Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Роль самосознания в формировании личной психологической подготовленности юриста





Психологические основы профессионального саморазвития юриста

 

говоря о психологии, Альберт Эйнштейн

воскликнул: «Насколько же психология как наука сложнее, труднее, чем физика!»

Из лекций Алексея Николаевича Лео́нтьева

 

1.1. Предмет, цели и задачи дисциплина «Психологические аспекты профессиональной деятельности юриста»

 

Психология в профессиональной деятельности является научно-практическим направлением психологии. Ее предметом выступают закономерности функционирования внутренних (психических) регуляторов активности человека в процессе его профессионального становления и развития.

В центре внимания этого направления — профессиональные (служебные) взаимоотношения работника, его индивидуально-психологические и поведенческие особенности, специфика профессиональной деятельности, включая особенности профессионализма (личностной мотивации, системы предпочтений, ценностных ориентаций, понимания важности профессионального долга, степени эффективности и готовности к его выполнению, соответствия стандартам и объективным требованиям).

Психология в профессиональной деятельности тесно связана с такими фундаментальными и прикладными дисциплинами, как психология труда, общая, экспериментальная, организационная, инженерная, педагогическая, социальная, юридическая психология, психология управления и т.д. Из них она заимствует достоверную информацию для опоры на научные теории и практические рекомендации. Связь психологии в профессиональной деятельности юриста можно увидеть с уголовным, гражданским, уголовно-процессуальным и гражданско-процессуальным отраслями права, их основополагающими институтами, принципами и отдельными нормами.

Цель дисциплины состоит в ознакомлении будущих юристов с основными психологическими закономерностями эффективного выполнения должностных (служебных) обязанностей. Для достижения этой цели обучаемому предоставляется возможность решить следующие задачи:

 

освоить важнейшие понятия, структурные составляющие данного научно-практического направления;

 

сформировать ценностное отношение к психологическим закономерностям профессиональной самореализации, объективным и субъективным факторам достижения профессионализма;

 

вооружиться возможностью предупреждения психологических ошибок и их отрицательных последствий;

 

преодолеть скептическое отношение к достижениям психологической науки, предубеждение к ней, научным данным, пассивность к инновационным и психотехническим методам.

 

Поскольку развитие психологии в профессиональной деятельности в настоящее время имеет целенаправленный характер, то и число задач, разрешаемых ею, проявляет тенденцию к постоянному росту.

 

Изучение важнейших понятий и структурных составляющих дисциплины «Психологические аспекты профессиональной деятельности юриста» начнем с рассмотрения главной категории — психики, ее структуры и функций.

Психика и ее структура

 

Отличительной особенностью психики (греч. ψυχικός — душевный) от других явлений окружающего мира, как принято считать, является то, что она не обладает физико-химическими характеристиками, т.е. цветом, формой, весом, размерами, составом и т.п. Она не подлежит фиксации органами чувств, измерительных приборов, что в свою очередь существенно затрудняет ее непосредственное и экспериментальное изучение. До сих пор неизвестно местонахождение психики, или, как говорили в старину, ее «седалище». Многочисленные попытки найти и зафиксировать психику в человеческом теле не привели к положительным результатам. Отсюда можно предположить, что она, скорее всего, находится вне тела, скорее, где-то рядом, а может быть, и нет. Следовательно, не менее убедительным выглядит предположение о том, что не душа находится в теле, а тело, скорее всего, пребывает в пространстве души.

 

[1] Не разрешен в настоящее время окончательно также вопрос о возможности самостоятельного существования души без тела, т.е. умирает ли душа вместе со смертью тела? Эта проблема в науке остается открытой, хотя все мировые религии не только дают на этот вопрос утвердительный ответ, но и определяют условия, от которых зависит дальнейшее внеземное существование и благополучие бестелесной души. Так, в христианстве таким условием выступает соблюдение человеком при жизни Божьих заповедей («не убий», «не лги», «не укради» и др.). Таким образом, если предположить, что данная догма будет в последующем доказана, то произойдет значительный эволюционный сдвиг в мировоззрении всего человечества. Это приведет к перевороту в образе жизни людей, отношении к прижизненным ценностям. Станет безоговорочным следование принципам нравственности, добра, справедливости, совести и человеческого достоинства.

Следует особо отметить, что при всей несхожести с материальным миром душа как особая субъективная реальность не изолирована от этого мира. Вместе с ним она составляет целостную систему, в которой материальное и психическое не только тесно взаимодействуют, но и, взаимно обогащаясь, переходят друг в друга. Так, например, мысль, будучи субъективной реальностью, порождает практическое действие (человек пишет книгу, получает диплом об образовании и т.д.), которое становится объективной реальностью. Возможен и обратный процесс, когда рождается мысль на основе практического действия.

