Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







САМОАКТУАЛИЗАЦИЯ И ПРЕОДОЛЕНИЕ ДИХОТОМИЙ





В этом разделе мы, наконец, можем позволить себе сформулировать одноочень важное теоретическое положение, которое закономерно вытекает из нашегоисследования феномена самоактуализации, и акцентировать на нем вашевнимание. По ходу этой главы, как и в предшествующих главах, я несколько разупоминал о том, что разнообразные понятия и феномены, которые принятосчитать антагонизмами друг другу, не являются таковыми на самом деле, имнавязано это противостояние и навязано оно именно искаженным представлениемо них нездоровых людей, людей, не достигших уровня самоактуализации.Самоактуализированный индивидуум изжил в себе эти дихотомии, преодолелатомизм, объединил частности в общее, поднялся на уровень наджитейскойцелостности. И все-таки мне хочется отослать вас за подробной аргументациейк другим работам. Например, такие извечно непримиримые антагонизмы, как сердце и разум,инстинкт и логика не являются таковыми для здорового человека; он не видитздесь противоречия, они синергичны для него, потому что говорят ему об одноми том же, устремляют его к одной цели. Иначе говоря, желаниясамоактуализированного человека не вступают в конфликт с разумом.Перефразируя известное изречение Блаженного Августина: "Люби Господа ипоступай, как знаешь", можно сказать так: "Будь здоров и доверяй своейприроде". В сознании самоактуализированных людей нет места дихотомии"эгоизм-альтруизм". Здоровый человек в каждом своем поступке одновременно иэгоистичен, и альтруистичен. Его жизнь одновременно и духовна, и низменна,его чувственность достигает такой силы, что даже секс может стать для негодорогой в высшие, "религиозные" сферы. Долг не отменяет для негоудовольствия, работа не мешает игре, -- напротив, обязанность становитсяудовольствием, а работа превращается в игру, когда человек, добродетельноисполняя свой общественный долг, находит в нем наслаждение и счастье. Если,как мы обнаружили, индивидуализм и социальность могут гармонично уживаться вчеловеке, то почему мы так настойчиво продолжаем их противопоставлять? Еслизрелый человек может быть по-детски наивным и простодушным, то так ли ужвелика разница между взрослым и ребенком? Если самые нравственные людиоказываются и самыми чувственными людьми, то нужно ли мучаться выбором междудуховной жизнью и жизнью животной? Все сказанное выше в равной степени справедливо и по отношению к такимдихотомиям, как доброта-жестокость, конкретность-абстрактность,приятие-отвержение, индивидуальное-общественное, конформизм-нонконформизм,отчуждение-отождествление, серьезность-юмор, дионисизм-аполлинизм,интраверсия-экстраверсия, увлеченность-небрежность,серьезность-фривольность, конвенционализм-независимость, мистика-реальность,активность-пассивность, мужественность-женственность, вожделение-любовь,Эрос-Агапэ и по отношению к прочим дихотомиям. Невротический антагонизммежду Ид, Эго и Супер-эго у этих людей преодолен, он трансформирован вотношения синергизма и сотрудничества. Психическая жизнь этих людей целостнаи едина, ее невозможно расчленить на отдельные сферы, их когнитивныепроцессы существуют в неразрывном, организмическом, анти-аристотелевскомединстве с их влечениями и эмоциями. Их высокое начало пребывает в полномсогласии с низким, животным началом, в результате чего то, что прежде былодилеммой, становится единством, новой сущностью или, как это нипарадоксально, перестает быть дилеммой. Если мы знаем, что противоборствомежду мужским и женским началом -- это не что иное, как признак незрелости,ущербности, отклонения от роста и развития, то надо ли делать выбор междуэтими двумя крайностями? Разве возможен сознательный выбор в пользупатологии? Если мы понимаем, что здоровая женщина воплощает в себе идобродетели, и пороки, то стоит ли выбирать между добродетельной женщиной иженщиной порочной? Самоактуализированного человека отделяют от среднестатистическогочеловека не количественные, а качественные различия; они настолькокардинальны, что можно говорить о двух типах индивидуальной психологии. Яубежден, что особое внимание, которое уделяет наука незрелости, нездоровью,патологии, крайне негативно отражается на ее развитии, порождает ущербнуюпсихологию и ущербную философию. Базисом универсальной науки о человекедолжно стать изучение самоактуализированной личности. --- * Origin: #20 Private Station (2:463/997.21) БИОГРАФИЧЕСКИЙ ОЧЕРК* Абрахам Маслоу родился 1 апреля 1908 года в НьюЙорке и был самымстаршим из семи детей. Отношения Маслоу со своими родителями,эмигрировавшими из Киева русскими евреями, не отличались ни близостью, нилюбовью. Среднее образование он получил в бесплатных нью-йоркских школах.Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города вдругой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то онузнал, что такое антисемитизм. Он сам говорил о том, что до двадцати лет былчрезвычайно стеснительным, нервным, подавленным, одиноким, погруженным всебя и страдающим от жестоких неврозов человеком. В школе он был в изоляции,семью свою не выносил, и поэтому его настоящим домом была библотека. Он былодним из лучших учеников в школе. Потом, по совету отца, поступил вюридический колледж. Быстро утратив интерес к учебе, он даже не закончилпервого курса. В конце двадцать восьмого года, когда ему было двадцать лет,он женился на Берте, своей двоюродной сестре, за которой долго ухаживал. Онипоступили в Мэдисонский университет (Висконсин), где Маслоу стал бакалавром(1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Учась в Мэдисоне, Маслоу оставался стеснительным и скромным человеком,но преподаватели очень любили его. Увлекшись бихевиоризмом Уотсона, которыйтогда был в моде, Маслоу сосредоточил свои усилия на классическихлабораторных исследованиях с собаками и обезьянами. Первые его доклады истатьи были посвящены анализу эмоциональных проявлений отвращения у собак иособенностям протекания процессов обучения у приматов. В своей докторскойдиссертации он исследовал роль По материалам статьи из журнала "Thought: A Review of Culture andIdea", vo).66, N.260 (March 1991). 8 Абрахам Маслоу. Психология Бытия доминирования в общественной и сексуальной жизни приматов, утверждая,что доминирование у приматов, как правило, устанавливается посредствомвизуального контакта, а не в ходе борьбы. С 1934 по 1937 г. Маслоу работал в педагогическом колледже приКолумбийском университете у Эдварда Торндайка, в качествеассистента-исследователя по социальной психологии. Преподавать он начал вколледже Бруклин, где работал с 1937 по 1951 г. За этот периодэмигрировавшие из Германии психологи превратили НьюЙорк в интеллектуальнуюстолицу Америки. Маслоу работал с Максом Вертхаймером, Эрихом фроммом, КаренХорни, Куртом Голдстайном и Рут Бенедикт. В 1951 г. Маслоу предложили возглавить только что созданный факультетпсихологии в Университете Брандейс. Этот пост он занимал в течение десятилет. В 1969 г. он стал членом Фонда Лафлин в Менло Парк (Калифорния). Вскоре после того, как Маслоу покинул Мэдисон, он пришел к убеждению,что большинство современных психологов, как исследователей, так итеоретиков, излишне полагаются на данные наблюдений за лицами, обратившимисяк психологам по патологическим причинам. Образ человеческой природы,сложившийся в результате исследования этих пациентов, не мог не бытьискаженным и пессимистическим. Пытаясь исправить это положение, Маслоу начализучать тех людей, которых он считал наилучшими образцами здоровой личности.Он назвал этих людей "самоактуализующимися", поскольку их отличалапотребность в деятельности, ответственности, творчестве, открытость исправедливость. В написанной им в 1943 г. эпохальной статье "Теория человеческоймотивации" и (более подробно) в работе "Мотивация и личность" (1954) Маслоуутверждал, что у людей есть высшие и низшие потребности. И те, и другиеявляются "инстинктоидными" и расположены в следующем иерархическом порядке:физиологическое благополучие, безопасность, любовь, уважение исамоактуализация. Каждая высшая группа потребностей зависит отпредварительного удовлетворения потребностей низшего уровня. Биографический очерк 9 Таким образом, по мнению Маслоу, человеческая природа представляетсобой непрерывное удовлетворение внутренних потребностей, начиная с основныхфизиологических потребностей и вплоть до метапотребностей. Он утверждал, чтосамореализующиеся личности -- это люди, которые уже удовлетворили своинизшие потребности и стремятся осуществить высшие устремления человеческойприроды, становясь всем, чем они способны стать. В своей работе "Религия, ценности и пиковые переживания" (1964) Маслоуутверждал, что самореализующиеся люди представляют руководство к действиюдля всего человечества. Их ценности должны лечь в основу научной этики. Втой же работе Маслоу пришел к заключению, что самореализующиеся людипериодически спонтанно и естественно испытывают экстаз и