|
Тема 4. Бюджет и бюджетная системаФинансовые ресурсы предприятий, направляемые на развитие территорий. Важнейшей составной частью финансового обеспечения населенных мест, развития и содержания в них производственной и социальной инфраструктуры являются средства предприятий и хозяйственных организаций. Главным источником формирования средств предприятий, предназначенных для социально-бытовой инфраструктуры, является их прибыль. Из прибыли, которая остается в распоряжении предприятий, формируются целевые фонды. Значительный объем финансовых ресурсов предприятий направляется на содержание подведомственных им объектов жилищно-коммунального и культурно-бытового назначения. В ведомственном подчинении находятся жилищный фонд, коммунальные предприятия, детские дошкольные учреждения, дома отдыха, санатории и т.д. Развитие в городских поселениях промышленности сопровождается, как правило, ростом числа их жителей. И то, и другое ведет к увеличению нагрузки на городские коммуникации, что требует их реконструкции и увеличения эксплуатационных расходов. Однако территориальные органы власти не всегда располагают необходимыми для этого ресурсами. Все это вынуждает их обращаться за помощью к предприятиям, находящимся на подведомственной им территории. Предприятия выделяют материальные, финансовые и трудовые ресурсы на общегородские мероприятия. Промышленные предприятия берут на себя заботы по прокладке и поддержанию дорог и тротуаров вдоль своих объектов, освещению и озеленению прилегающих к ним территорий, ремонтируют транспортные и водопроводно-канализационные и другие коммуникации. Во многих городах для координации такой помощи созданы советы директоров предприятий, на которых решается вопрос о вкладе каждого предприятия в финансирование общегородских мероприятий. В последние десятилетия в практику хозяйственной работы на местах широко внедряется метод долевого участия предприятий в создании объектов инфраструктуры. Все чаще средства предприятий стали объединяться со средствами территориальных бюджетов. Такая форма использования средств предприятий прогрессивна и перспективна. Она способствует кооперации ресурсов ведомств и местных органов власти, более рациональному их использованию, комплексности застройки городских массивов, более быстрому достижению экономического и социального эффекта от вкладываемых средств. Вместе с тем надо отметить, что в условиях становления рыночных отношений и экономического кризиса многие предприятия в целях снижения себестоимости своей продукции и повышения конкурентоспособности пошли по пути не только сокращения выделения средств на общерегиональные мероприятия, но и отказа от подведомственных объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения. А это усиливает нагрузку на местные бюджеты по содержанию и развитию социальной инфраструктуры. Следует полагать, что после выхода страны из экономического кризиса, с укреплением финансового положения предприятий они, в целях социальной защищенности своих трудовых коллективов и улучшения условий проживания их в населенных пунктах, будут увеличивать выделение средств на социальную инфраструктуру и осуществление общерегиональных мероприятий. Все это приведет вновь к повышению значения средств предприятий в территориальных финансах.
