|
Глава 7. Номинативные процессы.Номинация (наименование, называние) - это процесс соотнесения образа предмета с соответствующим ему словом-наименованием. Называние начинает формироваться на самых ранних этапах речевого развития Р. и продолжается на протяжении длительного времени. Для адекватного формирования образа предмета необходимо, чтобы он был представлен в сознании Р. комплексом разнообразных ощущений (зрительных, слуховых, тактильных, вкусовых и т.д.). В дальнейшем это позволит ему не путать колокольчик с ландышем, коньки с лыжами, весну с осенью. У 130. «Я знаю пять...» Это всем известная старая игра, в ходе которой Р., одновременно с ударом по мячу называет: пять имен мальчиков, девочек, названий растений, животных, предметов красного цвета, цветов и т.д. У 131. «Закончи словосочетания». Предложите?, подобрать подходящие по смыслу слова, чтобы закончить словосочетания: хитрая, рыжая..., настольная..., репчатый....., спелое сладкое...... душистое туалетное......, куриное....., зеленый...... желторотый........ колючий...., и т.п. У 132. «Сравнение понятий». Предложите Р. подобрать подходящие определения с противоположным значением. Морковь сладкая и..., а редька -...... Молоко жидкое, а сметана -...... Трава низкая, а дерево -....... Зима холодная, а лето ......... Сажа черная, а мел........ Сахар сладкий, а перец -.... И т.п. У 133. «Новые словечки». Р. предлагается описать незнакомый (знакомый) предмет (мяч, яблоко, кошка, паровоз, лимон, снег и т.д.) по следующей схеме: - Какого он цвета (каких цветов еще бывает)? - На что он похож? От чего сильно отличается? - Из какого материала он сделан (из какого еще может быть)? - Какого размера, формы? Каков он наощупь? Чем пахнет? Каков на вкус? - Где встречается? - Для чего нужен человеку? Что с ним можно делать? - К какой группе предметов относится (мебель, посуда, животные, фрукты и т.д.)? Сначала обыгрывание новых слов может осуществляться в виде диалога, где П. задает вопрос, а Р. - отвечает. Затем можно поменяться ролями. Р. при этом проверяет правильность ответов. У 134. «Угадай-ка». П. описывает предмет, а Р. угадывает задуманное слово. Затем они меняются ролями. У 135. «Лото». Обычная игра в лото, но П. молча поднимает картинку и отдает ее только в том случае, если Р произносит правильное название. У 136.»Назови пять предметов». Р. предлагают назвать пять предметов: больших (маленьких); красных (зеленых, светлых, разноцветных и т.д.); квадратных (круглых, овальных), сладких (горьких, соленых, кислых); пушистых (гладких, холодных) и т.д. У 137. «Загадки-описания». Под соснами, под елками лежит мешок с иголками. (Еж) То рыжая, то серая, а по названию - белая. (Белка) Новая посудина, а вся в дырках. (Дуршлаг) Был шар бел. Ветер подул и шар улетел. (Одуванчик) Сер, да не волк, длинноух, да не заяц, с копытами, да не лошадь. У 138. «Нарисуй названный предмет». Предложите Р сначала изобразить предметы, которые значительно различаются по внешнему виду, функциональному назначению (стул, яблоко, дерево), а затем те, у которых отличительные признаки менее выражены (кастрюля, кружка, ковш). Обсудите с ним, чем отличаются эти предметы. Далее Р. предлагается по названному слову нарисовать предметы, которые четко различаются, например, дом, корабль, груша. Затем те, которые внешне похожи: часы, монета, солнышко; кот, котенок, львица; ромашка, пальма, роза; гитара, балалайка, скрипка. Обсудите: «В чем же их различия?». У 139. «Найди и надпиши». Р. просят выделить нужный предмет (по картинкам или вербально) из группы функционально связанных предметов: например, чайную чашку из посуды (чашка, блюдце, ложка и т.д.). Затем, ему предлагается нарисовать чашку и сделать подпись-наименование. У 140. «Текст с картинками». Чтение Р. текста, в котором слова-наименования заменены соответствующими изображениями (рис. 21).
Рис. 21
У 141. «Угадай животное». Спросите Р.: «Для каких животных характерны эти качества: хитрый, как…; трусливый, как…; колючий, как…; верный, как…; зоркий, как…; мудрый, как…; сильный, как…; голодный, как…?». То же с любыми другими явлениями природы и т.п. У 142. «Закончи предложение». Р. Предлагается вместо точек вставить нужные слова. Животное, которое мяукает, называется… Птица, которая каркает, называется… Дерево, на котором растут яблоки, называется… Дерево, которое украшают к Новому году, называется… Затем можно попросить ребенка самостоятельно составить подобные определения хорошо известных ему феноменов. У 143. «Вставьте слово, которое означало бы то же, что и слова, стоящие вне скобок». ТКАНЬ (…) СОСТОЯНИЕ ВЕЩЕСТВА (газ), РОДНИК (…) ОТМЫЧКА (ключ), ЗАЛИВ (…) ЧАСТЬ ЛИЦА (губа) РЫБА (…) НАКЛОННАЯ ПОВЕРХНОСТЬ (скат), ЖИВОТНОЕ (…) НЕЖНОСТЬ (ласка), СКАМЬЯ (…) МАГАЗИН (лавка) У 144. «Составляем определения». Задание можно выполнять на слух или (для школьников) в письменном виде: а) Блюдце – это…, масленка - …, груша- …, берлога-.., врач-…, рано-…, сумерки-…., шептать-….., плакать-….., озеро…., зябко…, аккуратно…... б) Лечит людей -….., овощи растут -…., самолет ведет-…..., выше всех летает-…., быстрее всех бегает-…., выходит на охоту ночью…...... Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|