Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







АДАПТИРОВАНА В НИИ ИМ. В. М. БЕХТЕРЕВА





Стимулирующая ситуация этого метода заключается в схематическом контурном рисунке, на котором изображе­ны два человека или более, занятые еще не законченным разговором. Изображенные персонажи могут различаться по полу, возрасту и прочим характеристикам. Общим же для всех рисунков является нахождение персонажа во фрустрационной ситуации.

Методика состоит из 24 рисунков, на которых изобра­жены лица, находящиеся во фрустрационной ситуации.

Ситуации, представленные в тексте, можно разделить на две основные группы.

1. Ситуации «препятствия». В этих случаях какое-либо препятствие, персонаж или предмет, обескураживает, сби­вает с толку словом или еще каким-либо способом. Сюда относятся 16 ситуаций - рисунки № 1, 3, 4, 6, 8, 9, 11, 12, 13, 14, 15, 18, 20, 22, 23, 24.

2. Ситуация «обвинения». Субъект при этом служит объектом обвинения. Их восемь: рисунки № 2, 5, 7, 10, 16, 17, 19,21.

Между этими типами имеется связь, так как ситуация «обвинения» предполагает, что ей предшествовала ситуация «препятствия», где фрустратор был, в свою очередь, фрустрирован. Иногда испытуемый может интерпретиро­вать ситуацию «обвинения» как ситуацию «препятствия», или наоборот.

Процедура эксперимента организуется согласно прило­женной к набору рисунков инструкции.

Оценка теста. Каждый ответ оценивается с точки зрения двух критериев: направления реакции и типа реакции.

1. Экстрапунитивные реакции (реакция направлена на живое или неживое окружение в форме подчеркивания степени фрустрирующей ситуации, в форме осуждения внешней причины фрустрации, или вменяется в обязан­ность другому лицу разрешить данную ситуацию).

2. Интропунитивные реакции (реакция направлена субъектом на самого себя; испытуемый принимает фрустрирующую ситуацию как благоприятную для себя, при­нимает вину на себя или берет на себя ответственность за исправление данной ситуации).

3. Импунитивные реакции (фрустрирующая ситуация рассматривается испытуемым как малозначащая, как от­сутствие чьей-либо вины или как нечто такое, что может быть исправлено само собой, стоит только подождать и подумать).

Реакции различаются также с точки зрения их типов:

1. Тип реакции «с фиксацией на препятствии» (в отве­те испытуемого препятствие, вызвавшее фрустрацию, вся­чески подчеркивается или интерпретируется как своего рода благо, а не препятствие, или описывается как не имеющее серьезного значения).

2. Тип реакции «с фиксацией на самозащите» (глав­ную роль в ответе испытуемого играет защита себя, своего «Я», и субъект или порицает кого-то, или признает свою вину, или же отмечает, что ответственность за фрустра­цию никому не может быть приписана).

3. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении по­требности» (ответ направлен на разрешение проблемы; ре­акция принимает форму требования помощи от других лиц для решения ситуации; субъект сам берется за разреше­ние ситуации или же считает, что время и ход событий приведут к ее исправлению).

Из сочетаний этих шести категорий получают девять возможных факторов и два дополнительных варианта.

Для обозначения направления реакции пользуются бук­вами Е, I, М, Е - Экстрапунитивные реакции; I- интро-пунитивные; М- импунитивные.

 

Типы реакций обозначаются следующими символами:

OD- "с фиксацией на препятствии», ED- «с фиксацией на самозащите», NP - «с фиксацией на удовлетворении потребности».

Для указания, что в ответе доминирует идея препят­ствия, добавляется значок «прим» (Е', I', М'). Тип реак­ции «с фиксацией на самозащите» обозначается пропис­ными буквами без значка. Тип реакции «с фиксацией на удовлетворении потребности» обозначается строчными бук­вами е, i, т.

В соответствующей таблице содержатся способы оце­нок ответов испытуемых. Оценки заносятся в регистраци­онный лист для дальнейшей обработки. Она предполагает вычисление показателя GCR, который может быть обозна­чен как «степень социальной адаптации». Данный пока­затель вычисляется путем сопоставления ответов конкрет­ного испытуемого со «стандартными», среднестатистичес­кими.

ТЕСТОВЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Инструкция: «На каждом рисунке изображены два или несколько человек. Человек слева всегда изображен гово­рящим какие-то слова. Вам надо на листе ответов под но­мером, соответствующим рисунку, написать первый при­шедший на ум ответ на эти слова. Не старайтесь отделать­ся шуткой. Действуйте по возможности быстрее».

ОПИСАНИЕ СМЫСЛОВОГО СОДЕРЖАНИЯ ФАКТОРОВ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ПРИ ОЦЕНКЕ OTВЕТОВ

    OD «с фиксацией на препятствия"   ED «с фиксацией на самозащите»   NP «с фиксацией на удовлет­ворении потребности»  
Е   Е' - В ответе подчер­кивается наличие пре­пятствия. Пример: «Эта ситуация определенно фрустрирует меня (досаждает, бес­покоит)». Встречается главным образом в ситуациях с препятствием.   Е - Враждебность, по­рицание направлены против кого-либо или чего-либо в окружении. В ответе содержатся обвинения, упреки, сар­казм. Пример: «Пошел к чер­ту», «Вы виноваты...». Е Испытуемый актив­но отрицает свою вину за совершенный просту­пок. Пример: «Я не делал того, в чем вы меня об­виняете».   е - Требуется, ожида­ется или явно подразу­мевается, что кто-то дол­жен разрешить эту ситу­ацию. Пример: «Это Вам надо разрешить этот вопрос».  
I   I' - Фрустрирующая ситуация интерпретиру­ется как благоприятно-выгодно-полезная, как приносящая удовлетво­рение (или заслуживаю­щая наказания). Пример:«Эта ситуация фактически - благодея­ние (выгода)». В замаскированной фор­ме: «Мне очень жаль, что я послужил причиной этого».   I - Порицание, осуж­дение, направлено на самого себя, доминиру­ет чувство вины, соб­ственной неполноценно­сти, угрызения совести. Пример: «Это меня надо осуждать за то, что произошло». I Субъект, признавая свою вину, отрицает от­ветственность, призы­вая на помощь смягча­ющие обстоятельства. Пример: «Я виноват, но я сделал это не нароч­но».   I - Субъект сам берет­ся разрешить фрустрирующую ситуацию, от­крыто признавая или намекая на свою винов­ность. Пример: «Я беру ответ­ственность за исправле­ние этой ситуации на себя».  
М   М1 - Трудности фрустрирующей ситуации не замечаются или сводят­ся к полному ее отрица­нию. Пример:«Эта ситуация не имеет никакого зна­чения».   М - Ответственность лица, попавшего во фрустрирующую ситуацию, сведена до минимума, осуждение избегается. Пример: «Ничего, на ошибках учимся».   m - Выражается на­дежда, что время, нор­мальный ход событий разрешат проблему, про­сто надо немного подож­дать; или же, что взаи­мопонимание и взаимо­уступчивость устранят фрустрирующую ситуа­цию. Пример- «Вопрос ре­шится сам собой, стоит только нам немного по­дождать, поговорить, по­думать».  

 

Естественно предполагать, что при наличии индивиду­альных особенностей фрустрационных реакций в целом определенная социальная общность людей будет характе­ризоваться «усредненным профилем». Среди всего много­образия ответов испытуемых какой-то группы могут быть выделены путем соответствующих статистических проце­дур одинаковые или сходные ответы, которые можно счи­тать характерными для отдельных ситуаций теста.

Показатель GCR вычисляется путем сравнения очков субъекта со стандартными величинами, полученными пу­тем статистического подсчета. Ситуаций, которые исполь­зуются для сравнения, всего 14. Их значения представле­ны в таблице (см ниже). Слева на листке протокола испы­туемого ставится знак «-)-», если ответ субъекта идентичен стандартному ответу. Когда в качестве стандартного отве­та даются два типа ответов на ситуацию, то достаточно, чтобы хотя бы один из ответов испытуемого совпадал со стандартным. В этом случае ответ также отмечается зна­ком «+». Если ответ субъекта дает двойную оценку, и одна из них соответствует стандартному, он оценивается в 0,5 балла. Если же ответ не соответствует стандартному, его обозначают знаком «-». Оценки суммируются, считая каж­дый плюс за единицу, а минус за ноль. Затем, исходя из 14 ситуаций (которые принимаются за 100%), вычисляет­ся процентная величина GCR испытуемого. Количествен­ная величина GCR может рассматриваться в качестве меры индивидуальной адаптации субъекта к своему социально­му окружению.

