Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Характеристика третьей квадры.





Третья квадра представлена "интуитами-логиками" и "этиками-сенсориками" — и в этом она очень похожа на первую квадру. Но аспекты, доминирующие в третьей квадре, противоположны по вертности доминирующим аспектам первой квадры и соответствуют вытесненным, подавленным в ней аспектам.

В третьей квадре доминируют: "черная" логика (ЧЛ). "белая" этика (БЭ), черная" сенсорика (ЧС), "белая" интуиция (БИ).

"Черная" сенсорика и "белая" интуиция доминируют и во второй квадре, что несколько облегчает взаимопонимание между представителями второй и третьей квадр.

Этики — сенсорики в третьей квадре представлены иррациональным экстравертом, сенсорно-этическим экстравертом "Юлием Цезарем", (от экстраверта этика-сенсорика первой квадры "Виктора Гюго" отличается не только иррациональным расположением аспектов — сначала сенсорика, потом этика, но и вертностью аспектов: сенсорика — "черная", этика — "белая"). [13]

Интроверт, "работающий" этиком-сенсориком в третьей квадре — этико-сенсорный интроверт (Теодор Драйзер) — рационал (в отличие от Дюма, интроверта, этика-сенсорика первой квадры)

Интуиты-логики в третьей квадре представлены рациональным экстравертом логико-интуитивным экстравертом Джеком Лондоном (в отличие от иррационального экстраверта первой квадры, интуита-логика Дон — Кихота)

А вот интроверт интуит-логик в третьей квадре как раз иррационален — интуитивно-логический интроверт Бальзак (в отличие от рационального логико-интуитивного интроверта Робеспьера).

Цезарь и Бальзак составляют иррациональную дуальную диаду в третьей квадре

Цезарь
Бальзак

Джек и Драйзер составляют здесь рациональную диаду

Джек
Драйзер

В наследство от второй квадры третья получает кризис тоталитарных систем и как последствие репрессий — период застоя. Но в самой третьей квадре есть огромные внутренние резервы для того, чтобы вывести общество из кризиса, а именно: разрушить аппарат подавления, построенный второй квадрой, нейтрализовать формальные и неформальные силовые структуры, возникшие в период застоя; нравственно оздоровить общество, очистить его от цинизма, жестокости и внутреннего рабства, восстановить в нем этические принципы и придать развитию общественной мысли гуманистическое направление. Впрочем, это еще не все деяния третьей квадры — разрушением "империи деспотизма и зла" и нравственным очищением общества ее социальная роль не исчерпывается. Здесь еще и активнейшая созидательная деятельность — одна за другой следуют реформы, оздоравливающие экономику, повышается уровень благосостояния общества, его социальная и правовая защита; реорганизуются системы здравоохранения и образования, ведется борьба за экологию.

Представители третьей квадры — это всегда реформаторы. Именно в этом направлении проявляется в первую очередь их гражданская активность. В молодости они еще могут "переболеть" всякими идеологическими увлечениями, но в зрелом возрасте начинают понимать, что это "не их путь" — предпочитают работать в интересах своей ближайшей "команды":своей семьи, своих друзей, своих компаньонов.

Третью квадру называют "квадрой "бури и натиска" не только потому, что она характеризуется бурной эволюцией общественного развития, но и потому, что для представителей этой квадры характерна одержимость в достижении целей. Это исключительно деятельные натуры, наделенные огромной пробивной силой, сочетающейся с критическим отношением к достигнутым результатам.

Третья квадра в какой-то мере является прямым продолжателем социальных тенденций первой квадры, поскольку, по большому счету, сориентирована на те же жизненные ценности, но здесь уже эти ценности приобретают иную интерпретацию и выступают в другом значении. (Этим, отчасти, и объясняется некоторая симпатия, возникающая на далекой дистанции между представителями этих, по сути, взаимоконфликтующих квадр. По этой же причине мы рассматриваем третью квадру не только относительно ценностей второй квадры, но и относительно ценностей квадры первой.)

