Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Происхождение и общественный строй древних славян





История как наука

 

История как наука зародилась еще в Древнем мире. «Отцом истории» считается греческий ученый Геродот. Долгое время задачу истории видели в том, чтобы фиксировать события и собирать поучительные истории из жизни великих людей прошлого. В Средние века история развивалась путем составления хроник и летописей, куда год за годом записывались сведения о прошедших событиях. Только в XVIII-XIX веках изучение истории стало превращаться в подлинную науку; были разработаны научные методы сбора и анализа фактов.

В настоящее время история является важной частью гуманитарных наук, которые изучают человеческое общество. От других наук история отличается своим предметом. Предметом исторической науки является развитие человеческого общества, его политических и социальных институтов, духовной и материальной культуры от прошлого к настоящему. Историческая наука не только описывает этот процесс развития, но и стремится установить его закономерности.

Как и всякая наука, она имеет свои особенности. Главная особенность состоит в том, что закономерности исторического развития в отличие от законов естественных наук носят стохастический характер. Однако закономерности развития общества устанавливаются исторической наукой на основе общенаучных принципов познания. Поэтому нет оснований отрицать научный характер данной дисциплины.

Современная историческая наука использует самые разнообразные методы как гуманитарных, так и естественных наук. На современном этапе существует два подхода к изучению исторического процесса: цивилизационный и формационный. Формационный подход получил распространение благодаря марксизму. В советское время он являлся господствующим. Согласно ему, человечество проходит в своем развитии несколько социально-экономических формаций. Однако этой теории подчинялись далеко не все факты. Цивилизационный подход рассматривает исторический процесс как развитие отдельных цивилизаций, каждая из которых имеет свои особенности. Большой вклад в его развитие внесли русский ученый Н.Я. Данилевский и английский историк А. Тойнби.

Широкое распространение среди отечественных историков на современном этапе получила теория модернизации. Эта теория рассматривает исторический процесс как постепенный переход от доиндустриального к индустриальному и постиндустриальному обществу. В поисках новых подходов историческая наука активно обращается к опыту других наук, что приводит к возникновению междисциплинарных наук и расширению тем исторических исследований.

 

Происхождение и общественный строй древних славян

 

Проблема происхождения или этногенеза славянских народов не решена учеными окончательно. Очевидно, далекие предки славян вместе с другими индоевропейскими народами во II тысячелетии до н.э. пришли в Европу из центральной Азии. Дальнейшее движение предков славян ученые реконструируют по-разному.

Сторонники автохтонной теории утверждают, что славяне уже в середине I тысячелетия до н.э. заселили территории между Карпатами и Днепром и были коренным населением данного региона. Однако существует и миграционная теория, которая доказывает, что предки славян пришли в Восточную Европу из других районов. Наиболее популярными являются теории о Дунайской и Висло-Одерской прародине восточных славян.

Примерно в середине I века до н.э. славянская общность разделилась на 3 ветви: восточных, западных и южных славян. К IX веку восточные славяне заселили обширную территорию от Балтийского до Черного моря и объединились в несколько крупных племенных союзов. Часть славянских племен попала в зависимость от более развитых соседей. Контакты с более развитыми народами способствовали развитию общественного строя славян.

Первой формой общественной организации у славян являлась родовая община. Родовая община объединяла кровных родственников, связанных единством происхождения. Родовая община характеризуется коллективной собственностью на средства производства и произведенную продукцию. Разделение труда практически отсутствовало.

Развитие орудий труда и частые миграции славянских племен вели к тому, что родовая община стала вытесняться соседской общиной. Соседская община объединяет людей уже не по кровнородственному, а по территориальному принципу. Основной производственной единицей становится отдельная семья, которая самостоятельно ведет хозяйство. В общей собственности остаются только земли, леса и пастбища.

