Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







РЕЗУЛЬТАТЫ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО





ОБСЛЕДОВАНИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА 3-5 ЛЕТ

Многолетний опыт работы по психолого-педагогическо­му изучению детей дошкольного возраста с использовани­ем представленных методик свидетельствует о том, что показателем умственного развития ребенка являются об­щие интеллектуальные умения: принятие задания, пони­мание условий этого задания, способы выполнения — ис­пользование практической ориентировки (метод проб или практического примеривания), обучаемость в процессе ди­агностического обследования, интерес к познавательным задачам, к продуктивным видам деятельности и отноше­ние к результату своей деятельности.

В соответствии с этими показателями и количеством баллов обследуемых детей можно условно разделить на следующие группы.

Первую группу (10—12 баллов) составляют дети, кото­рые не проявляют интереса к игрушкам, не включаются в совместную игру с психологом, не решают познаватель­ных задач, а в условиях обучения действуют неадекватно. Собственная речь этих детей характеризуется наличием отдельных звуков.

Анализ показателей этой группы говорит о глубоком недоразвитии общих интеллектуальных умений. В этих случаях необходимо использовать клинические методы ди­агностики.

Во вторую группу (13—23 балла) входят дети, которые эмоционально реагируют на игрушки, но неспособные ор­ганизовать самостоятельную игру, а охотно включающие­ся в организованную взрослым; отмечаются некоторые про­цессуальные действия с игрушками.

При самостоятельном выполнении практических задач у детей этой группы преобладают в основном хаотичные действия; в условиях обучения действуют адекватно, но после обучения не переходят к практической ориентиров­ке (методу проб). У них не сформированы предпосылки к продуктивным видам деятельности (интерес, орудийные действия, зрительно-двигательная координация). Актив-пая речь этих детей характеризуется отдельными словами пли звуками. Фразовая речь, как правило, аграмматич-1шя, малопонятная для окружающих.

Показатели обследования этой группы детей говорят о. лначительном недоразвитии общих интеллектуальных уме­ний. Эти дети также нуждаются в комплексном изучении с использованием клинических методов.

Третью группу (24—33 балла) составляют дети, заинте­ресованные в действиях с игрушками, включающиеся в совместную игру со взрослым и способные выполнить са­мостоятельно предметно-игровые действия.

В процессе выполнения практических задач они поль­зуются в основном методом перебора вариантов, но после обучения переходят к практической ориентировке (методу проб). У этих детей отмечается интерес к продуктивным видам деятельности (конструированию, рисованию), но они не могут самостоятельно выполнить задание, после обуче­ния с заданием справляются. У них, как правило, име­ется собственная речь: в основном это лепет либо отдель­ные слова, иногда встречается малопонятная для окружающих фраза. Эта группа детей нуждается в тща­тельном обследовании слуха и речи.

Четвертую группу (34—40 баллов) составляют дети, у которых отмечается интерес к действиям с игрушками, они самостоятельно организуют сюжетную игру. При выполне­нии практических задач эти дети пользуются практиче­ской ориентировкой (методом проб). У них имеется интерес к продуктивным видам деятельности, они самостоятельно справляются с предложенными заданиями. Речь у этих де­тей, как правило, фразовая, понятная для окружающих. Они достигают хорошего уровня познавательного развития.

Результаты психолого-педагогического обследования по­дробно фиксируются в протоколе обследования познава­тельного развития детей дошкольного возраста (см. При­ложение 1.1). Кроме того, эти результаты можно представить в виде таблиц (см. табл. 6, 7).

 

Таблица 6 Результаты обследования детей 3—4 лет

 

 

 

№ п/п Наименование задания Оценка в баллах по группам
Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
  Поиграй        
  Коробка форм        
  Разбери и сложи матрешку        
  Группировка игрушек        
  Сложи разрез­ную картинку        
  Достань тележку        
  Найди пару        
  Построй из кубиков        
  Нарисуй        
  Сюжетные картинки        
Общий балл        

Таблица 7 Результаты обследования детей 4—5 лет

 

№ п/п Наименование задания Оценка в баллах по группам
        Первая группа Вторая группа Третья группа Четвертая группа
  Поиграй        
  Коробка форм        
  Разбери и сложи матрешку        
  Дом животного        
  Сложи разрез­ную картинку        
в Угадай, чего нет        
  Посчитай        
  Построй из палочек        
  Нарисуй человека        
  Расскажи        
Общий балл        
                     

 

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ДЕТЕЙ 5-7 ЛЕТ

МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО РАЗВИТИЯ,

ДИАГНОСТИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ, КАЧЕСТВЕННАЯ И КОЛИЧЕСТВЕННАЯ ОЦЕНКА

ДЕЙСТВИЙ РЕБЕНКА 5-6 ЛЕТ

Перед проведением психолого-педагогического обследо­вания ребенка родителям необходимо иметь заключение о соматическом и неврологическом статусе, о состоянии зри­тельного и слухового анализаторов.

При проведении обследования детей следует соблюдать ряд условий:

9 присутствие родителей (или лиц, их заменяющих); ф налаживание доброжелательного контакта взрослого

с ребенком в целях создания особых, доверительных

отношений между ними;

• предложение заданий с постепенным возрастанием
уровня познавательной трудности;

• в случаях затруднений при выполнении заданий и
появления отрицательных реакций на неуспех ребен­
ку необходимо оказать помощь, а затем предложить
ряд заданий с учетом его возможностей.