блаженство, моментывеличайшего восторга -- "пиковые переживания", как он их назвал. В работе "Эупсихологический метод управления" (1965) Маслоу попыталсявнедрить свою мысль в новую тогда область организационной психологии. В этойработе, приняв как данность, что мир нельзя улучшить посредствоминдивидуальной психотерапии, он выдвинул идею "эупсихологии", или хорошегопсихологического управления. Поначалу он использовал термин "эупсихиа"*,применительно к культуре, которая смогла бы породить тысячисамореализующихся личностей, представляя собой закрытую среду, неподверженую внешнему воздействию. В "Эупсихологическом методе управления"Маслоу утверждал, что рабочие достигнут максимально возможного уровняпроизводительности труда, если их "человеческие качества" и потенциалсамореализации смогут развиваться в направлении удовлетворения их высшихпотребностей, или метапотребностей. В последние годы своей жизни (в основномэто нашло выражение в опубликованной уже после его смерти работе "Высшиеустремления человеческой природы" -- 1971) Маслоу пошел дальше и за * Идеальное общество, построенное на сновании принципов психологииздоровья, или "эупсихологии" 10 Абрахам Маслоу. Психология Бытия явил о существовании потребностей, выходящих за рамки самореализации --трансцендентальных или трансперсональных потребностей. По мнению Маслоу, этитрансчеловеческие потребности сосредоточены вокруг космоса, религии имистического царства бытия. В шестидесятые годы Маслоу в сотрудничестве с Энтони Сутичем оченьмного сделал для легализации "гуманистической" психологии, организовавжурнал по гуманистической психологии и ассоциацию работающих в этой областиученых. В конце шестидесятых годов он поддержал становлениетрансперсональной психологии. Свою наиболее значительную работу по гуманистической психологии,которая предлагается вниманию читателя, "Психология Бытия", Маслоу посвятилКурту Голдстайну, который, по его мнению, оказал огромное влияние на егомышление. Голдстайн помог ему понять, что "холодные" аспектыгештальтпсихологии можно соединить с психодинамической психологией, а такжепомог ему сформулировать холистско-динамический подход, истоки которого -- ворганизмической психологии Голдстайна, скорее холистской, функциональной,динамической и телеологической, чем атомистической, таксономической,статической и механистической. Маслоу широко известен в психологических кругах своими исследованиями вобласти "самоактуализации". Этот термин тоже был придуман Голдстайном в ходеисследования им участников войны, у которых в результате ранения былповрежден мозг. Под "самоактуализацией" Голдстайн понимал реорганизациюспособностей личности после перенесенного ранения. Маслоу заимствовал этоттермин, но использовал его в более широком смысле. Для него"самоактуализация" означала тенденцию к реализации внутреннего потенциала,то есть самореализацию Это -- желание человека стать всем, чем он способенстать, стремление полностью реализовать свои потенциальные возможности. Умер Маслоу от сердечного приступа 8 июня 1970 г., в возрасте 62 лет. Часть I ПСИХОЛОГИЯ РАСШИРЯЕТ СФЕРУ СВОЕГО ВЛИЯНИЯ 1. ВВЕДЕНИЕ. ПСИХОЛОГИЯ ЗДОРОВЬЯ В настоящее время над горизонтом восходит новая концепция человеческогоздоровья и недугов, психология, которую я нахожу настолько замечательной имногообещающей, что не могу удержаться от искушения, чтобы не представить ееобщественности еще до того, как она будет проверена и подтверждена и ееможно будет назвать достоверным научным знанием. Вот основные положения этойконцепции: 1. Присущая каждому из нас внутренняя биологическая природа вопределенной мере является "естественной", врожденной, изначальной и, вузком смысле, неизменной или, по крайней мере, не меняющейся. 2. Внутренняя природа каждого индивида отчасти уникальна, а отчаститождественна природе всего вида. 3. Эту природу можно изучать научными методами и можно открыть, что онаиз себя представляет (не "изобрести", а "открыть".) 4. По тем сведениям, какими мы располагаем в настоящий момент, эта нашаприрода не есть изначально ни главным образом, ни обязательно злой. Основныепотребности (в сохранении жизни, в безопасности, в сопричастности, в любви,в уважении и в самоуважении, в самоактуализации), основные человеческиеэмоции и основные человеческие качества либо нейтральны, вненравственны (какпредшествующие любым системам нравственных ценностей), либо их уверенноможно отнести к категории добра. Жажда разрушения, садизм, жестокость, злобаи т.д.