Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Колонии на среднем атлантическом побережье





Колонии, созданные между Новой Англией и Мэрилендом, - Нью-Йорк, Нью-Джерси, Пенсильвания и Делавэр - вначале не были местом прибежища какой-то конкретной религиозной группы. Мы уже рассказы вали об "эксперименте" Пенна в Пенсильвании. Хотя в основе своей идея создания колонии была квакерской, ее население с самого начала было весьма разнородным по вероисповеданию. То же самое можно сказать о Делавэре, который Пени приобрел у герцога Йоркского и который был частью Пенсильвании вплоть до 1701 года.

Политическая и религиозная история Нью-Джерси была сложной. В целом восточный Нью-Джерси следовал схеме строгого пуританства Новой Англии, тогда как на западе тон в зарождавшемся обществе задавали квакеры и там сложилась атмосфера религиозной терпимости. Однако в конце концов многие квакеры превратились в рабовладельческую аристократию, отношения которой с другими квакерами становились все более натянутыми.

Территория, ставшая впоследствии штатом Нью-Йорк, была колонизирована голландцами, вместе с которыми появилась Реформатская церковь и административный центр местного отделения Ост-Индийской компании, разместившийся на Манхэттене. В 1655 году они захватили конкурирующую колонию, основанную шведами в Делавэре, а в 1664 году их самих захватили англичане. Затем поселение, называвшееся Новыми Нидерландами, стало Нью-Йорком, а проживавшие там голландцы, не совсем, впрочем, довольные прежней властью, стали британскими подданными. Англичане принесли с собой церковь Англии, членами которой были лишь губернатор, его домочадцы и войска. Но с усилением британской иммиграции религиозная структура колонии стала приближаться к той, которая существовала в Великобритании.

Короче говоря, в XVII и XVIII веках Великобритания создавала и расширяла сеть колоний в Северной Америке. (В 1759 году англичане захватили также французские территории, расположенные к северу от реки Св. Лаврентия, но история этой колонии была совершенно иной.) Поначалу в некоторых из них проявлялась нетерпимость к религиозному инакомыслию, но с течением времени все они начинали следовать примеру Род-Айленда и Пенсильвании, где религиозная свобода существовала с самого начала и доказала свою жизнеспособность в сравнении с религиозными конфликтами, периодически обескровливавшими Европу. В то же время рабовладение, социальная несправедливость, источником которой было существование огромных плантаций, эксплуатация индейцев, экспроприация их земли и многие другие подобного рода факторы ослабляли религиозный пыл и надежды на создание святого содружества, воодушевлявшие многих первых поселенцев.

Великое пробуждение

XVIII век принес в Северную Америку те же самые пиетистские течения, которые существовали тогда в Германии и Англии. Пресвитериане, например, разделились на традиционалистов, настаивавших на неукоснительном следовании Вестминстерскому исповеданию, и на сторонников нового подхода, делавших упор на необходимости переживания искупительной благодати. В конечном счете обе стороны примирились, но на какое-то время эта полемика привела к расколу, ставшему еще более явным под влиянием пиетистской волны, получившей название Великого пробуждения.

Многие североамериканские колонисты и раньше придавали большое значение необходимости личного религиозного опыта для христианской жизни. Но эти чувства получили большее распространение после ряда событий, начавшихся в 1734 году, когда в Нортгемптоне, штат Массачусетс, появились первые признаки Великого пробуждения. Пастором там был Джонатан Эдварде, кальвинист твердых убеждений, учившийся в Йельском университете и убежденный в необходимости личного опыта обращения. Он несколько лет проповедовал в Нортгемптоне без особого успеха, когда вдруг его проповедь начала вызывать отклик, удививший его. Его проповеди были не слишком эмоциональными, хотя он и подчеркивал необходимость осознания греха и Божьего прощения. В 1734 году люди начали отвечать на его проповеди, одни - эмоциональным всплеском, а многие другие - заметным изменением образа жизни и большим вниманием к молитвенной жизни. За несколько месяцев движение охватило весь край и достигло Коннектикута. Вскоре оно пошло на убыль, и через три года его необычайные проявления почти полностью исчезли. Но память осталась вместе с надеждой на его возрождение.

