Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Представления о поведении животных в средние века





СОДЕРЖАНИЕ

 

1 Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов  
2 Контрольно-измерительные материалы (текущий контроль)  
3 Контрольно-измерительные материалы (промежуточная аттестация)  
4 Приложение А Примерные критерии оценивания результатов  

 


 

1 ПАСПОРТ КОМПЛЕКТА КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫХ МАТЕРИАЛОВ

 

Область применения комплекта оценочных средств

Комплект контрольно-измерительных материалов (далее – КИМ) по общеобразовательной дисциплине УД.01.

качественная оценка в баллах от 2-х до 5-ти. Форма проведения дифференцированного зачета – тестирование.

Таблица 1 Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.

 

Знать/понимать Уметь
З1 - основы этологии; З2- основы физиологии высшей нервной деятельности, учение И.П. Павлова о высшей нервной деятельности; З3- основы элементарной рассудочной деятельности животных в целом и собак в частности; З4- физиологические основы поведения псовых; З5- признаки общественной организации у животных, особенности проявления видовых и межвидовых коммуникаций; З6-инстинктивное поведение животных; З7- обучение псовых, классификацию форм обучения, особенности обучения в естественных условиях (дикая природа) и условиях сосуществования с человеком; З8- основные составляющие поведения домашней собаки; З9- формирование различных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка; З10- классификацию форм врожденного автоматического поведения псовых: стереотипы пищедобывательного поведения; стереотипы территориального поведения собак; стереотипы социального поведения псовых, иерархию у псовых; ритуальное поведение псовых, материнское и родительское поведение, комфортное поведение; З11- периодизацию онтогенеза псовых и особенности формирования психики домашней собаки в каждый период; З12- сравнительную психологию (истоки психики живых существ, эволюцию психики); З13- структуру психики и поведения домашней собаки (особенности восприятия мира собакой; особенности мыслительных операций у собак: процедурное и непроцедурное мышление у домашней собаки; уровни восприятия мира у собак, соотношение уровней с потребностями и мотивациями домашней собаки; мотивационный анализ поведения домашней собаки; соответствие мотиваций и их поведенческих проявлений у домашней собаки); З14- психологические потребности и типы ожиданий человека, типы отношения собаки к человеку; З15- технику безопасности и личной гигиены при выполнении работ с домашними собаками.     У1 - применять теоретические знания по анализу поведенческого акта собаки на практике; У2- определять проблемы конкретной собаки в соответствии с ее видовыми, породными и индивидуальными особенностями; У3- примененять знаний по психологии собак различных пород с различными типами конституции и типами ВНД; У4- подбирать породу для конкретной семьи и конкретного человека с учетом предназначения породы, потребностей человека, сочетания психотипов ожидания человека и психотипа собаки; У5- определять типа контакта собаки с хозяином и проводить его диагностику; У6- применять на практике знания по определению типов мотивационных ожиданий собаки и человека и при неблагоприятном сочетании корректировать ситуацию и подготовить практические рекомендации.  

Контрольно-оценочные средства учебной дисциплины «Зоопсихология» предназначены для осуществления текущего контроля и промежуточной аттестации обучающихся в форме дифференцированного зачета.

Контрольно-измерительные материалы (КИМ) предназначены для контроля и оценки образовательных результатов, освоивших программу учебной общепрофессиональной дисциплины УД.01. История породообразования.

Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося - 102 часа, в том числе:

- обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 72 часа;

- практических занятий - 22 часа;

- самостоятельная работа обучающегося – 36 часов.

Планируемые результаты освоения учебной дисциплины

Результатом освоения учебной дисциплины являются освоенные умения и усвоенные знания, направленные на формирование общих и профессиональных компетенций.

Формой аттестации по учебной дисциплине является дифференцированный зачет.

Итогом зачета является:

Изучение учебной дисциплины «Зоопсихология» способствует формированию следующих компетенций: ОК 1-9, ПК 2.1,2.5, 3.4-3.5, 4.1.

ПК 2.1. Планировать опытно-селекционную работу;

ПК 2.5. Ухаживать за молодняком;

ПК 3.4. Проводить прикладную подготовку собак;

ПК 3.5. Проводить тестирование собак по итогам подготовки;

ПК 4.1. Организовывать и проводить испытания собак.