ОБЩАЯ ТАБЛИЦА GCR ДЛЯ ЗДОРОВЫХ ЛИЦ (по Н. В. Тарабриной)

рисунка   OD   ED   NP  
  М' Е'          
      I      
             
             
          1  
          е  
      Е      
             
             
      Е      
             
      Е   т  
          в  
             
  Е'          
      E I      
             
  Е'       е  
      I      
             
             
  М'          
             
  М'          

 

Профили. Частоты появления каждого из 9 счетных факторов заносятся в квадратики профилей. При этом каждый счетный фактор, которым был оценен ответ, при­нимается за один балл. Если же ответ оценен при помощи нескольких счетных факторов, то при этом исчислении любое разделение между счетными факторами вычисляет­ся на пропорциональной основе, причем каждому фактору придается равное значение.

Когда 9 квадратов профилей заполнены (см. лист отве­тов испытуемого), цифры суммируются в колонки и строч­ки. Так как число ситуаций равно 24, то возможный мак­симум для каждого случая -24, и исходя из этого вычис­ляется процентное содержание каждой полученной сум­мы. Вычисленное таким образом процентное отношение Е, I, M, OD, ED, NP представляет выраженные в количе­ственной форме особенности фрустрационных реакций испытуемого.

Образцы. На основании профиля числовых данных со­ставляются три основных и один дополнительный образец.

1. Первый образец выражает относительную частоту раз­ных направлений ответа, независимо от его типа. Экстрапунитивные, интропунитивные и импунитивные ответы распо­лагаются в порядке их убывающей частоты. Например, час­тоты Е- 14, I - 6, М- 4, записываются Е>I > M.

2. Второй образец выражает относительную частоту типов ответов независимо от их направлений. Знаковые символы записываются также, как и в предыдущем при­мере. Например, мы получили OD - 10, ED- 6, NP - 8. Записывается OD > NP > ED.

3. Третий образец выражает относительную частоту трех наиболее часто встречающихся факторов независимо от типа и направления ответа. Записывается, например, Е > Е' > M.

4. Четвертый дополнительный образец включает срав­нение ответов Е и I в ситуациях «препятствия» и «обвине­ния». Сумма Е и I рассчитывается в процентах, исходя также из 24, но поскольку только 8 (или 1/3) тестовых ситуаций позволяют подсчет Е и I, то максимальный про­цент таких ответов будет составлять 33. Для целей интер­претации полученные проценты могут быть сравнены с этим числом.

Анализ тенденций. Во время опыта испытуемый мо­жет заметно изменить свое поведение, переходя из одного типа или направления реакций к другому. Подобное из­менение имеет большое значение для пониманий реакций

фрустрации, так как показывает отношение испытуемого к своим собственным реакциям. Например, испытуемый может начать опыт, давая экстрапунитивные реакции, затем, после девяти или десяти ситуаций, которые вызы­вают у него чувство вины, начинает давать ответы интропунитивного типа. Анализ предполагает выявить существо­вание таких тенденций и выяснить их природу.

Тенденции записываются в виде стрелы, выше древка которой указывают численную оценку тенденции, опреде­ляемую знаком «+» (положительная тенденция) или «-» (отрицательная тенденция).

Формула вычисления численной оценки тенденции: (а-в): (а+в), где я - количественная оценка в первой поло­вине протокола, в - количественная оценка во второй его половине.

Для того, чтобы тенденция могла быть рассмотрена как показательная, она должна вмещаться, по крайней мере, в четыре ответа и иметь минимальную оценку 0,33.

Анализируется пять типов тенденций.

