальцем «звать» братьев и «кормить» кашей.

 

СЧИТАЛОЧКА-БОРМОТАЛОЧКА

Попросите ребенка выучить фразу: «Идет бычок качается». Он должен несколько раз подряд произнести эту фразу. В пер­вый раз он произносит вслух все три слова, во второй раз он произносит вслух только слова «Идет бычок», а слово «качает­ся» произносит «про себя», хлопая при этом один раз в ладоши. В третий раз он произносит вслух только слово «Идет», а слова «бычок качается» произносит про себя, сопровождая каждое слово хлопком в ладоши. В четвертый раз ребенок произносит все три слова «про себя», заменяя их тремя хлопками.

Итак, это выглядит следующим образом:

1. Идет — бычок — качается.

2. Идет — бычок — (хлопок).

3. Идет — (хлопок) — (хлопок).

4. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

Если ребенок не понял задание, покажите ему сами, как это нужно делать.

Можно использовать другие варианты считалочки-бор-моталочки.

1. Ехал — грека — через — реку.

2. Ехал — грека — через — (хлопок).

3. Ехал — грека — (хлопок) — (хлопок).

4. Ехал — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

 

1. Золотое — решето — черных — домиков — полно.

2. Золотое — решето — черных — домиков — (хлопок).

3. Золотое — решето — черных — (хлопок) — (хлопок).

4. Золотое — решето — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Золотое — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

 

1. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — сапожек.

2. Подарил — утенку — ежик — пару — кожаных — (хлопок).

3. Подарил — утенку — ежик — пару — (хлопок) — (хлопок).

4. Подарил — утенку — ежик — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Подарил — утенку — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Подарил — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

 

 

1. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики —устали.

2. Мы — писали — мы — писали — наши — пальчики — (хлопок).

3. Мы -а писали — мы — писали — наши — (хлопок) — (хлопок).

4. Мы — писали — мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Мы — писали — мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Мы — писали — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. Мы — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок) — (хлопок) — (хлопок).

1. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — кармана.

2. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик —из — (хлопок).

3. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — ножик — (хлопок) — (хлопок).

4. Вышел — месяц — из — тумана — вынул — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Вышел — месяц — из — тумана — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Вышел — месяц — из — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. Вышел — месяц — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. Вышел — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

9. (Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

 

1. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду —искать.

2. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — иду — (хлопок).

3. Раз — два — три — четыре — пять — я — опять — (хлопок) — (хлопок).

4. Раз — два — три — четыре — пять — я — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. Раз — два — три — четыре — пять — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. Раз — два — три — четыре — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. Раз — два — три — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. Раз — два — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

9. Раз — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

10.(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хло­пок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

 

1. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — портной.

2. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — сапожник — (хлопок).

3. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — королевич — (хлопок) — (хлопок).

4. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич —король — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

5. На — золотом — крыльце — сидели — царь — царевич — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

6. На — золотом — крыльце — сидели — царь — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

7. На — золотом — крыльце — сидели — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

8. На — золотом — крыльце — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

9. На — золотом — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

 

10. На — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлогюк) — (хлопок) — (хлопок).

11.(Хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок) — (хлопок).

НАРОДНЫЕ ПОТЕШКИ

КОЛЕЧКИ

Первый вариант. Усадив малыша на колени, взрослый под ритмичную песенку или в такт счету собирает его паль­чики в колечки, смыкая большие пальцы поочередно с ука­зательными, средними, мизинцами, а затем продолжая дви­жение в противоположном направлении.

Чуть подросший малыш (в 1,5—2 года) в такт счету или песенке взрослого сам поочередно смыкает пальцы в колечки.

Второй вариант. Дети 6—7 лет, собравшись в кружок и выбрав водящего, под его счет собирают колечки. Внезапно водящий командует: «Без среднего!» — и все игроки про­должают перебор, пропуская средний палец. Затем следует команда: «Без мизинца!» и т.д. Темп счета убыстряется, оши­бавшийся выходит из игры.

 

 

Третий вариант. Самый сложный вариант игры — об­ратные колечки. Однако при хорошей тренировке он досту­пен дошкольникам старшего возраста.

Левая рука смыкает указа­тельный и большой пальцы, правая — большой и мизинец.

В такт счету левая и пра­вая руки совершают одновре­менные разнонаправленные движения: левая рука смыка­ет большой палец поочеред­но со средним, безымянным и мизинцем, а правая соот­ветственно с безымянным, средним и указательным.

Затем следуют движения в противоположном направле­нии.