-- все это представляется не врожденными качествами, а, скорее,жестокой реакцией на неудовлетворенность наших врожденных потребностей,эмоций и качеств. Злость "сама по себе" не является злом, как не являются имстрах, лень и даже невежество. Разумеется, эти качества могут привести иприводят к злым поступкам, но отнюдь не обязательно. Такой резуль Психология расширяет сферу влияния 27 тат вовсе не неизбежен. Человеческая природа не так плоха, как о нейпринято думать. Скорее можно сказать, что ее возможности постояннонедооцениваются. 5. Поскольку эта внутренняя природа скорее хороша или нейтральна, чемплоха, то нужно всячески поощрять ее и давать ей выход наружу, вместо тогочтобы подавлять. Позволив ей управлять нашей жизнью, мы обретем здоровье,успех и счастье. 6. Если существование этого истинного стержня личности отрицается илизамалчивается, человек заболевает явно либо подспудно, немедленно либо попрошествии определенного времени. 7. Эта внутренняя природа не так сильна и ярко выражена, как инстинктыживотных. Она слаба и уязвима и, поэтому, легко становится жертвой привычки,давления цивилизации и неадекватного отношения. 8. Но несмотря на свою слабость, она редко исчезает у нормальногочеловека -- и может быть, даже у "ненормального". Несмотря на то, что еесуществование отрицают, она скрывается в "подполье" и вечно жаждетреализации. 9. Говоря об этом, необходимо упомянуть о неизбежности дисциплины,лишений, разочарований, страданий и трагедий. Пока эти ощущения обнажают,питают и реализуют нашу внутреннюю природу, они остаются желательнымиощущениями. Все яснее становится, что эти ощущения каким-то образом связаныс чувством удовлетворения и силой это, стало быть, с чувством здоровогосамоуважения и уверенности в себе. Личность, которой не пришлось"побеждать", "преодолевать" и "отражать натиск", продолжает сомневаться втом, что она "может" все это совершить. Это верно не только по отношению квнешним опасностям; здесь речь идет также об умении контролировать иукрощать свои собственные порывы, стало быть, об умении не бояться их. Замечу, что если эти положения окажутся верными, тогда появляетсявозможность создания научной этики, естественной системы нравственныхценностей, "высшего апелляционного суда", решающего, что такое "хорошо" ичто такое "плохо", что верно, а что неверно. Чем 'больше 28 Абрахам Маслоу. Психология Бытия мы узнаем о естественных склонностях человека, тем легче нам будетподсказать ему, как стать "хорошим", счастливым, полезным, уважающим самогосебя, любящим, способным реализовать весь свой потенциал. Это равносильноавтоматическому решению многих личностных проблем, которые могут возникнутьв будущем. Что нам нужно сделать, так это увидеть личность изнутри -- какчлена рода человеческого и как конкретного индивида. Изучение таких достигших самоактуализации людей в значительной мереможет помочь нам понять наши ошибки и недостатки и верно определитьнаправление нашего развития. У каждого века, за исключением нашего, был свойидеал. Наша цивилизация отказалась от идеала -- святого, героя, аристократа,рыцаря, мистика. У нас остался только хорошо умеющий приспосабливаться"человек без проблем", бледный и сомнительный суррогат идеала. Возможно,вскоре мы сможем взять себе в качестве образца для подражания полностьюразвитое и самореализующееся человеческое существо, использующее свойпотенциал на все сто процентов, существо, внутренняя природа которогосвободно выражает себя, а не подавляется, калечится или отрицается. Очень важно, чтобы каждый человек хорошо усвоил горькую истину: любоеотступление от родовых добродетелей, любое преступление против своейсобственной природы, любое злое деяние (все без исключения!) откладывается внашем бессознательном и заставляет нас презирать самих себя. Карен Хорниподобрала удачное название этому происходящему в бессознательном процессувосприятия и запоминания; она сказала, что бессознательное "регистрирует".Если мы совершаем постыдный поступок, оно "заносит" его в графу "позор", аесли мы делаем что-то честное, благородное или доброе, то оно "заносит" егов графу "почет". Общий итог может быть или "положительным", или"отрицательным" -- мы либо уважаем себя и пребываем в ладу с самими собой,либо презираем и считаем себя бесполезными и недостойными любви. Когда-тотеологи говорили о грехе отчаяния -- несо Психология расширяет сферу влияния 29 вершения в жизни всего, что человек способен совершить. Наша точка зрения ни в коей мере не отрицает обычную Фрейдову картину.