Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Самосознание и самооценка личности. Я-концепция.





Самосознание личности – это осознанное отношение человека к своим потребностям и способностям, влечениям и мотивам поведения, переживаниям и мыслям. В основе самосознания лежит способность человека отличать себя от своей собственной жизнедеятельности, возникающая в общении при формировании первичных способов человеческого бытия. Взаимодействуя и общаясь с людьми, человек выделяет сам себя из окружающей среды, ощущает себя субъектом своих физических и психических состояний, действий и процессов, выступает для самого себя как «Я». Субъективное переживание собственного «Я» выражается в том, что человек понимает свою тождественность самому себе в настоящем, прошлом и будущем.

Ю.Б. Гиппенрейтер также определяет самосознание как образ себя и отношение к себе. Из них выводятся главные функции самосознания — познание себя, усовершенствование себя, поиск смысла жизни. Поиск смысла жизни есть одна из самых важных функций самосознания.

Этапы развития самосознания (Божович Л.И).

1. Новорожденный действует под влиянием биологических инстинктов, но затем его деятельность определяется восприятием предметов и людей, в которых воплощены его потребности. Формируется представление о схеме собственного тела. Таким образом, схема тела – изначально первый компонент в структуре самосознания.

2. 1-3 г. Следующей ступенью в формировании самосознания является начало ходьбы. При этом существенно не столько техника овладения, сколько изменения во взаимоотношениях ребенка с окружающими людьми. Относительная автономность ребенка в его передвижении порождает некоторую самостоятельность ребенка по отношению к другим людям. С осознанием этого объективного факта связано первое представление ребенка о своем «Я». Появляется речь – значимая роль в развития самосознания.

3. 3-7 л. Осознание своего «Я», выделение себя из мира объектов. Возникновение самооценки и стремления соответствовать требованиям других. Полоролевая идентификация.

4. 7-11 л. Осознание себя как социального существа. Возникновение внутренней позиции.

5. 12-14 л. Возникновение собственно самосознания, способности направлять сознание на свои психические процессы и переживания. Здесь подросток сравнивает себя с другими, стремится к самоутверждению и самовоспитанию

6. 15-17 л. Самоопределение, осознание своих возможностей. Формируется социально-нравственная самооценка.

Результатом процессов самосознания можно считать Я-концепцию. Понятие Я-концепции появилось в 1950-е гг. в русле гуманистической психологии, представители которой стремились к рассмотрению целостного, уникального человеческого «Я». Под Я-концепцией принято понимать динамическую систему представлений человека о самом себе. Английский психолог Р. Бернс в книге «Развитие Я-концепции и воспитание» определяет Я-концепцию как «совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженную с их оценкой». Я-концепция возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивое и в то же время подверженное внутренним изменениям и колебаниям психическое приобретение. Первоначальная зависимость Я-концепции от внешних влияний бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представления о других людях воспринимаются нами сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-биологические детерминанты.

Я-Концепция – это относительно устойчивая, более или менее осознаваемая система представлений субъекта о самом себе. Человек чувствует неповторимость своего "Я", на основе представлений о своём "Я" он строит отношения с другими людьми и отношение к себе самому. Я - концепция - это целостный образ себя самого, хотя у большинства людей этот образ не лишён противоречий.

В рамках единой Я-концепции можно выделить различные её составляющие:

Я-физическое, или схема тела. Это - представление о собственном теле, о его

особенностях, пропорциях, размерах и т.п.

Я-социальное. Здесь собраны социальные, половые, этнические роли, которые мы считаем неотделимыми от самих себя.

Я-экзистенциальное. Эту часть Я-концепции очень трудно описать, так как она

связана с представлением смысла, ценности и уникальности человека перед лицом

жизни и смерти.

Составляющими Я-концепции можно назвать также:

Реальное Я - представление человека о том, кем он является в настоящее время при сложившихся обстоятельствах его жизни.

Идеальное Я - представление о себе, максимально улучшенное и «приукрашенное», в котором субъект доводит образ себя до предельного совершенства, соответствует всем без исключения моральным нормам и т.п.

Динамическое Я - то, каким субъект намерен стать после того, как осуществит

некоторые изменения; то есть, динамическое я есть результат планирования субъектом своих изменений.

