Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОПРИВОДА





А. Б. Красовский

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Задание. Выполнить расчет статических и динамических характеристик электропривода механизма, нагрузочная диаграмма и тахограмма движения которого изображены на рис. 1, числовые значения варианта задания даны в табл. 4.

Предварительный выбор двигателя

Номинальный момент двигателя оцениваем по формуле

, (1)

где М с.ср - средний момент сопротивления нагрузки с учетом паузы; k 3 - коэффициент запаса, учитывающий динамические режимы работы привода; M ci - момент сопротивления нагрузки на i -м рабочем интервале; t pi - длительность i -го рабочего интервала; n - число интервалов; b` - коэффициент ухудшения теплоотдачи неподвижного двигателя; t 0 - длительность паузы.

Для нагрузочной диаграммы механизма, изображенной на рис. 1, с учетом (1) имеем

Здесь принято: k3 =1.3; b`=0,5, что соответствует двигателю закрытого исполнения.

Предполагая регулирование частоты вращения[1] однозонным, вниз от основной частоты вращения на естественной характеристике, номинальное ее значение n н выбираем из соотношения

, (2)

где n max – максимальное значение частоты вращения из тахограммы движения механизма, об/мин.

В соответствии с рис. 1

или

Номинальная мощность двигателя

Выбираем в соответствии с табл. 3 асинхронный двигатель типа 4А100S4УЗ со следующими паспортными данными:

Р н = 3 кВт; n н = 1435об/мин; I = 6,3 А;

I п / I =6,0; М п /M н=2,0; М min /M н = 1,6;

М к /M н = 2,4; J p = 0,0087кг м2

Расчет переходных процессов

Краткие теоретические сведения. При учете только механической инерционности привода законы изменения скорости w и момента M определяются из решения уравнения движения его механической части

, (3)

при заданных начальных условиях и виде зависимостей M (w) и M с(w), где J S – суммарный момент инерции подвижных частей привода.

Если в простейшем случае в переходном процессе амплитуда и частота напряжения на статоре асинхронного двигателя неизменны и, кроме того, можно принять M (w) = const, M с(w) =const, решение (3) относительно скорости имеет вид

(4)

где – начальное значение скорости в переходном процессе.

При линейном законе изменения M (w) и M с(w) =const решения (3) для скорости и момента имеют одинаковый вид

(5)

где – начальные и конечные значения скорости и момента в переходном процессе, Т м – электромеханическая постоянная времени.

При плавном по линейному закону изменении амплитуды и частоты напряжения на статоре двигателя и при условии, что на рабочем участке механических характеристик они могут быть приняты линейными, решение уравнения (3) для скорости приобретает вид

(6)

где – начальное значение скорости идеального холостого хода двигателя в переходном процессе; – статический перепад скорости под действием нагрузки; – темп изменения скорости идеального холостого хода двигателя в переходном процессе (имеет размерность углового ускорения).

Уравнение для момента в данном случае получаем в результате дифференцирования по времени уравнения (6), подстановки полученного результата в уравнение (3) и решения его относительно момента.

Анализ нагрузочной диаграммы и тахограммы движения механизма в примере показывает, что его рабочий цикл включает следующие переходные процессы:

а) пуск с ограничением пускового тока;

б) увеличение скорости;

в) наброс нагрузки;

г) торможение.

а) Пуск. Поскольку при плавном изменении выходных параметров преобразователя частоты ток двигателя с некоторым допущением можно считать пропорциональным моменту, требование уменьшения пускового тока двигателя влечет за собой изменение пускового момента М n. Учитывая, что

и , а также , находим

где Dw0 - изменение скорости идеального холостого хода двигателя в переходном процессе.

В нашем случае Dw0=w01p, поэтому

D t `1=

где ; .

Следовательно, в процессе пуска привода выходные параметры преобразователя частоты должны плавно нарастать по линейному закону в течение времени D t' =0,04 с.

