|
Развитие налогообложения в России
В развитии налогообложения всех государств принято выделять три периода. Первый включает хозяйственные системы Древнего мира и Средних веков; он отличается неразвитостью и случайным характером налогов. Государство в этот период еще не имеет финансового аппарата д ля определения и сбора налогов, а лишь определяет общую сумму средств, которую желает получить. Во втором (с XVI по XVIII в.) налоги начинают играть роль основного источника доходной части государственного бюджета, формируются первые налоговые системы. Возникают государственные финансовые учреждения, а государство выполняет конкретные функции в сфере налогообложения: устанавливает налоговую квоту, определяет процесс сбора налогов и наблюдает за ним. Третий период (XIX в.) характеризуется уменьшением числа налогов и возрастанием роли права. Государство берет в свои руки все функции установления и взимания налогов, так как в этот период уже выработаны строго определенные правила налогообложения. Исходными факторами, определяющими любую налоговую систему, являются общественно-экономический строй, господствующий в обществе, а также основные социально-экономические мотивы и цели, преследуемые государством и обусловливающие направление налоговой политики. В исторической ретроспективе развитие налогообложения в России охватывает дореволюционный, советский и российский периоды. Становление и развитие системы налогообложения в России проходило несколько этапов: первый этап — конец IX—XIII вв.; второй этап — ХIV—XVII вв.; третий этап — XVIII — середина XIX в.; четвертый этап — вторая половина XIX (1861 г.) — начало XX в. (до 1917 г); пятый этап — 1918—1990 гг.; шестой этап — начало 90-х гг. — по настоящее время. Первый этап — конец IX—XIII вв. Возникновение отечественной налоговой системы связывается со временем объединения Древнерусского государства, начавшегося с конца IX в. Основной и наиболее древней формой налогообложения выступали различные подати, носившие временный характер и взимаемые в виде дани. Древнерусские летописи используют термин «дань», уподобляя ее своеобразной контрибуции, которую подвластные племена платили для удовлетворения потребностей князя и его дружины, составляющих единственный государственный расход. Дань уплачивалась с плуга («рала») и со двора («дыма»). Взимание дани осуществлялось двумя способами: «повозом» (путем привоза князю в Киев) и «полюдьем» (когда ее собирал сам князь или княжеские дружины). Впоследствии дань теряет значение контрибуции и становится прямым налогом, уплачиваемым населением государству деньгами, продуктами питания и изделиями ремесла. В XIII в. в период Золотой Орды дань взимается в пользу татаро-монгольских ханов («выход ордынский»). Сбор «выхода» контролировался специально назначенными чиновниками — баскаками, а также откупившими это право богатыми восточными купцами — бесерменами. Впоследствии золотоордынские ханы передали право сбора налогов русским князьям. В XIV— XV вв., одновременно с ордынской данью, со свободного населения взималась дань как государственная подать, направляемая в казну князя. Уплата «ордынского выхода» была прекращена в 1480 г., в связи с чем самостоятельное значение приобрела дань как самостоятельная государственная подать. Важным источником княжеских доходов являлись пошлины (торговые и судебные), а также различные сборы (например, такие как «торговое» — за право торговли; «гостиная дань» — за провоз товаров; «перевоз» — за перевоз товаров и людей через водную преграду; «корчмиты» — сборы с корчмы и постоялого двора). Население Древней Руси привлекалось и к выполнению различных работ: поставки лошадей, подвод, лодок и других средств передвижения в распоряжение князя («повоз»), строительство мостов, городских укреплений. В Московском государстве старейшими формами регулирования налогов, сборов и пошлин являлись обычаи, которые и определяли формы, размеры, сроки взносов, осуществляемых населением. Второй этап — ХIV—XVII вв. В XIV—XV вв. начинается процесс преодоления экономической и политической раздробленности страны, объединения русских земель в единое централизованное государство. При Иване III проводится описание русских земель и платежеспособного городского и сельского населения, результаты которого фиксируются в писцовых книгах. В этот период распространяется такая форма прямых налогов, как посошное обложение. Единицей обложения стала соха, размер которой не был унифицирован и зависел от социального статуса землевладельца и от возможности крестьян платить налоги государству. В городском обложениисоха была финансовой единицей, выражавшей величину капитала, с которого уплачивались проценты в виде подати. Однако посошное обложение обладало определенными недостатками, которые выражались в отсутствии объективного критерия для определения доходности земель, а также невозможности учета текущих