Идеи гуманизма, справедливости и равноправия из логической категории (аспект "логики соотношений" (БЛ)в первой и второй квадре) перешли в этическую категорию — аспект "этики отношений" (БЭ), доминирующий в третьей, а затем и в четвертой квадре. (Если первая квадра видит свою задачу в том, чтобы пробудить умы, третья квадра пробуждает души: "Душа обязана трудиться...")

Трудовой энтузиазм — из области этической (аспект этики эмоций (ЧЭ) — эмоциональный подъем, идеологическая направленность) перешел в область логическую — аспект "деловой логики" (ЧЛ), где в первую очередь преобладают интересы дела, рационализм, изобретательность, целесообразность и эффективность труда и как следствие этого — достойная оплата за качество и профессионализм.

Противоречие между первой и третьей квадрами как раз и заключается в том, что схожие по существу идеи выражаются противоположными по сути аспектами и реализуются методами, в принципе исключающими друг друга. Именно поэтому представители "конфликтующих" квадр говорят между собой как бы "на разных языках", придавая одним и тем же понятиям совершенно противоположное значение ("называют белое — черным, черное — белым"). Причина непонимания в том и заключается, что в каждой квадре общепринятая система ценностей выражается доминирующими в ней аспектами, а аспекты, переходя из квадры в квадру, видоизменяются. Поэтому изменяется и интерпретация общеизвестных понятий. Например, представителю первой квадры непонятно, как можно в интересах добрых отношений делать какие-то постоянные уступки партнеру и чем-то постоянно жертвовать. "Что же это за "хорошие отношения" такие?! Ладно, были бы какие-то сильные чувства (ЧЭ), а то ведь всего-навсего — отношения! (БЭ)Разве отношения — самоцель?!" Но в том-то и суть, что для третьей квадры сильные чувства — это следствие хороших отношений (отношения первичны, чувства — вторичны),а в первой квадре — наоборот: хорошие отношения — это следствие сильных чувств. (Чувства первичны, отношения — вторичны.)

— Но ведь любой лицемер может с легкостью установить хорошие отношения, держа при этом камень за пазухой ?! спросит Читатель. — Неужели люди третьей квадры так просты и доверчивы?

Представители третьей квадры действительно очень доверчивые, простые в общении и демократичные по своей сути люди. Снобизм им совершенно не свойственен, хотя они и считают себя вправе делить людей на "своих" и "чужих", руководствуясь исключительно личными симпатиями и антипатиями. Именно это "деление" и является их этической защитой. Причина? — Слабая "интуиция возможностей", — она здесь вытесненная ценность, поэтому на нее и не полагаются. Но и подозрительность здесь не в чести — доминирующая "этика отношений" этого не позволяет. А вот осмотрительность,соблюдение некоторой дистанции не возбраняются и считаются вполне допустимыми, поскольку ограждают человека от возможных неприятностей.

Отсутствие амбиций здесь сочетается с чувством собственного достоинства. Но вот уважение к старшинству и общепризнанным авторитетам уже не является непреложной истиной (как это было во второй квадре). Воле родителей беспрекословно не подчиняются — ее здесь оспаривают. (В случае необходимости могут внешне согласиться, но поступить по-своему). Традиции здесь не особо чтут — терпят, как некую условность.

Представителям третьей квадры свойственна независимость поступков и суждений. Любому из них совершенно безразлично, кто и что про них станет говорить. Достаточно того, что они сами о себе думают.

Равнодушные к титулам и званиям, они оценивают окружающих только по их личным заслугам и качествам. (Сами, если и имеют какое-то звание, не любят, когда об этом лишний раз упоминается — чувствуют себя неловко, а иногда и вовсе воспринимают это как иронию, поскольку обычно критически относятся к своим достижениям.)

Неприхотливые в быту, легкие на подъем, они всегда в числе первопроходцев и первых поселенцев. (По этой причине, например, Джек Лондон и Драйзер — самые распространенные социотипы в США — диада первопроходцев.)

