Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Из предложений 14-17 выпишите фразеологизм.





(14)Мне приходили на ум и другие люди, которые умудрялись, насмотри на удары жизни, оставаться человечными, стойкими в своей доброте. (15)Больше, чем других, настигали их разочарования, обиды, несправедливости. (16)И всё же они не поддавались злобе, цинизму, унынию. (17)Что помогало им, что поддерживало их дух?

 

(1)На протяжении всей жизни мы обращаемся к книге. (2)С детских лет она помогает нам узнать и понять окружающий нас мир и самих себя. (З)Нередко книга, вовремя прочитанная, подсказывает человеку профессию; случается, определяет жизненный путь.

(4)Книга – воспитатель. (5)Многим она не только открыла мир великих идей, но и направила их на путь борьбы за торжество этих идей, борьбы во имя счастья людей и против всего того, что этому счастью мешает. (6)Многие славные дела во имя мира и прогресса вдохновлялись и вдохновляются книгой.

(7)В книге увековечены подвиги и наших предков, и наших отцов. (8)А уроки истории, запечатлённые в книгах, учат не только знать прошлое, но и понимать настоящее и трудиться во имя будущего.

(9)Книга – помощник, когда мы работаем, товарищ, когда отдыхаем, порой она – просто развлечение, всегда – спутник, часто – советчик, а для того, кто умеет дружить с ней, – верный друг. (10)Есть люди, которые этого не забывают. (11)Они платят книге любовью и уважением. (12)Их называют книголюбами. (13)Прекрасное слово! (14)Хорошо заслужить право называться так.

(15)С книгой можно обращаться как с вещью. (16)Её можно взять в руки как вещь. (17)Измерить и взвесить. (18)Купить и продать. (19)3асунуть куда-нибудь и потом не найти. (20)Словом, с книгой можно сделать всё, что можно сделать с вещью. (21)Она и есть вещь. (22)Она – предмет, сделанный из материала, обладающий размером и весом.

(23)Но на самом деле книга – больше, чем вещь. (24)Она чудо! (25)Вот лежит на столе маленькая книга – в две ладони величиной, а в неё вмещены люди, дома, города. (26)Она лежит на столе неподвижно, но переносит нас из края в край, из страны в страну со скоростью, с которой не может соперничать даже космическая ракета. (27)Она переносит нас в прошлое и в будущее. (28)Книга – единственная машина времени, созданная человеком. (29)Неживая – она живёт, немая – она говорит. (30)О разных странах. (31)О разных временах. (32)О разных судьбах. (ЗЗ)Иногда (редко) о самой себе, о том, как, когда, почему написана. (34)Чаще из неё этого не узнаешь. (35)А узнать хочется. (36)И о том, как возникла та книга, которую читаешь сейчас, и о том, как возникли книги вообще.

 

(37)Можно ли исчерпать тему человеческого знания, тему поисков истины, тему красоты? (38)Конечно, нет! (39)3начит, нельзя исчерпать и тему – книга. (40)Она неисчерпаема, как жизнь человека, как существование человечества, как Вселенная. (41)Никто не может написать всего о книге, потому что никто даже не знает, как определить, что это значит – «всё о книге». (42)Эта тема принадлежит к числу тех, которые нельзя исчерпать, как нельзя исчерпать океан. (43)Из него можно только зачерпнуть. (44)Но в любой капле воды, зачерпнутой из океана, океан.

(По С. Львову *)

* Львов Сергей Львович (1922–1981) – прозаик, критик, публицист, автор многочисленных статей о советской и зарубежной литературе, произведений биографической и детской литературы.

