Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







В рамках проекта Tempus Tasis)





 

Работа в рамках проекта Tempus Tasis началась год назад; в нем принимают участие три российских и три европейских технических университета. Целью этого проекта является улучшение языковой политики в российских технических университетах, т.е. проект направлен на повышение качества подготовки студентов технических университетов по иностранным языкам и повышение роли и значимости дисциплины «Иностранный язык в сфере профессиональной коммуникации» в образовательном процессе. В конце проекта (через два года) 33% студентов, принимающих участие в нем, должны достигнуть уровня С1 (согласно общеевропейским компетенциям владения иностранным языком), остальные уровня В2. Перед преподавателями встала задача увеличить эффективность обучения за счет широкого внедрения в учебный процесс интенсивных методов, которые «предполагают наличие постоянно активных субъектов общения, которые не ограничиваются просто восприятием сообщения и реакцией на него, а стремятся выразить свое отношение к нему, т.е. «Я-маска» всегда проявляет личностную характеристику. Значит, в интенсивном обучении речь идет о личностно-ролевой организации учебного процесса, так как общение воспринимается обучаемым как цель его речевого или неречевого действия в условиях максимально приближенных к не учебной совместной деятельности» (2).

В рамках проекта была разработана программа по английскому языку, целью и задачей которой является поддержать ранее приобретенные студентами знания, умения и навыки говорения, чтения, письма и аудирования на темы общегуманитарного характера, а также продолжать развивать данные умения и навыки на темы профессионального общения. Конечная цель программы (и проекта) – помочь студентам после окончания университета получить работу по специальности на совместных предприятиях; в иностранных компаниях, расположенных на территории России; или в организациях, имеющих постоянных зарубежных партнеров.

Одной из трех групп ИрГТУ, принимающих участие в проекте, является группа студентов специальности «Нефтегазовое дело». Группа не однородна. Во-первых, все студенты группы обладали разным начальным уровнем языковой подготовки. Во-вторых, они отличаются по своему отношению к изучению английского языка. Студенты с хорошей базовой подготовкой работают над языком систематически и понимают, что без труда они не овладеют языком в совершенстве. Такие студенты охотно читают английскую художественную литературу и литературу по своей специальности, самостоятельно слушают аудиозаписи на английском языке. Студенты со слабой базовой подготовкой работают не систематически, не готовы и не умеют работать самостоятельно, время от времени теряют интерес к урокам английского языка, начинают пропускать уроки. Такие студенты особенно нуждаются в постоянной подпитки их мотивации. Этот факт, на мой взгляд, является парадоксальным, так как все студенты этой группы без исключения хотели бы работать после окончания университета в иностранных нефтедобывающих компаниях, расположенных на территории нашего региона. Во время летней практики они имели опыт общения с англо-говорящими сотрудниками тех компаний, где проходили практику, что дало им представление, насколько им нужен английский язык и какие знания языка им необходимы. В такой ситуации одной из задач стал поиск средств для создания ситуаций успеха и средств формирования высокой мотивации к изучению английского языка у всех студентов данной группы.

Как известно, одним из таких средств является такой методический прием (относящийся к группе активных способов обучения практическому владению иностранным языком) как ролевая игра. Использование этого приема в учебном процессе способствует достижению целей обучения диалогической речи и расширенному монологическому высказыванию, формированию у студентов навыков и умений самостоятельного выражения мысли. «Ролевая игра, как ни какой другой методический прием мотивирует речевую деятельность, так как студенты оказываются в ситуации, когда появляется потребность что-либо сказать, спросить, выяснить, доказать собеседнику. Центром внимания становится содержание беседы. Игра дает возможность робким и неуверенным в себе студентам говорить и тем самым преодолевать барьер неуверенности. Практически все учебное время в ролевой игре отведено на речевую практику, при этом не только говорящий, но и слушающий максимально активен» (4).

Следующий методический прием, используемый для создания ситуации успеха, это проектный метод. На мой взгляд, данный метод способствует решению двух задач: учит студентов формулировать мысль в высказываниях на профессиональные темы и учит их собирать и обрабатывать материал для последующей устной презентации. Так, например, группа в течение двух недель работала над темой «Geophysical Methods of Exploration». Методика работы над проектом предусматривала 4 этапа: этап планирования, аналитический этап, этап обобщения информации и презентация. На первом этапе выбиралась общая тема, с последующим делением ее на подтемы (Geologic Feature Mapping, Electrical Techniques, Seismographic Methods, Magnetic Surveys, Computer Assisted Exploration и т. д.). Студенты выбирают подтемы в соответствии со своими интересами. На данном этапе сразу оговариваются сроки работы над проектом. Следующий этап – это этап работы с информацией, ее поиск, анализ и обработка. Третий этап предполагает структурирование полученной информации. На последнем этапе студенты осмысливают полученные данные и готовят итоговое представление результатов своей работы в виде устного сообщения, презентации, рисунков, графиков. Презентации, созданные при помощи программы Microsoft PowerPoint, включают обычно слайд-шоу, состоящее из видеороликов, текстовых дефиниций, схем и диаграмм. Подобные презентации, как правило, оказывают большое влияние на мотивацию студентов, способствуют развитию их творческой активности и самостоятельности. Интерес студентов обусловлен нетрадиционной формой представления информации и насыщенностью разнообразными средствами воздействия на восприятие. Следует отметить, что сначала некоторые презентации были довольно слабыми, поскольку студенты не обладали какими-либо навыками презентации материала. Однако со временем они начинают чувствовать себя более уверенно, и с каждой презентацией улучшается качество представления материала.

