|
Глава 12. ТРАНСФОРМАЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ ПРИРОДЫ
Большинство поведенческих моделей, приемлемых сегодня, были бы расценены как социально оскорбительные при более разумном или логичном социальном порядке. Но к каким бы ценностям, идеалам и поведению люди ни стремились, они не могут быть реализованы в полной степени, пока существуют голод, безработица, лишения, войны и бедность. Люди, лишенные источника дохода, будут зачастую делать то, что нужно для обеспечения предметов первой необходимости для себя и членов своих семей. Их ценности могут быть образцовыми, но их поведение будет служить отражением реальной ситуации. Например, после Второй мировой войны даже самые почтенные немецкие семьи рылись на помойках в поисках объедков, дабы обеспечить свое выживание. В ориентированном на дефицит обществе великодушие — редкое качество. Недостаточно просто проектировать новые города и делать огульные заявления о человеческом участии и демократических идеалах. Мы должны пересмотреть наши доминирующие ценности и понять, как и в результате чего они сформировались. Во время перехода к новому, более разумному миру все еще будет существовать межличностный конфликт, эгоцентричное поведение и прочие проблемы, которые изводят наше современное общество, основанное на кредитно-денежных отношениях. Поэтому так важно использовать новые методы оценки, чтобы усовершенствовать человеческое поведение. Когда мы изучим его таким же образом, как любые другие физические явления, мы лучше поймем физические факторы, ответственные за формирование наших ценностей и моделей поведения. В естественных науках все физические явления находятся под воздействием консервативных и неконсервативных сил. Например, парусная шлюпка не ходит самостоятельно; скорее, она приводится в движение ветром. Телефонный столб не просто падает на землю; на него воздействуют дождь, сила тяжести, ветер и много других переменных факторов. Человеческое поведение во всех областях подобным же образом подвержено воздействию законов природы и внешних сил, оно порождается многими взаимодействующими переменными факторами среды, окружающей человека. Это применимо даже к социально непристойному и агрессивному поведению. Зачастую оно подпадает под влияние личного опыта, качества питания в раннем возрасте или многих других взаимосвязанных факторов внешней среды. Когда мы видим собаку, переводящую незрячего человека через улицу, мы склонны думать, что это хорошая собака. Но когда она лает на велосипедиста, мы называем ее плохой собакой. Собака не хороша и не плоха. Ее можно научить быть свирепой или помогать инвалидам по зрению. Оба животных могут быть одной породы и даже из одного помета. Их поведение мотивировано разницей в обучении. Приведем другой пример. Вообразите, что семья древних римлян наблюдает за тем, как христиан скармливают львам. Сегодня некоторые из нас пришли бы от этого в ужас и были бы уверены, что те люди не смогли сомкнуть глаз всю последовавшую после казни ночь. Но ничего подобного с ними не происходило. Такие массовые убийства были обычной забавой тех времен. Львы и христиане были объектами равного презрения. Или вообразите, как современный пилот истребителя, обученный правилам ведения войны, совершенно не заботящийся о культурах и верованиях других стран, теряет сон, сбив 20 вражеских самолетов и предав огню несколько населенных деревень. Скорее, он засияет от радости, поскольку будет представлен к медали и украсит самолет символами своих «трофеев». Пилот отражает ценности своей культуры, так же как и семья древних римлян. То, что мы называем нашей «совестью» и «нравственностью», не определяется невидимым «Высшим «Я». Основными определяющими факторами являются география, времена и воспитание конкретного человека. Одним из основных сдерживающих факторов в человеческих системах является наша неспособность осознать значение консервативных сил и степени, в которой окружающая нас среда формирует наши взгляды, ценности и поведение. Когда мы говорим об окружающей среде, мы имеем в виду все взаимодействующие переменные, которые являются главными факторами, формирующими наше мышление. Фундаментальное соображение в естественных науках заключается в необходимости выявить все физические факторы, ответственные за определенные результаты. Когда автомобиль функционирует не так, как ему положено, большинство механиков в состоянии выявить причины и физические факторы, вызвавшие неполадки. Когда человек появляется в больнице с раной, даже если он или она без сознания