Она дополняет ее. Если выражаться предельно упрощенно, то можно сказать, чтоФрейд дал нам психологию болезни, а мы теперь должны дополнить еепсихологией здоровья. Возможно, эта психология здоровья позволит намуправлять нашей жизнью и становиться лучше. Возможно, этот подход будетболее эффективным, чем стремление узнать, как "избавиться от болезни". Каким образом мы можем способствовать свободному развитию? Какиестимулы являются для него наилучшими? Половые? Экономические? Политические?Какой мир нужно нам построить, чтобы в нем росли такие люди? Какой мирпостроят такие люди? "Больные" люди созданы "больной" цивилизацией;вероятно, "здоровых" людей создает "здоровая" цивилизация. Но не менееистинно и другое: "больные" индивиды делают свою цивилизацию еще более"больной", а "здоровые" -- делают свою цивилизацию более "здоровой".Улучшение здоровья человека -- это один из подходов к созданию лучшего мира.Иначе говоря, индивид вполне способен сам дать толчок своему развитию; чтоже касается излечения уже существующего невроза, то оно гораздо менеереально без помощи извне. Осознанная попытка сделать себя более честнымчеловеком является относительно легким делом: куда как труднее излечиться отнавязчивой идеи или мании. При классическом подходе к проблемам личности их понимают как нечтонежелательное. Борьба, конфликт, чувство вины, угрызения совести,беспокойство, подавленность, разочарование, напряжение, стыд, самобичевание,комплекс неполноценности -- все эти ощущения причиняют психическую боль,снижают результативность деятельности и являются неконтролируемыми. Поэтомуони автоматически рассматриваются как нечто нежелательное, как "болезнь", и"заболевший" индивид подвергается скорейшему "излечению". 30 Абрахам Маслоу. Психология Бытия Но все эти симптомы обнаруживаются и у здоровых людей или у людей,приближающихся к этому состоянию. Предположим, вы должны ощущать угрызениясовести, но не ощущаете. Предположим, вы достигли полного равновесия сил идействительно приспособились. Да, приспособленность и уравновешенность --хорошие качества, потому что они избавляют вас от боли, но, может быть, ониимеют и плохую сторону, потому что прекращают развитие в направлении высшегоидеала. Эрих Фромм в своей чрезвычайно важной книге Man for Himself (50)подверг резкой критике классическую идею Фрейда о суперэго как совершеннопроизвольную и релятивистскую. То есть Фрейд предполагал, что ваше суперэго,или сознание представляет собой, прежде всего, интериоризацию желаний,запросов и идеалов ваших отца и матери, кем бы они ни были. А если ониявляются преступниками? Что у вас за сознание в этом случае? Или если вашотец -- отчаянный морализатор, ненавидящий веселье? Или психопат? Такоесознание существует -- Фрейд был прав. Мы действительно создаем себе кумировпод влиянием старших, а не берем их из прочитанных позднее школьныхучебников. Но в сознании есть и другой элемент или, если хотите, существуетдругой тип сознания, который, в большей или меньшей степени, всем намприсущ. Это и есть внутренне присущее нам сознание. Основой его являетсябессознательное и предсознательное восприятие нашей собственной природы,нашей судьбы, или наших способностей, нашего призвания в жизни. Ононастойчиво требует, чтобы мы были честны по отношению к нашей внутреннейприроде и то ли из слабости, то ли ради удобства, то ли по какой-то другойпричине не отрицали ее существование. Тот, кто переступает через свойталант, -- торгующий носками прирожденный художник, глупо проживающий жизньумный человек, человек, знающий истину и молчащий об этом, человек, отдавшийпредпочтение трусости перед мужеством, -- все эти люди в глубине душипонимают, что изменили самим себе, и презирают себя за это. Из этогосамобичевания может проистекать невроз, но оно может также привести Психология расширяет сферу влияния 31 к возрождению мужества, праведного гнева, самоуважения, если за нимпоследует совершение правильного поступка; короче говоря, боль и конфликтмогут вылиться в развитие и совершенствование. В сущности, я намеренно стираю существующую ныне и так легкопроведенную нами границу между болезнью и здоровьем, по крайней мере в том,что касается внешних симптомов. Разве болезнь обязательно должна иметьсимптомы? Я утверждаю ныне, что болезнь может и не иметь ожидаемых вамисимптомов. Разве у здорового человека не бывает никаких симптомов? Я с этимне согласен. Кого из нацистов, служивших в Освенциме и