Муниципальные внебюджетные фонды Один из возможных путей концентрации средств предприятий на финансирование общерегиональных мероприятий – образование муниципальных внебюджетных фондов экономического и социального развития. Муниципальный внебюджетный фонд может формироваться за счет следующих источников: • добровольные взносы юридических и физических лиц; • доходов от аукционов; • штрафов за загрязнение окружающей среды, нерациональное использование природных ресурсов и другие нарушения природоохранного законодательства, санитарных норм и правил, а также платежей, компенсирующих причиненный ущерб; • штрафов за административные и другие правонарушения, налагаемые органами местного самоуправления и их должностными лицами на основе законодательства РФ. Муниципальные внебюджетные фонды создаются на основании решений местных представительных органов власти. В соответствии с их решениями исполнительные органы власти открывают в банках специальные счета для хранения средств, поступающих в фонды. Для управления фондом может создаваться коллегиальный орган, состоящий из представителей местных органов власти и заинтересованных предприятий и организаций. Коллегиальный орган принимает решение об использовании средств фонда. Мобилизованные в такие фонды средства могут быт направлены на расходы, связанные: • со строительством на кооперативных началах объектов социально-бытового назначения; • с увеличением текущих расходов бюджета (за исключением лимитированных расходов), а также финансированием плановых затрат в случае невыполнение планового размера доходов; • с перерасходами установленных смет и нормативов. Средства, полученные за счет взносов предприятий, должны, как правило, использоваться на создание и содержание объектов общерегионального назначения. Создание муниципальных внебюджетных фондов в населенных пунктах содействует: • концентрации средств предприятий и местных органов на развитие социально-бытовой инфраструктуры; • усилению материальной заинтересованности местных органов в результатах своей хозяйственной деятельности; • укреплению финансовых ресурсов местных органов власти, что придаст необходимую устойчивость их финансовой базе при выполнении возложенных на них функций и плановых задач; • более эффективному использованию материальных и финансовых ресурсов нашего общества; • усилению экономической связи местных органов с предприятиями, расположенными на подведомственной им территории; • освобождению предприятий от выполнения несвойственных им функций по развитию местного хозяйства; • расширению финансовых возможностей местных органов для ликвидации диспропорции между производственными и непроизводственными сферами и диспропорции внутри инфраструктуры; • росту влияния местных органов власти на развитие отдельных отраслей инфраструктуры, повышению технического уровня подведомственных предприятий, организаций и учреждений, что создает необходимые условия для их динамичного развития; • повышению уровня обслуживания и совершенствованию услуг, оказываемых населению.
Тема 6. Внебюджетные специальные фонды. Тема 7. Страхование. Основные понятия и экономическая сущность страхования. Страхование возникло и развивалось, имея своим основным назначением страховую защиту людей от различных непредвиденных негативных случайностей. Общественное развитие человечества сочетает в себе два противоречивых начала. С одной стороны, действуют диалектические противоречия между человеком и природой, с другой – противоречия, возникающие внутри общества в процессе производства материальных благ. Иначе говоря, в человеческом обществе объективно существуют и действуют условия для наступления событий и непредвиденных обстоятельств, имеющих негативные последствия, которые принято называть страховыми случаями. Зачастую эти страховые случаи наносят обществу и отдельным гражданам чрезвычайный по своим масштабам имущественный ущерб, или убыток. Противоречия между человеком и природоразрушительными силами, между людьми в процессе общественного производства и предпринимательства порождают необходимость предупреждения и преодоления разрушительных последствий, стихийных и других бедствий, а также безусловного возмещения материальных потерь. Экономическая категория страхования является составной частью финансовой категории, находящейся в подчинённой связи с категорией финансов, и представляет собой систему экономических отношений между страховщиками и страхователями по защите имущественных интересов физических и юридических лиц при наступлении определённых страховых случаев за счёт денежных фондов, формируемых из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий), а также систему хозяйственной и предпринимательской деятельности, инвестирования временно свободных денежных средств с целью получения дохода в прибыльные объекты материального производства, ценные бумаги, недвижимость и т.