Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ПРИКЛАДНАЯ ПСИХОЛОГИЯ СОБАКИ





 

Учебное пособие

 

 

560 стр.

ISBN 978-5-222-12689-9

Тираж: 3000 экз

 

 

Ростов-на-Дону

"Феникс"

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ПРЕДИСЛОВИЕ.

1. ВВЕДЕНИЕ.

1.1. Предмет и методы зоопсихологии.

1.2. Домашние собаки в их отношениях с человеком.

2. СТРУКТУРА ПСИХИКИ СОБАКИ.

2.1. Отображение информации о мире.

2.2. Психическая деятельность как процесс принятия решения.

2.3. Мотивационный анализ поведения.

2.4. Врожденные формы автоматического поведения

2.5. Стереотипы пищедобывательного поведения.

2.6. Стереотипы территориального поведения.

2.7. Стереотипы социального поведения.

2.8. Ритуальное поведение (мимический язык) собак.

2.9. Коммуникативное поведение собак (средства общения с человеком).

3. ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ ПОВЕДЕНИЯ СОБАК.

3.1. Динамические характеристики поведения (темперамент).

3.2. Оценка динамических характеристик поведения по системе АРАКС.

4. МОДЕЛИ ПАРТНЕРСТВА.

5. ОТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И СОБАКИ КАК МЕЖЛИЧНОСТНОЕ МЕЖВИДОВОЕ ПАРТНЕРСТВО.

5.1. Психологические потребности и типы ожиданий человека.

5.2. Типы отношения собаки к человеку.

5.3. Результирующий тип контакта собаки с хозяином и его диагностика.

6. РАЗВИТИЕ ПСИХИКИ СОБАКИ.

6.1. Значение режима содержания с зоопсихологической точки зрения.

6.2. Возрастные закономерности развития психики.

6.3. Воспитание щенка и развитие контакта с человеком.

7. ФОРМИРОВАНИЕ ЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ.

7.1. Формирование поведения собаки в его связи с дрессировкой и обучением.

7.2. Использование положительных и отрицательных подкреплений.

7.3. Управление поведением собаки.

7.4. Использование упражнений на снарядах в зоопсихологической практике.

7.5. Ситуативное обучение собаки.

7.6. Функциональное обучение собаки

8. АНОМАЛИИ ПСИХИКИ И ПОВЕДЕНИЯ СОБАК.

8.1. Методы оценки состояния психики собаки.

8.2. Систематика аномалий психики и поведения.

9.ДИАГНОСТИКА СОСТОЯНИЯ ПСИХИКИ И АНОМАЛИЙ ПОВЕДЕНИЯ СОБАКИ.

9.1. Анализ обращений хозяев собак за зоопсихологической помощью и выделение субъективных факторов при диагностике.

9.2. Экспресс-диагностика актуального состояния психики собаки.

10. общие принципы коррекции психики и поведения.

10.1. Режимы психической деятельности и обоснование метода психокоррекции.

10.2. Соотношение коррекции поведения и коррекции психики собаки.

10.3. Общая методика коррекции психики.

10.4. Коррекция динамических характеристик поведения.

10.5. Коррекция контакта собаки и хозяина.

11. ПРАКТИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ И СПОСОБЫ КОРРЕКЦИИ.

11.1.Аномалии развития психики.

11.1.1. Аномалии сенсорного и пространственного восприятия (врожденные и благоприобретенные).

11.1.2. Синдром ранней депривации.

11.1.3. Аномалии поведения (искажение стереотипных форм).

11.1.4. Синдром "накопления инстинкта".

11.1.5. Синдром "забитой собаки".

11.1.6. Гиперэмоциональность.

11.1.7.Формирование неадекватных социальных представлений.

11.1.8. Недоразвитие отдельных видов мышления.

11.1.9. Нарушения процесса принятия решений.

11.2. Реактивные состояния.

11.2.1. Психическая перегрузка.

11.2.2. Острый и хронический психический стресс.

11.2.3. Психическая травма.

11.2.4. Психоз.

11.2.5. Синдром депривации.

11.2.6. Синдром разрыва связей.

11.2.6.1. Переезд на другую квартиру.

11.2.6.2. Смена хозяина.

11.2.7. Неврастенический статус ("стрессовая готовность").

11.2.8. Невроз навязчивого поведения.

11.2.9. Истерия.

11.2.10. Фобии.

11.2.11. Трусость.

11.2.12. Ложная беременность.

12. ПРИЛОЖЕНИЯ.

13. ЛИТЕРАТУРА.

СЛОВАРЬ ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ТЕРМИНОВ И ПОНЯТИЙ


ЧАСТЬ 1. Психическая деятельность домашней собаки

ПРЕДИСЛОВИЕ

Попытки понять глубинные причины, вызывающие к жизни то или иное поведение животного, далеко не новы. Зоопсихология – отрасль биологии, изучающая поведение животных и пытающаяся гипотетически восстановить закономерности поведенческой активности, не только имеет важное самостоятельное значение, но и предоставляет базу для изучения психологии человека. В свете этих взаимосвязей особо интересным объектом исследования становятся те животные, которые испытывают на себе постоянное влияние человека и его требований к поведению. С этой точки зрения первое место в ряду одомашненных видов животных занимает, несомненно, собака. Именно собака полезна человеку своими психическими особенностями и поведенческими возможностями, именно к ней от века предъявлялись важные требования в этом плане. И одновременно с этим именно собака создает больше всего житейских и социальных проблем, имеющих огромное значение не только для хозяина, но и для человеческого социума в целом. В совместной жизни с человеком собака изменяет и его поведение, расширяя или ограничивая возможности в реальной жизни и общении с другими людьми, задавая иные критерии его поступков.