Сенсорика ощущений (БС) в третьей квадре относится к вытесненным ценностям. Поэтому изнеженность и изощренность здесь не в чести. Комфорт всегда оптимален, и устройство быта обычно не занимает много времени. ("Квадра кочевников": "охота к перемене мест" — вполне естественна для любого из ее представителей.) Из еды здесь не делают культа. О своем здоровье думают в последнюю очередь, а иногда и вовсе предпочитают не думать — "поболит и перестанет, само пройдет". Инфантильность здесь не в чести. С детьми не особенно нянчатся, поощряют раннюю самостоятельность.

Секс в третьей квадре считается неотъемлемой частью аспекта "этики отношений", поэтому шутить на эту тему и широко обсуждать ее здесь не принято. Отношение к этому предмету — пуританское и довольно консервативное, несмотря на обманчивую внешнюю раскованность. О своих чувствах здесь стараются много не говорить (боятся их обесценить — слабая" этика эмоций") — чувства проверяются отношениями.

Блестящая карьера здесь не является самоцелью, — собственное место в системе иерархий тоже мало кого интересует (БЛ — логика соотношений здесь вытесненная ценность), хотя любому из представителей третьей квадры очень важно себя реализовать. Кроме того, чрезвычайно важен результат своей работы. (Доминирующая — ЧЛ)

Низкая оплата труда здесь воспринимается как вопиющая несправедливость. Еще хуже: неоплаченный труд на так называемых "добровольных началах" рассматривается как беззастенчивая эксплуатация чужого времени и сил, считается прямым насилием над личностью, которое, по мнению людей третьей квадры, никаким идеологическим энтузиазмом не оправдывается. (Идеология (ЧЭ), как аспект этики эмоций, здесь вытесненная ценность.)

В третьей квадре считается, что всякий общественный труд должен быть обществом же и оплачен, поскольку общество не должно эксплуатировать человека. (Один из основных законов соционики: две рациональные функции, одинаковые по вертности, не могут доминировать в одной и той же квадре. Доминируют либо права личности (БЭ),либо права системы (БЛ). Права системы в третьей квадре — подчиненная ценность. Здесь предпочитают хорошо поработать и получить достойную оплату за свой труд, чем бегать по всяким инстанциям, завязывать "нужные знакомства" и выбивать себе пособия и пайки, — даже сама мысль об этом раздражает. Здесь принято считать, что само общество обязано позаботиться о социальной поддержке нетрудоспособного человека, а трудоспособному предоставить все возможности для того, чтобы максимально себя реализовать; и эти возможности должны быть равными для всех и не связанными какими-либо ограничениями.

Для любого из представителей третьей квадры самое нежелательное — это ограничение его деловой активности по объективным, не зависящим от него причинам — так называемый "комплекс связанных рук". Ограниченность объективных возможностей здесь самый наболевший вопрос: лично от себя можно потребовать любой самоотдачи, но повлиять на какие-то внешние обстоятельства, как правило, не представляется возможным. И не только потому, что "интуиция возможностей" (ЧИ) — вытесненная ценность, но и потому, что она приходит в противоречие с доминирующей здесь "этикой отношений" (-БЭ), а также со всеми вытекающими отсюда этическими установками. Если и существует, например, возможность изменить расстановку сил в обществе революционным путем, то представители третьей квадры ее для себя изначально исключают и в принципе не рассматривают как возможность. Никаких военных путчей и переворотов в третьей квадре не устраивают — по той причине, что это не гуманно (доминирующая "белая" этика" (БЭ), а, кроме того, и не решает всех проблем (доминирующая "деловая логика" (ЧЛ). Здесь предпочитают объединяться в профсоюзы и добиваться проведения социальных и экономических реформ. (Насколько это возможно, разумеется.)

Представители третьей квадры очень не любят быть "выключенными из жизни" — это состояние их убивает. (В том случае, например, когда их деятельность воспринимается враждебно, либо постоянно наталкивается на какие-то внешние препятствия, они начинают оберегать свое творчество от посторонних глаз и творить только "для себя" — у них развивается "комплекс "скупого рыцаря". Причем это явление более характерно для интровертов третьей квадры — Бальзака и Драйзера. "Комплекс "скупого рыцаря" — это ловушка, из которой очень трудно выйти: в решающий момент становится страшно открывать свои "сокровища" для всеобщего обсуждения, а, может быть, и осуждения.)

