Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Особенности динамической стороны речи





Необходимо отметить следующее:

• темп: нормальный, ускоренный, замедленный;

• ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи;

• интонация (употребление основных видов интонации): повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить ребенку прочитать стихотворе­ние или повторить за логопедом фразы, сказанные с раз­ной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!»

Анатомическое строение артикуляторного аппарата

Отмечается наличие и характер отклонений в строении

• губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, непол­ное смыкание губ;

• челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед ниж­ней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти);

• прикуса: открытый передний, открытый боковой;

• зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутст­вие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.;

• языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, из­лишне узкий, укороченная подъязычная связка;

• неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, "готическое", куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка. Отклонения в строении артикуляторного аппарата выяв­ляются визуально, т. е. логопед осматривает части артикуля­торного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо аномалий свидетельствует об органической (механической) дислалии.

Состояние общей моторики

У детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости, коорди­нации и точности движений. В процессе обследования ло­гопед предлагает следующие задания: ~пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок

в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь

по сигналу идти на полной ступне; ~попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; ~по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги

на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед

объясняет, как выполнить движение.

На основании выполненных заданий отмечаются: наруше­ния переключаемости движений — несвоевременная, задер­жанная; появление сопутствующих движений; нарушения ко­ординации — движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства.

Состояние пальчиковой моторики

Для выявления состояния пальчиковой моторики лого­пед предлагает следующие задания:

~ положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Паль­чики помирились»). Повторить 5—6 раз;

~ поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. По­вторить 5—6 раз.

 

Состояние мимической моторики

При обследовании мимической моторики ребенку пред­лагаются следующие задания:

~ поднять брови вверх — опустить; нахмурить брови — по­кой; закрыть глаза — открыть; прищуриться; надуть ще­ки — покой; отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»;

~по словесной инструкции логопеда показать, как чело­век ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец.

По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдель­ных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ).

Состояние орального праксиса

Кинестетическая основа речи: способность выполнения от­дельных артикуляторных движений. У детей с функциональной дислалией кинестетические ощущения, как правило, сохранны, но у некоторых детей из-за недостаточности нейродинамических связей может обозначиться латентный период между предъ­явлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспо­минает необходимое артикуляторное движение. В силу этого движение выполняется с некоторыми отклонениями.

Ребенку предлагаются задания

~ для губ: вытянуть вперед — покой, оскал — покой, кру­говое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу;

~ для языка: показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасы­вая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъ­язычная связка;

~ для нижней челюсти: рот широко открыть — закрыть.

Кинетическая основа речи: способность выполнения се­рии артикуляционных движений.

Предлагаются следующие задания:

~ для губ: вытянуть губы вперед — улыбнуться — покой; поднять вверх верхнюю губу — опустить вниз нижнюю губу — опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх ниж­нюю губу;

~ для языка: открыть рот — показать широкий язык — под­нять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; открыть рот — показать узкий язык — коснуться узким языком правого, левого углов рта — убрать язык в рот — закрыть рот; открыть рот — по­казать попеременно широкий — узкий язык; открыть рот — узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направ­лении — убрать язык в рот — закрыть рот

~ для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней че­люстью вправо — влево;

~ для мягкого неба: открыть рот — положить язык на ниж­нюю губу — покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе. Визуально: мышцы мягкого неба сокраща­ются и приподнимают его.

По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены дви­жения);

точность выполнения (сохранна — все движения выпол­нены в данной последовательности; нарушена — поиски ар­тикуляции или дополнительные движения);

тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть дви­жений выполнены вяло, без достаточного напряжения ар­тикуляционных мышц);

темп движений (нормальный — одно движение выполня­ется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3—5 секунд; ускорен­ный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испы­туемый уже начинает выполнять последующее движение);

синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах).

Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций

Выписать из медицинской карты данные о состоянии биологического слуха или направить ребенка на консуль­тацию к врачу-оториноларингологу.

Состояние восприятия речи проверить в процессе бесе­ды с ребенком и при выполнении поручений типа «Возьми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Подойди к шкафу и возьми кубики», «Собери пирамидку».

При обследовании состояния дыхательной и голосовой функций следует отметить: тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет на 2—3 слова, для детей 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе.

Дать характеристику голоса по следующим параметрам: сила голоса (нормальный, громкий, чрезмерно тихий), высота (низ­кий голос, высокий, смешанный, нормальный), тембр (моно­тонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка).

Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений







Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.