При переходе к соседской общине увеличивается накопление излишков, развивается торговля и обмен, происходит отделение ремесла от земледелия. Среди общинников возникает имущественное неравенство, которое постепенно перерастает в социальное неравенство. Усложнение общественной организации создает потребность в особом аппарате управления, который обеспечивал бы поддержание порядка и защиту от внешних врагов. Поэтому переход к соседской общине сопровождался складыванием предпосылок для возникновения государств. Этот процесс происходил у восточных славян в VII-IX веках.

Появление первых форм политической власти у восточных славян было связано с активными военными походами, которые они вели в V-VI веках. В это время у них складывается военная демократия. Взрослые мужчины, составлявшие ополчение, избирали военного предводителя - князя. Князю доставалась большая часть добычи, что обеспечивало ему власть и авторитет и в мирное время. Князь опирался на свою дружину, которая выделялась из племенного ополчения. Князь и дружина отделяются от остальной части общинников и живут за счет военной добычи и дани.

Современные ученые на основании археологических данных и изучении письменных источников пришли к выводу о том, что к IX веку славянские племена уже достигли высокого уровня развития и у них сложились необходимые предпосылки для возникновения государства. Однако этот вопрос до сих пор вызывает споры ученых историков.

 

Россия в XVI веке

 

Объединение Русских земель под властью Москвы еще не означало завершения централизации. Правителям Московского государства ещё предстояло решить целый ряд проблем. Во-первых, не была до конца ликвидирована удельная система; во-вторых, непросто складывались отношения между государством и церковью; в-третьих, существовали серьёзные социальные противоречия внутри правящего класса и в отношениях монарха с боярской аристократией.

Для укрепления централизованной власти, было необходимо ликвидировать остатки прежней самостоятельной от отдельных земель и создать единый механизм управления. Продолжение централизации поддерживала значительная часть дворянства и горожан, недовольных произволом крупных феодалов. Требование этой части населения выразил дворянин Иван Пересветов в своей челобитной царю. Недовольство боярским произволом особенно усилилось в период малолетства царя Ивана IV.

Нарастание социальных противоречий привело к восстанию в Москве 1547 г. В этой обстановке Иван IV при поддержке своих ближайших сторонников начинает комплекс реформ в различных сферах жизни. Эти реформы получили название реформ Избранной рады. В Избранную раду входили представители различных сословий, а ее лидерами стали дворянин А. Адашев, митрополит Макарий, протопоп Сильвестр.

 

Реформы Избранной рады

 

1. Реформы государственного управления.

В 1547 г. Иван IV принял царский титул.

В 1549 г. для обсуждения программы реформ, был созван первый Земский собор. В середине XVI века началась складываться новая система исполнительной власти.

2. Правовые реформы.

Судебник 1550 г. усилил централизацию судебной системы и ограничил возможность произвола наместников.

3. Военные реформы.

Общей целью военных реформ стало повышение боевых качеств русского войска. Они проводились по нескольким направлениям:

1) Улучшение системы управления. На время военных походов запрещались местнические споры.

2) 1549-1550 гг. - создание постоянного стрелецкого войска, которое содержалось за счет казны.

3) Укрепление дворянского поместного ополчения. В 1550-1551 годах Иван Грозный роздал дворянам больше 1000 земельных владений недалеко от Москвы на условиях службы в царском войске. В 1556 году было издано Уложение о службе, согласно которому каждый феодал должен был по распоряжению царя прибыть на военную службу со снаряжёнными воинами. Количество воинов зависело от размера земельного владения. Это Уложение не только укрепило царское войско и увеличило его численность, это и сблизило статус помещиков и вотчинников.

4. Сошная реформа

Избранная рада продолжала унификацию финансово-налоговой системы. После введения в 1534 г. общей денежной единицы, рубля, в середине пятидесятых годов был установлен единый поземельный налог, собиравшийся с «сохи».

5. Реформа местного управления

Избранная рада снова вернулась к реорганизации местного управления. В середине пятидесятых годов был завершён процесс, начатый в сороковые годы. Система кормлений была ликвидирована. Власть на местах передавалась выборным сословным органам - губным и земскими избами во главе с губными и земскими старостами. Губные избы выполняли полицейские функции и осуществляли розыск преступников. Земские избы отвечали за сбор налогов. В рассмотрении дел в суде стали принимать участие выборные целовальники.