Тип 1-й. Рассматривается направление реакции в гра­фе OD. Например, фактор Е' появляется шесть раз: три раза в первой половине протокола с оценкой, равной 2,5, и три раза во второй половине с оценкой в 2 балла. Соотноше­ние равно +0,11. Фактор Г появляется в целом только один раз, фактор M' появляется три раза. Тенденция 1-го типа отсутствует.

Тип 2-й. Аналогично рассматриваются факторы Е, I, M.

Тип 3-й. Аналогично рассматриваются факторы е, i, m.

Тип 4-й. Рассматриваются направления реакций без учета граф.

Тип 5-й. Поперечная тенденция рассматривает распреде­ление факторов в трех графах, не учитывая направления;

например, рассмотрение графы OD указывает на наличие 4 факторов в первой половине (оценка, обозначенная 3) и 6 -во второй половине (оценка 4). Аналогично рассматриваются графы ED и NP.

Интерпретация

Испытуемый сознательно или подсознательно иденти­фицирует себя с фрустрированным персонажем каждой рисуночной ситуации. Техника интерпретации включает несколько этапов.

Первый этап состоит в изучении GCR, который являет­ся важным показателем методики. Так, если испытуемый имеет низкий процент GCR, то можно предполагать, что у него часто бывают конфликты (разного типа) с окружаю­щими его лицами, что он недостаточно адаптирован к сво­ему социальному окружению.

Второй этап состоит в изучении оценок шести факторов в таблице профилей. Оценки, касающиеся направления реакций (Е, I, М), имеют значения, вытекающие из теоре­тических представлений о фрустрации.

Так, например, если мы получаем у испытуемого оцен­ку AT - нормальную, Е - очень высокую, I - очень низ­кую, то на основании этого можно сказать, что субъект во фрустрационной ситуации будет с повышенной частотой отвечать в экстрапунитивной манере и очень редко в интропунитивной. То есть можно предполагать, что он предъяв­ляет повышенные требования к окружающим, и это мо­жет служить признаком неадекватной самооценки.

Оценки, касающиеся типов реакций, имеют разный смысл. Оценка <2г3(тип реакции «с фиксацией на препят­ствии») показывает, в какой степени препятствие фрустрирует субъекта. Так, если мы получили повышенную оцен­ку OD, то это говорит о том, что во фрустрационных ситу­ациях у субъекта преобладает более чем нормально идея препятствия. Оценка ED (тип реакции «с фиксацией на самозащите») означает слабую, уязвимую личность. Реак­ции субъекта сосредоточены на защите своего «Я». Оцен­ка NP - признак адекватного реагирования, показатель той степени, в которой субъект может разрешить фрустрационные ситуации.

Третий этап интерпретации - изучение тенденций. Оно может иметь большое значение в понимании отношения испытуемого к своим собственным реакциям.

В целом можно добавить, что на основании протокола обследования можно сделать выводы относительно неко­торых аспектов адаптации испытуемого к своему социаль­ному окружению. Методика ни в коем случае не дает ма­териала для заключений о структуре личности. Можно лишь с большей долей вероятности прогнозировать эмо­циональные реакции испытуемого на различные трудно­сти или помехи, которые встают на пути к удовлетворе­нию потребностей, к достижению цели.

Проводить обследование можно индивидуально и в груп­пе, требуемое время 20-30 мин.

МЕТОДИКА

ДИАГНОСТИКИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Т. ЛИРИ

Методика создана Т. Лири, Г. Лефоржем, Р. Сазеком в 1954 г. и предназначена для исследования представлений субъекта о себе и идеальном «Я», а также для изучения взаимоотношений в малых группах. С помощью данной методики выявляется преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке.

При исследовании межличностных отношений наибо­лее часто выделяются два фактора: доминирование-под­чинение и дружелюбие-агрессивность. Именно эти факто­ры определяют общее впечатление о человеке в процессах межличностного восприятия. Они названы М. Аргайлом в числе главных компонентов при анализе стиля межлич­ностного поведения и по содержанию могут быть соотнесе­ны с двумя из трех главных осей семантического диффе­ренциала Ч. Оттуда: оценка и сила. В многолетнем иссле­довании, проводимом американскими психологами под руководством Б. Бейлза, поведение члена группы оцени­вается по двум переменным, анализ которых осуществля­ется в трехмерном пространстве, образованном тремя ося-

ми; доминирование-подчинение, дружелюбность-недружелюбность, эмоциональность-аналитичность.