д. Можно выделить следующие признаки, характеризующие экономическую категорию страхования: • денежные перераспределительные отношения между участниками страхования, обусловленные наличием страхового риска как вероятности и возможности наступления страхового случая, способного нанести материальный ущерб; • замкнутая раскладка ущерба, основанная на вероятности того, что число пострадавших, как правило, меньше числа участников страхования; • перераспределение ущерба между территориальными единицами (внутренний, внешний, глобальный (мировой) страховые рынки), и во времени (годы, сезонность). Экономическая сущность страхования в отличие от общей сущности страхования, состоящей в «замкнутой» раскладке возможного ущерба между заинтересованными лицами, заключается в формировании страховщиком денежных фондов из уплачиваемых страхователями страховых взносов (премий), предназначенных для производства страховых выплат страхователям, застрахованным, «третьим» лицам или выгодоприобретателям при наступлении страховых случаев, оговоренных в договоре страхования. К основным понятиям страхования можно отнести следующие: Страхователь — полисодержатель; физическое или юридическое лицо, выражающее страховой интерес и вступающее в гражданско-правовые отношения со страховщиком в силу закона и двусторонней сделки (договора согласия). Страхователь обязан своевременно вносить страховые взносы (премии). При наступлении страхового случая страхователь имеет право по закону или на основании договора получить денежную сумму. Объектом страхования является: в личном страховании — жизнь, здровье, трудоспособность граждан; в имущественном страховании — здания, сооружения, транспортные средства, фрахт, коллекции, домашнее имущество, перевозимые грузы и др. материальные ценности; гражданская ответственность физического или юридического лица за материальный ущерб (вред), причиненный своими действиями (бездействием) третьим лицам. Страховой интерес — это мера материальной заинтересованности в страховании. Страховой случай — фактически наступившее событие, влекущее обязанность страховщика произвести страховую выплату страхователю, застрахованному лицу, третьим лицам. В имущественном страховании такими событиями могут быть: стихийное бедствие, несчастные случаи, вызвавшие преждевременную гибель или повреждение имущества. В личном страховании — это дожитие застрахованного лица до определенного возраста, утрата им трудоспособности, здоровья в результате несчастного случая. Страховая сумма — это та сумма денежных средств, на которую окончательно застрахован объект страхования и в пределах которой страховщик обязан нести ответственность. Страховой платеж (страховая премия) ~ это взнос, который страхователь обязан выплачивать страховщику. Экономическое содержание страхования как относительно самостоятельной категории финансов находит выражение в двух функциях: 1) формирование специализированного страхового фонда денежных средств; 2) целевое использование средств страхового фонда. Денежная форма выражения является общей и для страхования, и для финансов, но в страховании в рамках названных функций проявляются и другие, характерные только для страхования, такие как рисковая, предупредительная и сберегательная. Рисковая функция – главная, так как только при ее действии происходит перераспределение денежной формы стоимости среди участников страхования. Данная функция находит свое выражение в возмещении ущерба по риску при наступлении страхового события. Предупредительная функция выражается в финансировании необходимых мер по уменьшению риска за счет средств страхового фонда. Сберегательная функция проявляется только в личном страховании при заключении долгосрочных договоров страхования жизни. Страховые взносы, уплачиваемые страхователем, накапливаются в страховой компании до определенного срока, а затем выплачиваются ему в виде страховой суммы.
7.2. Классификация страхования. Вопрос о классификации страховых рисков имеет первостепенное значение, так как страховые организации в целях успешного ведения дела обычно специализируются на оказании отдельных страховых услуг, в то же время круг объектов страхования необычайно широк. Ранее в СССР различали две формы страхования — обязательное и добровольное. Полностью выпадали из поля зрения страховщиков такие виды риска, как предпринимательство, финансовые сферы, да и в имущественном и личном страховании выбор услуг был крайне ограничен. Такая система классификации не отвечает сложившимся в настоящий момент на страховом рынке условиям. Анализируя зарубежный опыт, при всем разнообразии подходов к принципам классификации, можно остановиться на следующем порядке. Во-первых, по юридическому признаку все виды страховых операций делятся на добровольные и обязательные. Далее, в зависимости от объекта страхования различают личное и имущественное. Кроме того, однородные риски обычно группируются в классы страхования, такие как: огневое, от несчастных случаев, транспортное, жизни, пенсий и т.д. Различают также виды, связанные с защитой юридических лиц, включая все виды предпринимательской деятельности, и страхование физических лиц, например, страхование жизни, пенсий и т. д. Ряд видов страховой деятельности имеет комплексный характер, обеспечивающий всестороннюю страховую защиту какого-либо имущества или вида деятельности (например, автотранспортное страхование). Отдельным видом можно назвать перестрахование, являющее новым видом деятельности для наших страховщиков. Наиболее точное определение перестрахования дано в Немецком торговом уставе, где оно трактуется как страхование риска, взятого на себя страховщиком. Целью перестрахования является защита страховщика от возможных финансовых потерь. В отличие от страхования перестрахование в большинстве стран не регулируется установленными законом фиксированными правилами. В качестве правовой основы перестраховочного бизнеса используется договор перестрахования – соглашение между страховой и перестраховочными компаниями, а также деловые обычаи и традиции. Неоднократные попытки стандартизировать правила, условия и методы перестрахования не были приняты и использованы на рынке, так как перестраховочное договорное право постоянно изменяется в соответствиями с требованиями международного рынка перестрахования. Без развития перестрахования невозможно говорить о полноценном развитии страхового рынка. Расширяя сферу своих услуг, страховщики предлагают страхователям все новые и новые виды страховой защиты, поэтому и классификация страховых видов постоянно нуждается в дополнении и изменении.
