Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РОССИЯ НА МИРОВЫХ РЫНКАХ ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ





Подъем развитых стран по ступеням научно-технического прогресса и все большее включение некоторых развивающихся стран в международное разделение производственного процесса, генерируемое транснациональными корпорациями, имеют своим следствием опережающий рост международного обмена готовой продукцией.

Россия на рынках готовых изделий является очевидным аутсайдером. В мировом экспорте этой продукции, по данным ВТО, на нее приходится менее 0,8%, что почти втрое меньше, чем доли страны в объеме всего мирового экспорта (2,3%). Если на мировых рынках и в отечественном народном хозяйстве сохранятся нынешние тенденции, мы рискуем потерять даже и эта весьма скромные позиции.

В настоящее время наиболее емкими рынками готовых изделий являются рынки продукции машиностроения: в 2005 г. стоимостной объем её продаж составил 3,8 трлн. долл. Это в полтора раза больше суммарного стоимостного объема экспорта сельскохозяйственной продукции, топлива, и минерального сырья. Важнейшими экспортными статьями мирового машиностроения являются транспортные средства, а также офисное телекоммуникационное оборудование. На неё пригодится более четверти всего мирового экспорта и свыше трети поставок готовых изделий

Второй по значимости рынок готовых изделий - продукция химической промышленности, стоимостной объем экспорта которой в 2005 г. составил 1,1 трлн. долл. Четверть химической продукции приходится на фармацевтические изделия, являющиеся наиболее динамично растущей статьей мирового экспорта (среднегодовой прирост в 2001-2005 гг. - 20%). Около 12% готовых изделий реализуются на рынках научной и измерительной аппаратуры, предметов домашнего обихода, фототоваров, оптики, часов, игрушек и других товаров, относимых к стандартной международной торговой классификацией к прочим готовым изделиям. Еще 10% готовой продукции - это прочие полуфабрикаты, к которым относятся кожаные и резиновые изделия, изделия из древесины, бумага и картон, металлоизделия и пр. Заметно меньшие доли (по 3-4%)приходятся на черные металлы, текстиль и одежду.

На рынках готовой продукции доминируют страны ЕС. Их совокупная доля на мировых рынках превышает 44%, причем примерно 29% продукции реализуется в пределах самой объединенной Европы. На страны Северной Америки падает 15% мирового экспорта продукции обрабатывающей промышленности, на Японию - 7,5%. Более четверти готовых изделий поставляют на мировые рынки страны Юго-Восточной Азии, быстро растущие Китай и Индия, а также Бразилия (табл. 1).

В новом веке наиболее быстро увеличивали экспорт готовых изделий те развивающиеся страны, которым удалось освоить выпуск технически сложной продукции, - Китай (на 26% ежегодно), Индия (15%), Бразилия (14%) и Республика Корея (11%). Включенные в табл. 2 восемь стран догоняющего развития серьезно усилили свои позиции на мировых рынках: их совокупная доля выросла за 1990-2005 гг. более чем вдвое - с 10,6 до 22,2%. Особенно впечатляет внешнеэкономическая экспансия Китая, увеличившего за пятнадцать лет свой удельный вес на рынках готовой продукции, более чем в пять раз. Вдвое повысили свою долю Мексика, Малайзия, Таиланд и Индия. Среди других стран по динамике продаж лидировали страны ЕС и Швейцария со среднегодовым приростом 10%.

 

Таблица 1.Доли ЕС и отдельных стран в мировом экспорте готовой продукции. %

       
      Доля в мировом экспорте Доля готовой продукции в общем экспорте
ЕС - 25, всего   42,6 44,3 81,0
В том числе, вне ЕС   14,4 15,4 84,6
США 12,1 13,8 10,0 81,0
Китай 1,9 4,7 9,8 91,1
Япония 11,5 9,6 7,5 91,9
Республика Корея 2,5 3,3 3,5 90,7
Канада 3,1 3,7 2,8 57,9
Тайвань (КНР) 2,6 3,0 2,3 90,7
Мексика 1,1 3,0 2,3 76,9
Швейцария 2,5 1,5 1,6 90,0
Малайзия 0,7 1,7 1,4 74,4
Таиланд 0,6 1,1 1,2 76,6
Индия 0,5 0,7 1,0 69,4
Бразилия 0,7 0,7 0,8 52,0

Источник: International Trade Statistics, Geneva, 2006. P. 127

 

Развитые страны удерживают в своих руках около половины рынков офисного в телекоммуникационного оборудования в почти 85% рынков автотранспортных средств. Осуществляя прямой экспорт собственной продукции, они также переносят часть производственных и сборочных процессов в развивающиеся страны, благодаря чему последние стремительно наращивают свое присутствие на рынках технологичной продукции. Так, в мировом экспорте офисного и телекоммуникационного оборудования удельный вес Китая в 2005 г. достиг 17,7% (1% в 1990 г), Республики Корея - 6,5 (4.8%), Малайзии - 4.7% (2.7%). В 1990-2005 гг. доля США в экспорте этой группы товаров снизилась 17.3 до 9,9%,в Японии с 22,5 до 7.7%. На рынках автотранспортных средств более заметное место заняли Республика Корея, увеличившая свой удельный вес с 0,7 до 4,1%, Мексика - соответственно с 1,4до 3,9%, Бразилия - с 0,5до 1,3% и Китай - с 0,1 до 1%.[14, c.16]