И все же, неблагоприятные условия для творчества не являются здесь особой помехой — при любых обстоятельствах, в мирное или в смутное время — представитель третьей квадры непременно найдет способ себя реализовать.

В отличие от первой квадры, где высоко ценимой заслугой считаются оригинальная идея, удачный замысел, свежая задумка, в третьей квадре ценится не столько сама идея, сколько ее реализация. Именно созидание здесь ценится больше всего, возможно, поэтому все лавры, весь почет и все награды достаются здесь чаще всего именно экстраверту-реализатору,логико-интуитивному экстраверту Джеку Лондону (его социальную функцию в настоящее время выполняет Б.Н. Ельцин), в то время, как все необходимые условия для этого подготавливаются экстравертом-идеологом, — разрушителем тоталитарных систем" — "сенсорно-этический экстравертом" — "Цезарем". Его программная функция — волевая сенсорика со знаком плюс (+ЧС), что означает позитивное развитие этого аспекта. Волевой напор, с которым Цезарь насаждает свои благородные цели, носит поистине сокрушительный характер. "Обломки самовластия" — это, как правило, результат его деятельности.

В третьей квадре сила и мораль — понятия неразделимые. Поэтому одновременно с разрушением Цезарь ратует и за нравственную "перестройку" общества. (Эту историческую миссию выполнял М.С. Горбачев. Впрочем, здесь ему помогала удачно сложившаяся "команда" влиятельнейших представителей третьей квадры: супруга и соратница — "Бальзак", Рональд Рейган — "Джек Лондон" и Нэнси Рейган — "Драйзер". Желательно, чтобы читатель на секундочку задумался о том, какая же это все-таки мощная сила — дуальная пара, если две дуальные пары, составляющие квадру, способны совершить в истории поворот такого масштаба.)

Следующим аспектом, определяющим характер деятельности третьей квадры, является аспект "этики отношений" со знаком минус (-БЭ), привнесенный в квадру этико-сенсорным интровертом — Драйзером. Его социальной задачей является этическая коррекция общества, соответственно и знак минус придает его деятельности критическое, негативное направление — нравственная перестройка общества, разоблачение общественных пороков, переориентация общественного сознания. Негативный характер этого аспекта проявляется и в стремлении предъявлять людям жесткие этические требования, а также в своего рода "этической селекции" — стремлении избавить общество от взаимоотношений с теми, чей этический потенциал не соответствует необходимым требованиям. Аспект "этики отношений" в интерпретации третьей квадры — это всегда "воинствующая мораль", "воинствующая добродетель" (поскольку аспекты волевой сенсорики и этики отношений в третьей квадре взаимосвязаны:сенсорика придает этике "бойцовский" характер, этика направляет сенсорику на достижение возвышенных целей). Такой суровый подход к делу в данном случае считается оправданным, поскольку в социальную задачу третьей квадры входит искоренение "пережитков деспотизма", внутреннего рабства, а также всевозможных аморальных явлений и предрассудков, мешающих этическому возрождению общества.

Третий доминирующий аспект — "оперативная (деловая) логика" со знаком минус. (ЧЛ) — альтернативная "деловая логика", отказ от всего невыгодного и нецелесообразного, изменение экономической ориентации в сторону глобальной выгоды и эффективности. Поскольку в наследство от тоталитарных режимов третьей квадре достается не только экономическая разруха, но и экономическое невежество, реформы, ставящие своей целью выправить это положение, должны носить характер глобального переворота в экономике, характер резкого экономического скачка, обеспечивающего бурный рост технического прогресса. Техническое и экономическое преобразование общества осуществляют логики — интуиты третьей квадры: экстраверт-реализатор "Джек Лондон" (программный аспект — деловая логика (ЧЛ) и интуитивно-логический интроверт Бальзак (программный аспект — позитивная "интуиция времени"). Именно сочетание этих аспектов позволяет в период зарождающихся капиталистических отношений создать необходимую техническую и экономическую базу.