7.3. Роль и место страховых рынков в экономике. При командно-административной системе управления народным хозяйством, доминирующей роли государства во всех сферах и формах собственности, слабой экономической ответственности руководителей и трудовых коллективов за её сохранность страхование не имело и не могло иметь подобающего значения в экономике страны. Развёртывание рыночных отношений в перестроечный период, когда товаропроизводители, банкиры, бизнесмены, предприниматели, фермеры и другие лица негосударственного сектора экономики начинают действовать на свой «страх и риск», существенно повышается роль и место страхования в системе экономических отношений. Не регулируемая государством взаимосвязь спроса и предложения стимулирует появление таких страховых услуг, которые необходимы потенциальному страхователю. Свобода ценообразования, выраженная в тарифах на те или иные страховые услуги, создаёт условия для конкуренции между страховщиками, а следовательно, и для улучшения качества обслуживания. Регулирующую роль в условиях существования экономической конкуренции играет страховой рынок. Страховой рынок – это особая социально-экономическая структура, определённая сфера денежных отношений, где объектом купли – продажи выступает страховая защита, формируется предложение и спрос на неё. Обязательным условием существования страхового рынка является наличие потребности на страховые услуги и наличие страховщиков, способных удовлетворить эти потребности. Иначе говоря, страховой рынок представляет собой совокупность экономических отношений по купле – продаже страховой услуги и обеспечивает органическую связь между страховщиком и страхователем в части реализации страхового продукта. Основными экономическими законами функционирования страхового рынка являются закон стоимости и закон спроса и предложения. Потребительской стоимостью страхового продукта (услуги) является обеспечение страховой защиты имущественных интересов физических и юридических лиц в форме страхового покрытия возможного ущерба. Цена страховой услуги выражается в тарифной ставке, которая складывается на основе спроса и предложения. Роль страховых рынков на современном этапе заключается в том, что они всё больше выполняют функции специализированных кредитных и инвестиционных институтов и в силу этого страховые компании занимают главенствующее положение на финансовом рынке. Зарубежный опыт свидетельствует, что страховому рынку присущи мощные стимулы саморазвития: инициатива и предпринимательство, новаторство, гибкость, активность. Государство может участвовать в рыночных отношениях как страховщик через государственные страховые организации и оказывать воздействие на функционирование страхового рынка различными законодательными актами. Государственное регулирование страховой деятельности дополняет рыночный механизм страхования, усиливает его положительные стороны. При этом механизм государственного регулирования страховой деятельности «сплетается» с рыночным механизмом страхования. После отмены государственной монополии на проведение всех видов страховых операций современный российский рынок страхования развивался очень активно. По данным Государственного реестра на 1 января 2000 г. было зарегистрировано 1532 компании, в том числе с участием иностранного капитала – 60. Для современного периода существования национального страхового рынка характерна концентрация страхового капитала за счет ухода мелких страховых организаций и образования страховых групп. Развитие страхового рынка должно оказывать непосредственное влияние на развитие