Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Глава VII. ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРАКТИКУМ





 

 

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ И ВАРИАНТЫ ИХ РЕШЕНИЯ

 

К педагогическим задачам относят:

1) задачи педагогической диагностики (изучение типа характера, личности, мыш­ления, стиля поведения или общения и др.);

2) задачи по проектированию содержания и отбору способов деятельности уче­ников;

3) задачи по выбору приемов и методов воздействия на ученика;

4) задачи по организации деятельности учащихся;

5) задачи по формированию общественного мнения коллектива;

6) задачи по переориентации ученика;

7) задачи по изменению отношения к учению;

8) задачи по закреплению привычки, интереса;

9) задачи по усилению самоконтроля слов и действий у ученика;

10) задачи по росту самостоятельности;

11) задачи на развитие и проявления творчества;

12) задачи на повышение ответственности, дисциплинированности и развития нравственных качеств личности;

13) задачи по педагогическому стимулированию;

14)задачи по самовоспитанию.

 

Задачи по проектированию содержания и отбора способов деятельности учеников.

 

З а д а ч а 1. Учитель литературы планирует урок по теме. «"Особенный че­ловек" Рахметов в романе Чернышевского "Что делать?"». 1

Как провести урок?

В форме беседы? Нет. Это в какой-то степени распылит материал, и вряд ли каждый постигнет образ Рахметова во всем объеме и глубине.

1 Фрагмент из книги Ю. Л. Львовой «Творческая лаборатория учителя» (М., 1985).

 

А если лекция? Нет, ведь в лучшем случае ученики будут заинтересованными слушателями…

Может быть, доклад сильного ученика? Доклад? Нет, вряд ли он окажется ре­зультативнее лекции учителя. И все-таки необходим доклад, это точно. Только в новой форме: ученики должны встать в позицию исследователей. И это получит­ся, если докладчиком будет не один ученик, которого я назначу, а все, весь класс.

Да, они получат задание: каждому приготовить доклад на тему «Особенный че­ловек Рахметов как воплощение идеала автора».

Пройду по рядам, бегло просмотрю материалы (план, конспект, тезисы, подбор аргументов, цитат и пр.), выберу одного докладчика. Кого? Лучше не самого силь­ного: он может так исчерпывающе и убедительно изложить материал, что конфе­ренция по докладу не состоится. Значит, слабого, который схематично раскроет образ Рахметова? Это убьет урок. Надо выбрать такого докладчика, у которого добросовестно сделана работа, но, как правило, есть «белые пятна», спорные мыс­ли, словом, все, что дает пищу и для познания, и для дискуссии в классе.

Итак, доклад. А чтобы ребята были не пассивными слушателями, нужно пред­ложить им по ходу доклада набросать его план и потом сравнить этот план со сво­им. Готовясь к дискуссии, ребята составят рецензии на доклад.

Стоп! Рецензии… Представляю, как начнут «раскачиваться» ребята. Уйдет много времени. Нельзя! Значит, надо раздать каждому карточки с планом рецен­зии: 1) раскрыта ли тема? 2) достаточно ли доказательств? 3) последовательно ли расположен материал? 4) что вызывает возражения, что можно дополнить? 5) ка­ков язык докладчика? 6) какую оценку заслужил докладчик?

Так, хорошо. После доклада надо организовать дискуссию, а в заключение под­вести итог урока, оценить работу учеников и предложить на дом сочинение «Уро­ки Рахметова».

 

В о п р о с ы и з а д а н и я

 

1. На что опирался педагог в отборе способов работы на уроке?

2. Выделите из текста формы работы на уроке в соответствии с логикой размыш­лений педагога.

3. Разбейте весь фрагмент на смысловые «единицы», отражающие мотивы выбо­ра педагога. Оцените выбор, сделанный в каждом случае.

З а д а ч а 2. Организация деятельности учащихся на уроке.

Изучение по ботанике темы «Основные группы растений».

В начале урока каждый ученик в течение 20 минут под руководством учителя овладевает необходимыми программными знаниями, умениями и навыками по од­ной из групп растений на выбор — бактерии, водоросли, грибы, лишайники, мхи, папоротникообразные, голосеменные и т. д.

Затем до окончания урока все ученики по очереди работают в парах сменного состава друг с другом, они меняются ролями, выступая то в качестве обучаемых, то в качестве обучающих.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1.Какие задачи решал педагог, организуя процесс обучения таким образом?

2.Какие способы влияния и от кого ощущали на себе ученики в процессе изуче­ния темы?

3. В чем вы видите педагогическое значение ситуаций выбора в процессе обучения?

З а д а ч а 3. Организация групповой деятельности учащихся в форме деловой игры (на уроке химии).

Учитель: «Представьте, что вы создаете современный завод по производству искусственного волокна из отходов лесоматериалов. Для этого вам необходимо организовать работу следующих отделов предприятия: химико-технологического, инженерно-экономического, экологического, подготовки кадров».

Далее учитель сообщает необходимые цифровые данные. После короткого ин­структажа ученики на выбор объединяются по группам, сами решают проблемы лидерства и распределения обязанностей внутри группы. Затем в течение 25 ми­нут урока им предоставляется простор для творчества и самовыражения каждого. О результатах работы группы по сути решения проблемы в целом докладывает ее руководитель, поочередно предоставляя слово «специалистам», а те раскрывают детали защищаемого проекта. Учитель и ученики других групп оценивают работу всей группы и каждого «специалиста».

В о п р о с ы и з ад а н и я

 

1. Дайте оценку применяемым методам обучения.

2. На какие принципы опирался педагог в своей работе?

3. Выделите основные элементы деловой игры. В чем ценность игровых форм организации педагогического взаимодействия?

 

Задачи по изменению отношения к учебе

 

3 а д а ч а 1

 

«Какой упрямый этот Толя Толкачев... Никогда он не слушает объяснение, веч­но вертится, разговаривает, отвлекает других. Что с ним делать, как заинтересо­вать?» Как-то раз после уроков Евгения Павловна остановила Толю в коридоре.

— Хочешь, скажу по секрету, о чем завтра пойдет речь на моем уроке?

На следующий день Толя Толкачев, к удивлению всего класса, поднял руку и, ответив на вопрос учителя, посмотрел по сторонам торжествующе. А на перемене он подошел к Евгении Павловне и, смущаясь, попросил:

— Скажите, а о чем вы будете завтра рассказывать?

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. В чем секрет успеха Толи? Оцените средства достижения подобного успеха.

2. При каких условиях этот успех мальчика может быть закреплен?

3. Можно ли оценить действия учителя как антипедагогические?

З а д а ч а 2

Спонсоры факультета в честь празднования юбилея университета выделили три туристических путевки в качестве премии лучшим студентам.

Как, по какому принципу провести отбор кандидатов на поездку среди студен­тов всего факультета?

• Совет факультета решил провести конкурс среди студентов каждого курса и наградить победителей премией.

• Совет факультета собрал старост групп и, проанализировав академическую успеваемость всех студентов, с помощью общественного мнения принял ре­шение.

В о п р о с ы и з а д а н и я

1. Каким принципом вы бы руководствовались в подобной ситуации? Обоснуйте свой выбор.

2. Предложите свой вариант решения такой проблемы.

 







Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.