Дахау, можно считать"здоровыми" людьми? Тех, кто страдал комплексом вины, или тех, кто засыпал счистой совестью? Разве не должен был человек, по самой сути своей,переживать здесь конфликт, страдание, подавленность, гнев и т. д.? Короче говоря, если вы мне скажете, что у вас есть личностные проблемы,то пока я не познакомлюсь с вами поближе, я не буду уверен в том, что мнесказать вам: "Хорошо!" или "Очень жаль". Это зависит от многих причин. И этипричины, похоже, могут быть хорошими или плохими. Примером тому является изменение отношения психологов к таким явлениям,как популярность, приспособляемость и даже преступление. Популярность укого? Может быть, подростку лучше быть непопулярным среди снобовсоседей иличленов местного клуба. Приспособляемость к чему? К плохой культуре? Кродителям-тиранам? Что бы вы сказали о "хорошо приспособившемся" рабе? Дажена мальчика, отличающегося плохим поведением, теперь смотрят по-новому,более терпимо. Почему такие ребята преступают общепринятые правила? Вподавляющем большинстве случаев ими движут нездоровые мотивы. Но иногдамотивация такого поведения может быть и вполне здоровой -- мальчик простосопротивляется эксплуатации, тирании, невнимательному к нему отношению,презрению и подавлению. 32 Абрахам Маслоу. Психология Бытия Что именно понимается под "личностными проблемами", несомненно, зависитот того, кто высказывает свое мнение по этому вопросу. Рабовладелец?Диктатор? Отец-тиран? Супруг, который хочет, чтобы его жена оставаласьребенком? Мне представляется ясным, что личностные проблемы могут иногдапредставлять собой громкий протест против разрушения психики данногочеловека, его истинной внутренней природы. Болезнью следует считатьнесопротивление этому злу. И я с сожалением должен сказать, что у менясложилось такое впечатление, будто большинство людей и не пытаетсяпротестовать против такого с ними обращения. Они соглашаются с ним и попрошествии нескольких лет расплачиваются за это невротическими ипсихосоматическими симптомами разного рода, а иной раз им так и не данопонять, что они больны, что они упустили настоящее счастье, не изведавистинного исполнения желаний, насыщенной эмоциями жизни и спокойной,исполненной смысла старости, что они так и не узнали радостей творчества,эстетического отношения к миру, способности находить огромное наслаждение вповседневной жизни. Следует также поднять вопрос о приемлемых печалях и страданиях, об ихнеобходимости. Возможны ли развитие и самоактуализация без каких бы то нибыло страданий и печалей, без тоски и смятения? Если вышеперечисленныеощущения в какой-то мере необходимы и неизбежны, то в какой? Если страданиеи печаль иногда необходимы для развития личности, то мы должны научиться невступать с ними в борьбу автоматически, словно они всегда несут с собойтолько зло. Иногда они могут нести с собой добро, и с этой точки зрения,являются вполне приемлемыми. Если мы не будем давать человеку пройти черезболь или будем всячески оберегать его от страданий, то это может вылиться всвоеобразную избалованность, за которой стоит наше неуважение к егоцелостности, внутренней природе и дальнейшему развитию индивидуальности. 2. ЧЕМУ ПСИХОЛОГИ МОГУТ НАУЧИТЬСЯ У ЭКЗИСТЕНЦИАЛИСТОВ? Если мы посмотрим на экзистенциализм, задавшись вопросом "Что из негоможет извлечь психолог?", то мы обнаружим, что он, по большей части, весьматуманен и труден для понимания с научной точки зрения (то есть его нельзя ниподтвердить, ни опровергнуть). Но, в то же время, мы сможем извлечь из негонемало пользы. Если мы будем рассматривать его таким образом, то обнаружимчто он является не столько откровением, сколько подтверждением,конкретизацией и новым открытием подходов уже существующих в "психологиитретьей силы" С моей точки зрения, экзистенциальная психология -- это два основныхмомента. Во-первых, это концепт идентичности и переживания идентичности, какsine qua поп человеческой природы и философии человеческой природы или наукио ней. Я считаю этот концепт базисным, отчасти потому, что понимаю еголучше, чем такие термины как сущность, существование, онтология и т.