инвестиционной активности. Так, в развитых странах на долю страховых организаций приходится до 50 % накоплений, инвестируемых в развитие производства. Крупные страховые компании, вкладывая свои временно свободные финансовые ресурсы в акции, облигации и другие ценные бумаги, являются важнейшим фактором ускорения инвестиционной и инновационной деятельности и оказывают положительное влияние на регулирование денежной массы. На сегодняшний день в России низкий удельный вес страховых премий в ВВП не позволяет страховщикам существенно влиять на перераспределение финансовых ресурсов. В целях ускорения развития отечественного страхового рынка необходимо повысить уровень доверия граждан к страховым компаниям, законодательно увеличить минимальный размер их уставного капитала, а также создать более льготные условия для отнесения затрат на страхование по его отдельным видам на себестоимость продукции (налоговые вычеты). Постепенное снижение величины страховых премий за счет увеличения круга страхователей, введение и продвижение на страховой рынок новых страховых продуктов также позволит привлечь на страховой рынок потребителей страховых услуг. Тема 4. Бюджет и бюджетная система 4.1 Социально-экономическая сущность и роль бюджета государства. Бюджет – это центральное звено системы финансов, выражающее все её основные качественные признаки. Поскольку государственные финансы – это система императивных (требовательных) денежных отношений, в процессе которых образуются и используются государственные централизованные денежные фонды, то и бюджет представляет собой систему денежных отношений, но более узкую, а именно: бюджет – это система императивных денежных отношений, в процессе которых образуется и используется бюджетный фонд. Бюджетный фонд – это централизованный денежный фонд, предназначенный для финансирования широкого круга общественных потребностей (благ) – отраслей хозяйства, социальных нужд, управления, обороны и т.д. Бюджетный план - это документ, в котором бюджет как система денежных отношений выражен количественно (суммарно). Иными словами, составляется, рассматривается, утверждается и исполняется бюджетный план – основной финансовый документ страны. В процессе исполнения “бюджетного плана” образуется и используется ”бюджетный фонд” основной государственный централизованный денежный фонд. Сущность любой экономической категории, в т.ч. и бюджета, проявляется в её функциях. Функции бюджета: 1 образование бюджетного фонда (бюджетные доходы), т.е. налоги, займы, доходы от государственной собственности, доходы от эмиссии бумажных денег; 2 использование бюджетного фонда (бюджетные расходы), т.е. конкретные целевые бюджетные расходы; 3 контрольная, т.е. обуславливает возможность эффективного воздействия государства на все экономические процессы. Бюджет играет важную экономическую, социальную и политическую роль в воспроизводственном процессе. Используя средства бюджетного фонда на финансирование наиболее прогрессивных, приоритетных отраслей народного хозяйства, государство влияет на перераспределение национального дохода между отраслями. Через бюджет доходы более рентабельных отраслей перераспределяются в отрасли с низкой рентабельностью (например, из промышленности в сельское хозяйство). Финансируя за счет бюджетного фонда содержание учреждений и организаций социальной сферы, государство обеспечивает воспроизводство рабочей силы (просвещение, культура, здравоохранение, оборона и пр.). Через бюджет перераспределяются доходы между федеральным уровнем и административными территориями (субъектами РФ).