6. Церковные реформы

Государственные реформы дополнялись укреплением церковного единства. Церковный Стоглавый Собор 1551 года утвердил общерусский список святых и единые канонические правила. Этот собор впервые установил ограничения на развитие церковного землевладения. Теперь монастыри не могли больше приобретать земли без согласия царя.

Реформы Избранной рады позволили завершить государственную централизацию и имели прогрессивное значение. Заданный им путь развития предполагал согласование интересов монарха и основных слоев общества. Механизм такого согласования был реализован в форме сословно-представительной монархии.

 

Смутное время

 

В начале XVII в. русское государство оказалось в состоянии глубокого общенационального кризиса, который получил название Смуты. Этот период характеризуется крайней степенью обострения социальных противоречий и дезинтеграции власти. Кризис охватил все стороны жизни страны.

Причины Смуты:

1) Династический кризис - после смерти Федора Ивановича прекратилась династия Рюриковичей, начинается борьба боярских группировок.

2) Экономический кризис - вызван последствиями Ливонской войны и опричнины, неурожаями 1601-1603г г.

) Социальный кризис - боярство стремилось взять реванш за опричнину, дворяне добивались увеличения поместий и своих прав, казачество стремилось получить официальный статус в государстве, а недовольство крестьян вызывала политика закрепощения.

) Иностранная военная интервенция со стороны Польши и Швеции.

Кризис Смутного времени нарастал постепенно, втягивая все новые слои населения. Началом Смуты большинство историков считает 1598 г., когда умер бездетный царь Федор. Новым царем был избран Борис Годунов, имевший большое влияние при царском дворе, но его избрание не прекратило политический кризис. Противники Годунова (Романовы, Шуйские), использовали различные средства, чтобы подорвать позиции Годунова. Годунову пришлось столкнуться с проблемой голода, вызвавшего массовое бегство холопов и крестьян.

В этой обстановке в 1604 г. при поддержке польских феодалов начинает поход на Москву самозванец Лжедмитрий I. Лжедмитрий нашел поддержку на юго-западных окраинах России, где собралось немало недовольных Борисом Годуновым. После смерти Годунова царские войска перешли на сторону самозванца, который в июне 1605 г. занял царский престол.

Лжедмитрий I стремился открыть Россию для западного влияния и править самовластно, не считаясь с мнением Боярской Думы. Это привело к конфликту между Лжедмитрием и крупной московской аристократией во главе с Шуйским. Лжедмитрий не имел прочной социальной опоры в Москве, а его попытки опереться на польских наёмников, сопровождавшиеся слухами о намерении ввести католичество только усиливали недовольство в Москве.

Боярская оппозиция организовала в мае 1606 г. восстание в Москве. Лжедмитрий I был убит, царем был провозглашен Василий Шуйский. Он дал присягу, что не будет принимать решений, не советуясь с Боярской Думой.

Правление Шуйского 1606-1610 гг. составляет второй этап развития Смуты. В этот период социально-политические противоречия переросли в гражданскую войну и началась иностранная интервенция в России.

Летом 1606 г. на юго-западных окраинах началось антиправительственное движение под руководством Ивана Болотникова. За ним закрепилось название крестьянской войны. Но современные исследователи ставят под сомнение такую характеристику. Выступление Болотникова началось под лозунгом «восстановления на престоле законного царевича Дмитрия» и объединило социальные силы, преследовавшие совершено разные цели.

Важную роль в войске Болотникова играли казаки и беглые холопы. Казачество стремилось защитить свою автономию от усиления центральной власти, а бывшие холопы выступали под лозунгом «восстановления в своих правах». К движению Болотникова примкнули и дворяне южных уездов, стремившиеся улучшить своё положение. Социальная неоднородность и отсутствие у восставших единой антифеодальной идеологии отличают движение Болотникова от других крестьянских войн. Поэтому ученые сейчас называют выступление Болотникова гражданской войной.

