|
АУТОТРЕНИНГ В РАБОТЕ ПЕДАГОГА
Аутогенная тренировка, или—кратко—аутотренинг, представляет собой систему упражнений, направленных человеком на себя и предназначенных для саморегуляции психических и физических состояний. Аутотренинг полезен в тех видах деятельности, которые вызывают у человека повышенную эмоциональную напряженность, в том числе в педагогической работе, так как в общении педагога с детьми и с их родителями нередко возникают ситуации, которые называют трудными и которые требуют эмоционально-волевой саморегуляции. Использование приемов аутотренинга позволяет человеку целенаправленно изменять настроение и самочувствие, положительно сказывается на его работоспособности и состоянии здоровья. Те люди, кто систематически занимается аутотренингом, Получают возможность рационально распределять и экономно использовать свои силы в повседневной жизни, а в нужные моменты Предельно их мобилизовать. Аутотренинг основан на сознательном применении человеком Разнообразных средств психологического воздействия на собственный организм и нервную систему с целью их релаксации или, напротив, тонизирования. Соответствующие средства воздействия включают специальные упражнения, предназначенные для изменения тонуса скелетных мышц и мышц внутренних органов. Активную роль при этом играют словесное самовнушение, представления и чувственные образы, вызываемые волевым путем. Все эти средства психологического воздействия человека на собственный организм в аутотренинге используются комплексно, в определенной последовательности: релаксация, представление, самовнушение. Практическая отработка техники аутотренинга проводится в той же последовательности. Аутотренинг включает упражнения, направленные на управление вниманием, произвольное оперирование чувственными образами, словесные самоинструкции, волевое регулирование тонуса мышц и управление ритмикой дыхания. Система управления вниманием предполагает выработку способности концентрироваться и длительно удерживать внимание на каком-либо предмете, объекте, событии, факте. Способность оперировать чувственными образами вырабатывается через специальные упражнения, направленные на перевод внимания с внешнего мира на внутренний и далее — на ощущения и чувственные образы. От сравнительно простых и привычных представлений в аутотренинге постепенно переходят к более сложным, например к представлениям силы тяжести, тепла, распространяющегося от одной части тела к другой, картин природы и т. д. При помощи специальных слов и выражений, произносимых с разной громкостью, в плане внешней речи и речи про себя отрабатываются навыки словесного самовнушения. Такое самовнушение, если оно используется человеком умело, ускоряет наступление у него нужного психологического или физиологического состояния. Словесные самовнушения в аутотренинге сочетаются с определенной ритмикой дыхания. Управление ритмикой дыхания достигается за счет упражнений, учащающих или замедляющих вдохи и выдохи, уменьшающих или увеличивающих амплитуду дыхания. Все эти упражнения отрабатываются в трех основных положениях: лежа, сидя и стоя. Упражнения, связанные с произвольной регуляцией мышечного тонуса, также отрабатываются в определенной системе и последовательности. Сначала люди учатся расслаблять и напрягать мышцы, легче всего поддающиеся контролю (мышцы рук и ног), затем переходят к мышцам, которыми труднее произвольно управлять (мышцы шеи, головы, спины, живота), и, наконец, обращаются к специальным упражнениям, направленным на регуляцию тонуса мышц внутренних органов. Особенно сложными и важными упражнениями, входящими в аутотренинг, являются те, которые направлены на регулирование состояния кровеносных сосудов головы и тела человека, их расширение с целью достижения состояния релаксации и успокоения или сужение с целью повышения тонуса и активизации организма. В этих упражнениях используется естественное тепло ладони руки человека и образные представления тепла или холода волевым путем. Описанная система аутогенной тренировки полезна педагогам, имеющим большую нагрузку и сталкивающимся в жизни с индивидуальными проблемами, касающимися их психофизиологического состояния, работоспособности и здоровья. Учитель или воспитатель, занимающийся аутогенной тренировкой, может больше дать своим ученикам и воспитанникам, чем тот, кто ею не занимается. Аутогенная тренировка, улучшая состояние здоровья педагога, повышая его работоспособность, тем самым увеличивает и его педагогическую отдачу. При желании каждый учитель и воспитатель могут овладеть методами аутогенной тренировки и научиться пользоваться ими самостоятельно, в отличие от психокоррекционной практики, которая требует совместной групповой работы и участия в ней профессионально подготовленных психологов. Темы и вопросы для обсуждения на семинарах Тема 1. Организация психологического самообразования педагога 1. Необходимость непрерывного психологического самообразования педагога. 