|
РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОПРИВОДАА. Б. Красовский ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Задание. Выполнить расчет статических и динамических характеристик электропривода механизма, нагрузочная диаграмма и тахограмма движения которого изображены на рис. 1, числовые значения варианта задания даны в табл. 4. Предварительный выбор двигателя Номинальный момент двигателя оцениваем по формуле , (1) где М с.ср - средний момент сопротивления нагрузки с учетом паузы; k 3 - коэффициент запаса, учитывающий динамические режимы работы привода; M ci - момент сопротивления нагрузки на i -м рабочем интервале; t pi - длительность i -го рабочего интервала; n - число интервалов; b` - коэффициент ухудшения теплоотдачи неподвижного двигателя; t 0 - длительность паузы. Для нагрузочной диаграммы механизма, изображенной на рис. 1, с учетом (1) имеем Здесь принято: k3 =1.3; b`=0,5, что соответствует двигателю закрытого исполнения. Предполагая регулирование частоты вращения[1] однозонным, вниз от основной частоты вращения на естественной характеристике, номинальное ее значение n н выбираем из соотношения , (2) где n max – максимальное значение частоты вращения из тахограммы движения механизма, об/мин. В соответствии с рис. 1 или Номинальная мощность двигателя Выбираем в соответствии с табл. 3 асинхронный двигатель типа 4А100S4УЗ со следующими паспортными данными: Р н = 3 кВт; n н = 1435об/мин; I 1н = 6,3 А; I п / I 1н=6,0; М п /M н=2,0; М min /M н = 1,6; М к /M н = 2,4; J p = 0,0087кг м2 Расчет переходных процессов Краткие теоретические сведения. При учете только механической инерционности привода законы изменения скорости w и момента M определяются из решения уравнения движения его механической части , (3) при заданных начальных условиях и виде зависимостей M (w) и M с(w), где J S – суммарный момент инерции подвижных частей привода. Если в простейшем случае в переходном процессе амплитуда и частота напряжения на статоре асинхронного двигателя неизменны и, кроме того, можно принять M (w) = const, M с(w) =const, решение (3) относительно скорости имеет вид (4) где – начальное значение скорости в переходном процессе. При линейном законе изменения M (w) и M с(w) =const решения (3) для скорости и момента имеют одинаковый вид (5) где – начальные и конечные значения скорости и момента в переходном процессе, Т м – электромеханическая постоянная времени. При плавном по линейному закону изменении амплитуды и частоты напряжения на статоре двигателя и при условии, что на рабочем участке механических характеристик они могут быть приняты линейными, решение уравнения (3) для скорости приобретает вид (6) где – начальное значение скорости идеального холостого хода двигателя в переходном процессе; – статический перепад скорости под действием нагрузки; – темп изменения скорости идеального холостого хода двигателя в переходном процессе (имеет размерность углового ускорения). Уравнение для момента в данном случае получаем в результате дифференцирования по времени уравнения (6), подстановки полученного результата в уравнение (3) и решения его относительно момента. Анализ нагрузочной диаграммы и тахограммы движения механизма в примере показывает, что его рабочий цикл включает следующие переходные процессы: а) пуск с ограничением пускового тока; б) увеличение скорости; в) наброс нагрузки; г) торможение. а) Пуск. Поскольку при плавном изменении выходных параметров преобразователя частоты ток двигателя с некоторым допущением можно считать пропорциональным моменту, требование уменьшения пускового тока двигателя влечет за собой изменение пускового момента М n. Учитывая, что и , а также , находим где Dw0 - изменение скорости идеального холостого хода двигателя в переходном процессе. В нашем случае Dw0=w01p, поэтому D t `1= где ; . Следовательно, в процессе пуска привода выходные параметры преобразователя частоты должны плавно нарастать по линейному закону в течение времени D t' =0,04 с. Процесс пуска в данном случае состоитиз нескольких этапов. Первый этап – задержка по времени в нарастании скорости на величинуD t 3, необходимая для увеличения момента двигателя от 0 до М с1: , где ; ; . При этом момент двигателя нарастает по линейному закону от 0 до М с1 согласно уравнению (7) Следует обратить внимание на то, что при пуске вхолостую или при изменении скорости под нагрузкой относительно некоторого начального ненулевого её значения в начале переходного процесса момент двигателя равен моменту нагрузки, поэтому этот этап в переходном процессе отсутствует. На втором этапе пуска, которому соответствует линейно нарастающий участок заданной тахограммы движения, уравнение для скорости получаем из уравнения (6) при подстановке туда =0, , , (8) где Уравнение для момента получаем в результате дифференцирования по времени уравнения (8) и подстановки полученного результата в уравнение (3). Опуская промежуточные преобразования, приходим к уравнению