Измена дворянских отрядов привела к поражению Болотникова под Москвой в декабре 1606 г., в следующем году восстание было подавлено.

Выступление Болотникова привело к еще большей дестабилизации обстановки в стране. В этих условиях бывшее окружение Лжедмитрия I выдвинуло нового самозванца - Лжедмитрия II. В 1608 г. Лжедмитрий II при поддержке польских и казацких отрядов дошел до Москвы и обосновался в селе Тушино. На его сторону перешли часть городов и феодалов, недовольных правлением Шуйского. В Тушине появились свой царский двор и боярская дума, свой патриарх. В стране фактически возникло двоевластие.

В 1609 г. для борьбы с Лжедмитрием Василий Шуйский заключил договор со Швецией. При поддержке шведов царские войска одержали ряд побед над самозванцем. Однако шведско-русский союз оказался серьёзной внешнеполитической ошибкой московского царя. Польский король Сигизмунд III использовал этот договор, как предлог для войны с Россией.

В 1609 г. польские войска осадили Смоленск и двинулись в глубь России. В 1610 г. русские войска были разбиты у деревни Клушино, после чего Шуйский был свергнут дворянами-заговорщиками. Лжедмитрий II предпринял новую попытку захвата Москвы, но потерпел неудачу и был убит.

К власти в Москве пришла семибоярщина. Она заключила с Польшей договор о передаче русского престола польскому королевичу Владиславу. В Кремле разместился польский гарнизон, и Россия оказалась перед угрозой потери национального суверенитета.

Главным содержанием третьего этапа смуты (1610-1618 гг.) стала борьба с польскими и шведскими интервентами. Важную роль в борьбе с интервенцией сыграла русская православная церковь. Патриарх Гермоген призвал к борьбе с захватчиками. В начале 1611 г. в Рязанской земле из дворянских отрядов и остатков войск Лжедмитрия II образовалось первое ополчение, которое предприняло попытку освободить Москву, но потерпело неудачу из-за внутреннего конфликта между дворянами и казаками.

Однако уже осенью 1611 г. в Нижнем Новгороде началось формирование второго ополчения, которое возглавили Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. Собрав силы, ополчение Минина и Пожарского поздней осенью 1612 г. освободило Москву от поляков. В феврале 1613 г. состоялся Земский собор, избравший царем Михаила Федоровича Романова. Земский собор позволил объединить силы для успешной борьбы с интервентами.

Итоги Смутного времени:

1) Политические - выражались в смене правящей династии и возрастании роли представительных органов в системе управления;

2) Социальные - заключались в возрастании политического и общественного значения дворян, добившихся расширения своих прав;

) Экономические - заключались в том, она нанесла серьезный ущерб народному хозяйству;

) Внешнеполитические - Россия сохранила государственный суверенитет, но потеряла ряд стратегически важных территорий. После смуты усиливается противопоставление России и Запада. Православная церковь стремится изолировать страну от западного влияния.


Россия при первых Романовых

 

Главными задачами, которые пришлось решать первым царям из династии Романовых, Михаилу Федоровичу и Алексею Михайловичу, были преодоление экономических и внешнеполитических последствий Смуты и закрепление новых социальных отношений в обществе.

Экономическое разорение страны было преодолено достаточно быстро. В XVII в. в русской экономике возникают новые явления. В сельском хозяйстве начинает складываться естественно-географическая специализация. Усиливается связь феодальной вотчины с рынком. В городах развивается мелкотоварное ремесло. Увеличение товарности народного хозяйства сопровождалось развитием внутренней и внешней торговли, появляются новые формы торговли - ярмарки.

В XVII в. принимаются первые меры по государственному регулированию торговых отношений. В середине века были установлены единые внутренние пошлины, а в 1667 г. были приняты первые протекционистские меры. Новоторговый устав запретил иностранцам торговать в России за исключением оптовой торговли в пограничных городах. Государство защищало интересы купцов, т.к. торговля приносила крупные доходы государственной казне, лично царю и крупным феодалам. Протекционистские меры также должны были препятствовать распространению в России западного влияния.