Вскоре после этого Новую Англию посетил Джордж Уайтфилд, и под влиянием его проповедей многие переживали опыт обращения, внешне выражавшийся в покаянии и радости. Эдварде, хотя он и был конгрегационалистом, тем не менее пригласил англиканина Уайтфилда выступить с проповедью в его церкви, и рассказывают, что во время его проповеди пастор плакал. Это придало движению пробуждения новый импульс. К нему присоединились пресвитерианские священники новой волны и другие, придерживавшиеся аналогичных взглядов. Одни проповедники следовали примеру Уайтфилда и переезжали с места на место, а многие местные пасторы различных вероисповеданий - англикане, пресвитериане и конгрегационалисты - принялись с новым рвением проповедовать со своих кафедр и добивались в своих церквах необычайного отклика. Люди плакали, каясь в грехах, кричали от радости, получив прощение, а некоторые от избытка чувств падали в обморок.

Такая реакция на проповедь побудила противников Великого пробуждения выдвинуть против его ведущих деятелей обвинение, что они подрывают торжественность богослужения, а благочестие и учебу подменяют эмоциями. Следует, однако, отметить, что многие лидеры движения не отличались особой эмоциональностью, что многие из них были учеными и что во всяком случае целью движения было не проведение служб с постоянным проявлением эмоций, а обретение раз и навсегда полученного опыта, побуждающего каждого верующего к большей преданности и к более углубленному изучению Писания. В этом можно убедиться на примере проповедей Джонатана Эдвардса. Они представляли собой не эмоциональные призывы, а доскональное и глубокое изложение богословских вопросов. Эдварде считал, что чувства играют определенную роль. Но чувства, в том числе связанные с опытом обращения, не должны мешать осознавать необходимость правильного учения и рационального богослужения. Лидеры движения Пробуждения были ортодоксальными кальвинистами. Именно приверженность к кальвинизму привела Уайтфилда к разрыву с Весли. Эдварде тоже написал весомые, обстоятельные сочинения в поддержку учения о предопределении. Но хотя на ранних этапах своего развития движение возглавлялось конгрегационалистами и пресвитерианами, в конечном счете наибольшую пользу из него извлекли баптисты и методисты.

Поначалу баптисты относились к движению неодобрительно, называя его легкомысленным и поверхностным. Но движение Пробуждения привело многих к выводам, разделявшимся баптистами. Действительно, если опыт обращения имеет в христианской жизни такое большое значение, необходимость крещения младенцев вызывает сомнения. Поэтому под влиянием движения Пробуждения с его акцентом на необходимости получить личный опыт многие конгрегационалисты и пресвитериане в конце концов отвергли практику крещения младенцев и стали баптистами. Так поступали целые церковные общины.

Великое пробуждение подтолкнуло также баптистов и методистов продвигаться к западным границам. В то время белые постоянно захватывали земли индейцев, и именно методисты и баптисты, проникнутые духом Великого пробуждения, взяли на себя задачу проповеди западным поселенцам и организации их религиозной жизни. Именно по этой причине они приобрели наибольшее влияние во вновь заселявшихся районах. Кроме того, Великое пробуждение и другие возникавшие впоследствии подобного рода движения вызывали надежды на очередное "пробуждение", ставшие характерными для значительной части североамериканского христианства.

Наконец, Великое пробуждение имело и политические последствия. Оно было первым движением, охватившим все тринадцать колоний, которые впоследствии станут Соединенными Штатами. Благодаря ему в разнородных до того времени колониях начало развиваться осознание их органичной общности. В то же время получили распространение новые идеи в отношении прав человека и природы государственного управления. Эти идеи в сочетании с осознанием общности всех колоний в конечном счете выльются в чрезвычайно важные события.

