|
В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМСовершенно очевидно то, что учебное занятие по иностранным языкам не может вместить весь объем материала, который интересует студентов и все то, что необходимо для практического овладения иностранным языком. На наш взгляд, благоприятные условия для удовлетворения индивидуальных интересов студентов, а также для привития речевых умений и навыков создает многосторонняя внеаудиторная работа. Принимая участие во внеаудиторных мероприятиях, студенты выходят за тесные рамки учебников, приобретают многие необходимые навыки – учатся самостоятельно подбирать и анализировать материал, пользоваться справочной литературой, и ресурсами Интернета, общаться на иностранных языках. Не секрет, что для многих студентов иностранный язык не является любимым предметом. К началу обучения в Вузе интерес к изучению любого иностранного языка у большинства выпускников школ пропадает. Объяснить этот факт можно различными причинами, в число которых входит и сложностью изучаемого материала. Именно поэтому, мы полагаем, что одной из главных целей внеаудиторной работы по иностранным языкам, является развитие у студентов интереса к иностранному языку и воспитание потребности изучать его. Исследования в области педагогики и психологии, убедительно доказывают, что основным внутренним мотивом обучения является, познавательный интерес. Поэтому и важно развитие у студентов познавательного интереса к иностранным языкам. Понятно, что этот интерес развивается, прежде всего, на занятиях, но несомненен и тот факт, что внеаудиторная работа предоставляет преподавателю такую уникальную возможность как попытка заинтересовать студентов своим предметом, сделав его одним из любимых. В связи с этим внеаудиторная работа по иностранным языкам является важнейшей составной частью профессиональной деятельности преподавателя. Взяв за основу главную цель внеаудиторной работы по иностранным языкам, следует выделить несколько частных задач, которые решает преподаватель в процессе такой деятельности: - воспитание коммуникативной культуры студентов; - расширение и углубление запаса знаний студентов и формирование лингвистической компетенции; - выявление и поддержка лингвистическиодаренных студентов; - совершенствование психологических качеств личности студентов: любознательности, инициативности, трудолюбия, воли, настойчивости, самостоятельности в приобретении знаний. Являясь важной составной частью методики обучения иностранному языку, внеаудиторная работа не может не основываться на методических принципах: внимания к материи языка, понимания языковых значений, оценки выразительности речи и т.д. Как известно, существуют принципы, формирующие так называемый фундамент внеаудиторной работы по предмету. Это, прежде всего принцип добровольного участия студентов во всех внеаудиторных формах, принцип самодеятельности, который предполагает самостоятельность студентов в подготовке и проведении мероприятий и принцип равноправного участия. Формы организации внеаудиторной работы по иностранным языкам разнообразны: беседы, конкурсы, викторины, устные журналы, олимпиады, игры, конференции, презентации и т. д. Кроме того можно выделить и формы внеаудиторной работы: по способу подачи языкового материала – устные и письменные; по частоте проведения – систематические (постоянные) и эпизодические (разовые); по количеству участников – индивидуальные, групповые, массовые. Каждая из вышеприведенных форм внеаудиторной работы имеет несколько видов, которые отличаются друг от друга и методикой проведения, и объемом используемого языкового материала, и характером участия студентов в работе. Систематически и планомерно осуществляемая внеаудиторная работа по иностранным языкам имеет большое образовательно-воспитательное значение и способствует овладению изучаемым иностранным языком как средством общения. Большую роль в организации учебного процесса на факультете прикладной лингвистики Иркутского государственного технического играет внеаудиторная работа, которая включает в себя проведение ежегодных лингвистических конкурсов. Конкурсы проводятся по нескольким номинациям и позволяют студентам применить свои знания и творческие способности в сочинении стихов, сказок и поздравлений, художественном и поэтическом переводе, умении рассказать о своей профессии и представить страну изучаемого языка. Предлагаемая система лингвистических конкурсов подразумевает внеаудиторную творческую работу студентов, как самостоятельную работу, так и под руководством преподавателя. В мероприятиях участвует большое число студентов, поскольку конкурсы проводятся в несколько уровней (кафедральный, университетский, межвузовский) и отвечают разнообразным интересам и увлечениям студентов. Во внеаудиторной работе по иностранным языкам на факультете прикладной лингвистики достойное внимание уделяется проведению студенческих конференций. Это связано с тем, что с их помощью удается глубже изучать интересный и актуальный материал, вовлекать в самостоятельную работу с различными источниками знаний большое количество студентов с разным уровнем владения языком, теснее осуществлять связь с учебной работой по предмету, систематизировать и обобщать знания и по другим дисциплинам.Цель такого вида конкурса – стимулировать изучение иностранного языка, способствовать расширению страноведческого кругозора студентов и повышению их лингвокультурной компетенции. Конференции могут различаться по содержанию: - конференции, обобщающие и систематизирующие знания по программным темам; - конференции, раскрывающие практическое применение полученных знаний; - конференции, содержание которых раскрывает жизнь и деятельность великих людей. - конференции, на которых обобщаются знания межпредметного характера. И так, расскажем подробнее о ежегодной студенческой конференции «Язык, культура, образование и наука в странах изучаемого языка», проводимой кафедрой иностранных языков для гуманитарных специальностей ИрГТУ. Проведению конференций предшествует длительная работа. За полтора-два месяца до начала конференции проводится предварительная работа. А именно, создается оргкомитет конференции из числа преподавателей кафедры, который определяет круг обсуждаемых проблем и выпускает информационное письмо. В информационном письме студентам предлагаются темы докладов, например: - Традиции и обычаи народов страны изучаемого языка. - Образы и символы страны изучаемого языка. - Выдающиеся личности страны изучаемого языка. - Чем может гордиться современный житель страны изучаемого языка. В процессе подготовки докладов студенты самостоятельно занимаются поиском разнообразных страноведческих материалов, консультируясь по мере необходимости с преподавателем. Активному вовлечению студентов в проведение конференции предшествует этап написания рефератов по теме конференции. Оргкомитет изучает все представленные доклады и составляет программу конференции. Конференция начинает свою работу пленарным заседанием, где заслушиваются наиболее интересные доклады. Затем начинают работать языковые секции. Официальный язык конференции – иностранный (английский, немецкий, французский, испанский). Студенты, которые имеют низкий уровень владения иностранным языком, могут представить свое выступление на русском языке. Поэтому любой желающий может принять участие в этом мероприятии. По окончанию работы конференции студенты обсуждают представленные доклады, высказывают свои предложения по организации, отмечают понравившиеся сообщения. Студенты, подготовившие лучшие доклады, награждаются призами и грамотами. По результатам работы конференции издается сборник материалов. Принимая участие в подобной работе, студенты учатся понимать разговорный язык, учатся задавать вопросы и отвечать на них, а главное, учатся выступать перед аудиторией. Подобного рода мероприятие является важным фактором при подготовке молодого специалиста и учёного. Выигрывают все: сам студент приобретает навыки, которые пригодятся ему в течение всей жизни, в каких бы отраслях он не работал: самостоятельность суждений, умение концентрироваться, постоянно обогащать собственный запас знаний, обладать многосторонним взглядом на возникающие проблемы, просто уметь целенаправленно и вдумчиво работать.
Пензева Е.П. Иркутский государственный технический университет Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом... Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право... Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам... Конфликты в семейной жизни. Как это изменить? Редкий брак и взаимоотношения существуют без конфликтов и напряженности. Через это проходят все... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|