Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВОПРОС 6. ПОДГОТОВКА И ПРИНЯТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ. ДЕЛЕГИРОВАНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ СВОИХ ПОЛНОМОЧИЙ





 

Важной функцией руководителя является приня­тие управленческих решений и доведение их до ис­полнителей. От правильности и своевременности уп­равленческих решений зависит эффективность всей деятельности.

Как правило, имеется цель — идеальное представ­ление желаемого состояния объекта управления или результата деятельности. Если фактическое состояние не соответствует желае­мому, то имеет место проблема. Средством раз­решения этой проблемы и служит управленческое решение. Таким образом, оно представляет собой предписание к действию, перечень мер, позволяю­щих привести систему в требуемое состояние или изменить само требуемое состояние. Процесс приня­тия управленческого решения начинается с возникно­вения проблемной ситуации и заканчивается выбо­ром решения.

Управленческие решения, принимаемые руково­дителем, должны отвечать следующим требованиям:

* иметь ясную цель, то есть решение должно быть сформулировано ясно, не вызывать двоякого толко­вания и сомнения у подчиненных;

* быть обоснованным и непротиворечивым, то есть всесторонне согласованным как с внутренними, так и с внешними обстоятельствами, а также с предше­ствующими и предстоящими решениями;

* быть правомочным, то есть опираться на требо­вания законов, указания и распоряжения руководи­теля и учитывать обязанности и права руководителя и подчиненного;

* быть конкретным, то есть иметь адресата и сро­ки исполнения, отвечать на вопросы, что, кому, как, когда, где и к какому сроку сделать;

* быть своевременным и эффективным, то есть наи­лучшим из возможных в отношении ожидаемого итога к затратам.

Подготовка и принятие решения — психологичес­кий процесс. Различают три подхода к принятию ре­шений: интуитивный, основанный на суждениях и рациональный. Интуи­тивное решение принимается на основе ощущения его пра­вильности, без анали­за всех «за» и «против». Решение, основанное на суждениях, это выбор, обусловленный знания­ми или накопленным опытом. Достоинством тако­го подхода к принятию решений является быстрота и дешевизна процесса выбора альтернатив. Недоста­ток его в том, что он не работает в ситуациях, не имевших аналогов в прошлом опыте руководителя. Рациональное решение, в отличие от предыдущего, не зависит от прошлого опыта, оно обосновывается аналитически.

Процесс подготовки и принятия рационального управленческого решения предусматривает пять ос­новных этапов:

1) Ориентировочный этап: выявление проблемной ситуации и определение цели решения. Кто-то верно заметил: ни одно решение не бывает правильным или неправильным. Оно бывает только вынужденным.

2) Информационный этап: сбор, обработка и ана­лиз информации по проблеме, а также определение тех ограничений, которые зависят как от него само­го, так и от конкретной ситуации.

3) Этап выработки и принятия решения:

Законы исходных данных Спенсера:

1. Каждый может принять решение, располагая достаточной информацией.

2. Хороший руководитель принимает решение и при ее нехватке.

3. Идеальный— действует в абсолютном неведении.

*выработка критериев принятия решений (эко­номичность, надежность, оперативность, дизайн и др.);

* формулирование набора альтернативных реше­ний с возможным привлечением исполнителей бу­дущего решения. Это важно в силу действия так на­зываемого закона Р. Ликерта, который гласит, что качество и точность исполнения конкретных управ­ленческих решений тем сильнее, чем больше непос­редственные участники выполнения заданий прини­мают участие в принятии решений;

* оценка альтернативных решений по степени их достоинств, недостатков и возможных последствий;

* выбор оптимального решения. Здесь актуальна проблема соотношения двух параметров: времени, в течение которого необходимо принять решение, и ка­чества управленческого решения. Обычно оптимальное решение не принимается вследствие отсутствия необходимого времени для просмотра всех возмож­ных альтернатив и информации, связанной с оцен­кой каждой альтернативы.

Поэтому в силу возможных ограничений руково­дитель принимает промежуточное решение, указы­вающее направление действия, которое в той или иной степени является приемлемым, но не обяза­тельно самым лучшим из возможных. А затем на ос­нове поступающей информации и результатов реа­лизации этого промежуточного решения принимается окончательное решение. В любом случае принятие про­межуточного решения, но в срок, гораздо важнее иде­ального решения, принятого с опоз­данием.