Фантастическое Я - то, каким субъект желал бы стать, если это было бы

возможным. При построении фантастического Я субъект не ограничивается принципом реальности, используя все резервы своего воображения.

Я-концепция формируется как продукт способности человека к рефлексии.

Рефлексия – это процесс самопознания субъектом своих внутренних психических актов и состояний.

Понятие рефлексии возникло в философии и означало процесс размышления индивида о происходящем в его собственном сознании. Рефлексия необходима для осуществления саморегуляции субъектом своей психической активности.

Рефлексия, в отличие от ощущений и восприятия, является источником получения внутреннего опыта.

В психологии под рефлексией понимается также способность субъекта (человека или группы) представлять то, как он сам (субъект) воспринимается другими субъектами или группами. Рефлексия, таким образом – это не только знание субъекта «про самого себя», но и понимание того, как другие знают и понимают «рефлектирующего», его эмоциональные реакции, личностные особенности и т.п. В сложном процессе рефлексии даны, как минимум, шесть позиций, характеризующих взаимное отражение субъектами друг друга:

• Сам субъект, каков он есть в действительности;

• Субъект, каким он видит самого себя;

• Субъект, каким он видится другому;

И эти же три позиции – со стороны другого субъекта.

Таким образом, рефлексия – это процесс удвоенного, зеркального взаимоотражения субъектами друг друга. Формирование Я-концепции человека происходит при накоплении опыта решения жизненных задач и при оценивании со стороны других людей, прежде всего - родителей. Вообще, представление человека о самом себе несёт отпечаток не только его индивидуального опыта, но и следы всей его культуры.

Становление Я-концепции происходит тогда, когда человек узнаёт, как его оценивают, воспринимают другие. Именно поэтому для становления позитивной Я-концепции с ядром в виде реального Я маленькому ребёнку, подростку необходимо, по возможности, положительное, принимающее, поощряющее отношение родителей,основанное на безоценочных суждениях. Тогда в формировании Я-концепции идеализированное Я не будет доминировать, что обеспечивает гораздо большую психическую устойчивость.

С рождением ребёнка начинается процесс его включения сначала в жизнь семьи, а затем и более широких социальных групп. Уже с самого рождения человеческое существо имеет имя, данное ему родителями; при выборе имени родители, как правило, обнаруживают свои ожидания по поводу будущего ребёнка. Имя отражает отношение родителей к ребёнку. Однако, независимо от выбранного имени, ребёнок нуждается в поддержке, интересе и любви своих родителей. Это формирует высокую самооценку и положительное представление о себе.

Я-концепция является устойчивой во времени, то есть меняется медленно, под влиянием нового личностно-значимого опыта. Обычно человек крайне неохотно идёт на изменение своих собственных представлений о себе. Однако Я-концепция и самооценка сильно зависят от возраста и от пола человека. Некоторые исследования, проведённые американскими психологами, показывают, например, что девочки при переходе в подростковый возраст склонны терять уважение к себе, что не характерно для мальчиков. Эти исследования показали, что в девятилетнем возрасте большинство девочек уверены всебе и относятся к себе положительно, однако к моменту окончания школы такое положительное отношение к себе сохраняется менее чем у 1/3 девушек. При этом более половины юношей сохраняют положительное отношение к себе. Предполагается, что самооценка девушек снижается под влиянием давления школы и других социальных институтов. Уровень осознания Я-концепции может быть разным – от развёрнутых, оформленных в некие знаки объяснений и толкований собственного поведения (например, «… я такой человек …(перечисляется, какой именно) …, что должен был сделать так-то и так-то»), до смутных, бессознательных переживаний («… я не знаю, почему я принялтакое решение, но оно кажется мне правильным (или неправильным)».

Можно разделить целостную Я-концепцию и на другие элементы. Например, можно выделить компоненты: когнитивный (самосознание), эмоциональный (самоуважение, самоуничижение и т.п.), оценочно-волевой (самооценка).

Самооценка

Самооценка - это ценность, которая приписывается индивидом себе или отдельным своим свойствам, оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей.

Самооценка может быть высокой, низкой и нормальной (адекватной).