и неспособен (-бна) идентифицировать ее причину, компетентный медицинский персонал тут же с этим справится. Невропатологи, биохимики и психиатры могут идентифицировать некоторые факторы, ответственные за аномальное поведение. Даже в повседневной жизни факты доказывают взаимосвязь важных событий, происходящих вокруг нас. Но зачастую мы оказываемся не в состоянии применить к человеческому поведению методы оценки, используемые для естественных наук. Во многих случаях наши коллективные ценности находятся под влиянием существующей социальной структуры или субкультуры в пределах общества. Хорошо это или плохо, социальные системы в общем склонны увековечивать себя, свои преимущества и недостатки. В нынешнюю эпоху массовой коммуникации контролирующие органы СМИ и официальные общественные институты влияют на национальную «повестку дня», которая, в свою очередь, главным образом определяет наше поведение, ожидания и ценности. Осознают это граждане или нет, большинством из нас постоянно управляют через СМИ. Если вы в этом сомневаетесь, сравните выпуск международных новостей, вышедший на канале государственного телевидения, с тем, который транслирует местная телестанция. Может показаться, что трансляции осуществляются с разных планет, и воспринимать их нужно с большим скептицизмом. Наши самые заветные чаяния находятся под влиянием книг, кинофильмов, телевидения, религий, образцов для подражания и окружающей среды, в которой мы живем. Даже понятия добра и зла, понятие этики — часть нашего культурного наследия. Этот метод контроля не использует физическую силу и оказался так успешен, что мы больше не ощущаем манипулирования нами или не признаем его существование. Доминирующие ценности любой социальной системы редко исходят от людей. Скорее, они представляют взгляды превалирующей управляющей нами группы, такой как церковь, вооруженные силы, банки, корпорации, властвующая элита или любой комбинации вышеупомянутых организаций. Эти предприятия определяют общественную повестку дня, регулируют суды, налоги и т. д., и все это служит их собственным интересам, увековечивает иллюзию того, что ценности общества формировались с нуля. Правительства или подавляют, или оправдывают любые отклонения, представляющие для них угрозу. Страх перед возмездием богов и демонов все еще эффективен при управлении неосведомленным и суеверным населением как в развитых, так и в слаборазвитых странах. Многие действительно верят, что демоны ответственны за антиобщественное поведение и что они могут быть изгнаны ритуалами и заклинаниями. Соответственно, они неспособны оценить влияние окружающей среды и событий на их поведение. Многие все еще полагают, что извержения вулканов, гром и молния и другие катаклизмы — проявления гнева богов или демонов, и что неодушевленные предметы имеют собственную волю и действуют по собственному разумению. Все люди подвергаются влиянию окружающей среды, которое настолько запечатлевается в наших привычках, мыслях, чувствах и взглядах на мир, что мы действительно верим тому, что нам говорят. Привычное поведение — часть человеческой натуры. Даже те, кто чувствует, что они принимают свои собственные решения, несмотря на их культурную идеологическую обработку, находятся под влиянием своей среды. Именно поэтому мы не в состоянии критически исследовать ценности и верования и все еще придерживаемся мифов, суеверий и устаревших традиций, которые минимально полезны или вообще бесполезны для нашего выживания. Контролировать целые нации и отдельных людей нелегко, потому что мы практически не имеем представления о нас самих и условиях, которые формируют наше поведение. Люди знают о собственном поведении меньше, чем об окружающем их материальном мире. Именно поэтому доминирующие системы создаваемых человеком законов, применение силы или ее угроза используются так часто. Эти методы неприятны и дают сомнительные результаты. Сегодня большинство из нас продолжают на них настаивать. Возможно, они и служили какой-то цели в прежние времена, но сегодня уже малопригодны. Нам нужна интенсивная программа исследований по определению особых условий, влияющих на человеческое поведение. Речь идет о таких условиях, как окружающая среда, нехватка питательных веществ, семейные отношения, агрессивное воздействие СМИ и, в ограниченной степени, генетический набор. Причина того, что наука о человеческом поведении не развилась шире, заключается в том, что основное внимание было сосредоточено на людях, а не на идентификации условий окружающей среды, формирующих человеческую