Методисты выделяют, как правило, несколько видов проектов. К примеру, Е.С. Полат говорит о типологии проектов на основании типологических признаков. В связи с этим он выделяет шесть основных характеристик проектов: 1. по виду деятельности (исследовательский, роле-игровой, информационный и т.д.); 2. по предмету и содержанию (в рамках одной области знаний или междисциплинарных); 3. по характеру координации проекта (непосредственный, неявный); 4. по характеру контактов (внутренний, региональный, международный); 5. по количеству участников проекта (личностные, парные, групповые); 6. по продолжительности проекта (краткосрочные, средней продолжительности (1-2 месяца)), долгосрочные (до года) (6).

На уроках также используются приемы ситуативной методики (Case Study) или метода анализа ситуаций, где студентам предлагается осмыслить реальную ситуацию. Описание такой ситуации на английском языке одновременно отражает практическую проблему и актуализирует определенный комплекс знаний, так или иначе связанных с основной специализацией студента. Как специфический метод обучения иностранному языку, кейс-метод позволяет активизировать способность студентов высказывать на английском языке аргументировано свое мнение, выслушать альтернативную точку зрения. С помощью этого метода студенты также приобретают аналитические и оценочные навыки. «Основная задача практического кейса заключается в том, чтобы детально и подробно отразить жизненную ситуацию. По сути дела этот кейс создает практическую, что называется «действующую» модель ситуации. При этом учебное назначение такого кейса может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации» (5).

Например, материалы «Oil spills», «Tanker ships rupture», «Global population growth and demand for oil, gas, and coal» показывают типовые ситуации, которые часто случаются в нефтедобывающей промышленности, и с которыми, возможно, студентам придется столкнуться в процессе своей будущей профессиональной деятельности. «В обучающем кейсе ситуация, проблема и сюжет могут быть и не реальными, а такими, какими они могут быть в жизни. Они характеризуются искусственностью, «сборностью» из наиболее важных и правдивых жизненных деталей. Такой кейс мало дает для понимания конкретного фрагмента общества, однако он обязательно формирует подход к такому фрагменту. Он позволяет видеть в ситуациях типичное и предопределяет способность анализировать ситуации посредством применения аналогии» (5).

Главным принципом всех описанных методов является принцип активной коммуникации, где за основу берутся ситуации различного характера (от социально-бытовых в ролевых играх до профессионально проблемных в проектной деятельности). Эти ситуации реализуются, как правило, через коллективную работу, но при этом все эти методы являются личностно-ориентированными, и эффективней всего реализуются в ситуации активного взаимодействия, когда обучаемые делятся не только информацией, но и эмоциями. Основным достоинством этих методов является создание дополнительной мотивации, обеспечивающей повышенную заинтересованность студентов.

В рамках проекта студенты группы НБ слушают курс лекций «Гидрогеология нефтегазоносных бассейнов» на английском языке, подготовленный преподавателем факультета геологии, геоинформатики и геоэкологии ИрГТУ. Здесь как средство дополнительной мотивации выступает межпредметная связь. Кроме того, данный вид работы представляет собой модель реального процесса общения по основным параметрам: мотивированность, целенаправленность, информативность, новизна, ситуативность, функциональность, характер взаимодействия участников общения и система речевых средств. Благодаря этому, создаются условия обучения, адекватные реальным, что обеспечивает успешное овладение умениями и их использование в условиях реального общения.

Все эти методы обучения объединяет то, что главный акцент ставится не на воспроизведение фрагментов действительности, а на создание ситуации как системы взаимоотношений между субъектами общения. Это позволяет сделать процесс обучения максимально естественным и приближенным к условиям реального общения.

Огромную роль в совершенствовании навыков устной речи и повышение мотивации играет также работа над учебным пособием для студентов специальности «Нефтегазовое дело», разработанное преподавателями кафедры английского языка ИрГТУ. Пособие включает аутентичные тексты по специальности и ряд упражнений. Не смотря на то, что данный вид работы не представляет собой модель реального общения, работу с текстом в этом случае можно рассматривать как решение некой интеллектуальной задачи, заложенной в самом тексте по специальности, либо заявленной преподавателем в связи с проблематикой этого текста.

Однако не все учебные задачи можно решить при помощи создания на уроке модели реального общения. Так, анализ С-теста и записанного на DVD устного экзамена, проведенных в данной группе экспертами из европейских вузов, показывает, что остается ряд проблем (например, с письменной речью, большое количество грамматических ошибок в неподготовленном речевом высказывании), которые можно решить только при помощи традиционных методов обучения.

 

Библиографический список

 

1. Алексеева Т.Д. Модульный принцип обучения иностранному языку в условиях разноуровневой системы высшего образования// Вестник Российского государственного университета им. И.Канта. Вып.2. Сер. Филологические науки. – Калининград: Изд-во РГУ, 2009.

2. Денисова Л.Г. Место интенсивной методики в системе обучения иностранным языкам в средней школе. Иностранные языки в школе. 1999. №4.

3. Комарова Ю. А.. О принципах обучения в интенсивном курсе иностранного языка для научных работников. http://linguact.hyperlink.ru/articles/komarova.html

4. Макарова Т.А. Ситуационный метод обучения обществознанию// http://festival/1september/ru/articles

5. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка// Иностранные языки в школе. М., 2000. №2. С. 3-10.

 

 

Проскурина Г.А.

Иркутский государственный технический университет

 







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

ЧТО ПРОИСХОДИТ, КОГДА МЫ ССОРИМСЯ Не понимая различий, существующих между мужчинами и женщинами, очень легко довести дело до ссоры...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.