Позитивная интуиция времени (+БИ) означает ориентацию на будущее, на перспективу (хотя Бальзак не исключает и опыт прошлых ошибок). Это поиск новых и прогрессивных форм в промышленности и экономике, это умение рисковать и ориентироваться в постоянно меняющейся ситуации. Позитивное направление аспекта "интуиции времени" задается здесь соответствующей негативной (альтернативной) деловой логикой,предполагающей переориентацию общества на альтернативные экономические ценности. (Раньше ориентировались на сытный паек, теперь — на высокие заработки.)

Кроме всего прочего, третья квадра характеризуется периодом социальной и политической зрелости, — периодом, когда приостанавливаются войны и общество сосредотачивается на процессе мирного переустройства и созидания. Такова социальная миссия третьей квадры — она широка и разнопланова: от разрушения агонизирующих тоталитарных систем до всестороннего оздоровления общества и подготовки его к переходу на качественно новый социальный виток — на уровень высоких технологий, высокой духовности, высокого благосостояния — на уровень четвертой квадры.

Сенсорно-этический экстраверт ("Цезарь").

Представители типа:

Юлий Цезарь, А.С. Пушкин, М.С. Горбачев, Федерико Феллини, Марина Влади, Елена Образцова, Алла Пугачева, Маша Распутина, Михаил Державин, Николай Рыбников, Галина Польских, Елена Проклова, Тамара Семина, Ирина Алферова, Ирина Розанова, Михаил Жванецкий, Максим Леонидов, Элвис Пресли

Блок ЭГО * 1-я позиция * Программная функция * "Волевая сенсорика"

Для человека этого типа характерна волевая защита собственных интересов (и интересов "своей команды"), защита собственного приоритета любой ценой. Но не с целью прямого и беспощадного подавления, а для максимальной реализации собственного творческого и этического потенциала, для наиболее полного выражения собственной яркой индивидуальности, для реализации собственных этических целей и задач.

Поэтому соотношение сил в системе ценностей Цезаря — это в первую очередь соревнование личных достижений и успехов. Цезарю важно признание его личных заслуг. Важно признание его авторитета через осознание его личных качеств:признание его самым чутким и заботливым руководителем, самым энергичным и самым деятельным. Признание его самым верным и самым надежным другом. Признание его самым лучшим и самым непревзойденным в своем роде деятелем.

Чем бы он ни занимался, какую бы деятельность для себя ни выбрал, Цезарь всегда ставит для себя задачу быть лучшим из лучших. Сама по себе цель весьма похвальная и заслуживающая уважения, но с другой стороны — каких физических сил стоит прожить всю жизнь как на спортивном состязании: постоянно оглядываясь на соперников, постоянно сравнивая собственные успехи с чужими достижениями, постоянное напряжение в вечном стремлении вырваться вперед и не уступить первенства.

Цезарь старается легко и быстро добиваться поставленных целей. Увлеченно занимаясь выбранным делом, не считаясь с затраченными для достижения успеха усилиями, Цезарь способен на исключительную работоспособность и на любые, даже противоречащие здравому смыслу жертвы. (Например: одна из представительниц этого типа, начинающая певица "ставила" себе голос, занимаясь одновременно у трех преподавателей вокала. К сожалению, результат не оправдал затраченных усилий.)

Не задумываясь о том, что рискует показаться хвастливым, Цезарь на каждом шагу "рапортует" о своих достижениях, иногда довольно искренне удивляясь тому, что другие отстают от его "образцовых" темпов: "Как, ты еще не сделал это задание? А я уже следующее делаю!" Он как бы предлагает в любом деле "равняться" на него. И в самом деле, почему бы и нет? Цезарь великолепно умеет навязать дух творческого соревнования и деловой активности самому пассивному и равнодушному к общему энтузиазму человеку. Заставит подсуетиться самого безынициативного и бездеятельного. (До какой крайней точки самоотстраненности и пассивности дошел бы его дуал Бальзак, если бы не исключительный энтузиазм и гиперактивность Цезаря!)

