|
Взаимосвязь типов знаний, уровней возможного усвоения знаний, целей, методов и результатовСтр 1 из 2Следующая ⇒
Типы знаний, связанные с ними деятельности, методы и приемы обучения помогают учителю и воспитателю планировать свою деятельность. Разумеется, формы планов могут быть самыми различными, но планирование учебно-воспитательной работы обязательно, так как планирование помогает педагогу: - четко представить те «ступеньки» увеличивающихся знаний, умений, изменяющихся отношений ребенка к миру, к другим людям, самому себе, по которым его надо провести, чтобы сделать, создать настоящего человека, нового члена общества; - управлять учебно-воспитательным процессом, который формирует личность ребенка, корректировать свою деятельность и деятельность детей путем совершенствования содержания, методов и форм организации обучения и воспитания, если на каком-то этапе (отдельном уроке, воспитательном мероприятии, завершении изучаемой темы, четверти, учебного года и т.д.) не достигаются поставленные цели; - увидеть перспективу развития педагогического процесса, усложнения знаний, умений и изменений в отношениях ребенка к миру, другим людям, к себе самому, ценностных ориентации и других качеств его личности. В предлагаемой таблице в основу планирования положены конкретные цели обучения и воспитания (цели образования), поэтому такое планирование называется целевым. Прежде чем начинать планировать учебно-воспитательную деятельность, надо смотреть программы по всем предметам того класса, где вы будете работать в данном учебном году, выделив в них знания и умения, которые должны быть у учащихся к концу года. Именно они определят цели обучения тому или иному предмету. Несмотря на то что в программе определены конкретные цели обучения на каждый год, по каждому учебному предмету, планирование собственной учебно-воспитательной работы необходимо. Объясняется это следующими причинами: - в программах дается примерное количество часов на изучение каждой темы предмета, учитель по своему усмотрению может изменять время, отводимое на тему, раздел и даже предмет, может менять порядок изучения; - учебно-воспитательный процесс в школах, расположенных в различных регионах Российской Федерации (в городе, селе, на севере, юге), отличается содержанием местного материала, которым пользуется учитель в своей работе, национальными и региональными особенностями данной местности и др.; - состав учащихся каждого класса неодинаков по уровню подготовки к усвоению программного материала, по индивидуальным интересам, склонностям, воспитанности детей. Основой планирования воспитательной деятельности в детском саду, например, должны быть праздники. Ведь праздник, являясь традиционным элементом народной жизни, включает в себя народные, национальные и религиозные традиции. Везде есть свои традиционные праздники, т.е. свой праздничный календарь. Таких календарей может быть много, для каждого детского сада - свои. Начиная планировать учебно-воспитательную деятельность детского сада, следует отобрать наиболее характерные для данного региона праздники, т.е. создать свой праздничный календарь. В нем должны быть выделены праздники общие для детского сада и групповые. Отобранные праздники и составят содержательную основу, т.е. базу планирования работы на идеях народной педагогики. Формы планов могут быть различными (по дням недели, направлениям, видам деятельности и др.), однако все они должны строиться с учетом следующих принципов: - изучение местных условий, особенностей и воспитательных возможностей (семьи и детей, возможностей родителей по оказанию помощи детскому саду и необходимости оказания педагогической помощи родителям); - четкое определение конечных целей воспитания и обучения детей и воспитательных задач на планируемый период; - отбор учебно-воспитательной деятельности из Программы в соответствии с поставленными целями и воспитательными задачами (отобранное содержание должно быть систематизировано по каждому виду деятельности и представлять перспективу развития личности ребенка данного возрастного периода на весь срок пребывания его в детском саду); - организация совместной деятельности воспитателей детского сада и родителей (не эпизодические встречи на праздниках или приеме детей, а система взаимной помощи); - изучение и учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Определив цели и воспитательные задачи для детского сада в целом и для отдельных возрастных групп, даже для отдельных детей, необходимо выстроить учебно-воспитательную систему на основе празднично-игровой культуры. Ибо любой праздник фактически интегрирует в своем содержании самые разные виды деятельности детей, направленные на формирование учебных знаний, нравственных норм, эстетических идеалов, трудовых умений и общения в целом. Основу могут доставить четыре праздника, например Встреча новичков (сентябрь), Новый год (декабрь) с колядками, Масленица (весна), Прощание с выпускниками (май). На первый взгляд в этом перечне действительно народным праздником является только Масленица. Однако при организации любого праздника можно и нужно использовать народные традиции, характерные для соответствующего периода. Например, встречу новичков можно соотнести со Спасовками: созреванием и первым сбором плодов. В этом случае на празднике встречи новичков для малышей накрывают фруктовые столы. Дети старшей и средней групп готовят соответствующие рисунки и аппликации, малышам дарят яблоки, ставят сценки из сказок, где фигурируют эти плоды (молодильные яблоки, золотое яблочко, яблонька, защитившая девочку от погони, наливное яблочко и т.п.). Новый год можно связать с колядками, т.е. с ряжеными, прославлением добрых людей и пожеланием им здоровья и счастья. Дети вместе с воспитателем могут приготовить и посвятить этот праздник родителям, дедушкам и бабушкам, подготовить для них подарки, разучить колядочные прославления с благодарностью к своим родителям за любовь и ласку. Выпускной праздник в зависимости от даты может быть приурочен к Красной горке, Вознесению или Троице. Все эти праздники связаны с цветами, обычаями встречи лета. Дети могут быть одеты в костюмы цветов с веночками на головах. Можно разучить к этому празднику вальс цветов из балета П.И.Чайковского «Спящая красавица». Помещение, в котором будет проходить праздник, следует убрать цветами, ветками берез, украсить рисунками на темы «Лето», «Природа», «Праздник» и т.п. В зависимости от региональных особенностей любой праздник может быть заменен другим, специфическим для данного региона. Запланировав праздники, воспитатель может выбрать из Программы воспитания содержание учебно-воспитательной деятельности для их подготовки. Для примера рассмотрим один из вариантов возможного планирования учебно-воспитательной деятельности на основе празднично-игровой культуры. Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|