Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ДИАГНОСТИКА СИНДРОМА ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ





Проявления СДВГ очень разнообразны, но наблюдение и диагностика проводятся по трем основным направлени­ям: повышенная двигательная активность, дефицит внима­ния и гиперактивность.

Всемирной организацией здравоохранения в 1994 г. раз­работана Международная классификация болезней (МКБ-10) и диагностические критерии ряда состояний. Раздел F8 «Нарушения психического развития» содержит рубрики: F80 — расстройства развития речи, F81 — расстройства раз­вития школьных навыков, F82 — расстройства развития школьных функций (диспраксия развития). Раздел F9 содер­жит рубрики: F90 — гиперактивность с дефицитом внима­ния, F91 — нарушения поведения.

Кроме того, Американской психиатрической ассоциа­цией также разработаны критерии постановки диагноза СДВГ. Согласно принципам классификации DSM-IV, опубликованным в 1994 г., выделяются три основные фор­мы синдрома: синдром дефицита внимания с гиперактив­ностью (СДВГ/ВГ), синдром дефицита внимания с гипер­активностью с преимущественным нарушением внимания (СДВГ/В) и синдром дефицита внимания с преобладани­ем гиперактивности и импульсивности (СДВГ/Г).

При диагностике следует помнить, что всем детям свой­ственна более высокая по сравнению с взрослыми двига­тельная активность. Внимание у детей становится относи­тельно устойчивым к 4—5 годам. Для детей дошкольного возраста характерно непроизвольное внимание и слабораз­витое распределение внимания. У младших школьников объем внимания в 2—3 раза меньше, чем у взрослых. Пол­ное внимание на уроке и при обследовании дети могут со­хранять не более 12—15 минут. Кроме того, следует по-


мнить, что процесс созревания лобных структур в онтоге­незе продолжается до 12—15 лет. Также следует иметь в виду, что СДВГ настолько часто встречается на фоне за­держки психического развития, что не диагностируется как самостоятельная патология. Для постановки диагноза не­обходимо прослеживание симптомов СДВГ на протяжении 6 месяцев. Симптомы должны проявляться до 8 лет и со­провождаться психологической дезадаптацией. Поставить диагноз и определить индивидуальную медикаментозную форму лечения может только врач. Психологической и ней-ропсихологической коррекцией могут заниматься соответ­ствующие специалисты.

Принцип синдромного анализа А. Р. Лурия предпола­гает использование комплекса разнообразных психодиаг­ностических методик для диагностики нарушений высших психических функций. К таковым можно отнести нейро-психологические методики А. Р. Лурия, Н. И. Озерецкого, Э. Г. Симерницкой, Л. С. Цветковой, А. В. Семенович, О. Н. Усановой и др. А. Р. Лурия впервые предложил для детей с СДВГ задания на двигательную реакцию выбора (в ответ на одно постукивание дети должны поднять и опус­тить указательный палец, а на два постукивания — удер­жаться от этого движения).

Тест самоконтроля и произвольности

Для диагностики детей старшего дошкольного и млад­шего школьного возраста может быть использован тест са­моконтроля и произвольности. Ребенку предлагается рас­смотреть по очереди четыре картинки и описать изображен­ные на них ситуации, предлагая свои варианты разрешения проблем.

Если ребенок объясняет, что причины неудач в скамей­ке, качелях, горке, краске, т. е. неудачи не зависят от пер­сонажей, то он еще не умеет оценивать себя и контроли­ровать свои действия. Если ребенок видит причину-не-




 


 




 


2 - 2125


Диагностические критерии синдрома дефицита внимания с гиперактивностью по классификации DSM-IY

А. Для постановки диагноза необходимо наличие следующих симптомов, приведенных в разделах 1 и 2:

1) шести или более из перечисленных симптомов невниматель­ности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум,6 месяцев и выражены настолько, что свидетель­ствуют о недостаточной адаптации и несоответствии нор­мальным возрастным характеристикам.

Дефицит внимания

1. Часто неспособен удерживать внимание на деталях; из-за
небрежности, легкомыслия допускает ошибки в школьных
заданиях, в выполняемых заданиях и других видах деятельности.

