Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Типы эмоциональной направленности по Б.И. Додонову.





Данная классификация касается только «ценных» эмоций, т.е. тех, в которых человек чаще всего испытывает потребность и которые придают непосредственную ценность самому процессу его деятельности. Основой для этой классификации являются потребности и цели, т.е. мотивы которым служат эмоции.

Альтруистические эмоции возникают на основе потребности содействия, помощи, покровительства другим людям, в желании приносить людям радость и счастье(умиление, участие, чувство беспокойства за другого и т.д.)

Коммуникативные эмоции возникают как реакция на удовлетворение или неудовлетворение стремления к эмоциональной близости (иметь друга), желания общаться, делиться мыслями и переживаниями, найти им отклик.

Глорические эмоции связанны с потребностью в самоутверждении, славе, признании, почёте. (чувство гордости).

Праксические эмоции возникают в связи с деятельностью, её успешностью или неуспешностью, желанием добиться успеха в работе, наличием трудностей – рефлекс цели по Павлову (напряжение, увлечённость работой).

Пугнические эмоции связаны с потребностью в преодолении опасности, на основе которой возникает интерес к борьбе (жажда острых ощущений, чувство спортивного азарта).

Романтические эмоции связаны со стремлением ко всему необычному, таинственному и неизведанному.

Гностические эмоции – стремление отыскать знакомое в новом, неизвестном, проникнуть в сущность явления (чувство близости решения, радости открытия истины).

Эстетические эмоции проявляются в наслаждении красотой, в чувстве изящного, грациозного, волнующего драматизма.

Гедонистические эмоции связаны с удовлетворением потребности в телесном и душевном комфорте. Выражаются в наслаждении приятными физическими ощущениями от пищи, тепла и т.д.

Аккизитивные эмоции возникают в связи с интересом к накоплению, коллекционированию, приобретению вещей.

Чувства – высший продукт культурно-эмоционального развития человека. Они связаны с определенными входящими в сферу культуры предметами, видами деятельности и людьми, окружающими человека.

Чувства выполняют в жизни и деятельности человека, в его общении с окружающими людьми мотивирующую роль. В отношении окружающего его мира человек стремится действовать так, чтобы подкрепить и усилить свои положительные чувства. Они всегда связаны с работой сознания, могут произвольно регулироваться.

Аффекты – это особо выраженные эмоциональные состояния, сопровождаемые видимыми изменениями в поведении человека, который их испытывает.

Развитие аффекта подчиняется следующему закону: чем более сильным является исходный мотивационный стимул поведения и чем больше усилий пришлось затратить на то, чтобы его реализовать; чем меньше итог, полученный в результате всего этого, тем сильнее возникающий аффект. В отличие от эмоций и чувств аффекты протекают бурно, быстро, сопровождаются резко выраженными органическими изменениями и двигательными реакциями.

Способности

В науке способно­сти классифицируются на врожденные (задатки) и приобре­тенные (от знаний, умений, навыков).

Задатки – это врожденные анатомо-физиологические особеннос­ти мозга, нервной системы, органов чувств и движения, функциональ­ные особенности организма человека, составляющие природную осно­ву развития его способностей. Люди от природы наделены различными задатками, они лежат в основе развития способностей

Способности – это формирующиеся в деятельности на основе задатков индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого, от которых зависит успешность дея­тельности.

Общие способности это те, которые оди­наковым образом проявляют себя в различных видах человечес­кой деятельности. К ним можно отнести, например, уровень общего интеллектуального развития человека, его обучаемость, внима­тельность, память, воображение, речь, ручные движения, рабо­тоспособность.

Специальные это способности к определенным видам дея­тельности, таким, как музык, языки, матема­тика.

Общечеловеческие способности в основном трудоспособность (и обеспечивающие ее личностные свойства — ответственность, аккуратность). Формирование этого компонента способностей свя­зано с воспитанием человека как субъекта труда (в первую оче­редь его мотивационно-ценностной сферы).

6.3. Темперамент

Темперамент – это динамические характеристики психической деятельности.

Выделяют три сферы проявления темперамента: общую активность, особенности моторной сферы и свойства эмоциональности.

Общая активность определяется интенсивностью и объемом взаимодействия человека с окружающей средой – физической и социальной. По этому параметру человек может быть инертным, пассивным, спокойным, либо – инициативным, активным, стремительным.

Проявление темперамента в моторной сфере можно рассматривать как частные выражения общей активности. К ним относятся темп, быстрота, ритм и общее количество движений.

Когда говорят об эмоциональности как проявлении темперамента, то имеют в виду впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т.д.