Для представления основных социальных ориентации Т. Лири разработал условную схему в виде круга, разде­ленного на секторы. В этом круге по горизонтальной и вертикальной осям обозначены четыре ориентации: доми­нирование-подчинение, дружелюбие-враждебность. В свою очередь эти секторы разделены на восемь - соответствен­но более частным отношениям. Для еще более тонкого опи­сания круг делят на 16 секторов, но чаще используются октанты, определенным образом ориентированные относи­тельно двух главных осей.

Схема Т. Лири основана на предположении, что чем ближе результаты испытуемого к центру окружности, тем сильнее взаимосвязь этих двух переменных. Сумма бал­лов каждой ориентации переводится в индекс, где доми­нируют вертикальная (доминирование-подчинение) и го­ризонтальная {дружелюбие-враждебность) оси. Расстояние полученных показателей от центра окружности указывает на адаптивность или экстремальность интерперсонально­го поведения.

Опросник содержит 128 оценочных суждений, из кото­рых в каждом из 8 типов отношений образуются 16 пунк­тов, упорядоченных по восходящей интенсивности. Мето­дика построена так, что суждения, направленные на вы­явление какого-либо типа отношений, расположены не подряд, а особым образом: они группируются по 4 и повторя­ются через равное количество определений. При обработке подсчитывается количество отношений каждого типа.

Т. Лири предлагал использовать методику для оценки наблюдаемого поведения людей, т. е. поведения в оценке окружающих («со стороны»), для самооценки, оценки близ­ких людей, для описания идеального «Я». В соответствии с этими уровнями диагностики меняется инструкция для ответа.

Максимальная оценка уровня - 16 баллов, но она раз­делена на четыре степени выраженности отношения:

0-4 балла - низкая

5-8 баллов - умеренная адаптивное поведение

9-12 баллов - высокая экстремальное поведение 13-16 баллов - экстремальная до патологии

Разные направления диагностики позволяют определить тип личности, а также сопоставлять данные по отдельным аспектам. Например, «социальное "Я"», «реальное "Я"», «мои партнеры» и т. д.

Методика может быть представлена респонденту либо списком (по алфавиту или в случайном порядке), либо на отдельных карточках. Ему предлагается указать те утвер­ждения, которые соответствуют его представлению о себе, относятся к другому человеку или его идеалу.

В результате производится подсчет баллов по каждой октанте с помощью специального «ключа» к опроснику. Полученные баллы переносятся на дискограмму, при этом расстояние от центра круга соответствует числу баллов по данной октанте (от 0 до 16). Концы векторов соединяются и образуют личностный профиль.

По специальным формулам определяются показатели по двум основным факторам: доминирование и дружелюбие.

Доминирование = (I-V) + 0,7 х (VIII+II-IV-VI)

Дружелюбие = (VII-Ш) + 0,7 х (VIII-II-IV+VI)

Качественный анализ полученных данных проводится путем сравнения дискограмм, демонстрирующих различие между представлениями разных людей. С. В. Максимо­вым приведены индексы точности рефлексии, дифферен­цированности восприятия степени благополучности поло­жения личности в группе, степени осознания личностью мнения группы, значимости группы для личности.

Методический прием позволяет изучать проблему пси­хологической совместимости и часто используется в прак­тике семейной консультации, групповой психотерапии и социально-психологического тренинга.

Типы отношения к окружающим

I. Авторитарный

13-16 - диктаторский, властный, деспотический харак­тер, тип сильной личности, которая лидирует во всех ви­дах групповой деятельности. Всех наставляет, поучает, во всем стремится полагаться на свое мнение, не умеет при­нимать советы других. Окружающие отмечают эту власт­ность, но признают ее.

9-12 - доминантный, энергичный, компетентный, ав­торитетный лидер, успешный в делах, любит давать сове­ты, требует к себе уважения.