Процесс пуска в данном случае состоитиз нескольких этапов.

Первый этап – задержка по времени в нарастании скорости на величинуD t 3, необходимая для увеличения момента двигателя от 0 до М с1:

,

где ; ; .

При этом момент двигателя нарастает по линейному закону от 0 до М с1 согласно уравнению

(7)

Следует обратить внимание на то, что при пуске вхолостую или при изменении скорости под нагрузкой относительно некоторого начального ненулевого её значения в начале переходного процесса момент двигателя равен моменту нагрузки, поэтому этот этап в переходном процессе отсутствует.

На втором этапе пуска, которому соответствует линейно нарастающий участок заданной тахограммы движения, уравнение для скорости получаем из уравнения (6) при подстановке туда =0, ,

, (8)

где

Уравнение для момента получаем в результате дифференцирования по времени уравнения (8) и подстановки полученного результата в уравнение (3). Опуская промежуточные преобразования, приходим к уравнению для момента двигателя на этом этапе в виде

(9)

Длительность второго этапа

К концу второго этапа скорость двигателя достигает величины ,

значение которой определяют из уравнения (8) при подстановке в него :

.

Согласно (9) момент двигателя при

На третьем этапе скорость и момент двигателя изменяются по экспоненциальным законам согласно уравнениям (5). В соответствии с принятыми обозначениями переменных для этого этапа приходим к уравнениям

(10)

, (11)

где ; ;

;

Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для пуска изображены на рис. 3.

б) Увеличение скорости. В данном случае точка, отображающая состояние привода, мгновенно переходит из положения 1 на характеристике (б) (см. рис. 2) в положение 2 характеристики (в), и в дальнейшем скорость и момент в переходном процессе изменяются в соответствии с участком 2-3 характеристики (в).

Расчет с использованием усредненной механической характеристики двигателя в переходном процессе.

Заменив реальную нелинейную механическую характеристику двигателя на участке, соответствующем переходному процессу, усредненной зависимостью (штрихпунктирная линия на рис. 2) и определив средний момент на этом участке М ср2 =41 Нм, найдем время переходного процесса:

где ; .

При допущении о постоянстве момента двигателя в переходном процессе можно записать приближенное уравнение для его скорости в интервале времени D t2 в виде

(8)

Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для этого случая изображены на рис. 4 (сплошные линии).

Расчет с использованием реальной нелинейной механической характеристики двигателя.

Наиболее общим подходом к расчету переходных процессов в электроприводе при заданных зависимостях M (w) и M c(w) без ограничения их вида является использование приближенного численного или графо-аналитического решения уравнения движения электропривода. Для этого разбиваем ось ординат на графике рис. 5 между точками 1 и 3 на достаточно малые равные интервалы Dw так, чтобы в пределах каждого из интервалов без существенной погрешности можно было принять M = const. Для определенности предположим, что это условие выполняется при

Тогда в уравнении движения можно производную заменить отношением приращений и записать

(9)

где D t i – длительность переходного процесса на i – том интервале. Значение D t i для i – ого интервала определяем из (9) как

(10)

Далее из графиков на рис. 5 для каждого i – того интервала последовательно берутся численные значения M i и M c и подставляются в формулу (10), из которой получают численные значения D t i.

Результаты расчетов для интервалов Dw1, Dw2, …, Dw9 сводим в таблицу 5.

Таблица 5

i                  
M i 33.5 35.2 37.0   42.0 45.2 47.3 47.3 32.0
D t i 0.0098 0.009 0.0084 0.0073 0.0067 0.00601 0.00562 0.00562 0.0106
t 4 0.0098 0.0198 0.0272 0.0354 0.0412 0.0472 0.05283 0.05845 0.069

Затем в осях (w, t) отмечаются точки с координатами (D t i-1+ D t i), (Dwi-1+ D wi), соединив которые плавной кривой получают график w(t). Зависимость M (t) строится также по точкам с использованием полученной ранее зависимости w(t) и известной кривой M (w). Вид получаемых при этом кривых показан на рис. 6.6,б. Наиболее эффективен изложенный подход к расчету переходных процессов при его компьютерной реализации.

Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для этого случая изображены на рис. 4 (пунктирные линии).

в) При набросе нагрузки скорость и момент двигателя изменяются по экспоненциальным законам согласно уравнениям в общем виде (7). При этом точка, отображающая состояние привода, переходит из положения 3 (см. рис. 2) в положение 4 на характеристике (в). В соответствии с принятыми обозначениями для этого переходного процесса из (7) получаем уравнения

; (9)

, (10)

где; ;

;

г) Торможение. Механическая характеристика асинхронного двигателя согласно условию будет представлять собой прямую, параллельную оси скоростей и отстоящую от нее на –М п (прямая (г) на рис. 2).

Точка, отображающая состояние привода, мгновенно перейдет из положения 4 на характеристике (в)в положение 5 на характеристике (г), и дальнейшее изменение скорости и момента двигателя в переходном процессе будет отражаться участком 5-6 характеристики (г) на рис. 2.

Время торможения

с,

где ; .

Приближенное уравнение для скорости в интервале времени D t 4:

Временные диаграммы изменения скорости и момента двигателя для наброса нагрузки изображены на рис. 6., торможения - на рис. 7.

ВАРИАНТЫ ЗАДАНИЯ

Задание на расчет электропривода представлено в виде унифицированной тахограммы движения (рис. 9а, где цифрой в кружочке обозначен порядковый номер переходного процесса) и нагрузочной диаграммы (рис. 9б) механизма, приведенных к валу двигателя.

Числовые варианты задания см. в табл. 1 и 2.


Список рекомендуемой литературы

1. Чиликин М.Г., Сандлер А.С. Общий курс электропривода.

М.: Энергоиздат, 1981. 576 с.

2. Ильинский Н.Ф., Козаченко В.Ф. Общий курс электропри­вода.

М.: Энергоатомиздат, 1992. 543 с.

3. Борисов Ю.М., Липатов Д.Н., Зорин Ю.Н. Общая элекгротехника, М.: Энергоатомиздат, 1985. 552 с.

4. Красовский А.Б. Расчет характеристик электропривода. М.: МГТУ. 2002. 29с.


 

Оглавление

 

Введение 3

1. Задание…...… ……………………………………….. 4

2. Пример выполнения задания …… ……………… 16

2.1 Предварительный выбор двигателя …… ……….. 16

2.2. Расчет естественных и регулировочных механических характеристик 17

2.3. Расчет переходных процессов 20

2.4 Оценка потерь энергии в переходных процессах 25

2.4 Проверка двигателя по нагреву и перегрузочной способности. 25

3. Варианты задания …………………………………… 26

Список рекомендуемой литературы …………………………….. 27


[1] В расчетах вместо частоты вращения n,об/мин удобнее использовать угловую скорость ω=πn/30,1/c.

А. Б. Красовский

РАСЧЕТ ХАРАКТЕРИСТИК ЭЛЕКТРОПРИВОДА

Методические указания к домашнему заданию

по курсу “Основы электропривода”

Под редакцией Ю.И.Даниленко

 

Москва 2010

Приведены варианты задания по расчету статических и динамических характеристик электропривода с примером выполнения и оформления, а также основные характеристики некоторых типов электродвигателей.

Для студентов механико-технологического факультета.


 

ВВЕДЕНИЕ

Электропривод является неотъемлемой частью большинства современных технологических установок и во многом определяет их качественный уровень. Электроприводы, используемые в высокоэффективных технологических процессах, как правило, представляют собой сложные многокомпонентные системы, объединяющие самые передовые достижения многих областей техники - электромеханики, электроники, теории управления и т.п. Методика расчета и проектирования таких систем при жестких требованиях к точности воспроизведения заданных статических и динамических параметров движения предполагает знакомство со смежными дисциплинами, либо не изучаемыми студентами технологического и механического профиля, либо изучаемыми в недостаточном объеме.

