|
ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧСтр 1 из 4Следующая ⇒ ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Учебно-методическое пособие
Составитель: учитель биологии Л.М.Минимуллина Технология решения генетических задач. Для учащихся 9-11 классов / МБОУ СОШ с.Манзарас сост. Л.М.Минимуллина. – Кукмор, 2019. – 28 с. Учебно-методическое пособие составлено с целью помочь учащимся самостоятельно разобраться в технологии решения генетических задач. Пособие содержит методические материалы и вопросы для самостоятельной работы учащихся. Пособие так же может использоваться при проведения практических и самостоятельных работ учащихся по генетике. Предназначено для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, абитуриентов и учителей биологии. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Раздел «Генетика» школьного курса биологии - является одним из самых сложных для понимания учащихся. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать знание терминологии современной генетики, а также решение задач разных уровней сложности. На данный момент, большинство учебников, по которым осуществляется изучение разделов генетики в старших классах общеобразовательных школ, содержат мало тренировочных заданий по генетике. Их, как правило, недостаточно для успешной отработки навыков решения генетических задач на моногибридное, дигибридное и сцепленное с полом наследование признаков. Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность учителям осуществлять эффективный контроль уровня достижений учащихся. В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на разные типы наследования. Для каждой задачи приведено примерное количество баллов, которое может заработать ученик в случае успешного выполнения задания. Так же разбаловка поможет дифференцированно оценивать знания учащихся. Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ и абитуриентам.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
ГЛАВА 1. ОБЩИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО РЕШЕНИЮ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
Запишем схему брака Р ♀ Аа X ♂ аа Гаметы А а а F1 Аа; аа Фенотип: длинные короткие 5. Выпишем расщепление по генотипу гибридов: 1Аа:1аа, или 1:1. Расщепление по фенотипу тоже будет 1:1, одна половина детей (50%) будет с длинными ресницами, а другая (50%) — с короткими. 6. Ответ: - у женщины 2 типа, у мужчины 1 тип; вероятность рождения ребенка с длинными ресницами 50%, с короткими – 50%; генотипов среди детей – 2 типа Запишем схему скрещивания Р ♀ ААbb X ♂ aaВВ Гаметы Аb аB F1 ♀АaBb X ♂ АaBb Гаметы АВ, Аb, аВ, аb АВ, Аb, аВ, аb 5.НаходимF2: строим решетку Пеннета и вносим в нее все возможные типы гамет: по горизонтали вносим гаметы мужской особи, по вертикали – женской. На пересечении получаем возможные генотипы потомства.
6. Выпишем расщепление гибридов по фенотипу: 9 белых дисковидных*, белых шаровидных**, 3 желтых дисковидных, 1 желтая шаровидная***. 7. Ответ: F1 – все белые дисковидные, F2 – 9 белые дисковидные, 3 белые шаровидные, 3 желтые дисковидные, 1 желтый шаровидный. Запишем схему брака Р ♀ XAХа X ♂ ХАY
Гамет XA Ха ХА Y F1 XAXA XAY XAXa XaY Фенотип: здоровая здоровый здоровая больной 5. Ответ: Дочка может быть здоровой (XAXA) или быть здоровой, но являться носителем гена гемофилии (XAX), а сын может как здоровым (XAY), так и больным (XaY). КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ
ГЛАВА 3. ЗАДАНИЯ НА ОПРЕДЕЛЕНИЕ КОЛИЧЕСТВА И ТИПОВ ОБРАЗУЮЩИХСЯ ГАМЕТ 1. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АА 2. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом аа 3. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом Аа 4. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВ 5. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВ 6. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВв 7. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВа 8. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВСС 9. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВСС 10. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВвСС 11. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ААВВСс 12. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВвСС 13. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВВСс 14. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом АаВвСс 15. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХаХа 16. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХАХА 17. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХаY 18. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХАХа 19. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХАY 20. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХВХВ 21. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХвY 22. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХВХа 23. Сколько типов гамет образуется у организма с генотипом ХВY 24. Какие типы гамет образует организм с генотипом АА 25. Какие типы гамет образует организм с генотипом аа 26. Какие типы гамет образует организм с генотипом Аа 27. Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВ 28. Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВ 29. Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВв 30. Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВа 31. Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВСС 32. Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВСС 33. Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВвСС 34. Какие типы гамет образует организм с генотипом ААВВСс 35. Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВвСС 36. Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВВСс 37. Какие типы гамет образует организм с генотипом АаВвСс 38. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХаХа 39. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХАХА 40. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХаY 41. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХАХа 42. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХАY 43. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХВХВ 44. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХвY 45. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХВХа 46. Какие типы гамет образует организм с генотипом ХВY 47. Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом aabb 48. Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом Aabb 49. Сколько и какие типы гамет образует организм с генотипом AaBB
Творческий уровень 1. Все задачи по генетике можно классифицировать по двум основным критериям: А) по типу наследования; Б) по вопросу задачи (то есть тому, что необходимо найти или определить). На основании задач вариантов 1-4, а также рекомендованной учителем литературы составьте классификацию генетических задач по каждому из указанных критериев. (20 баллов). Для каждого класса задач составьте и решите пример задачи (40 баллов). Во избежание биологических ошибок, лучше всего для задач брать выдуманные организмы и признаки. (Примеры задач с выдуманными организмами и признаками смотри ниже.) Предложите свой критерий классификации генетических задач. (5 баллов). 2. У альдебаранского ноздрохвоста аллель, определяющий 3 ноздри, неполно доминирует над аллелем, определяющим одну ноздрю. Сколько ноздрей на хвосте может быть у детенышей, если у обоих родителей по 2 ноздри. (3 балла) 3. Безмозглая женщина, отец и мать которой также были безмозглые, вышла замуж за безмозглого мужчину. У них родился ребенок, имеющий мозг. Предложите не менее 2-х вариантов наследования данного признака. (6 баллов) 4. В семье сумчатых микроцефалов у гетерозиготной квадратноголовой саблезубой самки и треугольноголового нормальнозубого самца появилось на свет 83 квадратноголовых саблезубых, 79 треугольноголовых нормальнозубых, 18 треугольноголовых саблезубых и 17 квадратноголовых нормальнозубых микроцефалят. Определите, как наследуются признаки. (9 баллов) 5. Самка выпухоли со ртом на животе и длинным яйцекладом скрестилась с самцом, имеющим рот на спине и короткий яйцеклад. Самка отложила яйца на астероиде, съела самца и улетела. Из яиц вылупились детеныши со ртами на животе и длинным яйцекладом. Они беспорядочно скрещивались между собой, итогом чего стало появление на свет 58 самок со ртом на животе и длинным яйцекладом, 21 самки со ртом на животе и коротким яйцекладом, 29 самцов со ртом на животе и длинным яйцекладом, 11 самцов со ртом на животе и коротким яйцекладом, 9 самцовхо ртом на спине и коротким яйцекладом и 32 самца со ртом на спине и длинным яйцекладом. Определите, как наследуются признаки. (12 баллов) ТЕХНОЛОГИЯ РЕШЕНИЯ ГЕНЕТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ Учебно-методическое пособие
Составитель: учитель биологии Л.М.Минимуллина Технология решения генетических задач. Для учащихся 9-11 классов / МБОУ СОШ с.Манзарас сост. Л.М.Минимуллина. – Кукмор, 2019. – 28 с. Учебно-методическое пособие составлено с целью помочь учащимся самостоятельно разобраться в технологии решения генетических задач. Пособие содержит методические материалы и вопросы для самостоятельной работы учащихся. Пособие так же может использоваться при проведения практических и самостоятельных работ учащихся по генетике. Предназначено для обучающихся 9-11 классов общеобразовательных учреждений, абитуриентов и учителей биологии. СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ Раздел «Генетика» школьного курса биологии - является одним из самых сложных для понимания учащихся. Облегчению усвоения этого раздела может способствовать знание терминологии современной генетики, а также решение задач разных уровней сложности. На данный момент, большинство учебников, по которым осуществляется изучение разделов генетики в старших классах общеобразовательных школ, содержат мало тренировочных заданий по генетике. Их, как правило, недостаточно для успешной отработки навыков решения генетических задач на моногибридное, дигибридное и сцепленное с полом наследование признаков. Решение генетических задач развивает у школьников логическое мышление и позволяет им глубже понять учебный материал, дает возможность учителям осуществлять эффективный контроль уровня достижений учащихся. В пособии приведена основная терминология, необходимая для понимания и успешного решения генетических задач, общепринятые условные обозначения, так же приведены примерные алгоритмы решения задач на разные типы наследования. Для каждой задачи приведено примерное количество баллов, которое может заработать ученик в случае успешного выполнения задания. Так же разбаловка поможет дифференцированно оценивать знания учащихся. Данное учебно-методическое пособие составлено в помощь учителям биологии, учащимся старших классов общеобразовательных школ и абитуриентам.
ТЕРМИНОЛОГИЯ
ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|