Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Взаимосвязь типов знаний, уровней возможного усвоения знаний, целей, методов и результатов





    № п/п     Тип знания     Виды деятельности, связанные с применением знания     Уровни взаимного усвоения знаний учащимися     Планируемые цели     Используемые методы и фор­мы организации деятельности Методы выявления результатов обучения и воспитания     При­меча­ния
    Факт, явление Описание   Репродуктивный, деятельность по образцу Например, познакомить учащихся с процессом кипения воды Объяснительно- иллюстратив­ный метод   Воспроизве­дение материа­ла, деятельности этапа  
    Понятие (ответ на вопрос «Что это?»)   Классификация объектов     1 Репродуктивный 2 Применение по­нятия в знакомых ситуациях 3 Применение по­ нятия в новых для ребенка ситуациях 1 -я цель 2-я цель 3-я цель   Объяснительно- иллюстративный Частично- поисковый Организация поисковой деятельности учащихся и проблемное обучение Воспроизведение Знакомые для детей ситуации для выработки умений Проблемные задания      
  Элементы теоретиче­ского знания (ответы на вопросы «Почему9» «В какой связи9») Объяснение явлений установление причинно-следственных временных и про­странственных связей Те же три уровня освоения, что и в п. 2 Та же структура методов Те же методы и организацион­ные формы Те же методы      
  Нормы и правила поведения деятельно­сти и общения Описание объ­яснение срав­нение, оценки Те же три уровня усвоения Та же структура методов Те же методы и организацион­ные формы Те же методы      
  Различные воспита­тельные деятельности труд учеба игра праздники и т д Коллективная деятельность Применение норм и правил поведения, общения и деятель­ности в реальных условиях Всестороннее развитие лич­ности Самостоятель­ная деятель­ность детей Наблюдения анкетирование творческие ра­боты детей их оценки резуль­татов деятель­ности      

 

Типы знаний, связанные с ними деятельности, методы и приемы обучения помогают учителю и воспитателю плани­ровать свою деятельность. Разумеется, формы планов могут быть самыми различными, но планирование учебно-воспитательной работы обязательно, так как планирование помогает педагогу:

- четко представить те «ступеньки» увеличивающихся знаний, умений, изменяющихся отношений ребенка к ми­ру, к другим людям, самому себе, по которым его надо провести, чтобы сделать, создать настоящего человека, нового члена общества;

- управлять учебно-воспитательным процессом, который формирует личность ребенка, корректировать свою дея­тельность и деятельность детей путем совершенствования содержания, методов и форм организации обучения и вос­питания, если на каком-то этапе (отдельном уроке, воспита­тельном мероприятии, завершении изучаемой темы, четвер­ти, учебного года и т.д.) не достигаются поставленные цели;

- увидеть перспективу развития педагогического про­цесса, усложнения знаний, умений и изменений в отноше­ниях ребенка к миру, другим людям, к себе самому, ценно­стных ориентации и других качеств его личности.

В предлагаемой таблице в основу планирования поло­жены конкретные цели обучения и воспитания (цели обра­зования), поэтому такое планирование называется целевым.

Прежде чем начинать планировать учебно-воспита­тельную деятельность, надо смотреть программы по всем предметам того класса, где вы будете работать в данном учебном году, выделив в них знания и умения, которые должны быть у учащихся к концу года. Именно они опре­делят цели обучения тому или иному предмету.

Несмотря на то что в программе определены конкрет­ные цели обучения на каждый год, по каждому учебному предмету, планирование собственной учебно-воспита­тельной работы необходимо. Объясняется это следующи­ми причинами:

- в программах дается примерное количество часов на изучение каждой темы предмета, учитель по своему ус­мотрению может изменять время, отводимое на тему, раз­дел и даже предмет, может менять порядок изучения;

- учебно-воспитательный процесс в школах, располо­женных в различных регионах Российской Федерации (в городе, селе, на севере, юге), отличается содержанием ме­стного материала, которым пользуется учитель в своей работе, национальными и региональными особенностями данной местности и др.;

- состав учащихся каждого класса неодинаков по уров­ню подготовки к усвоению программного материала, по индивидуальным интересам, склонностям, воспитанно­сти детей.