 

«Стремясь отразить в своём произведении страшные картины войны, автор — использует разнообразные выразительные средства, среди которых тропы:(А) ________ (“багровое клубящееся небо” в предложении 6, “в тяжёлых, клубящихся фантастических облаках свинцово-красного дыма" в предложении 14) и (Б) ________ (“точно выпиленный лобзиком” в предложении 6, “точно кровь” в предложении 11). Описывая изображающую ужасы войны картину, которая произвела на него в детстве незабываемое впечатление, В. Некрасов использует синтаксическое средство — (В) ________ (предложение 19). Противопоставляя этому впечатлению ощущения человека, оказавшегося на войне, видящего её воочию, автор использует приём — (Г) ________ (“никакими” в предложении 25)».

Список терминов:

1) контекстные синонимы

2) эпитеты

3) фразеологизм

4) сравнения

5) риторический вопрос

6) лексический повтор

7) ряд однородных членов

8) вопросно-ответная форма изложения

9) восклицательное предложение

 

Задание 24

(1) Одна из загадочных и, может быть, трагических особенностей жизни заключается в том, что, вырастая, мы поразительно быстро забываем душевное состояние детства, оттенки этих состояний. (2) В редкие высокие минуты детство в нас оживает. (3) Но ощущаем ли мы в будничном течении дней понимание детства как чего-то духовно близкого, совершенно родного? (4) Многие ли могут вслед за Сент-Экзюпери повторить: «Я из страны детства...»?
(5) «Дети — поэты, дети — философы», — утверждает Я. Корчак. (6) Поэты, потому что сильно радуются и сильно горюют; философы, потому что склонны глубоко вдумываться в жизнь.
(7) А потом? (8) Куда это уходит? (9) Почему, когда маленькие становятся большими, поэты и философы — редкость? (Е. Богат)

 

Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить ______, которые неоднократно повторяются в первом абзаце. Текст Е. Богата пронизан сожалением о том, что люди, вырастая, теряют «душевное состояние детства». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 3, 4, 8, 9). Свои чувства Е. Богат пытается передать с помощью удачно подобранных ______ («загадочных и трагических особенностей жизни», «высокие минуты», «поразительно быстро» и др.). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 5).

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

3) ключевые слова

4) синтаксический параллелизм

5) риторический вопрос

6) цитация

7) гипербола

8) инверсия

9) эпитеты

10) сравнительный оборот.

 

Задание 25

(1) Вечер. И вода, и небо, и ветер — как свинец... (2) И ночью — буря. (3) Небо звездно, в небе Большая Медведица и Полярная звезда, но под небом все сошло с угла. (4) Домищи волн лезут на корабль, пенятся, гремят, ревут ветром, бьют через борты, влезают на нос и корму, друг на друга, на небо; ветер рвет пену, и она несется над водой, над кораблем, к звездам. (5) Мрак черен. (6) Весь корабль завинчен, заклепан, завязан. (7) И, конечно, тут, в бурю, в страданиях, у корабля возникает душа, злая душа, враждебная человеку, ибо весь корабль, дрожащий, мечущийся, злой — каждой своей стальной частью — столковывается с морем, с морским чертом, чтобы выкинуть, отдать морю людей, скинуть их с себя — их и их вещи; по кораблю нельзя ходить, можно только ползать, держась за тросы, вместе с тросами взлетая над водой, вместе с тросами исчезая в воду... (Б. А. Пильняк)

 

Текст Б. А. Пильняка чрезвычайно интересен, красочен и богат средствами языковой выразительности. Изображая природные стихии, их силу и мощь, автор использует ___ («и вода, и небо, и ветер — как свинец»), ______ («домищи волн лезут, ревут»), а также ряды ________ («влезают на нос и корму, друг на друга, на небо»), которые создают прием ________. Много в тексте ________ («мрак черен», «злая душа», «корабль, дрожащий, мечущийся, злой»). Динамический характер тексту придает использование большого числа ______, которые показывают быструю смену действий, разнообразие и стремительность происходящих событий. В данном отрывке это морфологическое средство является одним из наиболее значимых.

Список терминов:

1) метафора

2) фразеологизм

3) эпитет

4) синтаксический параллелизм

5) градация
6) метонимия

7) гипербола

8) инверсия

9) эпитеты

10) сравнительный оборот
11) суффиксы субъективной оценки

12) глаголы

13) однородные члены

14) неполные предложения
15) конструкции разговорного синтаксиса

 

 

Задание 26

Прочитайте текст и выполните задание.