Цезарь всегда осуждает и порицает в людях пассивность, отсутствие инициативы, отступление от намеченных планов. Нельзя сказать, чтобы Цезарь явно поощрял умение "работать локтями" — скорее, он поощряет умение "бороться, искать, найти и не сдаваться". Цезарь не уважает тех, кто пасует перед трудностями. Он всегда за активную жизненную позицию, за активный поиск решений. Иногда методы, которые он предлагает для решения проблем, выглядят несколько прямолинейными. Не то чтобы он предлагал идти и ломиться в закрытые двери (хотя это тоже не исключается), но отстаивать свои права любым возможным способом, добиваться намеченного при любых условиях, это уж непременно.

Цезарю действительно важно знать, какие проблемы решаются методом волевого давления, а какие — нет. Поэтому, давая советы, которым, возможно, он сам бы и не последовал, Цезарь делает это из соображений получения информации по важному для себя, "программному" аспекту "волевой сенсорики": где можно "давить", а где — нельзя.

Точно так же в оценке потенциальных соперников Цезарь в первую очередь рассматривает способность человека противостоять оказываемому на него давлению, а также умение постоять за себя и готовность дать немедленный отпор. Часто уверенный в своем силовом превосходстве или чувствующий, что ситуация "работает" на него, Цезарь может себе позволить "пробный выпад" в сторону того, чей силовой потенциал его сейчас интересует. Отсутствие немедленной защиты иногда наводит его на ошибочную мысль, что человек вообще на нее не способен. Иногда такие поспешные выводы приводят его к очень неприятным ситуациям.

Цезарю крайне неприятно, когда его публично "ставят на место" — это занижает его самооценку. Еще нелепее ситуация, когда какой-либо вообще малознакомый человек по непонятным причинам на него нападает. В этом случае Цезарь чувствует себя очень растерянным. К сожалению, он не всегда способен быстро взять контроль над своими чувствами и спокойно и твердо потребовать объяснений.

Цезарь может ярко, иногда вызывающе "заявить" о себе. Он может бросить вызов обществу, может взять себе скандальный сценический образ: для него это не более, чем выражение собственной творческой индивидуальности. Гораздо больше его беспокоит отсутствие интереса к себе. Нежелание замечать его ярко выраженные способности, нежелание признать его успех, нежелание подчиниться его лидерству.

Цезарь в первую очередь человек действия. Поэтому особенно болезненно он воспринимает любое ограничение своей активности. (Проблема, с которой он довольно часто сталкивается, поскольку его активность носит довольно противоречивый и сумбурный характер.) Его деятельность предполагает широкий размах и масштабность мероприятий.

Исключительно инициативен, может буквально "вломиться" в чужую жизнь, в чужие отношения, из-за чего нередко производит впечатление наглеца и нахала. Часто бывает бесцеремонен и навязчив.

В стремлении захватить инициативу любой ценой Цезарь часто проявляет себя далеко не лучшим образом, из-за чего иногда попадает в неловкую ситуацию, иногда бывает просто жалок или смешон. (О чем не дай Бог ему сказать.) Нет ничего больнее для Цезаря, чем видеть, что все его старания завоевать (именно завоевать) авторитет, популярность или расположение, приводят к диаметрально противоположным результатам. К чести Цезаря, он умеет признавать факт собственных ошибок и способен публично признать свою вину, хотя возможно это ему дается тяжелее, чем другим.