Кроме того, обучающийся должен овладеть ОК, а именно:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

 

Список использованных источников

 

Основные источники:

1. Криволапчук, Н. Прикладная психология собаки / Н.Криволапчук. – М, 2018.

2. Практикум по этологии с основами зоопсихологии / А.А. Иванов, А.А. Ксенофонтова, О.А. Войнова – СПб: Лань, 2018.

3. Сотская, М. Зоопсихология / М. Сотская. – М.: Аквариум, 2016. – 237 с.

4. Фабри, К. Э. Основы зоопсихологии / К.Э.Фабри. – М.: Изд-во МГУ, 2016.

Дополнительные источники:

1. Бутовская, М.Л. Этология человека. / М.Л. Бутовская. - М.: Научный мир, 2013.

2. Вагнер, В. Биологические основания сравнительной психологии / В. Вагнер. - Санкт-Петербург – Москва, т. 1-2, 1910 - 1913.

3. Дембовский, Я. Психология животных / Я. Дембровский. - М.: изд-во иностранной литературы, 2000.

4. Крушинский, Л.В. Биологические основы рассудочной деятельности / Л.В. Крушинский. – М., 2012.

5. Лоренц, К. Кольцо царя Соломона / К. Лоренц. – М.: Знание,2010.

6. Лоренц, К. Человек находит друга / К. Лоренц. – Новосибирск: Наука, 2017.

7. Лоренц, К. Агрессия (так называемое «зло»). Библиотека современной психологии / К. Лоренц.. – М., Издательская группа «Прогресс», 2017.

8. Лоренц, К. Оборотная сторона зеркала / К. Лоренц.. - М.: Республика, 2018.

9. Мак – Фарленд, Д. Поведение животных Психобиология, этология и эволюция / Д. Мак – Фарленд. - М.: Мир, 2018.

10. Меннинг, О. Поведение животных / О. Меннинг. - М.: Мир, 2016.

11. Мычко, Е.Н. Поведение собаки / Е.Н. Мычко. – М.: Аквариум, 2018.

12. Никольская, А.В. Диагностика и коррекция отклоняющегося поведения у собак / А.В. Никольская. – М.: Аквариум, 2017.

13. Панов, Е.Н. Знаки, символы, языки / Е.Н. Панов. - М.: Знание, 2013.

Интернет-ресурсы:

1. https://youtu.be/yo775DQkY24

2. https://youtu.be/yh8JzWCFiTk

3. https://youtu.be/tZGtEkC-JXY

4. https://youtu.be/eWZRzYSBsfQ

5. https://youtu.be/DWzNWZTuJec

6. https://youtu.be/SX7RJts67gE

  1. https://youtu.be/vE5wvOzu0Vg
  2. https://youtu.be/3QIUI8vJvck

 

Контроль и оценка освоения учебной дисциплины по темам (разделам)

 