Однако потребности государства разрушали традиционный изоляционизм. В Россию приглашали иностранных специалистов, а западные страны стремились к контактам с Россией, т.к. их привлекал Волжский путь и другие торговые пути на Восток. При активном участии западных специалистов в XVII в. в России начинает развиваться мануфактурное производство. Мануфактура основана на применении ручного труда, но за счет разделения производственных операций и специализации труда обеспечивает более высокое качество. В XVII в. насчитывалось 20-30 мануфактур, в основном принадлежавших государству.

В Западной Европе развитие рыночных отношений и появление мануфактурного производства были характерными чертами развития капитализма. Однако для России говорить о зарождении капитализма уже во второй половине XVII в. нельзя. Основу народного хозяйства продолжал составлять феодальный способ производства, развитие мануфактур и торговли имело отличие от европейских.

Русская мануфактура, как правило, обслуживала потребности государства и находилась в сильной зависимости от него. Основу мануфактурного производства составлял не свободный труд, как на Западе, а труд крепостной. Это не позволяет считать русскую мануфактуру капиталистической. Русское купечество тоже было экономически малосостоятельным, основные прибыли приносила купцам торговля товарами, полученными от государственной казны и крупных феодалов. Купцы выступали как государственные агенты, осуществлявшие обналичивание натуральных податей, купеческие накопления не превращались в капитал, а расходовались на непроизводственные нужды.

Широкое распространение в этот период получили государственные монополии, мешавшие развитию свободного предпринимательства. Экономическое развитие России в XVII в. не сопровождались складыванием в русских городах экономически независимых свободных предпринимателей, на Западе составляли основу гражданского общества. Феодализм продолжал господствовать в строе России и достиг наиболее частного развития.

В политической сфере правление первых Романовых характеризуется складыванием предпосылок для перехода от сословно-представительной к абсолютной монархии. В условиях достаточной стабильности политического и экономического положения монархи все меньше нуждались в помощи сословно-представительных органов, поэтому во второй половине XVII в. система сословно-представительной монархии приходит в упадок. Значение Боярской думы заметно уменьшилось, а созыв земских соборов прекратился.

Сословно-представительные органы на местах после восстания Разина были упразднены. В тоже время усиливается личная власть царя, в которой все большее решение принимает единолично. Приказ тайных дел, подчинявшийся непосредственно царю, позволял контролировать деятельность остальных органов власти.

Усиливавшаяся царская власть сумела одержать победу и в конфликте с церковью. Патриарх Никон претендовал на подчинение царя к патриарху, но в результате на церковном соборе 1666-1667 гг. Никон был низложен.

В XVII в. происходит развитие бюрократического аппарата управления, делаются попытки создания регулярной армии. Опираясь на них, монархи могли проводить свою политику независимо от поддержки сословных представителей.

Развитие регулярной армии стимулировало попытки модернизации экономики и общественного сознания. В XVII в. Россия все шире втягивается в европейские политические и экономические отношения. Все это требует укрепления государственной власти. Таким образом, экономическое и политическое развитие страны в XVII в. подготавливало Россию к масштабным преобразованиям Петра I.

 

Реформы Петра I

 

В начале XVIII в. Россия пережила первую волну модернизации, проведенной Петром I. Эта модернизация, как признает большинство ученых, явилась насущной необходимостью для России, которая в противном случае могла бы оказаться в полуколониальной зависимости от европейских стран, как это произошло с Турцией. Петровские реформы позволили завершить политические процессы, происходившие в XVII в., покончили с изоляцией России и ввели её в европейское сообщество

Петровская модернизация имела целый ряд особенностей по сравнению с аналогичными процессами в западной Европе:

1) при проведении модернизации активно использовался зарубежный опыт;

2) модернизация проходила ускоренными темпами в условиях начавшейся войны и сопровождалась значительной милитаризацией общества;

) модернизация проводилась на феодальной основе и была направлена на укрепление феодального государства;

) модернизация осуществлялась при вездесущей роли государства, и сопровождалось усилением государственного вмешательства в жизнь общества.