 

МЕЛЬНИЦА

Ребенок и взрослый садятся друг против друга, каж­дый сжимает руки в замок. Взрослый произносит: «Моя пашет!» — вытягивая указательный палец правой руки. Ребенок повторяет движения, также вытягивая указатель­ный палец правой.


 

Затем ребенок отвечает взрослому: «Моя сеет!» — вытя­гивая указательный палец левой руки. Взрослый, повторив движение ребенка, продолжает: «Моя спеет!» — вытягивая средний палец правой руки. Ребенок, повторив движение, отвечает: «Моя жнет!» — поднимая средний палец левой руки.


Перечисление разных видов работ («молотит», «мелет», «пироги печет») продолжается, пока не будут перебраны все пальцы или пока не собьется кто-либо из игроков.

Такой вариант игры доступен ребенку с 4—5 лет.

Малышу взрослый сначала просто показывает «мелен-ку» на своих руках, затем играет с его пальцами, в такт словам попеременно их поднимая и опуская.

Трехлетний ребенок включается в игру, отражая движе­ния взрослого зеркально, уже отвечая ему и словами, и паль­цами, но оставляя за ним активную роль:

«Моя пашет!» — «И моя пашет!»

«Моя сеет!» — «И моя сеет!»

 

ПЕРЕМЕНЫ

Взрослый договаривается с ребенком или группой детей о тех позициях пальцев, которые будут использоваться в се­годняшней игре. Можно предложить самые разные варианты.

Крючки. Руки сжаты в кулаки, мизинцы сцеплены друг с другом.

 

 

 

 

Цепочка. Сцепляют­ся колечки, образован­ные сомкнутыми боль­шими пальцами и ми­зинцами правой и левой рук.

 

 

Слоник. Правая рука встает на выпрямленную левую ладонь; ука­зательный и безымянный пальцы — передние ноги слона, большой и мизинец — задние ноги, вытянутый средний палец — хобот.

 

Тяни-толкай. Руки, направленные тыльными сторонами друг к дружке, сплетаются так, чтобы средний и безымян­ный пальцы нижней руки были направлены вверх, а те же пальцы верхней руки — вниз.

 

 

 

Мячик. Округленные

ла­дони складываются

одна на другую.

 

Домик. Руки направлены вверх. Большой, указатель­ный и средний пальцы каж­дой руки прижаты к ладо­ням. Основания ладоней и кончики безымянных паль­цев соприкасаются. Мизи­нец правой руки встает вер­тикально — «труба».

 

 

Цветок. Руки направлены вверх. Ладони соприкасаются своими основаниями, образуя чашу. Пальцы разведены в сторону и даже прогнуты — «лепестки».

 

Ребенку 4—5 лет для начала достаточно четырех позиций пальцев, шестилетнему — пяти-шести.

Сначала ребенок вслед за взрослым несколько раз по­вторяет позиции пальцев, чтобы запомнить их. Затем следу­ет условие:

«Вместо цепочки делаем крючки. Вместо крючков — цепочки.

Остальные — так, как есть».

Игра начинается медленно, затем ее темп увеличивается. Если ребенок после нескольких повторений не сбился, сле­дует замена условия на новое, более сложное.

Например:

«Вместо слоника — домик, вместо домика — мячик,

Вместо мячика слоник, А на цветок — запрет»,

т.е. одну из пальцевых позиций повторять не нужно.

Детям 4—5 лет при определенной тренировке доступна «пяти-шаговая» перемена; будущие первоклассники справ­ляются с семью переменами и сами предлагают новые паль­цевые фигурки и новые забавные задания, к примеру:

«Вместо домика — замри!».

 

РАЗВИТИЕ ИНТЕЛЛЕКТА СТАРШИХ

ДОШКОЛЬНИКОВ МЕТОДАМИ

КИНЕЗИОЛОГИИ

Кинезиология — наука о развитии головного мозга через движение. Существует уже 2000 лет, используется во всем мире. Кинезиологическими упражнениями пользовались Аристотель и Гиппократ. Своей молодостью и красотой Клео­патра также была обязана кинезиологйи.

Единство мозга складывается из деятельности двух его полушарий, тесно связанных между собой системой нервных волокон (мозолистое тело, межполушарные связи). Разви­тие межполушарного взаимодействия является основой раз­вития интеллекта. Межполушарное взаимодействие возможно развивать при помощи комплекса специальных кинезиоло-гических упражнений.

Учитывая функциональную специализацию полушарий (правое — гуманитарное, образное; левое — математиче­ское, знаковое), а также роль совместной деятельности в осуществлении высших психических функций, можно по­лагать, что нарушение межполушарной передачи информа­ции искажает познавательную деятельность детей.