Элемент учебной дисциплины Формы и методы контроля
Текущий контроль Промежуточный контроль
Формы контроля Проверяемые ОК, У, З Формы контроля Проверяемые ОК, У, З
Раздел 1. История зоопсихологии, основные направления в изучении поведения животных.        
Тема 1. История изучения поведения животных   Устный опрос   З1, З2,З3. ОК 1-9        
Тема 1.2 Основные направления в изучении поведения животных Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З1, З2, ОК 1-9    
Тема 1.3 Основы физиологии высшей нервной деятельности на примере учения И.П. Павлова Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З2, У1, У2, У3, ОК 1-9    
Тема 1.4 Исследования поведения животных в природе Устный опрос Практическое занятие Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З1, З3, З5, З6, У1, У2, ОК 1-9    
Раздел 2 Основы поведения животных различных видов          
Тема 2.1 Физиологические основы поведения животных Устный опрос   З5, З6,У1,У2 ОК 1-9      
Тема 2.2 Коммуникации животных Устный опрос   З5,У3,У4, ОК 1-9    
Тема 2.3 Инстинктивное поведение животных Устный опрос Практическое занятие   З6,У2, ОК 1-9    
Тема 2.4 Обучение животных Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З7,З8, У3,У5 ОК 1-9    
Тема 2.5 Мышление и рассудочная деятельность животных Устный опрос Практическое занятие   З3,З8, У3,У5 ОК 1-9    
Раздел 3 Поведение псовых        
Тема 3.1 Формирование поведения псовых Устный опрос Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З2, З6,З8,З9,З10 У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.2 Врожденные формы автоматического поведения псовых, комплексы фиксированных действий. Поведенческие стереотипы. Устный опрос   З6, З9, У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.3 Классификация форм врожденного автоматического поведения псовых и их характеристика. Устный опрос   З6, З9, У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.4 Биологические формы поведения псовых Устный опрос   З1,З2,З6,З9,З10 У1, У2, У3, ОК 1-9      
Тема 3.5 Социальное поведение псовых Устный опрос Практическое занятие   З11,З12, У2 ОК 1- 9    
Тема 3.6 Поведение псовых, связанное с размножением Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З9,З10,З11 У2,У3 ОК 1- 9    
Тема 3.7 Онтогенез поведения псовых Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З11 У3,У5 ОК 1- 9    
Тема 3.8 Сравнительная психология псовых с другими видами Устный опрос   З12,У5 ОК 1- 9    
Раздел 4. Психика домашней cобаки. Соотношение психотипов собак и типов ожидания человека. Коррекция типов контакта человека и собаки          
Тема 4.1. Мнемические и перцептивные процессы. Их особенности у домашних собак различных пород Устный опрос   З1, З2, З3 У1, У2, У3 ОК 1-9      
Тема 4.2 Уровни восприятия мира домашней собакой, их соотношение с мотивациями и потребностями домашних собак различных пород Устный опрос     З12,З13,З14 У3,У4,У5 ОК 1 - 9      
Тема 4.3 Структура психики и поведение собаки. Субъектно-информационная модель Устный опрос   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.4 Мотивации домашней собаки. Мотивационный анализ поведения Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.5 Отношение человека и собаки как межличностное и межвидовое партнерство Устный опрос   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.6 Сочетания психотипов человека и собаки Устный опрос   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.7 Теория и практика подбора породы к психотипу человека Устный опрос Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тема 4.8 Типы контакта человека и домашней собаки. Коррекция контакта. Устный опрос Практические занятия Внеаудиторная самостоятельная работа обучающихся   З9,З14,З15 У4,У5,У6 ОК 1- 9    
Тест     Дифференцированный зачёт З1-15,У1-5, ОК1-9, ПК 2.1, 2.5, 3.4, 3.5, 4.1.  

 

 

1 КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ТЕКУЩИЙ КОНТРОЛЬ

 

Раздел 1. История зоопсихологии, основные направления в изучении поведения животных.

Тема 1.1. История изучения поведения животных

Устный опрос.

Перечень вопросов к теме 1.1.

1. Культ животных в религиях

2. Представления о поведении животных в средние века.

3. Представления о поведении животных в XVII–XVIII вв.

4. Изучение поведения животных в XIX и начале XX вв.

ЭТАЛОН ОТВЕТОВ:

1. Культ животных в религиях.

Фактически на заре существования человека животные для него выполняли функции не пресловутых «братьев наших меньших», а, как раз наоборот, служили объектами для подражания и почитания. В связи с этим существовала масса обрядов и ритуалов, которые осуществлялись, например, перед выходом на охоту или сбором меда диких пчел. Соответствующие обряды исполнялись и после разделки туши убитого животного и после захоронения ее остатков. Необыкновенно почтительное отношение к животным было свойственно религиям древнего мира. Многие древние божества являлись людям в образе животных или полуживотных, например с головой, ногами или хвостом, принадлежащими льву, быку или орлу. Так, Бог Пта представал в образе быка, бог Осирис – с головой ястреба, финикийская богиня Аштарт в облике коровы и т.д. Почитание животных, оставившее свои следы и в поздних развитых религиях, некогда было распространено чрезвычайно широко. Роль животных в религиозных верованиях народов Земли была удивительно разнообразной. В облике животного нередко выступало само божество. Животное считалось спутником или помощником бога. Так, в религии древних греков богиня охоты Артемида изображалась с ланью, ужасный пес Кербер сторожил вход в ад. У многих народов происхождение людей связывалось с млекопитающими, птицами, рыбами и даже насекомыми. Калифорнийские индейцы племени койотов верили, что их предками были койоты. Многие группы сибирских народов – обские ханты, нарымские селькупы, уральские манси вели свое происхождение от медведя, зайца, гуся, кедровки, журавля, щуки или лягушки. Животные выступали покровителями людей, помогали им в промыслах. У эскимосов Канады и Баффиновой Земли благодетельницей считалась богиня Седна в образе моржихи, у эскимосов Лабрадора существовало мужское божество в образе белого медведя. В мифах многих народов животные дают людям огонь, служат источником разных благ, учат обычаям и обрядам. По бурятским легендам, первым шаманом был орел. Он вступил в связь с женщиной и передал ей искусство шаманить. Божественный ворон у коряков и чукчей почитался как творец Вселенной, Земли, рек, гор, а также людей, которых он обучил промыслам, дал им оленей.