Эти особенности модернизации привели к тому, что она не смогла разрушить основы традиционного общества и привела к созданию регулярного государства, вся жизнь в котором подчинена установленным государством правилам.

Петровские реформы не имели заранее разработанного плана, во многом они отвечали сиюминутным потребностям, но масштаб преобразований был очень широк и охватывал все стороны жизни.

Пётр I начал свои преобразования в области культуры и быта. Целью реформ в этой сфере явились развитие светской культуры образования и науки, распространение западного образа жизни. К наиболее важным преобразованиям относятся реформа календаря (1700 г.), введение гражданского алфавита (1708 г.), создание светских школ и др. учебных заведений, основание Академии наук (1725 г.). В это время начинают активно развиваться естественные и общественные науки.

Пётр I насаждал западный образ жизни, вводя запреты на ношение традиционной одежды, заставляя дворян посещать ассамблеи. В результате этих мер существенно изменился культурный мир русского дворянства. Но реформам Петра I были присущи и серьёзные недостатки.

Распространение западной культуры происходило за счет вмешательства государства в частную жизнь. Реформы Петра затронули почти исключительно высшие слои общества и тем самым углубили к социокультурный раскол в русском обществе.

Военные реформы. Стрелецкий бунт и неудачное начало Северной войны ускорили реорганизацию армии. Задача Петра состояла в том, чтобы создать регулярную армию, которая отличалась постоянным характером, едиными принципом комплектования, единством снаряжения и жесткой дисциплиной.

В 1705 г. для комплектования армии были введены рекрутские наборы. Создание регулярной армии завершилось изданием Воинского (1716 г.) и Морского (1720 г.) уставов.

Создание сильной регулярной армии и флота превратило Россию в одну из ведущих держав Европы, однако их содержание поглощало почти все доходы государственной казны. Русское общество в первой четверти XVIII в. было крайне милитаризованным. Для Петра I армия была идеальной моделью организации, и он часто использовал армию для выполнения несвойственных ей административных и полицейских функций.

Растущие потребности армии и государства определяли экономическую политику Петра I. Главными её задачами стали увеличение государственных доходов и внедрение передовых технологий. В основе экономических преобразований Петра лежали принципы протекционизма и меркантилизма.

Протекционизм - это система мер, направленных на защиту внутренних товаропроизводителей от иностранной конкуренции.

Поощряя развитие отечественного предпринимательства, Петр I разрешает представителям различных сословий вести разведку полезных ископаемых и устраивать заводы.

Чтобы обеспечить работу промышленных предприятий в 1721 г. их владельцам было разрешено приобретать крестьян, получивших название посессионных. Такие крестьяне прикреплялись не к земле, а к заводам.

В 1724 г. был установлен таможенный тариф с высокими пошлинами на ввозимые товары.

Результатом промышленного развития стало быстрое увеличение числа мануфактур, в России сложилось несколько новых промышленных центров, главным из которых стал Урал. Страна перестала зависеть от импорта, а по производству чугуна вышла на первое место в Европе.

Учение меркантилизма утверждало, что главным источником богатства страны является внешняя торговля, поэтому Петр I развивал торговлю с соседями, даже принудительно заставляя купцов создавать торговые компании. Развитию внешней торговли способствовало расширение связей с западом и появление у России балтийских портов. Поощрялось производство промышленных товаров и сельскохозяйственных технических культур, которые могли стать предметом экспорта.

Однако потенциал экономического развития в первой четверти XVIII в. не был реализован до конца. Преобразования мало затронули сельское хозяйство, увеличение государственных повинностей негативно отразилось на развитии крестьянского хозяйства. Развитие промышленности проходило односторонне, главным образом, за счет отраслей, необходимых для военных нужд. Рост налогов негативно отражался и на промышленном развитии. Но главным тормозом экономического развития стало чрезмерное государственное регулирование экономики.