Было бы неправильно сказать, что для Цезаря в первую очередь важны его амбиции. Для него гораздо обиднее непонимание его добрых намерений. В своем праве на лидерство Цезарь совершенно искренне уверен. Поэтому непризнание его приоритета для него глубоко обидно, так как это в первую очередь непризнание его заслуг, его честного самоотверженного, творческого, с полной отдачей сил труда. Если у Жукова лидерство — это стратегический расчет, где любое ущемление его амбиций воспринимается как враждебный выпад, Цезарь, в отличие от Жукова, борется не за самоутверждение собственных амбиций, а за право оправдать возложенное на него доверие. Проще говоря, если Жукову важно ощущение его реальной власти, Цезарю важно добровольное признание и доверие. Жукову важно захватить власть, Цезарю важно удержать лидерство. Если Жукову нужна власть, чтобы возглавить систему, то Цезарю, чтобы в первую очередь максимально реализовать свой творческий этический потенциал, демократизировать возглавляемую им систему, этически усовершенствовать ее. Если жуковская стратегия — стремление захватить все сферы влияния, то для Цезаря важно захватить "пальму первенства" во всех сферах своей деятельности: личные достоинства, по его мнению, еще больше убеждают окружающих в его праве на лидерство.

Если Жуков всегда жестко контролирует захваченную сферу влияния, то Цезарь не всегда замечает, что он вообще захватил какое-то пространство.

(Следует отметить, что сравнение программных функций Жукова и Цезаря дается для пояснения принципиальных различий в их "волевых сенсориках", а вовсе не для того, чтобы указать, кто из них "хороший" лидер, а кто "плохой" — у каждого из них своя социальная функция, необходимая для реализации в определенной ситуации и в определенных общественных условиях.)

Поступки Цезаря в первую очередь отличаются быстротой и напористостью, немедленной и всесторонней инициативой. Цезарь незаметно для себя заполняет все окружающее пространство. Он не всегда замечает, не всегда оценивает методы, которые он использует для скорейшего завоевания симпатий: ему важнее удержать свой авторитет, и для этого он готов честно и этично отработать взятые на себя обязательства.

Проблема Цезаря еще и в том, что в отличие от Жукова, всегда знающего, "как надо", Цезарь отчетливо знает только "как не надо". При всех своих исключительных талантах Цезарь скорее разрушитель, чем созидатель. В политике он разрушитель тоталитарных и авторитарных систем. В искусстве он — смелый новатор, ниспровергающий существующие до него устоявшиеся формы. Он может быть основоположником нового направления в искусстве, которое никто кроме него и продолжить не сможет. Подражать — сколько угодно, продолжить — нет. Среди представителей этого типа часто встречаются яркие творческие индивидуальности, всесторонне одаренные личности.

Противоречивость "волевой сенсорики" Цезаря заключается в самой демократичности его единовластия. Цезарь искренне ненавидит тиранию и деспотизм, он из тех, чье имя пишут "на обломках самовластья". И в то же время он всеми средствами стремится не уступать своего влияния. Признание собственного поражения в этом плане для него особенно мучительно. Попытка любой ценой удержать свое влияние нередко приводит Цезаря к отчаянным и противоречивым поступкам, имеющим для него часто трагические последствия.

Блок ЭГО * 2-я позиция * Творческая функция * "Этика отношений"

Любые этические отношения Цезарь в первую очередь строит с позиций волевой сенсорики. То есть, как бы они ни развивались, Цезарь в любом случае должен оставаться лидером. Цезарь глубоко убежден, что и первое и последнее слово в развитии отношений должны оставаться за ним. Он всегда абсолютно уверен в своем праве контролировать любую этическую ситуацию, независимо от того, является ли он в ней главным лицом или второстепенным.

Несмотря на сравнительно крепкие этические установки, и притом, что этика отношений — его сильная творческая функция, нельзя сказать, чтобы этические отношения у Цезаря складывались легко. Цезарю вообще ничего не дается легко, потому что он все и всегда завоевывает. Проблема Цезаря в том, что он часто завоевывает то, что у него никто и не оспаривает. Он, на свою беду, имеет обыкновение завоевывать именно то, что и так по праву принадлежит ему.

Казалось бы, что мешает Цезарю просто и естественно воспринимать свою природную привлекательность, свое обаяние, легкость и непринужденность в общении. Но в том-то и беда, что Цезарю нужно постоянное и повсеместное признание этих качеств. Более того, ему необходимы доказательства признанного первенства, доказательства его неоспоримого влияния. Причем именно в погоне за этими доказательствами он и умудряется растерять все свое "царственное" величие. Иногда создается впечатление, что он именно напрашивается на комплименты, насильно и неуместно "тянет" на себя внимание, увлекается самолюбованием.