для момента двигателя на этом этапе в виде (9) Длительность второго этапа К концу второго этапа скорость двигателя достигает величины , значение которой определяют из уравнения (8) при подстановке в него : . Согласно (9) момент двигателя при На третьем этапе скорость и момент двигателя изменяются по экспоненциальным законам согласно уравнениям (5). В соответствии с принятыми обозначениями переменных для этого этапа приходим к уравнениям (10) , (11) где ; ; ; Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для пуска изображены на рис. 3. б) Увеличение скорости. В данном случае точка, отображающая состояние привода, мгновенно переходит из положения 1 на характеристике (б) (см. рис. 2) в положение 2 характеристики (в), и в дальнейшем скорость и момент в переходном процессе изменяются в соответствии с участком 2-3 характеристики (в). Расчет с использованием усредненной механической характеристики двигателя в переходном процессе. Заменив реальную нелинейную механическую характеристику двигателя на участке, соответствующем переходному процессу, усредненной зависимостью (штрихпунктирная линия на рис. 2) и определив средний момент на этом участке М ср2 =41 Нм, найдем время переходного процесса: где ; . При допущении о постоянстве момента двигателя в переходном процессе можно записать приближенное уравнение для его скорости в интервале времени D t2 в виде (8) Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для этого случая изображены на рис. 4 (сплошные линии). Расчет с использованием реальной нелинейной механической характеристики двигателя. Наиболее общим подходом к расчету переходных процессов в электроприводе при заданных зависимостях M (w) и M c(w) без ограничения их вида является использование приближенного численного или графо-аналитического решения уравнения движения электропривода. Для этого разбиваем ось ординат на графике рис. 5 между точками 1 и 3 на достаточно малые равные интервалы Dw так, чтобы в пределах каждого из интервалов без существенной погрешности можно было принять M = const. Для определенности предположим, что это условие выполняется при Тогда в уравнении движения можно производную заменить отношением приращений и записать (9) где D t i – длительность переходного процесса на i – том интервале. Значение D t i для i – ого интервала определяем из (9) как (10) Далее из графиков на рис. 5 для каждого i – того интервала последовательно берутся численные значения M i и M c и подставляются в формулу (10), из которой получают численные значения D t i. Результаты расчетов для интервалов Dw1, Dw2, …, Dw9 сводим в таблицу 5. Таблица 5
Затем в осях (w, t) отмечаются точки с координатами (D t i-1+ D t i), (Dwi-1+ D wi), соединив которые плавной кривой получают график w(t). Зависимость M (t) строится также по точкам с использованием полученной ранее зависимости w(t) и известной кривой M (w). Вид получаемых при этом кривых показан на рис. 6.6,б. Наиболее эффективен изложенный подход к расчету переходных процессов при его компьютерной реализации. Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для этого случая изображены на рис. 4 (пунктирные линии). в) При набросе нагрузки скорость и момент двигателя изменяются по экспоненциальным законам согласно уравнениям в общем виде (7). При этом точка, отображающая состояние привода, переходит из положения 3 (см. рис. 2) в положение 4 на характеристике (в). В соответствии с принятыми обозначениями для этого переходного процесса из (7) получаем уравнения ; (9) , (10) где; ; ; г) Торможение. Механическая характеристика асинхронного двигателя согласно условию будет представлять собой прямую, параллельную оси скоростей и отстоящую от нее на –М п (прямая (г) на рис. 2). Точка, отображающая состояние привода, мгновенно перейдет из положения 4 на характеристике (в)в положение 5 на характеристике (г), и дальнейшее изменение скорости и момента двигателя в переходном процессе будет отражаться участком 5-6 характеристики (г) на рис. 2. Время торможения с, где ; . Приближенное уравнение для скорости в интервале времени D t 4: Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для наброса нагрузки изображены на рис. 6., торможения - на рис. 7. ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ Задание на расчет электропривода представлено в виде унифицированной тахограммы движения (рис. 9а, где цифрой в кружочке обозначен порядковый номер переходного процесса) и нагрузочной диаграммы (рис. 9б) механизма, приведенных к валу двигателя. Числовые варианты задания см. в табл. 1 и 2. Список рекомендуемой литературы 1. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода. М.: Энергоиздат, 1981. 576 с. 2. Ильинский Н.Ф., Козаченко В.Ф. Общий курс электропривода. М.: Энергоатомиздат, 1992. 543 с. 3. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Общая элекгротехника, М.: Энергоатомиздат, 1985. 552 с. 4. Красовский А.Б. Расчет характеристик электропривода. М.: МГТУ. 2002. 29с.