личность. Идея относительного того, что наши усилия должны сконцентрироваться на развитии отдельной личности, ошибочна. Вы не можете выявить факторы, ответственные за поведение, посредством изучения отдельных людей, необходимо изучать культуры, в которых эти люди воспитываются. Различия между коренным американцем, вором и банкиром заключаются не в их генах, а отражают окружающую среду, в которой они выросли. Много людей сегодня склонны винить гены за каждый случай аномального поведения, в то время как наибольшее влияние оказывает среда (это доказывают исследования). Один только генетический набор не может полностью объяснить или пролить свет на человеческое поведение, наука о котором должна учитывать сложный алгоритм генов, условия окружающей среды (сюда входят еда, крыша над головой, семейная динамика, образование, религиозное воспитание, личный опыт), а также понимание людьми мира, своего места в нем и решений, которые они принимают. В большей степени в нашем незнании законов природы следует винить язык. Мы говорим о закате и восходе солнца, а не о вращении Земли. Мы говорим о росте растений, как будто они выросли сами собой, и забываем все, что связано с процессом их роста: полив, состояние почвы и наличие солнечного света. Когда мы говорим «камень катится с холма», это звучит так, будто камень наделен собственной волей. Ничто в материальном мире не может самоактивироваться. Все процессы в природе интерактивны. Камень не просто катится по наклонной плоскости, и реки просто так не текут. Они находятся под действием силы тяжести. Консервативные силы действуют на все биологические и неживые системы. Подобным же образом законы, которые управляют природой, применимы и к людям и являются главными факторами в формировании их ценностей. Все люди погружены в окружающую среду с уже установленной системой ценностей. Именно существенные и незначительные различия в пределах этой окружающей среды и, в меньшей степени, генетические характеристики человека ответственны за его уникальность. Если условия, которые утвердили ценности, останутся неизменными, несмотря на убеждения священников, политических деятелей или поэтов, эти ценности сохранятся. Возможно, в будущем в более разумной культуре, люди будут воспринимать нашу трактовку преступного поведения как наивную. Суть определения преступления в том, что кто-то берет у другого человека нечто без его на то согласия. Как однажды заметил Марк Твен, на Земле, вероятно, нет ни акра, принадлежащего ее законному владельцу. Наши предки украли землю у более древних народов, а те, в свою очередь, отобрали ее у кого-то еще. В этом смысле мы все — преступники или, по крайней мере, мы извлекли выгоду из преступного поведения. Большинство принятых человеком законов в нашей существующей культуре пытается управлять поведением и ценностями в угоду верхушке общества и интересам большого бизнеса. Если мы хотим снизить уровень преступности, мы должны изменить факторы окружающей среды, ответственные за нее. И мы должны четко себе представлять, каково оно, преступное поведение, ибо его восприятие, как и понятие о красоте, зачастую субъективно и строго индивидуально. В некоторых случаях причиной преступлений становится недостаточная покупательная способность, когда человек не отождествляет свои интересы с интересами существующего общества или не понимает последствий своих действий для себя и для окружающей среды. В областях с низкой плотностью населения при изобилии еды и воды нет надобности воровать, и, как следствие, не существует законов против воровства. Если население превышает возможности ресурсов местности, то, что мы называем преступным поведением, есть результат дефицита, созданного искусственно или возникшего естественным путем. Один психиатр как-то сказал, что если бы он мог открыть ящик стола и дать каждому из своих пациентов 200 000$, у восьмидесяти процентов его клиентов не было бы потребности в его дальнейших услугах. Сегодня наши усилия по коррекции социально опасного поведения неадекватны и неверны. Когда-нибудь мы осознаем и поймем, что большинство форм так называемого преступного поведения, которое станет причиной заполнения тюрем на протяжении значительной части XXI века, порождалось борьбой за деньги и собственность в эпоху зачастую умышленно созданного дефицита и запланированного устаревания продукции. Четверо из пяти заключенных в штате Нью-Йорк родом из семи самых малообеспеченных его областей. Фанатизм, расизм, национализм, ревность, суеверия, жадность и эгоизм — приобретенные образцы поведения, которые