Основой планирования воспитательной деятельности в детском саду, например, должны быть праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и рели­гиозные традиции. Везде есть свои традиционные празд­ники, т.е. свой праздничный календарь. Таких календарей может быть много, для каждого детского сада - свои. На­чиная планировать учебно-воспитательную деятельность детского сада, следует отобрать наиболее характерные для данного региона праздники, т.е. создать свой празднич­ный календарь. В нем должны быть выделены праздники общие для детского сада и групповые. Отобранные празд­ники и составят содержательную основу, т.е. базу плани­рования работы на идеях народной педагогики.

Формы планов могут быть различными (по дням неде­ли, направлениям, видам деятельности и др.), однако все они должны строиться с учетом следующих принципов:

- изучение местных условий, особенностей и воспита­тельных возможностей (семьи и детей, возможностей ро­дителей по оказанию помощи детскому саду и необходи­мости оказания педагогической помощи родителям);

- четкое определение конечных целей воспитания и обучения детей и воспитательных задач на планируемый период;

- отбор учебно-воспитательной деятельности из Про­граммы в соответствии с поставленными целями и воспи­тательными задачами (отобранное содержание должно быть систематизировано по каждому виду деятельности и представлять перспективу развития личности ребенка данного возрастного периода на весь срок пребывания его в детском саду);

- организация совместной деятельности воспитателей детского сада и родителей (не эпизодические встречи на праздниках или приеме детей, а система взаимной помощи);

- изучение и учет возрастных и индивидуальных осо­бенностей детей.

Определив цели и воспитательные задачи для детского сада в целом и для отдельных возрастных групп, даже для отдельных детей, необходимо выстроить учебно-воспита­тельную систему на основе празднично-игровой культуры. Ибо любой праздник фактически интегрирует в своем содержании самые разные виды деятельности детей, на­правленные на формирование учебных знаний, нравствен­ных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и об­щения в целом.

Основу могут доставить четыре праздника, например Встреча новичков (сентябрь), Новый год (декабрь) с ко­лядками, Масленица (весна), Прощание с выпускника­ми (май).

На первый взгляд в этом перечне действительно народ­ным праздником является только Масленица. Однако при организации любого праздника можно и нужно использо­вать народные традиции, характерные для соответствую­щего периода. Например, встречу новичков можно соот­нести со Спасовками: созреванием и первым сбором пло­дов. В этом случае на празднике встречи новичков для малышей накрывают фруктовые столы. Дети старшей и средней групп готовят соответствующие рисунки и аппли­кации, малышам дарят яблоки, ставят сценки из сказок, где фигурируют эти плоды (молодильные яблоки, золотое яблочко, яблонька, защитившая девочку от погони, на­ливное яблочко и т.п.).

Новый год можно связать с колядками, т.е. с ряжены­ми, прославлением добрых людей и пожеланием им здо­ровья и счастья. Дети вместе с воспитателем могут приго­товить и посвятить этот праздник родителям, дедушкам и бабушкам, подготовить для них подарки, разучить колядочные прославления с благодарностью к своим родите­лям за любовь и ласку.

Выпускной праздник в зависимости от даты может быть приурочен к Красной горке, Вознесению или Трои­це. Все эти праздники связаны с цветами, обычаями встре­чи лета.

Дети могут быть одеты в костюмы цветов с веночками на головах. Можно разучить к этому празднику вальс цве­тов из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица». По­мещение, в котором будет проходить праздник, следует убрать цветами, ветками берез, украсить рисунками на те­мы «Лето», «Природа», «Праздник» и т.п.

В зависимости от региональных особенностей любой праздник может быть заменен другим, специфическим для данного региона. Запланировав праздники, воспитатель может выбрать из Программы воспитания содержание учебно-воспитательной деятельности для их подготовки.

Для примера рассмотрим один из вариантов возможно­го планирования учебно-воспитательной деятельности на основе празднично-игровой культуры.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.