Человек с высокой самооценкой воспринимает себя в позитивном свете, тогда как низкая самооценка заставляет человека принижать себя, недооценивать свои способности и возможности и т.п. Люди с низкой самооценкой болезненно воспринимают критику и во всех неудачах винят себя. Поскольку они не имеют уверенности в себе, на них легко можно оказать влияние и манипулировать их мнением. Они очень чувствительны к лести и готовы критиковать всех окружающих, чтобы таким образом несколько возвыситься в своих глазах. Большинство людей с низкой самооценкой предпочитают работать только над простыми задачами, когда они уверены в успехе. Они боятся браться за новые задачи, так как опасаются провала и насмешек. В детском возрасте они, как правило, предпочитают играть с теми, кто младше их. Люди с положительным отношением к себе и нормальной (не заниженной) самооценкой склонны также хорошо относиться и к окружающим. Они более терпимы, менее склонны к критике, им легче примириться с собственными неудачами. Как правило, они более эффективно работают, чем люди с низкой самооценкой, а также отличаются самостоятельностью, непосредственностью и искренностью. Люди с положительным отношением к себе склонны брать на себя ответственность за свою жизнь и гораздо терпимее относятся к чужим советам и замечаниям, так как замечания и критика не ранят, а поощряют их к развитию.

Главные функции, которые выполняются самооценкой:

регуляторная, на основе которой происходит решение задач личностного

выбора,

защитная, обеспечивающая относительную стабильность и независимость

личности.

Самооценка тесно связана с уровнем притязаний личности

Уровень притязаний личности - степень трудности задач, которые человек

ставит перед собой.

В качестве основного критерия оценивания самого себя выступает система личностных смыслов человека.

Личностным смыслом называют субъективную значимость для человека тех или иных предметов, людей, отношений и т.п. Мера осознанности личностного смысла может быть различна. Личностные смыслы тесно связаны с потребностями индивида, его мотивами и ценностями.

Формирование личности.

В последние десятилетия усиливается тенденция к интегрированному, целостному рассмотрению личности с позиций разных теорий и подходов, и здесь намечается также интегративная концепция развития, принимающая во внимание согласованное, системное формирование и взаимозависимое преобразование всех тех сторон личности, акцент на которые делался в русле различных подходов и теорий. Одной из таких концепций стала теория, принадлежащая американскому психологу Э.Эриксону, в которой, более чем в других, данная тенденция оказалась выраженной.

Э.Эриксон в своих взглядах на развитие придерживался так называемого эпигенетического принципа: генетической предопределенности стадий, которые в своем личностном развитии обязательно проходит человек от рождения до конца своих дней. Наиболее существенный вклад Э.Эриксона в теорию личностного развития состоит в выделении и описании восьми жизненных психологических кризисов, неизбежно наступающих у каждого человека:

1. Кризис доверия — недоверия (в течение первого года жизни).

2. Автономия в противоположность сомнениям и стыду (в возрасте около 2—3 лет).

3. Появление инициативности в противовес чувству вины (примерно от 3 до 6 лет).

4. Трудолюбие в противоположность комплексу неполноценности (возраст от 7 до 12 лет).

5. Личностное самоопределение в противоположность индивидуальной серости и конформизму (от 12 до 18 лет).

6. Интимность и общительность в противовес личностной психологической изолированности (около 20 лет).

7. Забота о воспитании нового поколения в противоположность «погружению в себя» (между 30 и 60 годами).

8. Удовлетворенность прожитой жизнью в противоположность отчаянию (старше 60 лет).

Становление личности в концепции Эриксона понимается как смена этапов, на каждом из которых происходит качественное преобразование внутреннего мира человека и радикальное изменение его отношений с окружающими людьми. В результате прохождения стадий (кризисов) формируется нормальная линия развития или аномальная.