И в области этики Цезарю недостаточно полупобед: только появившись, он должен очаровать всех, обаять всех, "растопить" всех, заинтересовать всех или, если нужно, заинтриговать всех.

А если и находится кто-то, кого он совсем не заинтересован к себе расположить, то только потому, что этого человека он просто для себя никак не рассматривает, он для него, попросту говоря, "пустое место".

Неудивительно, что при такой этике поведения Цезарь умудряется (независимо от масштабов его деятельности) нажить себе немало врагов. Причем отношения по схеме друг — недруг у него тоже строятся очень контрастно и непоследовательно: вчерашний недруг сегодня "милостиво" принимается в число друзей, потому что "так надо"; сегодняшний друг, уделяющий больше внимания другому субъекту, уже не друг, а "предатель". (Цезарь, пожалуй, единственный, кто в третьей квадре делит отношения на "врагов" и "друзей" — Драйзер делит на "своих" и "чужих", а интуиты-логики об этом вообще не задумываются.)

Именно потому, что этика отношений у Цезаря формируется под влиянием волевой сенсорики (точнее, ее реализует), максимализм является ее отличительной чертой. Но, само собой разумеется, этика Цезаря не может и не должна быть последовательной: реализационная функция — всегда манипулятивная, всегда такая, какая нужна программе интеллекта. В случае Цезаря волевая сенсорика — аспект незыблемый, программный, а этика отношений только оформляет "расстановку сил": меняется силовое соотношение — меняется и этика. К тем, кого Цезарь уважает и чьего расположения добивается, — одно отношение, к тем, кого "в грош не ставит", — другое. В том-то и проблема этики Цезаря, секрет быстрейшего наживания им врагов — в его непоследовательном этическом максимализме.

Как надолго Цезарь "застревает" в фазе вражды или дружбы, зависит только от конкретной ситуации. Но разумеется, Цезарь не отступит, пока не прояснит ее для себя окончательно, точнее, он отступит, только будучи убежденным, что отношения окончательно развалились и у него нет шансов их исправить. (Исправить, в понимании Цезаря, значит снова завоевать авторитет. Неважно, что именно он делает — просит ли прощения или устраивает скандал: это не более чем средство "выправить" ситуацию любым способом.)

Этичность Цезаря, уже в силу своей манипулятивности, всегда относительная, несмотря на крепкие этические установки. То есть в какой-то определенной ситуации Цезарь вполне может осознавать, что поступает нехорошо (более того, он всегда знает, как надо бы поступить), но у него всегда находится "убедительное" оправдание собственным неэтичным поступкам. Неэтичность в поступках других Цезарь всегда замечает, но далеко не всегда осуждает и даже не всегда по этому поводу высказывается. К чести Цезаря надо признать, что он способен относиться с юмором к чужим этическим несовершенствам.

Постоянно борется за расширение сферы своего этического влияния. Его можно считать своего рода "этическим захватчиком". Но действия Цезаря в зоне своего влияния сумбурны, непоследовательны и зачастую неэтичны. Постоянно меняется этическая тактика, меняются "доверенные лица", меняются друзья-враги, постоянно смещаются центры волевого давления и эмоционального воздействия. Цезарь менее всего осознает, что все происходящее — это только реакция на какие-то его конкретные действия. Чем больше он суетится, тем больше накаляется ситуация, тем больше он теряет стратегические ориентиры в своих этических отношениях. В конце концов он совсем запутывается, кто ему сейчас кем является, и вот он уже ведет свой этический "ближний бой", свою какую-то узкоколейную "челночную" дипломатию, какие-то примитивные полудетские интриги. Похоже, никто не умеет так "творчески" портить свои отношения, как это удается самому Цезарю.

В любом случае, как бы ни расценивались его поступки, Цезарь искренне хочет "чтобы все было как лучше". Он действительно старается как можно лучше все уладить, чтобы все им были довольны, старается для всех быть хорошим. Так







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.