4) Организацион­ный этап: доведе­ние принятого ре­шения и сроков до исполнителей, назначение ответственных, инструк­таж, организация взаимодействия.

5) Контролирующий этап: учет и контроль выпол­нения решения. Как правило, поручается той груп­пе, которая готовила решение. Причем оценка труда этой группы не по количеству проверок, а по удель­ному весу выполненных в срок приказов.

Самые слабые места при подготовке и принятии управленческих решений — их качество (от 33 до 41 % нереализованных решений не выполняется только из-за их низкого качества) и отсутствие контроля.

По мнению ведущих специалистов, управленчес­кие решения не выполняются по следующим причи­нам:

* принимается много решений по одному вопро­су, поэтому часть из них не выполняется. Это подры­вает авторитет решений;

* вновь принимаемые решения не учитывают пред­шествующие или дублируют существующий органи­зационный порядок;

* принятие псевдорешений, не несущих конкрет­ного содержания (формулировки типа «обратить вни­мание...», «усилить...», «заострить...» и др.);

* отсутствие процедуры согласования ряда реше­ний с их исполнителями;

* назначение нереальных («мобилизующих») сро­ков и аврал;

* низкий контроль над исполнением управленчес­ких решений.

Делегирование полномочий. Руководитель не имеет возможности сам разбираться со всеми проблемами, поэтому важно умение делегировать полномочия ком­петентному специ­алисту. Под делеги­рованием в общем смысле понимается временная передача подчиненному задачи или деятельности из сферы действий ру­ководителя. Проблема делегирования полномочий актуальна в современных условиях. По расчетам спе­циалистов, 40 — 60 % рабочего времени руководите­лей и специалистов тратится на выполнение той фун­кции, которую могли бы выполнять специалисты более низкой квалификации.

Если делегирование полномочий не осуществля­ется, то у руководителя просто не хватает времени все сделать качественно и в срок. Нехватка времени, в свою очередь, обусловливает принятие им стерео­типных или даже ошибочных решений. Малоэффек­тивно и неполное делегирование полномочий, когда подчиненному поручается решение проблемы, но не даются права и возможности для ее решения.

Не вызывает сомнений, что не все задачи управ­ленческой деятельности можно делегировать своим подчиненным. В любом случае делегируется:

* рутинная, мелочная работа;

* специализированная деятельность;

* частные вопросы;

*подготовительная работа (проекты и т.д.).


Не подлежат делегированию:

* важнейшие функции руководителя (выработка идей и политики по развитию организации, конт­роль результатов и др.);

* руководство сотрудниками, их мотивация;

* задачи высокой степени риска и особой важности;

* необычные, исключительные дела;

* срочные дела, не оставляющие времени для объяснения и перепроверки;

* задачи строго доверительного характера.

У подчиненного по ряду причин может возник­нуть сопротивление делегированию (в частности, из-за нехватки знаний и опыта, боязни критики, страха перед ответственностью, боязни чрезмерных требо­ваний и др.). В этом случае необходимо поговорить с ним об этом открыто, попытаться найти причины и прийти к совместным решениям, используя стиму­лирование.

Обычно алгоритм процесса делегирования полно­мочий следующий:

* подготовить подчиненного;

* объяснить задачу;

* показать, как ее решать и что делать;

* доверить дальнейшее ее решение под наблюде­нием, корректируя при этом подчиненного;

* передать сотруднику работу целиком и в даль­нейшем осуществлять только контроль над исполне­нием.

Практика осуществления делегирования полномо­чий, опыт многих управленцев выработали ряд пра­вил:

1. Делегируйте тому, кто может и хочет исполнять часть полномочий (если он не хочет, добейтесь, что­ бы он захотел).

2. Делегируйте не только обязанности, но и права и полномочия.

3. Без веских причин не вмешивайтесь в рабочий процесс.

4. Требуйте от подчиненного промежуточных отче­тов о ходе реализации задачи и контролируйте лишь конечные результаты порученного дела.

5. Делегируйте задачу по возможности целиком, а не в виде частных изолированных заданий.

Таким образом, подготовка и принятие управлен­ческих решений и делегирование полномочий состав­ляют важную сторону управленческой деятельности любого руководителя. По качеству отработки этих функций судят о личности руководителя, о его спо­собности творчески решать возникающие проблемы.

 

 

ПРАКТИКУМ

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.