Вместе с тем для грамотной постановки задачи и творческого участия в ее решении, по крайней мере, на принципиальном уровне, механики и технологи должны быть знакомы с общей методологией и этапами проектирования электроприводов. Например, в некоторых технологических процессах механической обработки, вакуумного и сварочного производств и т.п. успешно используются относительно простые разомкнутые структуры электропривода с асинхронными двигателями с короткозамкнутым ротором. Проектирование и расчет таких электроприводов вполне по силам как механикам, так и технологам.

Цель домашнего задания - практическое ознакомление с этапами проектирования электропривода, методикой выбора основного его элемента – двигателя– по мощности, с расчетом его статических и динамических характеристик в разомкнутой структуре управления, паспортными данными распространенных в настоящеевремя серий асинхронных двигателей.
I. ЗАДАНИЕ

1. По заданным нагрузочной диаграмме и тахограмме движения механизма, параметры которых приведены к валу двигателя, предварительно выбрать асинхронный двигатель с короткозамкнутым ротором по каталогу.

2. По паспортным данным выбранного двигателя рассчитать и построить естественные и регулировочные механические характеристики электропривода, обеспечивающие заданную тахограмму движения механизма.

3. В соответствии с заданными нагрузочной диаграммой и тахограммой движения механизма рассчитать и построить переходные процессы изменения скорости и момента электропривода.

4. Определить потери энергии в электроприводе в переходных процессах изменения скорости в соответствии с заданной тахограммой движения механизма.

5. Проверить предварительно выбранный двигатель по перегрузочной способности и по нагреву.

6. Сделать заключение о возможности использования предварительно выбранного двигателя для данного механизма.

Дополнительные условия и требования:

1. Статор асинхронного двигателя подключен к идеальному регулируемому преобразователю частоты с возможностью двухстороннего обмена энергией между двигателем и питающей сетью.

2. Рабочие участки механических характеристик асинхронного двигателя могут быть приняты линейными.

3. Заданная тахограммой движения скорость должна быть обеспечена при максимальном, в соответствии с нагрузочной диаграммой, моменте нагрузки.

4. Изменение скорости в соответствии с заданной тахограммой движения обеспечивается скачкообразным изменением выходных параметров преобразователя частоты. Переходные процессы, отмеченные звездочкой (*) в табл. 1 и 2 формируются плавным изменением по линейному закону выходных параметров того же преобразователя. Электромагнитная инерционность двигателя не учитывается.

5. Для переходного процесса, отмеченного звездочкой (*), определить время изменения выходных параметров преобразователя частоты, при котором кратность пускового тока к номинальному (I п/ I н) уменьшится в k раз по сравнению с кратностью, заданной в паспортных данных двигателя.

6. По усмотрению преподавателя характер изменения скорости и момента привода в переходных процессах при скачкообразном изменении выходных параметров преобразователя оценивать по усредненной механической характеристике двигателя, либо с учетом её реального вида.

7. Среднее значение момента асинхронного двигателя в тормозном режиме принять равным пусковому моменту.

 


Вариант 1

Таблица 1

Номер задания np1 , об/мин np2 , об/мин Мс1 Н.м Мс2 Н.м t 1 , c t 2 , c t 3, c t 4 , c Переходный процесс изменения скорости k
1-й 2-й 3-й
I         1.0         *         3.5
          1,5         *         3,2
          0,5         *         4,0
          1,5         *         4,0
          1,0         *         3,0
          1,5             *     3,8
          2,0             *     3.8
          1,0             *     4,0
          3,0             *     4,0
          1,5             *     3,2
          0,5   ,60             * 3,8
          0,5                 * 3,8
          1,0                 * 4,0
          2,0                 * 3,8
          1,5                 * 2,5
          2,0         *         3,5
          2,5         *         3,5
      20   3,0         *         3,7
          0,5         *         3,0
          2,0         *       2,5