усиливаются или подкрепляются нашим воспитанием. Эти образцы поведения не являются наследственными чертами или частью «человеческой натуры», как внушают большинству из нас. Если окружающая среда остается неизменной, подобное поведение будет иметь место снова и снова. Что касается межчеловеческих отношений, в этот мир мы приходим подобными чистому листу. В окончательном анализе любое суждение о нежелательном человеческом поведении бессмысленно, если отсутствует попытка изменить окружающую среду, которая его формирует. В обществе, где учитываются основные потребности человека, будет царить конструктивное поведение, и его члены, испытывающие затруднения в общественном взаимодействии, получат помощь вместо того, чтобы просто попасть за решетку. Стремление к особому этическому поведению имеет отношение к человеческим желаниям и идеалам. Функциональная этика — способность обеспечить протекание процесса, создающего жизнеспособную окружающую среду для всех людей без исключения. Посредством ее применения мы планируем обеспечить себе чистый воздух и воду, товары и услуги, здоровую и инновационную окружающую среду, приносящую эмоциональное и интеллектуальное удовлетворение. Трудно представить себе решения, которые служили бы интересам большинства при кредитно-денежной системе. Это невозможно без всесторонней модернизации нашего социального строя и замены системы кредитно-денежных отношений на систему ресурсо-ориентированной экономики, регулируемой с научной точки зрения.
ЗАКОНЫ ПРИРОДЫ
Осознаем мы это или нет, каждый человек, будь он преступник или святой, является законопослушным гражданином. То есть, все мы подчиняемся законам природы, которые формируют наше поведение и ценности; человек не может существовать, не будучи подвластным этим естественным законам. Сегодня, однако, люди думают, что они не зависят от этих законов, и возносят себя на пьедестал. Они не осознают свою зависимость от законов природы. Люди строят храмы и умоляют разных богов изменить законы природы в соответствии с собственными предпочтениями. Они просят избавить их от таких бедствий как ураганы, наводнения или засуха. Мировые религиозные лидеры и их последователи не в состоянии остановить вспышки эпидемий гриппа, предотвратить наводнения или ураганы молитвой. Пока царят суеверия и невежество, человечество не сможет уничтожить войны, бедность и голод. Только с принятием того факта, что мы — не отдельно взятые существа во всеобъемлющем симбиотическом процессе природы, мы сможем с уверенностью сказать, что на Земле существует разумная жизнь. Некоторые полагают, что определенные законы природы, такие как сексуальное влечение (абсолютно естественный порыв), могут быть изменены указом Конгресса. Поэтому они и принимают законы против определенных видов человеческого сексуального поведения. Они утверждаются, несмотря на огромное количество доказательств, демонстрирующих, что эти поведенческие порывы не исчезают с введением поименованных законов в действие. Невозможно предотвратить тот или иной тип поведения через законодательство, если оно не соответствует законам и принципам природы. Законы природы нерушимы. Человек, который не получает надлежащее питание, не сможет иметь хорошую физическую форму, заболеет и, в конце концов, умрет. Есть определенные свойства материального мира, которые ни одно законодательство не в силах изменить. Хотя законы природы всем известны, сколько людей вынуждено нарушать их из-за нашей социально-экономической несостоятельности? С каждым приростом населения ценности и модели поведения в различных культурах меняются. Когда ресурсы становятся недостаточными, их управление и распределение становятся жесткими, принимаются законы, которые соответствуют новым условиям. Мы вновь вынуждены подчеркнуть, что ценности, привычки, мировоззрение, верования и социальное поведение данной культуры определяются влиянием окружающей среды. Земля оснащена природной системой рециркуляции, которую род человеческий разрушает все больше и больше. Наши реки, океаны и горизонты грунтовых вод переполняются строительным мусором, химическими отходами и сточными водами. Мусорные свалки содержат горы ядовитого и веками неразлагающегося хлама. Восстановление окружающей среды в мире нерегулируемой конкуренции — процесс весьма сложный. Как только мы спасаем реку, в море строят очередную нефтяную платформу. Как только разрабатывается технология для выполнения конкретной задачи, управление жизнеобеспечивающей средой также требует интеллектуального усилия для управления системами