4.2. Состав и структура расходов федерального бюджета. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, расходы бюджета – это денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления. Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы. Капитальные расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая инновационную и инвестиционную деятельность, включающая статьи расходов, предназначенные для инвестиций в действующие или вновь создаваемые юридические лица в соответствии с утвержденной инвестиционной программой, средства, предоставляемые в качестве бюджетных кредитов на инвестиционные цели юридическим лицам, расходы на проведение капитального (восстановительного) ремонта и иные расходы, связанные с расширенным воспроизводством, расходы, при осуществлении которых создается или увеличивается имущество, находящееся в собственности соответственно Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, другие расходы бюджета, включенные в капитальные расходы бюджета в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации. В составе капитальных расходов бюджетов может быть сформирован бюджет развития. Порядок и условия формирования бюджета развития определяются федеральным законом. Текущие расходы бюджетов - часть расходов бюджетов, обеспечивающая текущее функционирование органов государственной власти, органов местного самоуправления, бюджетных учреждений, оказание государственной поддержки другим бюджетам и отдельным отраслям экономики в форме дотаций, субсидий и субвенций на текущее функционирование, а также другие расходы бюджетов, не включенные в капитальные расходы в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации. В соответствии со ст. 84 БК РФ, исключительно из федерального бюджета финансируются следующие функциональные виды расходов: • обеспечение деятельности Президента Российской Федерации, Федерального Собрания Российской Федерации, Счетной палаты Российской Федерации, Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов, другие расходы на общегосударственное управление по перечню, определяемому при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год; • функционирование федеральной судебной системы; • осуществление международной деятельности в общефедеральных интересах (финансовое обеспечение реализации межгосударственных соглашений и соглашений с международными финансовыми организациями, международного культурного, научного и информационного сотрудничества федеральных органов исполнительной власти, взносы Российской Федерации в международные организации, другие расходы в области международного сотрудничества, определяемые при утверждении федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год); • национальная оборона и обеспечение безопасности государства, осуществление конверсии оборонных отраслей промышленности; • фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу; • государственная поддержка железнодорожного, воздушного и морского транспорта; • государственная поддержка атомной энергетики; • ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий федерального масштаба; • исследование и использование космического пространства; • содержание учреждений, находящихся в федеральной собственности или в ведении органов государственной власти Российской Федерации; • формирование федеральной собственности; • обслуживание и погашение государственного долга Российской Федерации; • компенсация государственным внебюджетным фондам расходов на выплату государственных пенсий и пособий, других социальных выплат, подлежащих финансированию в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств федерального бюджета; • пополнение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней, государственного материального резерва; • проведение выборов и референдумов Российской Федерации; • федеральная инвестиционная программа; • обеспечение реализации решений федеральных органов государственной власти, приведших к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов бюджетов других уровней; • обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на другие уровни власти; • финансовая поддержка субъектов Российской Федерации; • официальный статистический учет; • прочие расходы. В соответствии со ст. 85 БК РФ, совместно за счет средств федерального бюджета, средств бюджетов субъектов Российской Федерации и средств местных бюджетов финансируются следующие функциональные виды расходов: • государственная поддержка отраслей промышленности (за исключением атомной энергетики), строительства и строительной индустрии, газификации и водоснабжения, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитенов; • обеспечение правоохранительной деятельности; • обеспечение противопожарной безопасности; • научно-исследовательские, опытно-конструкторские и проектно-изыскательские работы, обеспечивающие научно-технический прогресс; • обеспечение социальной защиты населения; • обеспечение охраны окружающей природной среды, охраны и воспроизводства природных ресурсов, обеспечение гидрометеорологической деятельности; • обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба; • развитие рыночной инфраструктуры; • обеспечение развития федеративных и национальных отношений; • обеспечение деятельности избирательных комиссий субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации; • обеспечение деятельности средств массовой информации; • прочие расходы, находящиеся в совместном ведении Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. За последние годы, в структуре расходов федерального бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на такие статьи расходов, как: 1) обслуживание государственного долга; 2) национальная оборона; 3) правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства; 4) финансовая помощь бюджетам других уровней; 5) международная деятельность.