Оглавление
Введение 3 1. Задание…...… ……………………………………….. 4 2. Пример выполнения задания …… ……………… 16 2.1 Предварительный выбор двигателя …… ……….. 16 2.2. Расчет естественных и регулировочных механических характеристик 17 2.3. Расчет переходных процессов 20 2.4 Оценка потерь энергии в переходных процессах 25 2.4 Проверка двигателя по нагреву и перегрузочной способности. 25 3. Варианты задания …………………………………… 26 Список рекомендуемой литературы …………………………….. 27 [1] В расчетах вместо частоты вращения n,об/мин удобнее использовать угловую скорость ω=πn/30,1/c. А. Б. Красовский РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОПРИВОДА Методические указания к домашнему заданию по курсу “Основы электропривода” Под редакцией Ю.И.Даниленко
Москва 2010 Приведены варианты задания по расчету статических и динамических характеристик электропривода с примером выполнения и оформления, а также основные характеристики некоторых типов электродвигателей. Для студентов механико-технологического факультета.
ВВЕДЕНИЕ Электропривод является неотъемлемой частью большинства современных технологических установок и во многом определяет их качественный уровень. Электроприводы, используемые в высокоэффективных технологических процессах, как правило, представляют собой сложные многокомпонентные системы, объединяющие самые передовые достижения многих областей техники - электромеханики, электроники, теории управления и т.п. Методика расчета и проектирования таких систем при жестких требованиях к точности воспроизведения заданных статических и динамических параметров движения предполагает знакомство со смежными дисциплинами, либо не изучаемыми студентами технологического и механического профиля, либо изучаемыми в недостаточном объеме. Вместе с тем для грамотной постановки задачи и творческого участия в ее решении, по крайней мере, на принципиальном уровне, механики и технологи должны быть знакомы с общей методологией и этапами проектирования электроприводов. Например, в некоторых технологических процессах механической обработки, вакуумного и сварочного производств и т.п. успешно используются относительно простые разомкнутые структуры электропривода с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. Проектирование и расчет таких электроприводов вполне по силам как механикам, так и технологам. Цель домашнего задания - практическое ознакомление с этапами проектирования электропривода, методикой выбора основного его элемента – двигателя– по мощности, с расчетом его статических и динамических характеристик в разомкнутой структуре управления, паспортными данными распространенных в настоящеевремя серий асинхронных двигателей. 1. По заданным нагрузочной диаграмме и тахограмме движения механизма, параметры которых приведены к валу двигателя, предварительно выбрать асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором по каталогу. 2. По паспортным данным выбранного двигателя рассчитать и построить естественные и регулировочные механические характеристики электропривода, обеспечивающие заданную тахограмму движения механизма. 3. В соответствии с заданными нагрузочной диаграммой и тахограммой движения механизма рассчитать и построить переходные процессы изменения скорости и момента электропривода. 4. Определить потери энергии в электроприводе в переходных процессах изменения скорости в соответствии с заданной тахограммой движения механизма. 5. Проверить предварительно выбранный двигатель по перегрузочной способности и по нагреву. 6. Сделать заключение о возможности использования предварительно выбранного двигателя для данного механизма. Дополнительные условия и требования: 1. Статор асинхронного двигателя подключен к идеальному регулируемому преобразователю частоты с возможностью двухстороннего обмена энергией между двигателем и питающей сетью. 2. Рабочие участки механических характеристик асинхронного двигателя могут быть приняты линейными. 3. Заданная тахограммой движения скорость должна быть обеспечена при максимальном, в соответствии с нагрузочной диаграммой, моменте нагрузки. 4. Изменение скорости в соответствии с заданной тахограммой движения обеспечивается скачкообразным изменением выходных параметров преобразователя частоты. Переходные процессы, отмеченные звездочкой (*) в табл. 1 и 2 формируются плавным изменением по линейному закону выходных параметров того же преобразователя. Электромагнитная инерционность двигателя не учитывается. 5. Для переходного процесса, отмеченного звездочкой (*), определить время изменения выходных параметров преобразователя частоты, при котором кратность пускового тока к номинальному (I п/ I н) уменьшится в k раз по сравнению с кратностью, заданной в паспортных данных двигателя. 6. По усмотрению преподавателя характер изменения скорости и момента привода в переходных процессах при скачкообразном изменении выходных параметров преобразователя оценивать по усредненной механической характеристике двигателя, либо с учетом её реального вида. 7. Среднее значение момента асинхронного двигателя в тормозном режиме принять равным пусковому моменту.
Вариант 1 Таблица 1
Вариант 2 Таблица 2
Таблица 3
· Окончание табл. 3
Таблица 4
Паспортные данные некоторых типов двигателей. Паспортные данные асинхронных двигателей серии 4А с синхронной частотой вращения 1500 и 1000 об/мин приведены в табл. 3. Оформление задания. Отчет о выполнении задания должен содержать расчетно-пояснительную записку с графиками, отражающими статические, динамические и нагрузочные диаграммы электропривода. Пунктам задания, включая дополнительные условия и требования, должны соответствовать заглавия, отражающие этапы работы. ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ Задание. Выполнить расчет статических и динамических характеристик электропривода механизма, нагрузочная диаграмма и тахограмма движения которого изображены на рис. 1, числовые значения варианта задания даны в табл. 4. ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|