д.,отчасти поскольку предвижу, что с ним можно будет работать эмпирически, еслине сейчас, то в ближайшем будущем Но здесь мы имеем парадокс, потому что американских психологов тожезатронула погоня за идентичностью. (Олпорт, Роджерс, Голдстайн, Фромм,Вилис, Эриксон, Мюррей, Мэрфи, Хорни, Мэй и др.) Но я бы сказал, что этиавторы гораздо понятнее и ближе к чистым фактам; то есть они куда эмпиричнеенемцев, Хайдеггера и Ясперса. Во-вторых, экзистенциальная психология стремится отталкиваться вбольшей мере от знания, полученного экспериментальным путем, а не отаприорного знания или же концепций и абстрактных категорий. Экзистенциализмпокоится на феноменологии, то есть он использует личные, субъективныепереживания как фундамент для построения здания абстрактного знания. Но многие психологи тоже начинали с этого, не говоря уже опсихоаналитиках различного толка. 2 Маслоу 34 Абрахам Маслоу. Психология Бытия 1 Прежде всего, отсюда следует, что европейских философов иамериканских психологов вовсе не разделяет пропасть, как это кажется спервого взгляда. Мы, американцы, "все время говорим прозой и не подозреваемоб этом". Это параллельное развитие науки в разных странах, конечно же, самопо себе уже является признаком того, что люди, независимо друг от другапришедшие к одинаковым выводам, имеют дело с чем-то реальным, пребывающимвне их. 2. С моей точки зрения, это "нечто реальное" есть полное крушение всехоснований ценностей, находящихся вне индивида. Многих европейскихэкзистенциалистов сильно задело заявление Ницше о том, что Бог умер, и,пожалуй, тот факт, что Маркс тоже умер. Американцы уже уяснили, чтополитическая демократия и экономическое процветание сами по себе не решаютпредельных нравственных проблем. Нам некуда бежать, кроме как внутрь самихсебя, в самость, как средоточие нравственных ценностей. Парадокс, но даженекоторые из религиозных экзистенциалистов, в определенной мере, согласны стаким утверждением. 3. Для психологов чрезвычайно важно, что экзистенциалисты могутпривнести в психологию глубокую философию, которой нам сейчас недостает.Логический позитивизм означал поражение, особенно для психологов-клиницистови специалистов по психологии личности. Так или иначе, основные философскиепроблемы обязательно должны стать предметом дискуссий и, возможно, психологиперестанут полагаться на псевдо-решения или на неосознанную, непровереннуюфилософию, усвоенную в детстве. 4. Если по-другому сформулировать (для нас, американцев) сутьевропейского экзистенциализма, то можно сказать, что он слишком радикальносудит о том затруднительном положении, в котором оказался человек в силуразрыва между его устремлениями и ограниченными возможностями (между тем,чем человек является на самом деле, тем, чем ему хотелось бы быть, и тем,чем он может быть). Это не так уж далеко от проблемы идентич Психология расширяет сферу влияния 35 ности, как это может показаться на первый взгляд. Человеческая личность-- это, одновременно, и реальное, и потенциальное. То, что серьезный подход к этому противоречию может совершить революциюв психологии, не вызывает у меня никакого сомнения. Подобная точка зрениявысказывается в литературе самой различной направленности, например,литературе по проективному тестированию и самоактуализации, при анализе такназываемых пиков переживания (когда этот разрыв исчезает), в психологическихработах Юнга, в трудах мыслителей-теологов и т. д. Мало того, в этой литературе затрагиваются проблемы и техникаинтеграции этой двоякой природы человека, его высшего с его низшим, егосотворенности с его богоподобием. В целом, большинство религий и философий,как восточных, так и западных, склонялись к дихотомииэтих двух аспектов,утверждая, что достичь "высшего" можно только посредством осуждения ипокорения "низшего" Однако экзистенциалисты учат, что и то, и другое водинаковой мере присущи человеческой природе. Ни одно из них не может бытьотринуто; может иметь место только их интеграция. Но мы уже кое-что знаем о технике этой интеграции -- об озарении,инсайте, об интеллекте, в широком смысле слова, о любви, о творчестве, осмехе и слезах, об игре, об искусстве. Я думаю, что в дальнейшем мы уделимбольше внимания изучению техники интеграции, чем ранее. Еще одним результатом моих размышлений об оказавшейся в центре вниманиядвоякости человеческой природы стало понимание того, что некоторые проблемыдолжны навечно остаться неразрешимыми. 