Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Требования к связной речи и ее лексико-грамматическому оформлению





Дети учатся у взрослых не только правильно произносить звуки и слова, но и четко пересказывать содержание сказок, рассказов, передавать собственные наблюдения об окружающем, последовательно излагать свои мысли, делать выводы.

Умение связно, интересно, в доступной форме донести до детей то или иное передаваемое в речи содержание является необходимым качеством речи педагога.

Последовательно излагая мысли, воспитатель не должен загромождать свою речь непонятными словами, сложными оборотами, длинными фразами.

Речь лучше воспринимается детьми, если она состоит из коротких фраз (пусть даже это будут сложноподчиненные предложения), так как при употреблении длинных, да к тому же в грамматическом отношении сложно построенных фраз детям трудна установить связь между частями, осмыслить и понять содержание.

Нельзя ограничиваться употреблением только простых предложений. Важно шире использовать сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.

Рассказывая детям о проведенной экскурсии, о природе и т. д., необходимо выделять и давать им только главное, основное, т. е. то, что относится к данной теме, отбрасывая все второстепенное и малозначащее. Многословие, наслоение лишних фраз делают речь воспитателя громоздкой, трудной для восприятия.

При слушании рассказа, насыщенного сложными оборотами, дошкольникам трудно проследить за мыслью педагога, запомнить содержание, и такой рассказ не принесет им пользы.

Доступность, понятность речи воспитателя достигается прежде всего благодаря правильному и точному использованию слов. Словарный запас русского языка богат, он постоянно пополняется новыми словами; исчезают слова, вышедшие из употребления.

В общении с детьми воспитателю необходимо широко использовать лексическое богатство родного языка, учитывая возрастные особенности: подбирать и употреблять в своей речи такие
слова, которые были бы доступны для понимания и легки для усвоения.

В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий и диалектизмов, а также слов, вышедших из употребления. Чём богаче и разнообразнее словарь воспитателя, чем ярче, насыщеннее его речь, тем больше слов могут усвоить дети.

В качестве недостатков словаря воспитателя можно назвать частое употребление слов с уменьшительно-ласкательными суффиксами (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении с более старшими детьми подлаживание под речь малышей, т. е. неуместное использование звукоподражательных слов (Где ав-ав?).

Правильный подбор слов и словесных выражений обеспечивает точность, ясность и выразительность речи воспитателя.

К использованию новых слов необходимо подходить очень осторожно. С одной стороны, следует учитывать возраст детей и подбирать слова, доступные для их понимания, а с другой — постоянно вводить новые, расширять употребление уже имеющихся слов, объяснять их значение.

В целом рассказ педагога должен быть полным, красочным, с точно Подобранными словами, грамматически 'правильно оформлен, выразителен, между отдельными частями должна быть установлена логическая связь. При рассказывании необходимо умело пользоваться синонимами, метафорами, эпитетами, которые делают речь выразительней, разнообразней, богаче по содержанию, шире использовать устное народное творчество (пословицы, поговорки), фразеологические обороты.

Кроме того, речь воспитателя должна быть спокойной, всегда уравновешенной, вежливой не только по отношению к детям, но и ко всем другим работникам детского сада.

Таким образом, работая с детьми, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

1. Правильно произносить все звуки родного языка, устранять
имеющиеся дефекты речи.

2. Иметь ясную, четкую и отчетливую речь, т. е. хорошую дикцию.

3. Использовать в своей речи литературное произношение, т. е. придерживаться орфоэпических норм.

4. Стремиться правильно использовать интонационные средства выразительности с учетом содержания высказывания.

5. В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

6. Связно и в доступной форме рассказывать ипередавать содержание текстов, точно используя слова и грамматические конструкции (соответственно возрасту детей).

7. Не допускать в разговоре с детьми и с персоналом повышенного тона, грубых выражений.

Работа над собственной речью.

Устранение недостатков произнесения звуков.

Своевременно не исправленные недостатки произношения звуков могут остаться на всю жизнь. Они нередко встречаются и у взрослых. Недочеты речи закрепляются, илюди, привыкая к ним, порой не замечают их.