 

 

Стадия развития Нормальная линия развития Аномальная линия развития
1. Раннее младенчество (от рождения до 1 года)   2. Позднее младенчество (от 1 года до 3 лет)   3. Раннее детство (около 3— 5 лет) Доверие к людям. Взаимная любовь, привязанность, взаимное признание родителей и ребенка, удовлетворение потребностей детей в общении и других жизненно важных потребностей. Самостоятельность, уверенность в себе. Ребенок смотрит на себя как на самостоятельного, отдельного, но еще зависимого от родителей человека. Любознательность и активность. Живое воображение и заинтересованное изучение окружающего мира, подражание взрослым, включение в полоролевое поведение. Недоверие к людям как результат плохого обращения матери с ребенком, игнорирование, пренебрежение им, лишение любви. Слишком раннее или резкое отлучение ребенка от груди, его эмоциональная изоляция.   Сомнения в себе и гипертрофированное чувство стыда. Ребенок ощущает свою неприспособленность, сомневается в своих способностях, испытывает лишения, недостатки в развитии элементарных двигательных навыков, например хождения. У него слабо развита речь, имеется сильное желание скрыть от окружающих людей свою ущербность.   Пассивность и безразличие к людям. Вялость, отсутствие инициативы, инфантильное чувство зависти к другим детям, подавленность и уклончивость, отсутствие Признаков полоролевого поведения.
4. Среднее детство (от 5 до 11 лет) Трудолюбие. Выраженное чувство долга и стремление к достижениям успехов. Развитие познавательных и коммуникативных умений и навыков. Постановка перед собой и решение реальных задач. Нацеленность игры и фантазии на лучшие перспективы. Активное усвоение инструментальных и предметных действий, ориентированность на задачу. Чувство собственной неполноценности. Слаборазвитые трудовые навыки. Избегание сложных заданий, ситуаций соревнования с другими людьми. Острое чувство собственной неполноценности, обреченности на то, чтобы всю жизнь оставаться посредственностью. Ощущение временного «затишья перед бурей», или периодом половой зрелости. Конформность. Чувство тщетности прилагаемых усилий при решении разных задач.
5. Половое созревание, под-ростничество и юность (от 11 до 20 лет) Жизненное самоопределение. Развитие временной перспективы — планов на будущее. Самоопределение в вопросах: каким быть? и кем быть? Активный поиск себя и экспериментирование в разных ролях. Учение. Четкая половая поляризация в формах межличностного поведения. Становление мировоззрения. Взятие на себя лидерства в группах сверстников и подчинение им при необходимости. Путаница ролей. Смещение и смешение временных перспектив: появление мыслей не только о будущем и настоящем, но и о прошлом. Концентрация душевных сил на самопознании, сильно выраженное стремление разобраться в самом себе в ущерб развитию отношения с внешним миром и людьми. Полоролевая фиксация. Потеря трудовой активности. Смешение форм полоролевого поведения, ролей в лидировании. Путаница в моральных и мировоззренческих установках.
6. Ранняя взрослость (от 20 до 45 лет) Близость к людям. Стремление к контактам с людьми, желание к способность посвятить себя людям. Рождение и воспитание детей. Любовь и работа. Удовлетворенность личной жизнью. Изоляция от людей. Избегание людей, особенно близких, интимных отношений с ними. Трудности характера, неразборчивые отношения и непредсказуемое поведение. Непризнание, изоляция, первые симптомы отклонений в психике, душевных расстройств, возникающих под влиянием якобы существующих и действующих в мире угрожающих сил.
7. Средняя взрослость (от 40—45 до 60 лет)   8. Поздняя взрослость (свыше 60 лет) Творчество. Продуктивная и творческая работа над собой и с другими людьми. Зрелая, полноценная и разнообразная жизнь. Удовлетворенность семейными отношениями и чувство гордости за своих детей. Обучение и воспитание нового поколения. Полнота жизни. Постоянные раздумья о прошлом, его спокойная, взвешенная оценка. Принятие прожитой жизни такой, какая она есть. Ощущение полноты и полезности прожитой жизни. Способность примириться с неизбежным. Понимание того, что смерть не страшна. Застой. Эгоизм и эгоцентризм. Непродуктивность в работе. Ранняя инвалидность. Всепрощение себя и исключительная забота о самом себе. Отчаяние. Ощущение того, что жизнь прожита зря, что времени осталось слишком мало, что оно бежит слишком быстро. Осознание бессмысленности своего существования, потеря веры в себя и в других людей.     Желание прожить жизнь заново, стремление получить от нее больше, чем было получено. Ощущение отсутствия в мире порядка, наличия в нем недоброго неразумного начала. Боязнь приближающейся смерти.

 

 


[1] Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию М., 2002. С 293-294.







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.