ввода-вывода. Они должны существовать в гармонии с естественным симбиотическим процессом. Поскольку люди нарушают симбиотический процесс природы, мы расплачиваемся за это потерей пахотных земель, экологической деградацией, загрязнением океанов, территориальными спорами и войнами. Международные соглашения и законы бессмысленны и контрпроизводительны, если они не соответствуют несущей способности окружающей среды. Мы наблюдаем мир природы, мы восхищаемся функциональным дизайном и эстетическими аспектами, которые являются побочными продуктами его функционирования. Изобретательная организация естественного развития произвела очертания, формы, окраску и уникальные конфигурации, адекватные окружающей среде, которая их взлелеяла. Законы, которые управляют материальным миром и техническими принципами, универсальны и применительно к людям. Что отличает человека, принадлежащего к технической сфере деятельности, — ученого или инженера — от политического деятеля или богослова, так это то, что при любых технических неполадках первый никогда не будет обвинять в этом оппозиционную партию или руку Всевышнего. Они не будут все сваливать на некомпетентность бывшего правительства. Если же они так поступят, маловероятно, что к их услугам прибегнут когда-либо вновь. Химик-технолог не может избежать ответственности за коррозию в трубах, отделавшись объяснением этого явления, свалив все на перекачку химикатов. Он отвечает за выбор используемых материалов. Ученые в ответе за проблемы, с которыми сталкиваются. В то время как некоторые люди избегают ответственности и оправдывают ошибки, ссылаясь на то, что человеку свойственно ошибаться, большинство ученых и инженеров стремятся минимизировать вероятность ошибки. Например, еще до строительства дамбы или любой новой физической структуры они проводят большое количество исследований, чтобы оценить и раскрыть недостатки в планировании. К сожалению, немногим удается приобрести хорошие аналитические навыки. Гуманитарные науки, вместо тщательного исследования, предлагают неопределенные и мистические объяснения физических явлений. Многие объяснения принимаются без достаточной информации или изучения тех или иных объектов. Но мистические объяснения не работают в техническом проектировании или любой другой отрасли естествознания. Если у нас не будет исчерпывающей информации, то наши решения и умозаключения будут неадекватными. Немногие гуманитарные науки создают базу для грамотного анализа, необходимого для рационального мышления. Вузовскому образованию отчаянно недостает практического ознакомления с естественными науками и законами природных явлений. В нашей программе по модернизации образования мы предлагаем, чтобы интеллектуальный анализ стал одним из основных предметов всех школьных программ. Потребовалось много десятилетий, чтобы понять, что человек живет по тем же законам природы, которые управляют планетами, звездами, живыми и неживыми системами. Человеческое поведение, поставленное над этими законами, является самонадеянным, ошибочным и опасным. Роботы и искусственный интеллект разрабатываются с целью расширения возможностей человеческого тела. Хотя и кажущийся отдельным, кибернетизированный мир представляет собой продвинутое и объективное расширение коллективного мышления, а также людских взаимоотношений друг с другом и миром, в котором мы обитаем. По сути, все ручные инструменты первобытных племен и их языки развились в качестве расширения человеческих качеств. Этот же самый процесс экстенсиональности отражен в наших книгах, архитектуре, математике и естественных науках. Сюда входят и живые и неживые системы, связанные с жизненным процессом, который поддерживает наше существование. Реализация этой всеобъемлющей взаимосвязи между живыми и неживыми системами поможет нам как виду перерасти нашу мелкую эгоистичность, которая довлела над родом человеческим на протяжении многих столетий. Если люди и их правительства не будут осведомлены об этих основных принципах, последствия для человечества будут губительными. Сегодня управление человеческими социальными системами основано на устарелых понятиях и примитивных суевериях, обслуживающих национальные интересы. Мы не достигнем реальной социальной зрелости, даже несмотря на наши искренние намерения, не поняв эти законы. Выживание человеческого рода зависит от признания этих неизменных принципов. Если мы не будем их использовать и продолжим действовать с высоты нашего антропоцентрического пьедестала, мы обречены на многократное повторение одних и тех же ошибок.