Вариант 2

Таблица 2

Номер задания n p1 , об/мин n p2 , об/мин М с1, Н.м М с2, Н.м t 1 , c t 2 , с t 3 , c t 4 , c Переходный процесс изменения скорости k
1-й 2-й 3-й
I         0,8             *     2,5
          1,0             *     2,5
          0,5                 * 3,5
          1,0                 * 3,2 0 9*-
      7,5   3.0                 * 3.8
          2,0                 * •л. 3,8  
          2,0                 * 3,5 0» <J
          1,0         *         3,2
          1,5         *         3,3
          1,5         *         3,5
          1,0         * эт         3,2
          1,5     150.   *         4,0
          0,5             *     4,0
          1,5   75             * JV 3.5
          1,0         *         3,5
          0,5         *         4,0
          1,0         * эс         3,0
          3,0             *     3,0
          0,5         *         3,5
          1,5         *         4.0

 

Таблица 3

Типоисполнение двигателя Мощность P н , кВт Частота вращения n н, мин-1 Ток статора А, при U 1=380B и P=P н Отношение пускового тока к номинальному I п/ I н Отношение пускового момента к номинальному М п/ М н Отношение минимального момента к номинальному М min/ М н Отношение максималь-ного момента к номинальному М max/ М н Момент инерции ротора J р,кгм2
                 
4А50А4УЗ 0,06   0,31 2,5 2,0 1,7 2.2 0.00003
4А50В4УЗ 0,09   0,42 2,5 2,0 1,7 2,2 0,00003
4А56В4УЗ 0,12   0,44 3,5 2,1 1,5 2.2 0.0007
4А63А4УЗ 0,18   0,66 3,5 2,1 1,5 2,2 0.0008
4А63В4УЗ 0,25   0,85 4,0 2,0 1,5 2,2 0,0012
4А63В4УЗ 0,37   1,20 4,0 2,0 1,5 2,2 0,0014
4А71А4УЗ 0,55   1,70 4,5 2,0 1,8 2,2 0,0013
4А71В4УЗ 0,75   2,17 4,5 2.0 1.8 2,2 0.0014
4А80А4У3 1,10   2,76 5,0 2,0 1,6 2,2 0.0032
4А80В4УЗ 1,50   3,57 5,0 2,0 1,6 2,2 0,0033
4А90L4УЗ 2,20   5,02 6,0 2,1 1,6 2.4 0,0056
4А100S4УЗ 3,0   6,7 6,0 2,0 1.6 2,4 0,0087
4А100L4УЗ 4,0   8,6 6,0 2.0 1,6 2,4 0,0110
4А132М4УЗ 5,5   11,5 7,0 2,0 1,6 2,2 0,0180
4A132S4УЗ 7,5   15,1 7,5 2,2 1.7 3,0 0,0280
4A132М4УЗ 11,0   22,0 7,5 2,2 1.7 3,0 0,0400

 


 