Была широко распространена вера в оборотничество – превращение колдунов и колдуний в животных: ворон, сов, волков, черных кошек. В облике животного представлялась и душа человека. Когда умер знаменитый философ Плотин (III в. н.э.), то его коллега будто бы увидел под постелью покойника змею, тут же скрывшуюся в трещине стены. Философ был уверен, что змея была душой умершего. У древних персов собаки окружались величайшим почетом, ибо считалось, что в них помещаются человеческие души после смерти, поэтому труп человека отдавался на съедение бродячим собакам. У сибирских шаманов духи-помощники «существовали» в виде разнообразных животных.

Хорошо известны факты почитания священных животных, которых нельзя было уничтожать и обижать. Убийство священного животного в Древнем Египте каралось смертной казнью, а древнегреческий историк Геродот, живший в середине V в. до н.э. свидетельствовал, что смерть кошки у египтян оплакивалась горше, чем смерть сына. Кошек мумифицировали, а затем хоронили. В процессе археологических раскопок в Египте были обнаружены целые кладбище мумий священных кошек.

У многих народов самой лучшей жертвой божеству считалось животное, причем в разных районах земного шара предпочитали для жертвоприношения различных животных. Лопари закалывали оленя, туркмены и казахи – барана, в ряде районов Узбекистана на первом месте выступали курица или петух, кое-где на Кавказе – коза или козел.

Следы почитания животных в том или ином виде встречаются в религиях всех времен и народов. Универсальной была древнейшая форма почитания животных – тотемизм, в этом кроется одна из причин широкого распространения культа животных. Происхождение тотемизма связано, очевидно, с тем, что на ранних этапах развития человек еще не выделял себя из природы, из мира животных, для него звери, птицы, растения были такими же существами, как он сам. На ранних стадиях развития человеческой цивилизации человек мало отличался от окружавших его живых существ других видов и во многом зависел от них. Некоторые представления и обряды, зародившиеся еще в первобытных обществах, перешли в религии последующих. На дальнейшее развитие почитания животных оказало влияние развитие промыслового культа, а также наличие такого фактора, как суеверный страх перед опасными животными. Убийство животного, независимо от его цели, сопровождалось обязательными обрядами. Пережитки особого отношения к животным в той или иной степени сохраняются почти у всех народов, особенно у народов с развитым охотничьим хозяйством. Яркий пример тому – народы Сибири и океанских побережий, у которых еще и в наши дни сохраняется культ медведя, оленя, моржа или кита.

На первых этапах развития человеческого общества силы природы господствовали над человеком и определяли его мировоззрение и религиозные представления, то позднее в религиях в гораздо большей степени стали отражаться отношения между людьми в обществе. У большинства народов, перешедших к земледелию и скотоводству, с развитием классового общества пережитки тотемизма стерлись или исчезли, а следы былого почитания животных сохранились лишь в мифологии, искусстве и некоторых суевериях. Массовое использование животных в чисто утилитарных целях уже не требовало никаких обрядов, и, напротив, требовало поставить их на гораздо более низкий по сравнению с человеком уровень.

Теоретические сведения

Поведенческий акт

Закономерности механизмов рефлекторной деятельности в экспериментах И.П. Павлова изучались на собаках, помещенных в специальный станок. При этом создавались такие условия, при которых на собаку действовало минимальное количество внешних раздражителей, и все многообразие ее поведения угашалось. Основным функциональным индикатором разыгрывавшихся процессов был слюнный рефлекс.

Пищевой, половой, оборонительный, материнский и некоторые другие рефлексы являются, согласно положению павловской школы, той врожденной основой, на которой строится все дальнейшее поведение. Это четкое выделение группы врожденных рефлексов совершенно необходимо и оправдано при изучении рефлекторной деятельности. Однако, когда мы переходим от изучения закономерностей рефлекторной деятельности нервной системы к изучению закономерностей поведения, то проводить четкое разделение актов поведения на условные и безусловные оказывается невозможным.