Эта книга представляет собой попытку обосновать принципиально новый подход к анализу психики и поведения домашних собак, а также различных вариантов их взаимодействий с человеком. Главный вопрос, который мы ставили перед собой, таков: "Почему это животное в этих обстоятельствах ведет себя именно таким образом; какие внутренние процессы к этому привели?".

Путь к ответу обнаружился в формализованном представлении процессов преобразования информации, берущем свое начало в трудах по формализации мышления и теории искусственного интеллекта, а в основу исследования психической деятельности легло представление о психической деятельности животного как о процессе принятия решения. Развитие метода информационного моделирования для описания способов отображения действительности стало возможным по мере развития аппарата прикладной лингвистики и прикладной математики, который разрабатывался применительно к компьютерной автоматизации интеллектуальной деятельности, однако, результаты этих работ оказались вполне пригодны и для исследования естественного интеллекта.

Настоящая книга не может служить пособием по зоопсихологии в полном объеме этого раздела биологии, поскольку здесь мы не приводим детального обзора других направлений в зоопсихологии – иначе размеры книги стали бы совершенно необозримыми. Эти соображения заставили нас ограничиться лишь кратким упоминанием о тех научных идеях, которые помогли наполнить формализованные абстрактные модели реальным смыслом, соединив гипотетическое представление психической деятельности с наблюдаемым поведением животных. Этология послужила источником конкретизации информационных моделей по биологическому виду. Бихевиоризм подкрепил представление о развитии психических процессов под влиянием внешних воздействий. Данные о физиологии высшей нервной деятельности позволили уточнить динамику процессов возбуждения и торможения в их взаимосвязи и отразить их влияние на реализуемое поведение. Одной из важных концептуальных основ прикладной зоопсихологии стала теория доминант, принадлежащая А.А.Ухтомскому. Именно эта научная идея предоставила базу для понимания процесса психического и поведенческого приспособления животного к реальной среде – как в филогенетическом, так и в онтогенетическом аспектах.

Новизна описываемого метода для зоопсихологии определяется прежде всего его направленностью на изучение не только и не столько реализованного и, следовательно, наблюдаемого поведения, сколько внутренних процессов психической деятельности, приводящих к этому поведению. Важной характеристикой метода является его дедуктивная природа. Опора на общие закономерности психической деятельности с последовательным уточнением и конкретизацией условий и ограничений дает возможность полнее реконструировать скрытые от наблюдателя процессы, происходящие в нервной системе животного, а также прогнозировать последствия изменений в этих процессах. Тем самым, этот метод позволяет точно определить воздействие любых внешних и внутренних факторов на разные варианты реализуемого поведения, причем круг этих факторов может итеративно расширяться, охватывая любые детали. Существенно также и то, что этот подход позволил специфицировать влияние отношений домашней собаки с человеком на психическую деятельность и поведение животного. Благодаря реконструкции психической деятельности эти отношения рассматриваются не в рамках послушания на базе выработанных рефлексов, но с учетом влияния критериев человека на решения, принимаемые собакой самостоятельно, без команды хозяина. Описывается также роль хозяина в индивидуальном развитии психики собаки и формировании ее поведения.

Теоретические результаты нашли свое применение в работе по коррекции реальных проблем психики и поведения домашних собак, которая проводится в Санкт-Петербурге в течение последних десяти лет. Описываемые нами методы получили практическое апробирование в сотнях реальных случаев, которые, в свою очередь, позволили дополнительно уточнить классификацию аномалий психики и поведения. Книга содержит 20 приложений, в которых в краткой и емкой форме отображена информация, важная для зоопсихологической практики.

Развитие описываемого метода и его практических применений было бы невозможно без многолетнего творческого сотрудничества с Юрием Владимировичем Криволапчуком, который не только предоставил для использования свои материалы, но и принимал самое активное участие в разработке концептуальных положений. Кроме того, само существование этой книги было бы проблематичным без его усилий по оформлению текста и составлению приложений. В представлении практических результатов использованы также разработки Полины Петровны Ганцевой, живущей и работающей в г. Владимире.

Решающая роль в становлении описываемого метода принадлежит академику Академии Аграрного Образования, Заслуженному деятелю науки РФ, лауреату премии СМ СССР, доктору ветеринарных наук, профессору Санкт-Петербургской Государственной Академии Ветеринарной Медицины Станиславу Ивановичу Лютинскому. Без его чуткого и бережного отношения к новой концепции ее постигла бы судьба многих научных новаций, так и не нашедших своего полезного воплощения.

 


 

ВВЕДЕНИЕ







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.