4А160М4УЗ 18,5   35,7 7,0 1,4 I.J 2,3 0,1280
4А180S4УЗ 22,0   41,3 6,5 1,4 1.0 2,3 0,1900
4А180M4УЗ 30,0   56,0 6,5 1,4 1,0 2,3 0,2330
4A200M4УЗ 37,0   68,8 7,0 1,4 1,0 2,5 0,3680
4A200L4У3 45,0   82,6 7,0 1,4 1.0 2,5 0,4450
4А225М4УЗ 56, 0   100,0 7,0 1,3 1,0 2,5 0,0400
4А250S4УЗ 75,0   136,0 7,0 1,2 1.0 2,3 1,0200
4А250М4УЗ 90,0   162,0 7,0 1,2 1,0 2,3 1,1680
4А280S4УЗ 110,0   201,0 5,5 1,2 1,0 2,0 2,3000
4А280М4УЗ 132,0   240,0 5,5 1,3 1.0 2,0 2,4800
4А315S4УЗ 160,0   285,0 6,0 1,3 0,9 2,2 3,0800
4А315М4УЗ 200, 0   351,0 6,0 1,3 0.9 2,2 3,6300
4А355S4УЗ 250,0   438,0 7,0 1,2 0,9 2,0 6,0000
4А355M4УЗ 315,0   549,0 7,0 1,2 0,9 2,0 7,0500
4А63А6УЗ 0,18   0,78 3,0 2,2 1.5 2,2 0,0020
4А63В6УЗ 0,25   1,04 3,0 2,2 1.5 2,2 0,0022
4А71А6УЗ 0,37   1,26 4,0 2,0 1.8 2,2 0,0017
4А71В6УЗ 0,55   1,74 4,0 2,0 1,8 2,2 0,0020
4А80А6УЗ 0,75   2,24 4,0 2,0 1.6 2,2 0,0030
4А80B6УЗ 1,10   3,05 4,0 2,0 1.6 2,2 0,0046
4А90L6УЗ 1,50   4,10 4,5 2,0 1.7 2,2 0,0074

· Окончание табл. 3

  2              
4A100L6УЗ 2.20   5,65 5,0 2,0 1,6 2,2 0.1030
4A112MA6УЗ 3,00   7,40 6,0 2,0 1,8 2,5 0,0180
4A112MB6УЗ 4,00   9,13 6,0 2.0 1,8 2,5 0,0200
4A132S6У3 5,5   12,2 6,5 2,0 1,8 2,5 0,040
4А132M6УЗ 7,5   16,5 6,5 2,0 1,8 2,5 0,058
4А160S6У3 11,0   22,6 6,0 1,2 1,0 2,0 0,138
4А160М6УЗ 15,0   30,0 6,0 1,2 1,0 2,0 0,183
4А180M6УЗ 18,5   36,6 5,0 1,2 1,0 2,0 0,220
4А200M6УЗ 22,0   41,3 6,5 1,3 1,0 2,4 0,400
4А200L6УЗ 30.0   56,0 6,5 1,3 1,0 2,4 0,450
4А225М6УЗ 37,0   69,4 6,5 1,2 1,0 2,3 0,740
4А250S6УЗ 45.0   84,0 6.5 1,2 1,0 2,1 1,155
4А250M6УЗ 55,0   103,0 6,5 1,2 1,0 2,1 1,260
4А280S6УЗ 75,0   139,0 5,5 1,4 1,2 2,2 2,925
4A280S6У3 90,0   165,0 5,5 1,4 1,2 2,2 3,380
4А315S6УЗ 110,0   199,0 6,5 1,4 0,9 2,2 4,000
4А315М6УЗ 132.0   239,0 6,5 1,4 0,9 2,2 4,500
4А355S6УЗ 160,0   291,0 6,5 1,4 0,9 2,2 7,330
4А355М6УЗ 200,0   362,0 6,5 1,4 0,9 2,2 8,800

 

 

Таблица 4

Номер задания n p1, об/мин n p2, об/мин М с1 Н.м М с2 Н.м   t 1 , c t 2 , c t 3 , c t 4 , c Переходный процесс изменения скорости k  
 
1-й 2-й 3-й  
                    *     3.9  

 


Паспортные данные некоторых типов двигателей. Паспортные данные асинхронных двигателей серии 4А с синхронной частотой вращения 1500 и 1000 об/мин приведены в табл. 3.

Оформление задания. Отчет о выполнении задания должен содержать расчетно-пояснительную записку с графиками, отражающими статические, динамические и нагрузочные диаграммы электропривода. Пунктам задания, включая дополнительные условия и требования, должны соответствовать заглавия, отражающие этапы работы.

ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ ЗАДАНИЯ

Задание. Выполнить расчет статических и динамических характеристик электропривода механизма, нагрузочная диаграмма и тахограмма движения которого изображены на рис. 1, числовые значения варианта задания даны в табл. 4.







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.