0-8 - уверенный в себе человек, но не обязательно ли­дер, упорный и настойчивый.

II. Эгоистический

13-16 - стремится быть над всеми, но одновременно в стороне от всех, самовлюбленный, расчетливый, незави­симый, себялюбивый. Трудности перекладывает на окру­жающих, но сам относится к ним несколько отчужденно, хвастливый, самодовольный, заносчивый.

0-12 - эгоистические черты, ориентация на себя, склон­ность к соперничеству.

III. Агрессивный

13-16 - жесткий и враждебный по отношению к окру­жающим, резкий, жесткий, агрессивность может доходить до асоциального поведения.

9-12 - требовательный, прямолинейный, откровенный, строгий и резкий в оценке других, непримиримый, склон­ный во всем обвинять окружающих, насмешливый, иро­ничный, раздражительный.

0-8 - упрямый, упорный, настойчивый и энергичный.

IV. Подозрительный

13-16 - отчужденный по отношению к враждебному и злобному миру, подозрительный, обидчивый, склонный к сомнению во всем, злопамятный, постоянно жалуется на всех (шизоидный тип характера).

9-12 - критичный, испытывает трудности в интерпер­сональных контактах из-за подозрительности и боязни пло­хого отношения, замкнутый, скептичный, разочарованный в людях, скрытный, свой негативизм проявляет в вербаль­ной агрессии.

0-8 - критичный по отношению ко всем социальным явлениям и окружающим людям.

V. Подчиняемый

13-16 - покорный, склонный к самоуничижению, cлабовольный, склонный уступать всем и во всем, всегда ста­вит себя на последнее место и осуждает себя, приписывает себе вину, пассивный, стремится найти опору в ком-либо более сильном.

9-12 - застенчивый, кроткий, легко смущается, скло­нен подчиняться более сильному без учета ситуации.

0-8 - скромный, робкий, уступчивый, эмоционально сдер­жанный, способный подчиняться, не имеет собственного мнения, послушно и честно выполняет свои обязанности.

VI. Зависимый

13-16 - резко неуверенный в себе, имеет навязчивые страхи, опасения, тревожится по любому поводу, поэтому зависим от других, от чужого мнения.

9-12 - послушный, боязливый, беспомощный, не умеет проявить сопротивление, искренне считает, что другие всегда правы.

0-8 - конформный, мягкий, ожидает помощи и сове­тов, доверчивый, склонный к восхищению окружающи­ми, вежливый.

VII. Дружелюбный

9-12 - дружелюбный и любезный со всеми, ориентиро­ван на принятие и социальное одобрение, стремится удов­летворить требования всех «быть хорошим» для всех без учета ситуации, стремится к целям микрогруппы, имеет развитые механизмы вытеснения и подавления, эмоцио­нально лабильный (истероидный тип характера).

0-8 - склонный к сотрудничеству, кооперации, гибкий и компромиссный при решении проблем и в конфликтных ситуациях, стремится быть в согласии с мнением окружа­ющих, сознательно конформный, следует условностям, правилам и принципам «хорошего тона» в отношениях с людьми, инициативный энтузиаст в достижении целей группы, стремится помогать, чувствовать себя в центре внимания, заслужить признание и любовь, общительный, проявляет теплоту и дружелюбие в отношениях.

VIII. Альтруистический

9-16 - гиперответственный, всегда приносит в жертву свои интересы, стремится помочь и сострадать всем, на­вязчивый в своей помощи и слишком активный по отно­шению к окружающим, неадекватно принимает на себя ответственность за других (может быть только внешняя «маска», скрывающая личность противоположного типа).

0-8 - ответственный по отношению к людям, деликат­ный, мягкий, добрый, эмоциональное отношение к людям проявляет в сострадании, симпатии, заботе, ласке, умеет подбодрить и успокоить окружающих, бескорыстный и отзывчивый.

ТЕКСТ ОПРОСНИКА

Поставьте знак «+» против тех определений, которые соответствуют Вашему представлению о себе (если нет пол­ной уверенности, знак «+» не ставьте).