2. Основные отрасли психологической науки, содержащие в себе сведения, полезные для педагога. 3. Научные и популярные издания, включающие психологическую информацию, полезную для психологического самообразования педагога. Тема 2. Психологические основы педагогической саморегуляции 1. Значение саморегуляции в деятельности педагога. 2. Педагогические ситуации, порождающие потребность в психологической саморегуляции. 3. Саморегуляция восприятия и внимания. 4. Саморегуляция памяти и мышления. 5. Самоуправление эмоциональными состояниями. Тема 3. Психокоррекция в деятельности педагога 1. Основные направления и цели педагогической психокоррекционной работы. 2. Классификация психокоррекционных методов. 3. Группы социально-психологического тренинга (Т-группы). 4. Группы встреч. 5. Группы тренинга умений. Те м а 4. Аутотренинг в работе педагога 1.Понятие об аутогенной тренировке. 2.Значение аутотренинга и пути его практического использования, в работе педагога. 3.Цели и задачи аутогенной тренировки. 4. Упражнения, направленные на регуляцию тонуса мышц. 5.Упражнения, предназначенные для управления вниманием и чувственными образами. 6.Упражнения, предназначенные для изменения ритмики дыхания. Темы для рефератов 1. Источники полезной для педагога психологической информации. ~- Педагогические ситуации, связанные с ними психологические процессы и состояния, требующие саморегуляции деятельности педагога. 2. Основные принципы саморегуляции. 3. Психокоррекционные методы и группы, возможности их использования в педагогической практике. 4.Аутогенная тренировка и ее применение в процессе самосовершенствования деятельности педагога. Темы для самостоятельной исследовательской работы 1. Система работы педагога по психологическому самообразованию. 2. Теоретические основы психологической саморегуляции деятельности педагога. 3. Психокоррекционная работа в профессиональной подготовке учителя. 4. Приемы и методы повышения работоспособности педагога при помощи аутогенной тренировки. Литература I Активные методы обучения педагогическому общению и его оптимизация.—М., 1983. (Психология педагогической деятельности: 6—40, 64—73.) Бернс Р. В. Развитие Я-концепции и воспитание.— М., 1986. (Психологическая подготовка учителей: 333—351.) Добрович А. Б. Воспитателю о психологии и психогигиене общения: Книга для учителей и родителей.— М., 1987. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении.— М., 1987. Карнеги Д. Как завоевать друзей и оказывать влияние на людей.— М., 1989. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.— М., 1988. II Аникеева Н. П. Психологический климат в коллективе.— М., 1989. (Активное социально-психологическое обучение педагогов.) Ладанов И. Д. Управление стрессом.— М., 1989. (Управление стрессом: 27—42. Тренировка воли: 43—69. Тренировка памяти: 69— 83. Саморегуляция (владение собой): 83—119. Предотвращение и преодоление конфликтов: 120—137.) Леонтьев А. А. Педагогическое общение.—М., 1979. (Как развивать умения педагогического общения: 39—45.) Гримак Л. П. Резервы человеческой психики. Введение в психологию активности.— М., 1989. (Преодоление критических ситуаций: 188—198. Саморегуляция психических состояний: 227—262.) Немчин Т. А. Состояния нервно-психического напряжения.—Л., 1983. (Пути и средства управления нервно-психическим напряжением: 138—151.) Николов Н., Нешев Г. Загадка тысячелетий (что мы знаем о памяти).—М., 1988. (Управление памятью: 84—112, 133—140.). Петровская Л. А. Компетентность в общении: социально-психологический тренинг.—М., 1989. (Психокоррекционная работа в современной гуманистической психологии: 195—207.) Раттер М. Помощь трудным детям.—М., 1987. (Психотерапия и ее эффективность: 347—397.) Яценко Т. С. Социально-психологическое обучение в подготовке будущих учителей.— Киев, 1987. (Психокоррекционная работа в группе активного социально-психологического обучения: 48—59.) Раздел 7. ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО Глава 31. ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|