Государство являлось монополистом природных ресурсов и владельцем большей части заводов. При Петре были созданы специальные органы государственного управления в сфере экономики. Масштаб государственного регулирования экономики был настолько велик, что практически вытеснил свободное предпринимательство. Собственность предпринимателей не была защищена от вмешательства казны. Русская промышленность продолжала развиваться на феодальной основе.

Расширение сферы деятельности государства потребовало реформирования системы государственного управления. В начале XVIII века в России завершилось складывание бюрократического аппарата и начинается складывание абсолютной монархии. Для абсолютной монархии характерны ликвидация представительных органов и неограниченная власть монарха, которая опирается на развитый бюрократический аппарат, армию и полицию. Это делает монарха независимым от общества.

Особенность русского абсолютизма заключается в том, что он складывается при господстве феодальных отношений, тогда как западноевропейский абсолютизм возник благодаря равенству сил в борьбе буржуазии и феодализма.

В 1721 г. Петр I принял титул императора. Император был носителем верховной власти и верховным главнокомандующим, любое его распоряжение становилось законом.

Прежние органы власти Петр заменил новыми, основанными на бюрократических принципах служебного соответствия и выслуге лет. Боярскую думу в1711 г. заменил Сенат, состоявший из высших чиновников по назначению монарха. После императора Сенат был важнейшим органом власти. Он выполнял судебные и административно-контрольные функции. В ведении генерал-прокурора, возглавлявшего Сенат, находилась целая система надзора за деятельностью аппарата управления: прокуроры, фискалы и др.

Система приказов в 1718-1719 гг. была заменена системой коллегий. Новая исполнительная власть отличалась большей рациональностью и бюрократизацией. Коллегии создавались по отраслевому принципу, а их деятельность регулировалась Генеральным регламентом 1720 года. Коллегии обладали широкими полномочиями и имели своих представителей на местах. За счет этого достигалась большая централизация аппарата управления.

Реформы коснулись и местной власти. В 1708 г была начата губернская реформа, продолжавшаяся до 1719 г. В результате реформ в стране сложилось трехуровневое административное управление. Страна делилась на 11 губерний, губернии на 50 провинций, провинции - на уезды.

Однако реформы местного управления оказались наименее удачными. На местах отсутствовала четкая система подчинения. Центральные коллегии и Сенат вмешивались в деятельность местных органов, это вело к росту бюрократического аппарата и снижению его эффективности. Чтобы устранить эти недостатки, Петр I после введения подушной подати разместил в провинциях армейские части, которые отвечали за поддержание порядка и сбор налогов.

При Петре I было создано бюрократическое государство, которое в первую очередь заботилось о своих интересах. Аппарат управления проявлял все негативные черты бюрократической системы. Петр боролся с недостатками, но делал это теми же бюрократическими методами, что не решало проблему, а только увеличивало рост бюрократии.

Создание регулярного государства оказало определяющее воздействие на развитие социальных отношений. В первой четверти XVIII в. произошел процесс консолидации основных классов феодального общества, при этом положение сословий полностью определялось интересами государства.

Для консолидации класса феодалов важнейшее значение имели Указ о престолонаследии 1714 г. и Табель о рангах 1722 г.

Указ о престолонаследии уравнял правовой статус вотчины и поместья, а Табель о рангах устанавливала единые принципы государственной службы. Прежние вотчинники и помещики уравнялись в правах в составе единого дворянского сословия.

Однако, давая дворянам привилегии по отношению к другим сословиям, Петр I ограничил права дворян по отношению к государству. Указ о единонаследии запрещал дворянам делить имения при наследовании (майорат). Дворянам запрещалось без разрешения власти отчуждать свои земли. Дворяне были обязаны нести пожизненную государственную службу.

Порядок службы определялся Табелью о рангах 1722 г., государственная служба делилась на военную, гражданскую и придворную. Все должности были поделены на 14 рангов. Служба начиналась с низшего 14 ранга. Этот ранг давал право на личное дворянство, а восьмой ранг - на потомственное дворянство. Сама служба дворян стала носить постоянный характер, жизнь и имущество дворянина не были защищены от произвола власти. Такое состояние ряд историков характеризует как «закрепощение» дворян государством.