Для стимуляции интеллектуального развития возможно применение'кинезиологических упражнений. Развивая мо­торику, мы создаем предпосылки для становления многих психических процессов. Работы В.М. Бехтерева, А.Н. Леон­тьева, А.Р. Лурия, Н.С. Лейтеса, П.Н. Анохина, И.М. Сече­нова доказали влияние манипуляций рук на функции выс­шей нервной деятельности, развитие речи. Следовательно, развивающая работа должна быть направлена от движения к мышлению, а не наоборот.

Под влиянием кинезиологических тренировок в организ­ме происходят положительные структурные изменения. При этом чем более интенсивна нагрузка (в допустимых преде­лах), тем значительнее эти изменения. Сила, равновесие, подвижность, пластичность нервных процессов осуществ­ляется на более высоком уровне. Совершенствуется регулирующая и координирующая роль нервной системы. Данные методики позволяют выявить скрытые способности челове­ка и расширить границы возможностей его мозга. Занятия устраняют дезадаптацию в процессе обучения, гармонизи­руют работу головного мозга. Все упражнения психолог дол­жен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

 

КОМПЛЕКС № 1

1. Колечко. Поочередно и как можно быстрее перебирай­те пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем по­следовательно указательный, средний и т.д. Проба выпол­няется в прямом (от указательного пальца к мизинцу) и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке. Вначале упражнение выполняется каждой рукой отдельно, затем вместе.

 


2. Кулак—ребро—ладонь. Ребенку показывают три поло­жения руки на плоскости стола, последовательно сменяю­щих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в ку­лак, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ла­донь на плоскости стола. Ребенок выполняет пробу вместе с педагогом, затем по памяти в течение 8—10 повторений моторной программы. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При усвоении программы или при затруднениях в выполнении педагог предлагает ребенку помогать себе командами («ку­лак—ребро—ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

 

 

3. Лезгинка. Левую руку сложите в кулак, большой палец отставьте в сторону, кулак разверните пальцами к себе. Пра­вой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикоснитесь к мизинцу левой. После этого одновременно смените положение правой и левой рук в течение 6—8 смен позиций. Добивайтесь высокой скорости смены положений.

4. Зеркальное рисование. Положите на стол чистый лист бумаги. Возьмите в обе руки по карандашу или фломастеру. Начните рисовать одновременно обеими руками зеркально-симметричные рисунки, буквы. При выполнении этого упражнения почувствуете, как расслабляются глаза и руки. Когда деятельность обоих полушарий синхронизируется, заметно увеличится эффективность работы всего мозга.

5. Ухо—нос. Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой — за противоположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладоши, поменяйте положение рук «с точностью до наоборот».

6. Змейка. Скрестите руки ладонями друг к другу, сцепите пальцы в замок, выверните руки к себе. Двигайте пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко, не допуская синкинезий. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук.

 

 

7. Горизонтальная восьмерка.

1, 2-я неделя занятий. Упритесь языком в зубы, «стараясь их вытолкнуть наружу». Расслабьте язык. Повторите 10 раз. Прижимайте язык во рту то к левой, то к правой щеке. По­вторите 10 раз. Удерживая кончик языка за нижними зуба­ми, выгните его горкой. Расслабьте. Повторите 10 раз.

3, 4, 5, 6-я неделя занятий. Вытяните перед собой правую руку на уровне глаз, пальцы сожмите в кулак, оставьте вытянуты­ми указательный и средний. Нарисуйте в воздухе этими паль­цами знак бесконечности как можно большего размера. Когда рука из центра этого знака пойдет вверх, начните слежение немигающими глазами, устремленными на промежуток меж­ду окончаниями этих пальцев, не поворачивая головы. Те, у кого возникли трудности в прослеживании (напряжение, час­тое моргание), должны запомнить отрезок «горизонтальной восьмерки», где это случается, и несколько раз провести ру­кой, как бы заглаживая этот участок. Необходимо добиваться плавного движения глаз без остановок и фиксаций. В месте остановки, потери слежения нужно провести рукой несколь­ко раз «туда-обратно» по линии «горизонтальной восьмерки».

7, 8-я неделя занятий. Одновременно с глазами следите за движением пальцев по траектории горизонтальной восьмер­ки хорошо выдвинутым изо рта языком.

 

КОМПЛЕКС № 2

  1. Массаж ушных раковин. Помассируйте мочки ушей, затем всю ушную раковину. В конце упражнения разотрите уши руками.

2. Перекрестные движения. Выполняйте перекрестные координированные движения одновременно правой рукой и левой ногой (вперед, в сторону, назад). Затем сделайте то же левой рукой и правой ногой.