Изучение темперамента, своими корнями уходит в античный период. Гиппократ (Vв. до н.э.) описал четыре типа темперамента, исходя из физиологических представлений того времени. Считалось, что в организме человека имеется четыре основных жидкости, или «сока»: кровь, слизь, желтая желчь и черная желчь. Смешиваясь в каждом человеке в определенных пропорциях, они и составляют его темперамент (лат. temperamentum – смесь, соотношение). Конкретное наименование каждый темперамент получил по названию той жидкости, которая якобы преобладает в организме. Соответственно были выделены следующие типы темперамента: сангвинический (от лат. sanguis – кровь), холерический (от греч. сhole – желчь), флегматический (от греч. рhlegma – слизь) и меланхолический (от греч. мelaina chole – черная желчь).

Дальнейшее развитие представлений по данной теме состояло в последовательной смене представлений об органических основах темперамента. Перечислю несколько основных гипотез этого рода: химический состав крови (кровь – главная жидкость в организме); ширина и толщина кровеносных сосудов; особенности обмена веществ; деятельность желез внутренней секреции; тонус нервных и мышечных тканей, и, наконец, – свойства нервной системы.

Наиболее серьезная попытка подвести физиологическую базу под темперамент связана с именем И.П. Павлова, а также с именами советских психологов Б.М. Теплова и В.Д. Небылицына.

Первоначально эта физиологическая концепция получила в школе Павлова название учения о типах нервной системы, а позже она трансформировалась в «учение о свойствах нервной системы». И.П. Павлов и его сотрудники, проводя многочисленные эксперименты на собаках, в которых применялись условно-рефлекторные процедуры, обнаружили, что животные сильно различаются между собой по многим параметрам – по скорости и легкости выработки условных рефлексов, по их устойчивости, по скорости и легкости выработки дифференцировок, по способности выдерживать смену положительных подкреплений стимулов на отрицательные и т.д.

Анализ соответствующих экспериментальных ситуаций показал, что каждая из них выявляет какое-либо основное свойство нервной системы. Таких основных свойств И.П. Павлов выделил три: силу, уравновешенность ( процессов возбуждения и торможения ) и подвижность ( быстрота смены процессов возбуждения и торможения ).

Так, если собака могла выдержать действие очень сильного раздражителя, не впадая в запредельное торможение, она демонстрировала силу нервной системы. Если у нее очень быстро вырабатывались условные рефлексы с положительным подкреплением и очень плохо – с отрицательным, то ее нервная система отличалась неуравновешенностью с преобладанием процесса возбуждения и т.п.

 

Сильный ––––––––––––––––­­­­­––––– Слабый

| | (Меланхолик)

Уравновешенный Неуравновешенный

| | (Холерик)

Подвижный Инертный

(Сангвиник) (Флегматик)

Рис. 2. Схема типов ВНД (по И.П. Павлову)

И.П. Павлов сопоставил каждому из этих типов название соответствующего темперамента по Гиппократу (см. рис.2). В данной схеме представлены три свойства НС: сила, уравновешенность и подвижность. Их сочетания образуют четыре типа НС: 1) сильный уравновешенный подвижный; 2) сильный уравновешенный инертный; 3) сильный неуравновешенный; 4) слабый.

Характер

Характер определяется как совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования.

Практически все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. Изобразим ось, на которой отложим интенсивность проявлений, характеров. Тогда на ней обозначатся следующие три зоны (рис. 3); зона абсолютно «нормальных» характеров, зона выраженных характеров (они получили название акцентуаций ) и зона сильных отклонений характеров, или психопатии. Первая и вторая зоны относятся к норме (в широком смысле), третья — к патологии характера. Соответственно, акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они, в свою очередь, подразделяются на явные и скрытые акцентуации.


Рис. 3. Ось степени выраженности характера: I — «средние» характеры; II — акцентуированные характеры: а — скрытые акцентуации; б — явные акцентуации; III — психопатии. Обозначения: Н — норма, П — патология

Различение между патологическими и нормальными характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. Конечно, «черта» эта размыта. Тем не менее, существуют критерии, которые позволяют ее приблизительно локализовать на оси интенсивности характеров.

Таких критериев три, и они известны как критерии психопатий Ганнушкина — Кербикова.

Характер можно считать патологическим, т. е. расценивать как психопатию, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни.

Второй признак — тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду: и дома, и на работе, и на отдыхе, и среди знакомых, и среди чужих, короче говоря, в любых обстоятельствах. Если же человек, предположим, дома один, а «на людях» — другой, то он не психопат.

Наконец, третий и, пожалуй, самый важный признак психопатий — это социальная дезадаптация. Последняя заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем эти трудности испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе.

Акцентуации характера.

В случае акцентуаций характера может не быть ни одного из перечисленных выше признаков психопатий, по крайней мере, никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Обычно он обостряется в подростковом возрасте, а со взрослением сглаживается. Второй признак — тотальность — также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Наконец, социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. При этом поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления характера.

Типы акцентуаций.

Андрей Евгеньевич Личко выделяет следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.







ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.