2. Обычно с трудом сохраняет внимание при выполнении зада­ний или во время игры.

3. Часто складывается впечатление, что ребенок не слушает
обращенную к нему речь.

4. Часто оказывается не в состоянии придерживаться предла­гаемых инструкций и справиться до конца с выполнением
уроков или домашней работы (что никак не связано с нега­тивным или протестным поведением, неспособностью по­нять задание).

5. Часто испытывает сложности в организации самостоятель­ного выполнения заданий и других видов деятельности.

6. Обычно избегает, выражает недовольство и сопротивляется
выполнению заданий, которые требуют длительного сохра­нения внимания.

7. Часто теряет вещи (например, игрушки, школьные принад­лежности, карандаши, книги, рабочие инструменты).

8. Легко отвлекается.

9. Часто проявляет забывчивость в повседневных ситуациях.


2) шести или более из перечисленных симптомов гиперактивности и импульсивности, которые сохраняются у ребенка на протяжении, как минимум, 6 месяцев и выражены настоль­ко, что свидетельствуют о недостаточной адаптации и несо­ответствии нормальным возрастным характеристикам.

Гиперактивность

1. Часто наблюдаются беспокойные движения в кистях и сто­
пах; сидя на стуле, крутится, вертится.

2. Часто встает со своего места во время уроков или в других
ситуациях, когда нужно оставаться на месте.

3. Часто проявляет бесцельную двигательную активность: бе­гает, крутится, пытается куда-то залезть, причем в таких си­туациях, когда это неприемлемо.

4. Обычно не может тихо, спокойно играть или заниматься чем-
либо на досуге.

5. Часто ведет себя так, «как будто к нему прикрепили мотор».

6. Часто бывает болтливым.

 

Импульсивность

7. Часто отвечает на вопросы, не задумываясь, не выслушав их
до конца.

8. Обычно с трудом дожидается своей очереди в различных
ситуациях.

9. Часто мешает другим, пристает к окружающим (например,
вмешивается в беседы или игры).

B. Некоторые симптомы импульсивности, гиперактивности и
невнимательности начинают вызывать беспокойство окружа­ющих в возрасте ребенка до 7 лет.

C. Проблемы, обусловленные вышеперечисленными симптома­
ми, возникают в двух или более видах окружающей обста­новки (например, в школе и дома).

D. Имеются убедительные сведения о клинически значимых на­рушениях в социальных контактах или школьном обучении.


удач в самом герое и предлагает потренироваться, подра­сти, позвать на помощь, значит, у него развиты навыки самоконтроля и самооценки. Если ребенок видит причи­ны неудач и в герое, и в объекте, то это может говорить о хорошей способности к разностороннему анализу ситуа­ции.

Тест устойчивости внимания

Для проведения исследования потребуются стандартный бланк и секундомер. На бланке в случайном порядке необ­ходимо напечатать буквы русского алфавита, в том числе буквы «к» и «р». Всего должно быть 2000 знаков: 40 строчек по 50 букв.

Порядок работы. Исследование необходимо проводить индивидуально. Начинать нужно, лишь убедившись, что у испытуемого есть желание выполнять задание. При этом у него не должно создаваться впечатление, что его экзаме­нуют. Испытуемый должен сидеть за столом в удобной для выполнения данного задания позе. Экспериментатор вы­дает ему бланк «корректурной пробы» и суть задания разъясняет по следующей инструкции: «На бланке напе­чатаны буквы русского алфавита. Последовательно рассмат­ривая каждую строчку, отыскивай буквы «к» и «р» и зачер­кивай их. Задание нужно выполнять быстро и точно». Испытуемый начинает работать по команде экспериментато­ра. Через десять минут отмечается последняя рассмотрен­ная буква.

При обработке полученных данных психолог сверяет результаты в корректурных бланках испытуемого с программой — ключом к тесту.

Из протокола занятия в психологический паспорт школь­ника вносятся следующие данные: общее количество про­смотренных букв за 10 минут, количество правильно вычер­кнутых букв за время работы, количество букв, которые необходимо было вычеркнуть.








Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.