Представим себе довольно обычную ситуацию, которую, вполне возможно, приходилось наблюдать многим владельцам домашних собак. Итак, предположим, что у мирно спящей на своем месте собаки возникло чувство жажды. Эта мотивация заставляет ее пойти на кухню, где обычно стоит ее миска с водой. Однако миска оказывается пустой, и собака не может удовлетворить свою потребность. Она начинает гонять пустую миску по полу, чтобы привлечь внимание хозяина. Тот же, сидя в удобном кресле, смотрит телевизор и не обращает никакого внимания на шум, производимый собакой. Тогда она бежит к хозяину, скребет его лапой, скулит и пытается позвать за собой, но он не реагирует и на это. После всех безуспешных попыток поднять хозяина из кресла, собака бежит к входной двери и начинает свирепо лаять, делая вид, что за дверью кто-то есть. Когда хозяин идет к двери, она перестает лаять и бежит на кухню к водопроводному крану. Эту картину можно разбить на несколько фрагментов: возникновение жажды и поиск воды – безусловно-рефлекторные реакции. Когда собака идет к миске на кухню – это уже целая цепь условно-рефлекторных реакций. Дальнейшие действия собаки уже не укладываются в представление об обычных условных рефлексах. Попытка обратить на себя внимание хозяина с помощью лапы и скуления – это сложная условно-рефлекторная ассоциация. Но когда собака имитирует наличие постороннего за дверью – это уже явно разумное действие. Таким образом, любой поведенческий акт является сложным переплетением безусловных, условных рефлексов и элементов рассудочной деятельности, четкое разделение которых оказывается возможным далеко не всегда.

Инстинкты

Основой, на которой осуществляется выполнение любого поведенческого акта, служат инстинкты. Они побуждают животное к выполнению биологически целесообразного акта при действии определенных чисто специфических раздражителей. В основе этой целесообразности лежит определенная генотипически зафиксированная программа, сформировавшаяся в процессе филогенеза. Характерной чертой большинства инстинктов является приуроченность их к определенным возрастным или сезонным периодам. При этом появление многих из них коренным образом изменяет весь стереотип жизни животного. Несмотря на огромную биологическую целесообразность поведенческих актов, осуществляемых на основе инстинктов, они тем не менее приспосабливают животных лишь к специфическим условиям их существования. Характерной особенностью инстинктов является то, что они, как правило, осуществляются при первой встрече животного со специфическим раздражителем. Однако в некоторых случаях они могут проявляться спонтанно.

Обучение

Помимо инстинктов и эмоций, у организма имеются замечательные механизмы, в виде различных форм обучения, служащих для приспособления к многообразным условиям среды обитания. Характерная особенность поведения этого типа – необходимость повторяемости определенной ситуации, в которой осуществляется поведенческий акт. В результате их повторяемости поведение приобретает адаптивный характер за счет выработки условных рефлексов. При их образовании индифферентный раздражитель приобретает сигнальное значение для организма в результате сочетания с раздражителем, вызывающим интенсивную реакцию. Ведущая основа обучения – память. Так как в природе большая часть событий повторяется, то именно этот путь приспособления к окружающей среде является наиболее универсальным и наименее энергоемким для организма.

Рассудочная деятельность

При помощи рассудочной деятельности осуществляется адаптивное поведение при первой встрече животного с многообразием внешнего мира. Этот тип поведения является для животного наиболее трудным. Проявления рассудочной деятельности весьма многообразны. Они отчетливо заметны в избегании животным опасностей, преодолении препятствий, в частности открывании различных запоров, ловли дичи и т.д. Однако рассудочная деятельность далеко не всегда проявляется в повседневной жизни, большей частью животное предпочитает действовать по привычному шаблону. В поведении человека шаблоны также играют огромную роль, часто мы предпочитаем действовать автоматически, не задумываясь. Вспомним, например, как трудно нам приходится в чужой квартире, являющейся зеркальным отражением нашей. Человеку, привыкшему ездить ежедневно по одному и тому же маршруту на работу, бывает исключительно трудно изменить его. Трудно бывает перестроиться с привычных и заученных понятий на новые и т.д.. Короче говоря, «думать трудно».