5. Из этого естественным образом вытекает наш интерес к идеальному,подлинному, совершенному, или богоподобному существу, к изучениючеловеческого потенциала как уже реально существующего (в определенномсмысле), как познаваемой актуальной реальности. Мои слова могут показатьсявсего лишь литературным приемом, но это не так. Я напомню читателю, что речьидет о своеобразном способе задать еще раз старые, пока оста 2* 36 Абрахам Маслоу. Психология Бытия ющиеся без ответа вопросы: "Какова цель терапии, образования,воспитания детей?" Это подразумевает существование другой истины и другой проблемы,которые властно привлекают к себе наше внимание. Практически каждоесерьезное описание реально существующей "подлинной личности" подразумевает,что эта личность благодаря обретенному ею состоянию, устанавливает новыеотношения с обществом, в котором живет, да и с социумом вообще. Она нетолько поднимается над собой в самых разных аспектах: она также поднимаетсянад цивилизацией, к которой принадлежит. Она сопротивляется "приобщению копределенной культуре". Она отстраняется от цивилизации и общества, ккоторым принадлежит. Она становится в большей степени членом родачеловеческого, и в меньшей -- членом локальной группы. Я подозреваю, чтобольшинство социологов и антропологов воспринимает это в штыки. Поэтому меняне удивит жаркий спор по этому вопросу. Но нет сомнения в том, что именноздесь -- основы "универсализма". 6. У европейских авторов мы можем и должны научиться уделять вниманиетому, что они называют "философской антропологией", имея в виду попытку датьопределение человека и различия между человеком и другими видами, междучеловеком и вещью, между человеком и роботом. Каковы его уникальные иопределяющие характеристики? Какой аспект настолько существенен длячеловека, что без него он уже не может считаться человеком? В целом, это та задача, от решения которой отказалась американскаяпсихология. Разного рода "бихевиоризмы" не дают возможности сформулироватьтакое определение, по крайней мере, таким образом, чтобы его можно быловоспринимать всерьез (что представляет собой человек в системе "стимул --реакция", с/р-человек? И кого можно считать таким человеком?). Картиначеловека, созданная Фрейдом, была явно непригодной, потому что за ее рамкамиостались устремления человека, его достойные осуществления надежды, егобогоподобные качества. Тот факт, что Фрейд оставил нам наиболее полные систе Психология расширяет сферу влияния 37 му психопатологии и теорию психотерапии, здесь ничего не дает нам, вчем убеждаются современные специалисты по психологии эго. 7. Некоторые приверженцы экзистенциальной философии делают слишкомбольшой упор на "самосозидание самости". Сартр и другие говорят о самости,как о "проекте", который полностью создается в процессе постоянного (ипроизвольного) принятия решений, осуществляемого самой личностью, такимобразом, как если бы личность могла стать всем, чем она захотела бы стать.Конечно же, такая крайняя точка зрения почти неизбежно содержитпреувеличение, которое прямо противоречит фактам генетики иконституциональной психологии. Если уж на то пошло, это просто глупо. С другой стороны, сторонники Фрейда и Роджерса,терапевты-экзистенциалисты и специалисты по психологии развития личности всебольше говорят об открытии самости и о демаскирующей терапии. При этом они,пожалуй, недооценивают такие факторы, как воля, решимость и все те способы,которыми мы действительно создаем сами себя посредством принятия осознанныхрешений. (Конечно, мы не должны забывать, что обе эти группы можно обвинить вчрезмерном увлечении психологией и недостатке внимания к социологии. Тоесть, в созданной ими системе не нашлось достаточно места для могучеговоздействия автономных детерминант общества и окружающей среды, такихфакторов, действующих извне на индивида, как бедность, эксплуатация,национализм, война и структура общества. Разумеется, ни одномуздравомыслящему психологу не придет в голову отрицать тот факт, что личностьв определенной степени беспомощна перед этими силами. Но, в конце концов,его главная профессиональная обязанность -- это изучение индивида, а неэкстра-психических общественных детерминант. Психологам, в свою очередь,кажется, что социологи ставят слишком сильный акцент на общественных силах изабывают об автономности личности, воли, ответственности и т. д. Поэтомуразумнее будет различать эти две группы как специалистов, а не как невеждили глупцов.) 38 Абрахам Маслоу. Психология Бытия В любом случае, похоже на то, что мы и "открываем", и "демаскируем"себя, а также решаем, кем нам быть. Этот конфликт точек зрения представляетсобой проблему, которая может быть решена эмпирическим путем. 8. Мы все время обходим стороной не только проблему ответственности иволи, но и связанные с ней проблемы силы и мужества. Недавно психологи,занимающиес





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.