РОССИЙСКИЙ ЭКСПОРТ ГОТОВЫХ ИЗДЕЛИЙ

В начале века стоимостной объем поставок российской обработанной продукции на внешние рынки рос быстрее, чем ее экспорт в целом, и по данным ВТО, увеличился за первое пятилетие в 2,2 раза. Тем не менее по объему экспорта Россия все еще значительно уступает не только развитым, но и ведущим развивающимся странам. По сравнению с Россией Китай, например, в 2005 г. экспортировал готовой продукции больше в 12,4 раза. Республика Корея - в 4,6, Тайвань - в 3, Мексика - в 2,9, Малайзия - в 1,9 раза. Один только экспорт из КНР продукции высоких и новых технологий превзошел на 17% общий объем российского экспорта. Удельный вес товаров всей обрабатывающей промышленности в отечественном экспорте в 2005 г. составил 23,2% - несравнимо меньше, чем у основных стран - экспортеров готовой продукции (табл. 1). В структуре отечественного экспорта готовой продукции, если оценивать ее применительно к Стандартной международной торговой классификации, доминирующее положение занимают полуфабрикаты, причем их значение постоянно возрастает.

 

Таблица 2. Структура российского экспорта готовой продукции.

           
Чёрные металлы 23,6 25,8 27,9 36,3 37,5
Химическая продукция 25,7 24,8 24,9 23,1 25,4
Продукты переработки древесины 10,3 10,9 10,0 9,0 9,5
Машины, оборудования и транспортные средства гражданского назначения 21,2 17,5 17,9 16,2 13,2
Вооружения и военная техника 14,7 15,9 14,6 11,2 10,9
Текстильная продукция, обувь 3,4 4,0 3,3 2,9 1,8
Прочие товары 1,1 1,1 1,4 1,3 1,7

По данным таможенной статистики и сообщений СМИ об экспорте

 

Итак, наша страна более 3/5 своей готовой продукции реализует на рынках чёрных металлов и химических товаров.[13, c.76]

Зачастую говорят, что внешняя торговля страны отражает положение в е народном хозяйстве. В случае с Россией это именно так. Наибольшие объёмы экспорта имеют те отрасли, удельный вес которых наиболее высок в производстве и инвестициях в основные фонды.

По прогнозам некоторых экспертов, внешняя торговля России может развиваться до 2020 года по нескольким сценариям. В зависимости от содержания и эффективности производимой экономической политики отечественный экспорт в целом может увеличиться в 1,6 - 2,1 раза против 2005 года. В наиболее оптимистичном сценарии стоимостной объём поставок машин, оборудования и транспортных средств вырастет до 63 млрд.дол., т.е в 4,7 раза, а высоко-технологичной продукции - до 30 - 40 млрд.долл., или в 6-8 раз по сравнению с 2003 годом. Доля машиностроительной продукции в экспорте составит к концу периода примерно 12% - вдвое больше, чем в 2005 году. [2, c.228]

По нашему мнению, состояние обрабатывающей промышленности не даёт оснований для таких прогнозов. Более того, оно позволяет говорить о том, что России, предстоит фактически заново создавать отдельные отрасли, в первую очередь современное машиностроение.

Помимо воссоздания некоторых обрабатывающих отраслей, требуется ещё и техническая реконструкция промышленности в целом. Степень износа в ней машин к 2005 году составила к началу 2005 года критическую величину - 60,8%. Исходя из этого, можно сказать, что России вряд ли удастся производить конкурентоспособную продукцию. Поэтому, необходимой предпосылкой для расширения экспорта готовой продукции может быть только промышленный подъём, который позволит к тому же постепенно снижать чрезмерную зависимость внутреннего рынка от поставок из-за рубежа отдельных товаров.[23]

В настоящее время правительство реализует меры, способствующие развитию опережающими темпами отраслей промышленности, которые выпускают инвестиционную и конечную продукцию, включая высокотехнологичные её виды. В частности, продолжается реформирование н6ациональной инновационной системы и академической науки, формируются особые экономические зоны, в том числе технико-внедренческие, создан инвестиционный фонд и т.д. намечено увеличит внутренние затраты на НИОКР. В ближайшие годы предлагается стимулировать развитие рынка инновационного капитала и производственно-технологической инфраструктуры, инновационной деятельности - центров трансфера технологий, технопарков, бизнес-никубаторов, инновационно-технологических центров.[7, c.144]

 







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.