3. Качание головой. Дышите глубоко. Расправьте плечи, закройте глаза, опустите голову вперед и медленно раскачивайте головой из стороны в сторону.

4. Горизонтальная восьмерка. Нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости цифру 8 три раза сначала одной рукой, потом другой, затем обеими руками вместе.

5. Симметричные рисунки. Нарисуйте в воздухе обеими руками одновременно зеркально симметричные рисунки (можно прописывать таблицу умножения, слова и т.д.).

6. Медвежьи покачивания. Качайтесь из стороны в сторону, подражая медведю. Затем подключите руки. Придумайте сюжет.

7. Поза скручивания. Сядьте на стул боком. Ноги вместе, бедро прижмите к спинке. Правой рукой держитесь за
правую сторону спинки стула, а левой — за левую. Медленно на выдохе поворачивайте верхнюю часть туловища так, чтобы грудь оказалась против спинки стула. Оставайтесь в этом положении 5—10 с. Выполните то же самое в другую сторону.

8. Дыхательная гимнастика. Выполните ритмичное дыхание: вдох в два раза короче выдоха.

9. Гимнастика для глаз. Выполните плакат-схему зрительно-двигательных траекторий в максимально возможную величину (лист ватмана, потолок, стена и т.д.). На ней с помощью специальных стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе вы­полнения упражнения: вверх-вниз, влево-вправо, по ча­совой стрелке и против нее, по траектории «восьмерки». Каждая траектория имеет свой цвет: № 1,2 — коричне­вый, № 3 — красный, № 4 — голубой, № 5 — зеленый. Упражнения выполняются только стоя.

 

 

КОМПЛЕКС № 3

1. Постучите по столу расслабленной кистью правой, а затем левой руки.

2. Поверните правую руку на ребро, согните пальцы в кулак, выпрямите, положите руку на ладонь. Сделайте то же самое левой рукой.

3. Звонок. Опираясь на стол ладонями, полусогните руки в локтях. Встряхивайте по очереди кистями.

4. Домик. Соедините концевые фаланги выпрямленных пальцев рук. Пальцами правой руки с усилием нажмите на пальцы левой, затем наоборот: Отработайте эти движения для каждой пары пальцев отдельно.

5. Постучите каждым пальцем правой руки по столу под счет «один, один-два, один-два-три и т.д.».

6. Зафиксируйте предплечье правой руки на столе. Указательным и средним пальцами возьмите карандаш со стола,

приподнимите и опустите его. Сделайте то же левой ру­кой.

7. Раскатывайте на доске небольшой комочек пластилина по очереди пальцами правой руки, затем левой.

8. Вращайте карандаш сначала между пальцами правой руки, затем левой (между большим и указательным; указательным и средним; средним и безымянным; безымянным и мизинцем; затем в обратную сторону).

9. Зафиксируйте предплечье на столе. Берите пальцами правой руки спички из коробочки на столе и складывайте рядом, не сдвигая руку с места. Затем уложите их обратно в коробку. Сделайте то же левой рукой.

КОМПЛЕКС4

1. Сядьте на пол «по-турецки», положите руки на диафрагму. Поднимая руки вверх, сделайте вдох, опуская руки, — выдох.

2. Снеговик. Стоя. Представьте, что вы только что слепленный снеговик. Тело должно быть напряжено как замерзший снег. Пришла весна, пригрело солнце и снеговик начал таять. Сначала «тает» и повисает голова, затем опускаются плечи, расслабляются руки и т.д. В конце упражнениямягко упадите на пол и лежите, как лужица воды.

3. Сидя, согните руки в локтях, сжимайте и разжимайте кисти рук, постепенно убыстряя темп. Выполняйте до максимальной усталости кистей. Затем расслабьте руки и встряхните.

4. Свободные движения глаз из стороны в сторону, вращения.

5. Рожицы. Выполняйте различные мимические движения: надувайте щеки, выдвигайте язык, вытягивайте губы трубочкой, широко открывайте рот.

6. Поглаживание лица: приложите ладони ко лбу, на выдохе проведите ими с легким нажимом вниз до подбородка. На вдохе проведите руками со лба через темя на затылок, с затылка на шею.

7. Вытяните руки перед собой, сгибайте кисти вверх и вниз. Затем вращайте обеими кистями до и против часовой стрелки (сначала однонаправленно, затем разнонаправленно), сводите и разводите пальцы обеих рук. Попробуйте одновременно с движениями рук широко открывать и закрывать рот.

8. Сделайте медленные наклоны головы к плечам и «кивающие» движения вперед-назад. Затем сделайте круговые движения головой в одну сторону, затем в другую.

9. Сделайте круговые движения плечами вперед-назад и пожи







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.