|
Музыкальный фельетон-мозаикаОдной из форм музыкального фельетона является фельетон мозаика. Здесь значение музыки гораздо большее, чем в «классическом» музыкальном фельетоне, где музыка по большей час ти используется фрагментарно. По существу, такой тип эстрадного фельетона — музыкальная мозаика, попурри из известных мелодий. Иногда они поются на оригинальный текст. В этом случае автор должен проявить большую изобретательность и так подогнать друг к другу музыкально-текстовые цитаты, чтобы они были связаны логически (впрямую или контрастно) и «работали» на раскрытие темы фельетона-мозаики. В других случаях на темы известных мелодий пишется новый текст, но он должен быть похожим на оригинал, чтобы зритель мог сравнивать подлинник и исполняемый текст. От этого сравнения часто возникает сильный сатирический эффект. Чаще всего в музыкальном фельетоне-мозаике музыка звучит постоянно, от начала и до конца номера. Иногда в построении музыкального фельетона применяется такой драматургический прием, как использование музыкального инструмента, с помощью которого такой фельетон исполняется. Чаще всего это происходит, когда артист не пользуется услугами концертмейстера или фонограммы, а сам играет музыкальные фрагменты фельетона. В таких фельетонах музыкальный инструмент становится как бы героем произведения, с помощью которого фельетонист ведет рассказ о том или ином событии, эпохе и т. д. Такой прием органично оправдывает использование музыки в фельетоне, он всегда тепло встречается публикой. Кроме того, публика всегда оценит умение исполнителя не только профессионально разговаривать с эстрады, но и профессиональное владение музыкальным инструментом. Так, например, тема одного из музыкальных фельетонов I*. 'Горикова о Великой Отечественной войне раскрывается через Гитару, которая прошла с бойцом всю войну. Героем знаменитого фельетона А. Менакера «Слово имеет товарищ „Беккер"» был рояль, его история, история его владельцев в эпоху революционных перемен... «Фельетон Флита начинался так: Был городок в тени каштанов, Была усадьба-особняк, Где шпоры пылких капитанов Вгоняли девушек в столбняк... В усадьбе той, в углу гостиной, Стоял задумчивый рояль. Работа с Соловьевым (В. Н. Соловьев — мастер А. Менакера в театральном институте, который был режиссером описываемого музыкального фельетона. — И. Б.) была настоящей эстрадной школой. По ходу дела я постигал необходимость быть экономным и в актерских средствах, и в бутафории. Видел, что предмет на эстраде может и должен быть многоликим. Помимо рояля в номере „действовали" только стул да подсвечник со свечой, который я выносил при выходе и ставил на рояль. Этого было вполне достаточно. Так, например, когда раздавался выстрел, которым убивали полковника Гелиотропова, то я не падал — на эстраде это невозможно, — я только как бы невольным взмахом руки гасил свечу, а конвульсивным движением ноги ронял стул. Этим достигалось нужное впечатление. Таких по-эстрадному решенных мизансцен в моем номере было немало... В заключительной части говорилось о победившей революции: Товарищ Беккер, — и это было, — Уходили люди в горы, во тьму. Твоя спина от ударов ныла, Но звучали струны в пороховом дыму. Мы взяли врагов своих крепко за «чубрики». Ты новые руки в работу вдень. Ведь ты заслуженной вещью республики Входишь в сегодняшний день. Тут я садился к роялю и играл начало Первого фортепианного концерта Чайковского. Потом вставал, легко, одним движением разворачивал рояль клавиатурой к публике (специально заранее так ставил ролики на его ножках) и завершал фельетон: Рояль досказал последнюю строчку. Крышка захлопнулась (опуская крышку). Рассказ окончен. Конечно, на сегодняшний взгляд, в фельетоне была наивность, даже, можно сказать, примитивность. Но не надо забывать, что он был создан в 1932 году, а тогда это было свежо и по содержанию и по форме»5.