Инстинкты, обучение и рассудочная деятельность имеют разные нормы реакции. Понятие о норме реакции – основное положение генетики, с позиций которой рассматриваются взаимоотношения индивидуально приобретенного и врожденного в формировании фенотипа. Наследуются не определенные признаки организма, а лишь определенные нормы его реакций. Генотип не меняется под влиянием внешней среды в процессе онтогенеза. Различия между определенными особями обуславливаются модификациями, которые возникают в пределах разных норм реакций организмов. Фенотип формируется в результате взаимодействия генотипически обусловленных норм реакций и тех внешних условий, в которых развивается животное. Это понятие оказалось весьма актуальным и при рассмотрении роли врожденных и индивидуально приобретенных признаков в формировании поведения. Нормы реакций каждой из трех составляющих поведения и обуславливают относительную роль врожденных и приобретенных компонентов. В процессе филогенеза происходит существенное перераспределение удельной массы инстинктов, обучения и рассудочной деятельности. У высших животных рассудочная деятельность начинает играть все большую и большую роль в поведении.

Таким образом, мы приходим к заключению, что в формировании адаптивного поведения, которое осуществляется с помощью рассудка, ведущую роль играет чрезвычайно широкая норма реакции животного на разнообразные факторы окружающей среды. Инстинктивные акты поведения являются частным приспособлением животного к конкретным экологическим условиям. Эти две группы поведенческих актов не следует смешивать.

Рассмотрение адаптивной ценности различных категорий поведения выдвигает весьма актуальный вопрос о взаимоотношении обучаемости и рассудочной деятельности в формировании поведения. Как рассудочная деятельность, так и обучаемость – весьма широкие формы адаптации организмов к среде их обитания. Несомненно, что рассудочная деятельность – филогенетически более молодая форма приспособления, чем обучаемость. В процессе индивидуальной жизни особи обе эти формы адаптации тесно взаимодействуют друг с другом. Изучение такого взаимодействия имеет большое теоретическое и практическое значение. Оно важно для понимания закономерностей индивидуального развития наиболее сложных форм поведения.

Все эти три составляющие, хотя и могут быть расчленены в экспериментальных условиях, тем не менее тесно взаимодействуют друг с другом. Однако в каждом конкретном случае удельная масса каждого из них может быть различна.

Интеграция поведения

1. Унитарные реакции

2. Сложные интеграции поведения

3. Формирование биологической формы поведения на примере охотничьего поведения волков

4. Формирование разных форм поведения домашних собак на основе охотничьего поведения волка

При изучении поведения животных в природе и лаборатории ученые постоянно сталкиваются с необходимостью выделения из общей сложной картины отдельных деталей – некоторых элементарных составляющих. Даже классический слюнный рефлекс у собаки сопровождается движением к пище, изменением дыхательной функции, изменением сердечной деятельности, включением секреторной и моторной функций кишечника, активизации функции эндокринных желез и т.д. Поэтому понятие рефлекса в качестве элементарной единицы поведения оказывается неприемлемым, и исследователям приходится принимать в качестве единичного достаточно сложный фрагмент поведения.

Унитарные реакции

Л.В. Крушинский (1960) ввел понятие унитарной реакции, которую он определяет как целостный акт поведения, формирующийся в результате интеграции условных и безусловных рефлексов, соотношение которых не строго фиксировано. Этот акт поведения направлен на выполнение одиночного приспособительного действия, которое при различных способах своего осуществления имеет определенный шаблон конечного исполнения. Унитарная реакция поведения складывается из различных рефлексов, которые могут иметь разное соотношение врожденных и индивидуально приобретенных компонентов.

Поясним это на следующем примере. Собака встречает пришедшего домой владельца с тапочками в зубах. Причин такого поведения может быть, по крайней мере, две: либо собака специально обучена подавать тапочки, либо она имеет врожденную наследственно обусловленную апортировочную реакцию. Собаки второго типа испытывают потребность без всякого предварительного обучения носить в зубах различные предметы. Предметы эти могут быть весьма разнообразны, начиная от соломины или стружки и кончая большими камнями или палками. Собаки, имеющие врожденную наклонность к апортировке, обучаются носить и подавать дрессировщику предметы легко и быстро. В то время же как собаки, не обладающие данной реакцией, напротив, осваивают данный навык с большим трудом и требуют специфических приемов дрессировки. Поэтому процесс обучения собаки подаче тапочек также мог идти совершенно по-разному. Но конечный результат выполнения поведенческого акта (унитарной реакции) одинаков: собака подает тапочки.

