|
Влияние личности тренера на социализацию и индивидуализацию личности спортсмена
Спорту как социальной деятельно изначально присущи две доминирующие тенденции: достижение максимального спортивного результата и формирование гармоничной личности спортсмена. При современном развитии спорта эти тенденции могут вступать в противоречие между собой. Данное противоречие является причиной формирования В основном встречаются два типа тренеров: тренеры с установкой только на достижение спортивного результата и тренеры с профессионально-педагогической установкой. Наличие различных установок в деятельности тренере В группах тренеров с установкой только на спортивный результат процесс социализации личности юного спортсмена осложняется конфликтными взаимоотношениями как между тренером и спортсменами так имежду самими спортсменами. У юных спортсменов, занимающихся под руководством тренеров с узко-спортивной установкой, отмечается неадекватная самооценка, доминирование лично - престижных и материальных мотивов над социальными, а также наблюдается снижение самоконтроля, уверенности, рост тревожности и, как следствие, нестабильность при выступлении на соревнованиях.. В группах тренеров с профессионально-педагогической установкой в системе взаимоотношений «тренер – спортсмен» преобладает формы сотрудничества, которая способствует восстановлению положительных межличностных отношений в спортивном коллективе и формированию гармоничной личности. Ведущими мотивами у юных спортсменов являются мотивы самосовершенствования и социальные мотивы. У них наблюдается преобладание адекватной самооценки, формирование уверенности и самоконтроля и невысокий уровень тревожности. В группах тренеров с профессионально-педагогической установкой спортсмены психологически более устойчивы и выступают достаточно стабильно. Спортивная деятельность влияет на процесс становления Как показывает реальный практический опыт, тренер оказывается вовлеченным почти в каждый значительный конфликт в команде, либо в качестве одной из противостоящих сторон, либо в качестве арбитра, задачей которого является регулирование возникшей сложной ситуации. Совершенно очевидно, что стратегия и тактика его поведения в такой ситуации, поиск и выбор оптимального решения, играют весьма существенную роль как в общем, совершенствовании психологический атмосферы и регулировании отношений конкретных людей, так и в укреплении своего авторитета. Но важно, чтобы спортивный педагог не только сам не был источником конфликтов с отрицательной направленностью, но и прежде всего умел правильно их преодолевать, если они возникнут в команде. В целях разрешения и преодоления конфликтов необходимо: - к разрешению конфликтов привлекать наиболее авторитетных членов команды, на зависящих от конфликтующих сторон ни материально, ни морально; - исключать предвзятость в изучении конфликтов, стремление - изучать историю и предысторию взаимоотношений и поведения лиц, попавших в конфликтную ситуацию; - нацеливать конфликтующих на конструктивный подход к поиску выхода из ситуации; - учитывать личностные особенности конфликтующих, в первую очередь те, которые могут усугублять трения; - при изучении существа межличностных противоречий- проявлять гибкость и учитывать психологическое состояние людей; - тщательно сопоставлять информацию о конфликтующих сторонах и сверять ее с внешними «факторами»; - не оглашать и не делать выводов в ходе разбирательства; - не сообщать конфликтующим ту или иную информацию, которая может способствовать укреплению ошибочной позиции; - правильно использовать общественное мнение по существу конфликта.
Контрольные вопросы и задания:
1.Опишите четыре характерных подструктуры личности тренера. 2.Какие личностные характеристики определяют успешного тренера? 3.Опишите основные ролевые позиции тренера. 4.Из чего складывается авторитет тренера? 5.Какие существуют основные педагогические способности? 6.Как формируются и как взаимно компенсируются педагогические способности? 7.Опишите психологические механизмы формирования состояния готовности тренера к профессиональной деятельности. 8.Что входит в комплекс требований к личности тренера? 9.Как личность тренера влияет на социализацию и индивидуализацию личности спортсмена?
Рекомендуемая литература
1.Гиссен Л.Д. Время стрессов. Обоснование и практические результаты психопрофилактической работы в спортивных командах. - М.: Физкультура и спорт, 1990. 2.Горбунов Г.Д. Психопедагогика спорта. - М.: Физкультура и спорт, 1986. 3.Лубышева Л.И. Социальная роль спорта в развитии общества и социализации личности // Теория и практика физической культуры. – 2001. - №6. – С.11-17. 4.Кретти Б. Дж. Психология в современном спорте.– М.: Физкультура и спорт, 1987. 5.Малкин В.Р. Управление психологической подготовкой в спорте. – Екатерингбург: Изд-во Уральского университета, 2001. 6.Озолин Н.Г. Молодому коллеге. - М.: Физкультура и спорт, 1988. 7.Родионов А.В. Практическая психология физической культуры и спорта. – Махачкала: Юпитер, 2002. 8.Сопов В.Ф. Психология разрешения конфликта в спортивной команде. - Самара. СГПУ. 2000. 9.Стамбулова Н.Б.. Психология спортивной карьеры: Учеб. пособие. - СПб.1999 10.Уэйнберг Р.С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев: Олимпийская литература, 1998.
ГЛАВА 16.
ПСИХОЛОГИЯ СПОРТИВНЫХ КОМАНД
Ряд вопросов социально-психологических основ двигательной деятельности был рассмотрен в главе 9. Как известно, спортивная деятельность носит коллективный характер, протекает и подготавливается в присутствии и при участии других людей. Основной социально-психологической единицей в спорте является команда. Спортивная команда представляет собой коллектив со своими психологическими особенностями и определенными взаимоотношениями. Спортивные группы и коллективы обладают всеми общими признаками, характеризующими практически любую малую группу, к ним относится: совместная деятельность, общие цели и задачи, определенная организация, межличностные отношения. Однако надо помнить, что спортивный коллектив отличается от спортивной группы. Наиболее важными признаками коллектива являются ценностно-ориентационное единство, общественно полезные результаты деятельности, цели и задачи, опосредованность межличностных отношений целями и задачами спортивной деятельности, высокая способность к самоуправлению и самоорганизации, оптимальные показатели сплоченности и психологического климата.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|