|
Особенности динамической стороны речиНеобходимо отметить следующее: • темп: нормальный, ускоренный, замедленный; • ритм: нормальный, аритмия, правильность употребления пауз в потоке речи; • интонация (употребление основных видов интонации): повествовательная, вопросительная, побудительная. Для этого следует предложить ребенку прочитать стихотворение или повторить за логопедом фразы, сказанные с разной интонацией. Например: «Саня катается на санках», «Ты хочешь конфету?», «Возьми машинку», «Ой! Мяч упал!» Анатомическое строение артикуляторного аппарата Отмечается наличие и характер отклонений в строении • губ: толстые, тонкие, укороченная верхняя губа, неполное смыкание губ; • челюстей: прогения (излишнее выдвижение вперед нижней челюсти), прогнатия (излишнее выдвижение вперед верхней челюсти); • прикуса: открытый передний, открытый боковой; • зубов: мелкие, излишне крупные передние зубы, отсутствие, сверхкомплектность, вне челюстной дуги и др.; • языка: излишне толстый, не умещающийся во рту, излишне узкий, укороченная подъязычная связка; • неба (твердого, мягкого): излишне низкое твердое небо, уплощенное, "готическое", куполообразное; укороченное мягкое небо, раздвоение маленького язычка. Отклонения в строении артикуляторного аппарата выявляются визуально, т. е. логопед осматривает части артикуляторного аппарата снаружи и внутри. Наличие каких-либо аномалий свидетельствует об органической (механической) дислалии. Состояние общей моторики У детей с дислалиями общая моторика в целом сохранна, но может выявиться нарушение переключаемости, координации и точности движений. В процессе обследования логопед предлагает следующие задания: ~пройти на полной ступне, по сигналу логопеда (хлопок в ладоши или по команде «Бегом») перейти на бег, вновь по сигналу идти на полной ступне; ~попрыгать на одной ноге, на обеих ногах; ~по команде логопеда «Раз» одновременно поставить ноги на ширину плеч, руки на пояс. Предварительно логопед объясняет, как выполнить движение. На основании выполненных заданий отмечаются: нарушения переключаемости движений — несвоевременная, задержанная; появление сопутствующих движений; нарушения координации — движения выполнены не одновременно, неточно. Можно указать наличие общей заторможенности движений или двигательного беспокойства. Состояние пальчиковой моторики Для выявления состояния пальчиковой моторики логопед предлагает следующие задания: ~ положить обе ладони на стол и раздвинуть пальцы («Пальчики поссорились»), сдвинуть их вместе («Пальчики помирились»). Повторить 5—6 раз; ~ поочередно поднимать от стола большие пальцы обеих рук, указательные, средние, безымянные, мизинцы. Повторить 5—6 раз.
Состояние мимической моторики При обследовании мимической моторики ребенку предлагаются следующие задания: ~ поднять брови вверх — опустить; нахмурить брови — покой; закрыть глаза — открыть; прищуриться; надуть щеки — покой; отразить на лице мимические позы «радость», «печаль», «подозрительность», «удивление», «гнев»; ~по словесной инструкции логопеда показать, как человек ест кислый лимон, сладкую конфету, горький лук, соленый огурец. По окончании выполнения заданий отмечается: мимика сохранна; амимичность; недостаточная подвижность отдельных мимических мышц (лба, глаз, щек, губ). Состояние орального праксиса Кинестетическая основа речи: способность выполнения отдельных артикуляторных движений. У детей с функциональной дислалией кинестетические ощущения, как правило, сохранны, но у некоторых детей из-за недостаточности нейродинамических связей может обозначиться латентный период между предъявлением инструкции и ее выполнением: ребенок как бы вспоминает необходимое артикуляторное движение. В силу этого движение выполняется с некоторыми отклонениями. Ребенку предлагаются задания ~ для губ: вытянуть вперед — покой, оскал — покой, круговое движение губ хоботком, поднять вверх верхнюю губу, опустить вниз нижнюю губу; ~ для языка: показать широкий язык, узкий язык, лакательные движения языком, пощелкать языком, присасывая его к твердому небу так, чтобы натягивалась подъязычная связка; ~ для нижней челюсти: рот широко открыть — закрыть. Кинетическая основа речи: способность выполнения серии артикуляционных движений. Предлагаются следующие задания: ~ для губ: вытянуть губы вперед — улыбнуться — покой; поднять вверх верхнюю губу — опустить вниз нижнюю губу — опустить вниз верхнюю губу, поднять вверх нижнюю губу; ~ для языка: открыть рот — показать широкий язык — поднять его на верхнюю губу — опустить на нижнюю губу — убрать в рот — закрыть рот; открыть рот — показать узкий язык — коснуться узким языком правого, левого углов рта — убрать язык в рот — закрыть рот; открыть рот — показать попеременно широкий — узкий язык; открыть рот — узким языком провести вкруговую по верхней и нижней губе по часовой стрелке, затем в обратном направлении — убрать язык в рот — закрыть рот ~ для нижней челюсти: осторожно подвигать нижней челюстью вправо — влево; ~ для мягкого неба: открыть рот — положить язык на нижнюю губу — покашлять с открытым ртом и с языком на нижней губе. Визуально: мышцы мягкого неба сокращаются и приподнимают его. По окончании выполнения заданий следует отметить: объем движений (полный — выполнены все движения; неполный — выполнена часть движений; объем движений нарушен — искажена серия движений или опущены движения); точность выполнения (сохранна — все движения выполнены в данной последовательности; нарушена — поиски артикуляции или дополнительные движения); тонус (сохранен — движения выполнены с необходимой силой и напряжением; нарушен — движения или часть движений выполнены вяло, без достаточного напряжения артикуляционных мышц); темп движений (нормальный — одно движение выполняется за другим без пауз; замедленный — между отдельными движениями наблюдаются паузы в 3—5 секунд; ускоренный — движения выполняются настолько быстро, что предыдущее движение еще до конца не выполнено, а испытуемый уже начинает выполнять последующее движение); синкинезии (нет; есть — при выполнении упражнения появляются дополнительные движения как в артикуляторных, так и в мимических мышцах). Состояние слуховой, дыхательной и голосовой функций Выписать из медицинской карты данные о состоянии биологического слуха или направить ребенка на консультацию к врачу-оториноларингологу. Состояние восприятия речи проверить в процессе беседы с ребенком и при выполнении поручений типа «Возьми куклу», «Положи куклу в кроватку», «Подойди к шкафу и возьми кубики», «Собери пирамидку». При обследовании состояния дыхательной и голосовой функций следует отметить: тип дыхания (грудное, диафрагмальное, брюшное, смешанное); объем, продолжительность речевого выдоха: для детей 5 лет на 2—3 слова, для детей 6—7 лет на 3—5 слов на выдохе. Дать характеристику голоса по следующим параметрам: сила голоса (нормальный, громкий, чрезмерно тихий), высота (низкий голос, высокий, смешанный, нормальный), тембр (монотонный голос, наличие или отсутствие носового оттенка). Состояние фонематического анализа, синтеза и фонематических представлений Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|