Известные исследователи генетики поведения Скотт и Фуллер (1965) в качестве единицы поведения принимают образец поведения – они характеризуют его как особенную и независимую часть поведения, имеющую сложную адаптивную функцию. Фактически унитарная реакция и образец поведения представляют собой практически то же самое.

Теоретические сведения

Задания

1. Изучить теоретический материал.

2. Заполнить анкету по выбору породы собаки для себя.

3. Проанализировать полученные результаты, сверив их с проверочными вопросами.

4. Ответь на вопросы в форме эссе:

А. Знаете ли Вы предназначение собак предполагаемых для выбора для себя пород?

Б. В каких случаях ваши желания не совпали с Вашими возможностями?

В. На какую другую породу Вы можете заменить в случае невозможности содержать в Ваших условиях выбранную Вами породу? Дайте обоснование.

Г. Подходит ли внешне выбранная Вами порода к виду службы или работы, которой Вы предполагаете заниматься с собакой?

АНКЕТА-ТЕСТ ПО ОПРЕДЕЛЕНИЮ ПОРОДЫ ДЛЯ БУДУЩЕГО ВЛАДЕЛЬЦА СОБАКИ

Уважаемый заказчик услуги «определение породы, подходящей будущему владельцу»!

Мы просим Вас искренне и продуманно ответить на вопросы анкеты-теста.

Результат подбора зависит от Вашего внимания и откровенности.

Мы гарантируем, что Ваши данные будут сохранены в полной тайне, не будут использованы против Вас и опубликованы в социальных сетях.

 

 

№ п/п Вопрос Варианты ответов Свой ответ (примечание)   Примечания обработчика анкеты
           
  В семье Ваших родителей были собаки (если да, назовите породу / породы)? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  У Вас есть опыт содержания чистопородных собак? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Какие фильмы, мультфильмы, сказки про собак или других животных произвели на Вас самое сильное впечатление? Напишите в графе «свой ответ». Если не можете ответить на этот вопрос положительно, отметьте соответствующий вариант ответа. А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Можете ли Вы оценить свой темперамент (холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик, смешанный тип)? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Любите ли Вы отдых перед телевизором, с книгой или перед компьютером? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Нравится ли Вам активный отдых? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Как Вы предпочитаете проводить отпуск? (Напишите в графе «свой ответ»).      
  Вы проживаете: А) в собственном доме с участком; Б) в собственном доме практически без участка, но недалеко поле или роща (лес); В) в просторной квартире; Г) в небольшой квартире; Д) съемное жилье; Е) живу в квартире родителей; Ж) живу в квартире (доме) детей; З) другое (напишите в графе «свой ответ»).    
  Вы проводите на работе: А) 8 рабочих часов ежедневно (график 5/2); Б) сменный график (отметьте в примечании); В) не работаю; Г) свободный график; Д) учусь (отметьте ежедневную занятость в «примечании»); Е) другое (напишите в графе «свой ответ»).    
  Вспомните свое детство, были у Вас друзья? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Много или мало друзей было в Вашем окружении? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Были у Вас друзья-собаководы? Если вы ответили «да», отметьте в примечании породы собак Ваших друзей. А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Как Вы считаете, обладаете ли Вы упорством в достижении цели и лидерскими качествами? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться    
  Кто из сказочных героев Вам более близок по духу?   А) Снежная королева; Б) Красная Шапочка; В) Винни-Пух; Г) Черепаха Тортилла; Д) Пьеро; Е) Мальвина; Ж) Кот Матроскин.    
  Чего бы Вы хотели добиться в жизни: А) Материального достатка; Б) Взаимной любви; В) Семейного счастья; Г) Хочу иметь большую семью; Д) Стать большим начальником; Е)Написать книгу; Ж) Стать знаменитой (знаменитым); З) Хочу, чтобы мною восхищались; Е) Иметь много друзей; Ж) Реализовать свое хобби (напишите в примечании, какое)    
  Смогли бы Вы влюбиться с первого взгляда? А) Да Б) Нет В) Затрудняюсь ответить Г) Ответ действителен только на сегодняшний день, завтра мое мнение может измениться  





ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.