I 1. Другие думают о нем благосклонно 2. Производит впечатление на окружающих 3. Умеет распоряжаться, приказывать 4. Умеет настоять на своем
II 5. Обладает чувством собственного достоинства 6. Независимый 7. Способен сам позаботиться о себе 8. Может проявить безразличие
III   9. Способен быть суровым 10. Строгий, но справедливый 11. Может быть искренним 12. Критичен к другим
IV   13. Любит поплакаться 14. Часто печален 15. Способен проявить недоверие 16. Часто разочаровывается
V   17. Способен быть критичным к себе 18. Способен признать свою неправоту 19. Охотно подчиняется 20. Уступчивый
VI   21. Благородный 22. Восхищающийся и склонный к подражанию 23. Уважительный 24. Ищущий одобрения
VII   25. Способен к сотрудничеству 26. Стремится ужиться с другими 27. Дружелюбный, доброжелательный 28. Внимательный- и ласковый
VIII   29. Деликатный 30. Одобряющий 31. Отзывчивый к призывам о помощи 32. Бескорыстный
I   33. Способен вызвать восхищение 34. Пользуется уважением у других 35. Обладает талантом руководителя 36. Любит ответственность
II   37. Уверен в себе 38. Самоуверен и напорист 39. Деловит и практичен 40. Любит соревноваться
III   41. Строгий и крутой, где надо 42. Неумолимый, но беспристрастный 43. Раздражительный 44. Открытый и прямолинейный
IV   45. Не терпит, чтобы им командовали 46. Скептичен 47. На него трудно произвести впечатление 48. Обидчивый, щепетильный
V   49. Легко смущается 50. Неуверен в себе 51. Уступчивый 52. Скромный
VI   53. Часто прибегает к помощи других 54. Очень почитает авторитеты 55. Охотно принимает советы 56. Доверчив и стремится радовать других
VII   57. Всегда любезен в обхождении 58. Дорожит мнением окружающих 59. Общительный и уживчивый 60. Добросердечный
VIII   61. Добрый, вселяющий уверенность 62. Нежный и мягкосердечный 63. Любит заботиться о других 64. Бескорыстный, щедрый
I   65. Любит давать советы 66. Производит впечатление значимости 67. Начальственно-повелительный 68. Властный
II   69. Хвастливый 70. Надменный и самодовольный 71. Думает только о себе 72. Хитрый и расчетливый
III   73. Нетерпим к ошибкам других 74. Своекорыстный 75. Откровенный 76. Часто недружелюбен
IV   77. Озлобленный 78. Жалобщик 79. Ревнивый 80. Долго помнит обиды
V   81. Склонный к самобичеванию 82. Застенчивый 83. Безынициативный 84. Кроткий
VI   85. Зависимый, несамостоятельный 86. Любит подчиняться 87. Предоставляет другим принимать решения 88. Легко попадает впросак
VII   89. Легко попадает под влияние друзей 90. Готов довериться любому 91. Благорасположен ко всем без разбору 92. Всем симпатизирует
VIII   93. Прощает все 94. Переполнен чрезмерным сочувствием 95. Великодушен и терпим к недостаткам 96. Стремится покровительствовать

 

I   97. Стремится к успеху 98. Ожидает восхищения от каждого 99. Распоряжается другими 100. Деспотичный
II   101. Сноб (судит о людях по рангу и достатку, а не по личным качествам) 102. Тщеславный 103. Эгоистичный 104. Холодный, черствый
III   105. Язвительный, насмешливый 106. Злобный, жестокий 107. Часто гневливый 108. Бесчувственный, равнодушный
IV   109. Злопамятный 110. Проникнут духом противоречия 111. Упрямый 112. Недоверчивый и подозрительный
V   113. Робкий 114. Стыдливый 115. Отличается чрезмерной готовностью подчи­няться 116. Мягкотелый
VI   117. Почти никогда никому не возражает 118. Ненавязчивый 119. Любит, чтобы его опекали 120. Чрезмерно доверчив
VII   121. Стремится снискать расположение каждого 122. Со всеми соглашается 123. Всегда дружелюбен 124. Всех любит

 

VIII   125. Слишком снисходителен к окружающим 126. Старается утешить каждого 127. Заботится о других в ущерб себе 128. Портит людей чрезмерной добротой  

 

МЕТОДИКА РЕНЕ ЖИЛЯ

Для исследования сферы межличностных отношений ребенка и его восприятия внутрисемейных отношений пред­назначена детская проективная методика Рене Жиля. Цель методики состоит в изучении социальной приспособлен­ности ребенка, а также его взаимоотношений с окружаю­щими.