АССОЦИАТИВНАЯ ПАМЯТЬ
Поскольку мы исследуем человеческое поведение и влияние на нас окружающей среды, всегда возникает вопрос: а действительно ли мы думаем? На этот вопрос ответить невозможно, если мы не дадим определение тому, что мы называем «мышлением». Самое простое определение — разговор с самим собой. Термин «мышление» появился в результате не вполне успешной попытки описать умственную деятельность, которая в то время понималась не совсем точно. Мышление находится под влиянием процесса, именуемого ассоциативной памятью. Любое наше суждение, система ценностей, которую мы поддерживаем, или выраженное предпочтение всегда основаны на ассоциативной памяти. Она отражает воздействие среды и событий вокруг нас. Приведем пример работы ассоциативной памяти: если мы увидим цветок, подобный розе, но с маленьким темным пятном в середине, мы, вероятно, понюхаем его. Наш опыт подсказывает, что у роз приятный аромат. Если же он окажется резким, то самое темное пятно определит нашу будущую реакцию на другие цветы подобного типа. Нас не будут отпугивать розы без темных пятен, но мы подумаем дважды, прежде чем понюхать те цветы, что связаны с нашим неприятным опытом. Ассоциативная память идентифицирует объекты, места или людей. Тот же самый процесс относится к слуху, осязанию, обонянию, чувствам, суждениям и мнениям. Все системы принятия решений основаны на ассоциативной памяти. Именно так мы формулируем решения о том, что хорошо или плохо, верно или нет, определяем критерии эстетичности и красоты. Красота воспринимается не глазом, а ассоциативной памятью смотрящего. Энтомологу внешность паука покажется красивой, в то время как другие могут счесть ее отталкивающей. Если бы мы жили в стране, где нормой считался бы нос в 15 см длиной, те, чей нос не дорос до «идеала», без сомнения, отправились бы к пластическому хирургу, чтобы привести себя в соответствие с принятыми стандартами. Когда эскимос, не находящийся под влиянием современной цивилизации, думает о транспортировке, наиболее вероятно, он представляет упряжку собак, тянущих сани. Не зная других видов жилья, уроженцы джунглей Амазонки думают о доме как о соломенной хижине. Никто не может преодолеть влияния своей среды, включая собственный опыт, многочисленные примеры чему существуют в нашей собственной культуре. Большинство из нас воспринимает мозг как вместилище безграничной неиспользованной информации. Люди говорят о том, что надо бы дать выход лучшим и самым благородным качествам человека. Но нельзя дать выход тому, чего нет. Такое восприятие человеческого разума чрезвычайно опасно и необоснованно. Если бы инженеру-электрику восемьдесят лет назад вручили микросхему и попросили поразмыслить о сфере ее использования, даже если бы он распилил ее, ему не хватило бы базовых знаний, чтобы понять ее предназначение. Импликации и способность понять принцип действия ассоциативной памяти могут значительно изменить восприятие окружающего нас мира и самих себя. Это даже поднимет вопрос относительно того, насколько свободны наша так называемая личность и наш выбор.
ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|