Если говорить о содержательной стороне души, то она представляет собой своеобразную модель мира, воссоздающую в субъективной форме его объективные свойства и качества. Примером такой модели служит любой субъективный образ материального предмета. В нем фиксируются его соответствующие физико-химические свойства: вес, температура, форма, состав и др. В образе эти свойства предмета обретают иную форму бытия. Этой информационной моделью действительности пользуются и человек, и высшие животные. Благодаря ей осуществляется регуляция жизнедеятельности. Однако в отличие от психики животных психика человека включает принципиально новое средство ориентировки в окружающей действительности — знания, которые постоянно обогащаются и совершенствуются благодаря социальному окружению и накоплению опыта.

Психические образы, как известно, обеспечивают достижение определенных целей, а их содержание определяется этими целями. Наиболее общее свойство психических образов — их адекватность действительности. При этом содержание психики составляют не только психические образы, но и внеобразные ее компоненты — ценностные ориентации, смыслы, мыслительные действия личности.

Важно понимание истоков происхождения человеческой психики. Психика человека, и в первую очередь его сознание, — форма отражения объективной действительности, результат взаимодействия с другими людьми, включения в разнообразные виды социальной деятельности (игра, учение, научно-познавательная, производственная и другие ее виды). В развитии сознания особую роль играет вторая сигнальная система, формами выражения которой являются язык и речь. С их помощью человек информирует других людей, получает от них информацию о прошлом, настоящем и будущем, передает и обретает социальный опыт. Ведь само понятие «сознание» в буквальном смысле означает «совокупное, совместное, знание». Язык выступает особой формой обогащения людей: с его помощью развиваются компоненты когнитивной сферы человека (восприятие, внимание, память, мышление, представление, воображение), происходит формирование эстетических, нравственных, профессиональных и др. потребностей.

 

Поскольку психика относится не только к сложным, но и плохо изученным объектам, в психологии до сих пор не сложилось достаточно точного, удовлетворяющего всех ученых определения этого феномена.

РО1 Психика — это общее понятие, обозначающее совокупность всех психических явлений, изучаемых психологией.

 

РО2 В отечественной психологии психика определяется как свойство (или функция) высокоорганизованной материи (прежде всего мозга), субъективно отражающее объективный мир и позволяющее человеку согласно этой субъективной модели объективного мира строить и регулировать свое поведение и деятельность.

Как всем фундаментальным понятиям, ему наиболее сложно дать определение. Многочисленные версии о природе психического можно свести к трем основным.

По одной из них психика имеет нематериальную природу, это идеальная субстанция, независимая, извечная, обладающая собственной волей к развитию, самопознанию, совершенствованию.

Согласно второй версии психика есть продукт деятельности мозга, психическая деятельность имеет рефлекторный характер, любое, даже очень сложное психическое явление можно разделить на отдельные акты стимула-реакции, проследить все зоны мозга, задействованные в том или ином психическом явлении, и нервные импульсы, протекающие в них.

По третьей версии психика развивается на базе нервной деятельности и опирается на нервные структуры, но при этом ее нельзя свести к ряду электрохимических процессов мозга, она является надбиологическим образованием, совокупностью сложных программ, заложенных при жизни человека и гибко реагирующих на условия внешней среды.

Психика как вместилище «модели реальности» особым образом организует информацию, поступающую из внешней среды, и реагирует на эту сконструированную реальность своим собственным способом.

Поясним эту мысль: мы воспринимаем не всю информацию, а только ту, которая для нас важна. Человек воспринимает световое излучение определенного диапазона и звуки строго определенной высоты, и эти спектры составляют лишь незначительную долю существующих в природе, они гораздо уже тех, которые воспринимают животные нашей планеты, но это именно тот диапазон, который важен для нас.

Точно так же в любой житейской ситуации каждый из нас обращает внимание и реагирует только на те стимулы, которые важны лично для него.

Так, представим себе автобусную остановку в центре города. Один человек, который куда-то опаздывает, будет реагировать только на подъезжающий транспорт в поисках нужного номера маршрута и думать о возможных последствиях своего опоздания; другой человек, который никуда не спешит, на той же остановке станет рассматривать проходящих мимо людей, возможно, он подслушает чей-то разговор или пронаблюдает ссору, может быть, обратит внимание на необычную машину, покурит и решит, к кому отправиться в гости; для третьего, водителя автобуса, остановка – всего лишь один из привычных атрибутов повседневной рабочей ситуации.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.