Другое привилегированное сословие, духовенство, при Петре I значительно ослабило свои позиции. Становление абсолютизма и реформы по западному образцу вели к неизбежному конфликту между монархией и православной церковью, стремившейся к изоляции от Запада.

Петр I лишил церковь внутреннего самоуправления. В 1700 г. прекращается избрание патриархов, а в 1721 г. управление церковью было передано бюрократическому органу - Святейшему Синоду, состоявшему из духовных лиц и чиновников, которых назначал император. Государство активно вмешивалось в экономическую деятельность церкви, реквизировало ее имущество и доходы, однако церковь еще сохраняла свое землевладение.

Консолидация зависимого сельского населения произошла после введения Петром I подушной подати, которой облагались все лица мужского пола. Чтобы уточнить их количество в 1718-1724 гг. была проведена первая ревизия. Холопы записывались в нее на равных основаниях с крепостными крестьянами.

Городское население Петр I разделил на регулярное и подлое. К регулярным горожанам относились владельцы недвижимости, капиталов, чиновники, ремесленники. Они освобождались от государственных податей и участвовали в выборах городского самоуправления. Остальные горожане вместе с крепостными крестьянами относились к податному населению.

Преобразовательная деятельность Петра в социальной сфере была направлена на укрепление системы феодальных привилегий и сословного неравенства и подчинение общества феодальному государству.

 

Эпоха дворцовых переворотов

 

Эпохой дворцовых переворотов русский историк В.О. Ключевский назвал период с 1725-1762 гг., когда дворцовые перевороты превратились в частые явления политической жизни.

Предпосылки дворцовых переворотов были заложены в правление Петра I:

1) Указ о престолонаследии 1722 г. устанавливал право монарха назначать наследника по своему усмотрению, и круг возможных претендентов на престол заметно расширился;

2) создание бюрократического аппарата делало систему управления более устойчивой и менее зависимой от личных качеств правителя;

) секуляризация общественного сознания привела к десакрализации личности монарха, что делало возможным не только его насильственное смещение, но и даже убийство;

) в абсолютной монархии, где решающее значение имеет воля монарха, придворные группировки активизируются в борьбе за влияние на самодержца. В эту борьбу включаются и иностранные дипломаты.

Борьба придворных группировок начинается сразу после смерти Петра I. Друг другу противостояли выдвиженцы Петра I во главе с Меншиковым и представители старой знати, возглавляемой Долгорукими и Голицыными. Столкновение этих группировок нередко изображалось как борьба сторонников и противников петровских реформ, но на самом деле обе группировки придерживались западной ориентации, а их столкновение отражало борьбу внутри новой элиты.

Борьба после смерти Петра I показала, какую важную роль будет играть придворная гвардия. Опираясь на нее, Меншиков возвел на престол вдову Петра Екатерину I (1725-27 гг.). При императрице в 1726 г. был создан Верховный Тайный совет во главе с Меншиковым. Ему подчинялись Сенат и коллегии.

После смерти Екатерины I императором стал внук Петра I Петр II. Пользуясь болезнью Меншикова, его противники взяли Петра II под свое влияние, и Меншиков был сослан. Ведущие позиции в Верховном Тайном совете заняли Долгорукие и Голицыны.

Смерть Петра II в 1730 г. привела к прекращению династии Романовых по мужской линии. Верховный Тайный совет пригласил на престол племянницу Петра I, Анну Иоанновну. При этом члены совета предприняли попытку закрепить сложившееся положение и поставить монарха под контроль аристократии. Это дало бы крупным землевладельцам стабилизировать свое положение.

Анну заставили подписать Кондиции, по условиям которых она не имела права принимать важные решения без согласования с Верховным Тайным советом. Она не имела права самостоятельно объявлять войну и заключать мир, вступать в брак и назначать наследника, жаловать имения и высшие воинские звания. Монарх не мог наказывать дворя<







Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.