Инсценированный фельетон Теперь обратимся к инсценированному игровому эстрадному фельетону. Публицистический фельетон, пожалуй, принадлежит к тому единственному эстрадному жанру, в котором к игровой (сюжетной) театрализации прибегают очень редко. Причина того кроется в самой специфике жанра, который требует, чтобы на эстраду выходил человек (не персонаж и не эстрадная маска), который от собственного лица разговаривает с людьми, сидящими в зале. Разыгрывание фельетона может заслонить личностную позицию артиста и тем самым снизить, нивелировать публицистическую остроту фельетона. Однако из этого правила есть исключения, и в истории эстрады существуют удачные примеры инсценирования публицистического фельетона. Значит, дело здесь в том, сможет ли режиссер найти удачный и яркий прием, ход, решение, которое сделает театрализацию публицистического фельетона не только органичной, оправданной, но и усилит его художественную выразительность. К классическим примерам такого рода можно отнести публицистические фельетоны известного в свое время конферансье В. Гущинского. Его фельетоны называли даже фельетонами-аттракционами из-за обилия реквизита и наличия трюков. Во-первых, он выступал в образе рабочего, рубахи-парня, то есть прибегал к созданию характера. Во-вторых, он использовал в своих фельетонах театральный костюм и реквизит, строил свои фельетоны на сюжетно-драматургической основе. К числу таких фельетонов принадлежит знаменитый фельетон, написанный самим В. Гущинским, — «Трактор». «В номере „Трактор" артист мастерски обыгрывал в сатирическом тексте все детали конструкции. А конструкция была сложной: большие задние колеса представляли портреты в золоченых овальных рамах, переднее маленькое сделано из сита. Ручкой мотора служила мясорубка, радиатор изображало цинковое корыто, а под ним, как поршни мотора, ходили взад-вперед четыре шапокляка. Вместо фар — керосинки, вместо руля Гущинский держал в руках круг колбасы. Такая невероятная по подбору вещей конструкция помогала изобретательному артисту в „Тракторе" осмеять реакционность обывателя, который с опаской принимал любое новшество технического прогресса, нарушающее для него привычный ветхий уют. Эксцентрическая форма подачи номера оправдывалась самыми реальными обоснованиями, связанными с повседневной жизнью. Также были всегда обоснованы все цирковые трюки артиста, к которым он прибегал во время спектакля, будь то воздушные полеты, танец, невероятно смешное сражение с рухнувшей на него дачей, светящиеся глаза, уши, сердце, клоунские потоки слез из глаз калеки, добивающегося от зрителей сочувствия к своей участи»6. Можно привести и более современный пример — театрализованный музыкальный фельетон С. Давыдовой «Урок пения» (автор А. Мерлин, режиссер И. Штокбант); с этим фельетоном она стала лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады. Артистка выходила на эстраду в образе учительницы пения. Роль учеников исполнял как бы зрительный зал. То есть возникал один из самых важных приемов театрализации — предлагаемые обстоятельства. Учительница садилась за рояль, начинала урок пения, и в этом уроке присутствовало сюжетное построение. При этом она все время сбивалась с собственно урока пения на разговор о личных проблемах, о житейских неурядицах, о современной школе, о системе образования, о молодом поколении... И в этом было удивительное сочетание лиричности и публицистичности, выраженное классическими средствами театрализованного публицистического музыкального фельетона.
Основные положения для конспектирования: - эстрадный фельетон как литературный жанр сохраняет черты и приемы фельетона газетного, но создается автором специально для исполнения с эстрады; - ведущим отличительным признаком эстрадного фельетона яв ляется публицистичность; в этом состоит разница между эстрад ным фельетоном и эстрадным монологом в образе (в маске); - эстрадному фельетону всегда придается форма высказывания личной позиции исполнителя по поводу того или иного яв ления; - существуют следующие формы эстрадного фельетона: публицистический, вступительный, музыкальный, музыкальный фельетон-мозаика, инсценированный; - важным отличительным признаком эстрадного фельетона является придание ему формы разговорной речи; к частному приему построения эстрадного фельетона относится облечение его в форму рассказа о конкретном бытовом случае; - эстрадный фельетон допускает использование в нем нескольких тем, что выражается в приеме переклички тем; - музыкальный фельетон, несмотря на значительную роль музыки, относится к речевым жанрам, так как слово в нем первостепенно по отношению к музыкальному материалу; - роль музыки в фельетоне-мозаике гораздо существеннее, так как в нем ведущим приемом является контрастное сопоставление музыкальных тем, что усиливает значение музыкальной драматургии номера; - музыкальный фельетон всегда выигрывает, если музыкальные фрагменты исполняет артист, а не концертмейстер (или фонограмма); - инсценированный фельетон, как правило, содержит сюжетное начало, что позволяет исполнителю выступать в определенном образе (маске).
ГЛАВА 8 Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор... ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала... ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования... Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем... Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:
|