Часть третья. XIX ВЕК

ХРОНОЛОГИЯ

Папы События
Климент XIV (1769-1774) Экспедиции капитана Кука (1775-1779)
Пий VI (1775-1799) Война за независимость, США (1775-1783)
  Изобретение паровой машины (1776)
  Восстание Тупак-Амару (1780-1 782)
  «Критика чистого разума» Канта (1781)
  Методистская рождественская конференция (1784)
  Национальное собрание, Франция (1789)
  Взятие Бастилии (1789)
  «Гражданское устройство духовенства» (1790)
  Законодательное собрание, Франция (1791)
  Национальный Конвент, Франция (1792)
  Общество частных баптистов (1792)
  Казнь Людовика XVI (1793)
  Кэри в Индии (1793)
  Террор во Франции (1793-1795)
  Лондонское миссионерское общество (1795)
  Захват Цейлона англичанами (1796)
  Начало Второго великого пробуждения (1797)
  Пий VI в плену во Франции (1798)
  Римская республика (1798)
  Консульство во Франции (1799)
  Основание Сьерра-Леоне (1799)
  Церковное миссионерское общество (1799)
  «Речи» Шлейермахера (1799)
  Пий VII (1800-1 823) Духовное пробуждение в Кейн-Ридже (1801)
  Покупка Луизианы (1803)
  Наполеон — император (1804)
  Британское и зарубежное библейское общество (1804)
  Независимость Гаити (1804)
  Англичане на мысе Доброй Надежды (1806)
  «Феноменология духа» Гегеля (1807)
  Оккупация Рима французами (1808)
  Жозеф Бонапарт — король Испании (1808)
  Независимость Мексики (1810)
  Американский совет представителей зарубежных миссий (1810)
  Независимость Парагвая и Венесуэлы (1811)
  Англо-американская война (1812-1814)
  Наполеон в России (1812)
  Реорганизация Ордена иезуитов (1814)
  Битва при Ватерлоо (1815)
  Независимость провинции Ла-Плата (1816)
  Американское библейское общество (1816)
  «Etsi longissimo» (1816)
  Перевод Евангелия от Матфея на бирманский язык (1817)
  Независимость Чили (1818)
  Джеймс Лонг в Техасе (1 819)
  Независимость Перу и Центральной Америки (1821)
  «Христианская вера» Шлейермахера (1821-1822)
Лев XII (1823-1829) Доктрина Монро (1823)
  «Etsi iam diu» (1824)
  Независимость Боливии (1825)
  Американское общество трезвости (1826)
  Панамский конгресс (1826)
Пий VIII (1829-1830) Отмена рабства в Мексике (1829)
  «Книга Мормона» (1830)
  «Дух позитивной философии» Конта (1830-1842)
  Григорий XVI (1831-1846) Первые поселения буров (1835)
  Техасская республика (1836)
  Отмена рабства в британских колониях в Вест-Индии (183 8)
  Опиумная война (1839-1842)
  Саравак под управлением Брука (1841-1846)
  Ливингстон в Африке(1841)
  Появление на сцене Кьеркегора (1843)
  «Очевидное предназначение» (1845)
  Раскол методистов и баптистов в вопросе о рабстве (1845)
Пий IX (1846-1878) Американо-мексиканская война (1846-1848)
  Независимость Либерии (1847)
  Голод в Ирландии, эмиграция в США (1847)
  Вторая республика во Франции (1848)
  «Манифест коммунистической партии» (1848)
  Римская республика (1849)
  Тайпинское восстание (1850-1 864)
  Правление Кавура в Италии (1852-1861)
  Наполеон III(1852-1870)
  Догмат о непорочном зачатии Марии (1854)
  Коммодор Перри в Японии (1854)
  Холли на Гаити (1855)
  «Происхождение видов» Дарвина (1859)
  Итальянское королевство (1861)
  Гражданская война в США (1861-1865)
  Раскол пресвитериан в вопросе о рабстве(1861)
  Конгрегация восточных обрядов (1862)
  Бисмарк — канцлер (1862)
  Создание Армии спасения (1864)
  «Перечень заблуждений» (1864)
  Преследование католиков в Корее (1865)
  Китайская миссия (1865)
  1 Ватиканский собор (1869-1870)
  Догмат о непогрешимости папы (1870)
  Франко-прусская война (1870- 1871)
  Третья республика во Франции (1870-1914)
  Начало проповеднической работы Моуди (1872)
  «Наука и здоровье» Мэри Бейкер Эдди (1875)
Лев ХШ (1878-1903) Протестантские миссионеры в Корее (1884)
  «Rerum novarum» (1891)
  Одобрение Верховным судом США политики сегрегации (1892)
  Пять фундаментальных догматов (1895)
  Испано-американская война (1898)
  Боксерское восстание в Китае (1899-1901)
  Теория психоанализа Фрейда (1900)
Пий X (1903-1914) Духовное пробуждение на Азуза-стрит (1906)
  «Pascendi domini regis» (1907)
  Бельгийское Конго (1908)
  Библия с примечаниями Скоуфильда (1909)
  Аннексия Кореи Японией (1910)
  Методистская пятидесятническая церковь, Чили (1910)
  Всемирная миссионерская конференция в Эдинбурге (1910)
  Падение Китайской империи (1912)
  Ассамблеи Божьи (1914)
Бенедикт XV(1914-1922) Первая мировая война (1914-1918)






Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.