Методика является визуально-вербальной, состоит из 42 картинок с изображением детей или детей и взрослых, а также текстовых заданий. Ее направленность - выявле­ние особенностей поведения в разнообразных жизненных ситуациях, важных для ребенка и затрагивающих его от­ношения с другими людьми.

Перед началом работы с методикой ребенку сообщает­ся, что от него ждут ответов на вопросы по картинкам. Ребенок рассматривает рисунки, слушает или читает воп­росы и отвечает.

Ребенок должен выбрать себе место среди изображен­ных людей, либо идентифицировать себя с персонажем, занимающим то или иное место в группе. Он может выб­рать его ближе или дальше от определенного лица. В тек­стовых заданиях ребенку предлагается выбрать типичную форму поведения, причем некоторые задания строятся по типу социометрических. Таким образом, методика позво­ляет получить информацию об отношении ребенка к раз­ным окружающим его людям (к семейному окружению) и явлениям.

Простота и схематичность, отличающие методику Р. Жиля от других проективных тестов, не только делают

ее более легкой для испытуемого-ребенка, но и дают воз­можность относительно большей ее формализации и квантификации. Помимо качественной оценки результатов, дет­ская проективная методика межличностных отношений позволяет представить результаты психологического обсле­дования по ряду переменных и количественно.

Психологический материал, характеризующий систему личностных отношений ребенка, можно условно разделить на две большие группы переменных.

1) Переменный, характеризующий конкретно-личност­ные отношения ребенка: отношение к семейному окруже­нию (мать, отец, бабушка, сестра и др.), отношение к дру­гу или подруге, к авторитарному взрослому и пр.

2) Переменные, характеризующие самого ребенка и про­являющиеся в различных отношениях: общительность, отгороженность, стремление к доминированию, социальная адекватность поведения. Всего авторы, адаптировавшие методику, выделяют 12 признаков:

отношение к матери,

отношение к отцу,

отношение к- матери и отцу каксемейной чете,

отношение к братьям и сестрам,

отношение к бабушке и дедушке,

отношение к другу,

отношение к учителю,

любознательность, стремление к доминированию,

общительность, отгороженность, адекватность.

Отношение к определенному лицу выражается количе­ством выборов данного лица, исходя из максимального числа заданий, направленных на выявление соответству­ющего отношения.

Методику Р. Жиля нельзя отнести к числу чисто про­ективных, она представляет собой форму, переходную меж­ду анкетой и проективными тестами. В этом ее большое преимущество. Она может быть использована как инстру­мент глубинного изучения личности, а также в исследова­ниях, требующих измерений и статистической обработки.

ключ

№ шкал   Назначение шкал   № заданий   Общее количество заданий  
  Отношение к матери   1-4, 8-15, 17-19, 27, 38, 40-42    
  Отношение к отцу   1-5, 8-15, 17-19, 37, 40-42    
  Отношение к матери и отцу как родительской чете   1-4, 6-8, 14, 17, 19    
  Отношение к братьям и сестрам   1, 2, 4, 5, 6, 8-19, 30, 40,42    
  Отношение к бабушке и дедушке   1, 4, 7-13, 17-19, 30, 40, 41    
  Отношение к другу (подруге)   1, 4, 8-19, 25, 30, 33-35, 40    
  Отношение к учителю (авторитетному взрослому)   1, 4, 5, 9, 11, 13, 17, 19, 26, 28-30, 32, 40    
  Любознательность   5, 22-24, 26, 28-32    
  Доминантность   20-22, 39    
  Общительность   16, 22-24    
  Закрытость, отгороженность   9, 10, 14-16, 17, 19, 22-24, 29, 30, 40-42    
  Социальная аде<





Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.