4.3 Состав и структура доходов федерального бюджета. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, доходы бюджета – это денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления. В соответствии со ст.49 БК РФ установлены следующие виды доходов федерального бюджета: 1) в доходы федерального бюджета зачисляются собственные налоговые доходы федерального бюджета, за исключением налоговых доходов, передаваемых в виде регулирующих доходов бюджетам других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 2) в доходы федерального бюджета полностью поступают собственные неналоговые доходы: - доходов от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении соответственно федеральных органов исполнительной власти, - в полном объеме; • части прибыли унитарных предприятий, созданных Российской Федерацией, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей, - в размерах, устанавливаемых Правительством Российской Федерации; • прибыль Банка России - по нормативам, установленным федеральными законами; • доходы от внешнеэкономической деятельности; • средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации и иные суммы принудительного изъятия; • иные неналоговые доходы. 3) в процессе исполнения федерального бюджета в его доходы могут поступать средства по взаимным расчетам из бюджетов субъектов Российской Федерации, другие безвозмездные перечисления. Под взаимными расчетами понимаются операции по передаче средств между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, связанные с изменениями в налоговом и бюджетном законодательстве Российской Федерации, передачей полномочий по финансированию расходов или передачей доходов, происшедшими после утверждения закона (решения) о бюджете и не учтенными законом (решением) о бюджете. В структуре доходов федерального бюджета РФ наибольший удельный вес приходится на налоговые статьи доходов (около 94 % от общей суммы доходов) такие, как: НДС, таможенные пошлины, акцизы, налог на прибыль предприятий, подоходный налог с физических лиц, платежи за пользование природными ресурсами и пр. На долю неналоговых доходов приходится около 6 % всех доходов федерального бюджета, среди которых выделяются: доходы от имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от внешнеэкономической деятельности и пр.
4.4 Бюджетный дефицит и методы его финансирования. В соответствии со ст. 6 Бюджетного кодекса РФ, дефицит бюджета – это превышение расходов бюджета над его доходами. Причины, которые приводят к бюджетному дефициту: 1) чрезвычайные обстоятельства, связанные с войнами, стихийными бедствиями; 2) кризис экономики, который выражается в спаде производства и высокой инфляции; 3) осуществление крупных государственных вложений в экономику. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год с дефицитом соответствующим законом (решением) о бюджете утверждаются источники финансирования дефицита бюджета. В случае принятия бюджета на очередной финансовый год без дефицита соответствующим законом (решением) о бюджете может быть предусмотрено привлечение средств из источников финансирования дефицита бюджета для финансирования расходов бюджета в пределах расходов на погашение долга. Размер дефицита федерального бюджета, утвержденный федеральным законом о федеральном бюджете, не может превышать суммарный объем бюджетных инвестиций и расходов на обслуживание государственного долга Российской Федерации в соответствующем финансовом году. Размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации, утвержденный законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год, не может превышать 15 процентов объема доходов бюджета субъекта Российской Федерации без учета финансовой помощи из федерального бюджета. В случае утверждения законом субъекта Российской Федерации о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита бюджета субъекта Российской Федерации может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. Размер дефицита местного бюджета, утвержденный нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год, не может превышать 10 процентов объема доходов местного бюджета без учета финансовой помощи из федерального бюджета и бюджета субъекта Российской Федерации. В случае утверждения нормативным актом представительного органа местного самоуправления о бюджете на соответствующий год размера поступлений от продажи имущества предельный размер дефицита местного бюджета может превышать ограничение, установленное частью первой настоящего пункта, но не более чем на величину поступлений от продажи имущества. В соответствии со ст.94 БК РФ установлены следующие источники финансирования дефицита федерального бюджета РФ: 1) внутренние источники в следующих формах: • кредиты, полученные Российской Федерацией от кредитных организаций в валюте Российской Федерации; • государственные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; • бюджетные ссуды и бюджетные кредиты, полученные от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; • поступления от продажи имущества, находящегося в государственной собственности; • сумма превышения доходов над расходами по государственным запасам и резервам; • изменение остатков средств на счетах по учету средств федерального бюджета; 2) внешние источники в следующих формах: • государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте путем выпуска ценных бумаг от имени Российской Федерации; • кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, международных финансовых организаций, предоставл Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|