изменений количества плательщиков и объектов обложения. Основными государственными налогами, взимавшимися в Московском государстве в XIV—XVI вв., были: дань; церковные и таможенные пошлины; ямские деньги (собирались «ямским охотникам (ямщикам) на подмогу и на прогоны»); пищальные деньги (для уплаты жалованья наемной пехоте — пищальни-кам); ямчужные деньги (на, изготовление пороха); полоняничные деньги (для выкупа из плена русских людей) и др. Существовали и многочисленные государственные повинности: дорожная (ямская повинность); городовое и острожное дело — доставка строительного материала и присылка определенного числа работников для постройки городских и острожных укреплений; военная (ратная) повинность. Помимо общегосударственных население отдельных регионов обязано было выполнять особые повинности. Единственным объектом прямого обложения в то время являлось право пользования землей, а совокупность платежей, взимаемых с земельного участка, а также натуральных повинностей именовалась «тягло». С конца XV в. начинается постепенный перевод основной части повинностей, отбываемых натурой, в денежную форму. В это время широкое распространение получает оброк, выступающий в качестве замены денежным платежом многих натуральных повинностей. Оброк был легче тягла. Первоначально он применялся лишь на частных землях, а затем распространился и на государственные. До XVII в. в России сбором налогов занимались русские князья, баскаки (во времена Золотой Орды), откупщики (в основном хорезмские и хивинские купцы), «осьменики» (Киевская Русь), «таможники» и их помощники «мытники». В XVII в. с образованием централизованного Русского государства формируется система приказов, выполняющих функции налоговых органов: Приказ большого прихода, занимающийся сбором прямых налогов; Приказ большого дворца, ведающий сбором налогов с царских земель; Приказ большой казны, собирающий налоги с городских промыслов; Печатный приказ, собирающий пошлины за скрепление актов государственной печатью; Казенный патриарший приказ, ведающий сбором налогов с церковных и монастырских земель. Кроме того, отдельные функции в области налогообложения выполняли Стрелецкий, Посольский, Ямской приказы. В XVII в. ликвидируются остатки прежней феодальной раздробленности и укрепляется централизованное государство. В связи с этим данное время ознаменовалось преобразованиями в финансовой сфере, в том числе в процессе упорядочения системы налогообложения. Появляется нормативное регулирование налогов в специальных актах органов центральной государственной власти, посвященных исключительно налоговым отношениям и устанавливающих новые правила налогообложения, не основанные на обычаях. Так, 7 февраля 1646 г, был издан царский указ, предусматривающий замену множества прямых налогов одним косвенным — налогом на соль; царский указ от 5 сентября 1679 г. устанавливал подворную подать вместо стрелецких денег, полоняничных, ямских, пищальных и некоторых других. В середине XVII в. в структуре государственных доходов на долю прямых налогов приходилось около 44% всех доходов казны, поступления по косвенным налогам давали примерно 53,3%, а на долю чрезвычайных сборов и прочих доходов приходилось 2,7%. В то же время проводится реформа существующей таможенной системы. Взимаемые до этого в XVI—XVII вв. таможенные пошлины делились на три группы: пошлины с торговых сделок (тамга, пятно, осминичее); пошлины, связанные с оплатой за хранение товаров, взвешивание и др. (гостиное, весчее, поворотное, померное, пудовщина); проезжие пошлины (мыт, головщина, мостовщина). При этом количество таможенных сборов было не одинаковым в разных районах.В1653 г. был принят Торговый устав, существенно изменивший всю действовавшую систему внутреннего таможенного обложения. Отныне проезжие пошлины и многие мелкие сборы отменялись. Взамен вводилась единая рублевая пошлина в размере 10 денег (5 копеек) с рубля, что составляло 5% с цены товара. Пошлиной с торговли облагались только иностранные купцы. В 1679 г. проводится налоговая реформа, в результате которой отменяются многочисленные налоги и сборы. Одновременно вводился единый прямой налог — стрелецкие деньги. Посошное обложение окончательно было заменено подворным, что расширило количество плательщиков податей за счет слоев населения, ранее не плативших налоги: наравне с крестьянскими и посадскими в тягло включались бобыльские, холопьи и прочие дворы. Единицей обложения стал служить двор, а количество дворов определялось числом ворот. Подворное обложение, как и посошное, осуществлялось раскладочным способом, т. е. общая сумма налоговых поступлений от каждой территории в доход казны определялась централизованно, а крестьянская община и посад раскладывали подати между дворами.
Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычислить, когда этот... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|