Как мы уже отмечали, работа с детьми при наличии дефектов речи недопустима. Иногда считают, что исправить недостатки произношения звуков и других дефектов речи в зрелом возрасте невозможно. Это неверно. При систематической и упорной работе педагог может улучшить свою речь и устранить недостатки звукопроизношения.

Прежде всего, воспитателю следует обратить внимание на произношение звуков с, з, ц, ш, ж, ч, щ, л, р, так как именно они чаще всего произносятся неправильно.

Для уточнения артикуляции, для правильного произнесения звуков, а также для их постановки рекомендуется использовать специальную литературу (логопедическую или по технике речи). В трудных случаях, когда самим избавиться от дефектов речи не удается, следует обратиться за помощью к специалисту по исправлению речи — логопеду.

Рассмотрим для примера, какое положение принимают органы речи при Правильном произнесении звука с1.

Губы слегка растянуты, зубы сближены, между ними имеется щель в 1—2 мм. Кончик языка приближен к нижним резцам и почти касается передних зубов. Боковые края приподняты. Посередине языка образуется желобок, по которому проходит воздух. Звук с произносится без участия голоса.

Аналогично произносится звук а, но при участии голоса.

Речевое дыхание

Правильное речевое дыхание является основой звучащей речи. Оно обеспечивает нормальное голосои звукообразование, сохраняет плавность и музыкальность речи, создает возможность в зависимости от содержания высказывания изменять силу и высоту голоса.

Речевое дыхание является произвольным и значительно отличается от дыхания в покое — физиологического дыхания вне речи. (О некоторых различиях речевого дыхания и дыхания в покое см. в главе «Звуковая культура речи»).

Упражнения для развития правильного речевого дыхания

1.Выберите удобную позу (лежа, сидя, стоя), положите одну руку на живот, другую — сбоку на нижнюю часть грудной клетки. Сделайте глубокий вдох через нос (живот при этом выпячивается вперед и расширяется нижняя часть грудной клетки, что контролируется той и другой рукой). После вдоха «разу же произведите свободный, плавный выдох (живот а нижняя часть грудной клетки принимают прежнее положение).

2.Произведите короткий, спокойный вдох через нос; задержите на 2—3 секунды воздух в легких, затем произведите протяжный, плавный выдох через рот.

3.Сделайте короткий вдох яри открытом рте и на плавном, протяжном выдохе произнесите один из гласных звуков (а, о, у, и, э, ы).

4.Произнесите плавно на одном выдохе несколько звуков:

Количество гласных, произносимых на одном выдохе; постепенно увеличивается. Следите за плавностью перехода от одного звука «другому. 5. Произведите счет на одном выдохе до 3—5 (один, два, три...), постепенно увеличивая счет до 10—15. Следите за плавностью выдоха. Произведите обратный счет (десять, девять, восемь...).

6. Прочтите пословицы, поговорки, скороговорки на одном выдохе (сначала короткие, а потом длинные), добирайте воздух на смысловых паузах.

Капля и камень долбит.

Правой рукой

Строят — левой ломают.

Кто вчера солгал, тому завтра не поверят.

Не плюй в колодец — пригодится воды напиться.

Как у горки на пригорке жили тридцать три Егорки.

На скамеечке у дома целый день рыдала Тома.

На дворе трава, на траве дрова: раз дрова, два дрова—не руби дрова на траве двора.

При выполнении упражнений соблюдать установку, данную в первом упражнении.

7. Подберите стихотворения, рассказы ипрочтите их с правильным воспроизведением вдоха на паузах.

Упражнения для развития правильного речевого дыхания проводятся в хорошо проветренном помещении, в свободной одежде, за 30 минут до еды или не ранее чем через полтора-два часа после.

Работа над дикцией

Под дикцией понимается четкое, ясное и отчетливое произношение всех звуков родного языка с правильной их артикуляцией, при четком и внятном произнесении слов и фраз.

Чтобы выработать хорошую дикцию, необходимо прежде всего укрепить артикуляционный аппарат (устранить вялость губ, малоподвижность языка, скованность в движениях нижней челюсти), наладить правильное речевое дыхание. Для этого используются специальные упражнения, направленные на развитие подвижности мышц нижней челюсти, языка, губ. Работа проводится под зрительным контролем (перед зеркалом).







Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.