(1)Человек создан на столетия, если судить по огромной, ни с чем не сравнимой трате сил. (2)Лев, убив антилопу, в сытой дрёме отдыхает сутки. (3)Могучий сохатый после часового боя с соперником полдня отстаивается в чащобе, судорожно поводя проваленными боками. (4)Айтматовский Каранар год копил силы, чтобы буйствовать, неистовствовать и торжествовать полмесяца. (5)Для человека подобные подвиги − блеск мгновения, за который он платит столь малой толикой своих запасов, что вообще не нуждается в отдыхе.

(6)Цель зверя − прожить отпущенный природой срок. (7)Сумма заложенной в нём энергии соотносима с этим сроком, и живое существо тратит не столько, сколько хочется, а столько, сколько надо, будто в нём предусмотрено некое дозирующее устройство: зверю неведомо желание, он существует по закону необходимости. (8)Не потому ли звери и не подозревают, что жизнь конечна?

(9)Жизнь зверей – это время от рождения до смерти: звери живут во времени абсолютном, не ведая, что есть и время относительное, в этом относительном времени может существовать только человек. (10)Его жизнь никогда не укладывается в даты на могильной плите. (11)Она больше, она вмещает в себя ведомые только ему секунды, которые тянулись, как часы, и сутки, пролетевшие, словно мгновения. (12)И чем выше духовная структура человека, тем больше у него возможностей жить не только в абсолютном, но и в относительном времени. (13)Для меня глобальной сверхзадачей искусства и является его способность продлевать человеческую жизнь, насыщать её смыслом, учить людей активно существовать и во времени относительном, то есть сомневаться, чувствовать и страдать.

(14)Это − о духовности, но и в обычной, физической жизни человеку отпущено «горючего» заведомо больше, чем нужно, для того чтобы прожить по законам природы. (15)Зачем? (16)С какой целью? (17)Ведь в природе всё разумно, всё выверено, испытано миллионолетиями, и даже аппендикс, как выяснилось, для чего-то всё-таки нужен. (18)А многократно превышающий потребности огромный запас энергии для чего дан человеку?

(19)Я задал этот вопрос в пятом или шестом классе, когда добрёл до элементарной физики, и решил, что она объясняет всё. (20)И она действительно всё мне тогда объяснила. (21)Кроме человека. (22)А его объяснить не смогла. (23)Именно здесь кончалась прямолинейная логика знания и начиналась пугающе многовариантная логика понимания.

(24)Я тогда, разумеется, этого не представлял, однако энергетический баланс не сходился, и я спросил отца, зачем-де человеку столько отпущено.

− (25)Для работы.

− (26)Понятно, − сказал я, ничего не поняв, но не стал расспрашивать.

(27)Это свойство − соглашаться с собеседником не тогда, когда всё понял, а когда ничего не понял, − видимо, заложено во мне от природы. (28)Житейски оно мне всегда мешало, ибо я не вылезал из троек, сочиняя свои теории, гипотезы, а зачастую и законы. (29)Но одна благодатная сторона в этой странности всё же была: я запоминал, не понимая, и сам докапывался до ответов, сейчас уже не столь важно, что чаще всего ответ был неверным. (30)Жизнь требует от человека не ответов, а желания искать их.

(31)Я пишу об этом только ради двух слов отца, определивших для меня весь смысл существования. (32)Это стало главной заповедью, альфой и омегой моего мировоззрения. (33)И стал я писателем, вероятно, совсем не потому, что рождён был с этаким блеском в очах, а потому лишь, что свято веровал в необходимость упорного, ежедневного, исступлённого труда.

(По Б.Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013) – советский писатель, прозаик, публицист, общественный деятель, автор произведений «А зори здесь тихие», «Завтра была война», «В списках не значился» и др.

 







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.