Для проведения обследования предлагаются следующие задания (см. табл. 9).

Задания для обследования детей 5—7 лет

№ п/п Наименование задания  
  Включение в ряд (методика А. А. Венгер)  
  Коробка форм  
  Построй из палочек (лесенка)  
  Сложи разрезную картинку (из четырех частей)  
  Сгруппируй картинки (по цвету и форме)  
  Количественные представления и счет  
  Сравни (сюжетные картинки «Летом»)
  Найди время года
  Нарисуй целое
  Расскажи (серия сюжетных картинок «Утро мальчика > о
         

1. ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД (методика А. А. Венгер).

Задание направлено на установление контакта ребенка со взрослым и выявление уровня развития зрительного восприятия, а именно — ориентировки на величину.

Оборудование: экран, шестисоставная матрешка.

Проведение обследования: взрослый берет шестисостав-ную матрешку и на глазах у ребенка, разбирая и соби­рая, выстраивает матрешки в ряд по росту, соблюдая меж­ду ними равные интервалы. Затем ребенку предлагается поиграть с матрешками. Взрослый за экраном убирает од­ну из матрешек и выравнивает интервал между оставши­мися. Ребенку дают эту матрешку и просят поставить ее на свое место, не обращая внимание на принцип построе­ния ряда. Когда матрешка окажется на своем месте, взрос­лый, продолжая игру, предлагает ребенку начать действо­вать самостоятельно. Ребенок должен поставить в ряд две-три матрешки (каждый раз по одной) и определить их место в ряду.

Обучение: в тех случаях, когда ребенок ставит матреш­ку без учета основного признака (величины), взрослый ис­правляет его ошибку, говоря и действуя: «Нет, неверно, эту матрешку надо поставить сюда». Затем еще раз он

предлагает поиграть и убирает за экраном другую мат­решку, но принцип выстраивания в ряд не объясняет.

Оценка действий ребенка: принятие задания; способы выполнения; обучаемость; интерес к результату.

2. КОРОБКА ФОРМ. Задание направлено на проверку уровня развития зрительной ориентировки на форму.

Оборудование: деревянная коробка с шестью прорезя­ми — круглой, полукруглой, треугольной, прямоугольной г вырезом, квадратной, шестиугольной формы («почтовый ящик») и двенадцатью объемными геометрическими фигу­рами, основание каждой из которых соответствует по фор­ме одной из прорезей

Проведение обследования: на стол перед ребенком ста­вят коробку с прорезями, около нее расставляют фигуры (одинаковые фигуры не должны находиться рядом). Далее взрослый помещает фигуру в соответствующую прорезь. Затем ребенку предлагают выполнить это самостоятельно.

Если ребенок не может найти нужную прорезь, силой пытается протолкнуть фигуру, то необходимо провести обучение.

Обучение: взрослый берет одну из фигур, медленно при­кладывает ее к разным отверстиям, пока не найдет нуж­ное. Затем выполняет аналогичные действия вместе с ре­бенком, используя практическую ориентировку — целе­направленные пробы. Остальные фигуры ребенок опускает самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; способы выполнения; обучаемость; отношение к ре­зультату своей деятельности.

3. ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК (лесенка). Задание направле­но на выявление уровня развития конструктивных спо­собностей, умения работать по памяти, по образцу.

Оборудование: двадцать плоских палочек одного цвета, экран.

Проведение обследования: ребенку показы­вают, как построить лесенку из десяти пало­чек, и просят запомнить. Затем взрослый за­крывает лесенку экраном и предлагает ребен­ку сделать такую же по памяти. Если у него отмечаются затруднения, то задание предлага­ют выполнить по образцу. В тех случаях, ког­да ребенок не справляется с заданием, прово­дится обучение.

Обучение: взрослый строит лесенку, обращая внимание ребенка на то, как он это делает, затем ребенок должен построить такую же лесенку самостоятельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание условий задания, способы выполнения — по памяти, по образцу, после обучения — по показу.

4. СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ (из четырех частей).Задание направлено на выявление уровня развития цело­стного восприятия сюжетного изображения на картинке.

Оборудование: две одинаковые сюжетные картинки (мишка на лошадке), одна из которых разрезана на четы­ре части по диагонали.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 31, 32.

Проведение обследования: взрослый дает ребенку четы­ре части разрезной картинки и просит: «Сделай целую картинку».

Обучение: в тех случаях, когда ребенок не может пра­вильно соединить части картинки, взрослый сначала по­казывает целую картинку, а затем просит сложить раз­резную. Если задание снова вызывает затруднения, то взрослый сам накладывает часть разрезной картинки на целую и предлагает ребенку наложить другие части. По­сле чего ребенку предлагают выполнить задание самостоя­тельно.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание ус­ловий задания; способы выполнения; обучаемость; отно­шение к результату; результат.

5. СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ (по цвету и форме). Зада­ние направлено на проверку уровня развития восприятия и наглядно-образного мышления (ориентировка на цвет и форму, умения группировать картинки по образцу, пере­ключаться с одного принципа группировки на другой, объ­яснять принцип группировки).

Оборудование: карточки с геометрическими формами (круги, квадраты, треугольники, овалы, многоугольники и прямоугольники четырех цветов — красные, синие, зе­леные, желтые).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 33—56.

Проведение обследования: ребенок сидит за столом напротив взрослого, выкладывающего перед ним карточ­ки-образцы: красный, синий, желтый, зеленый круги (объ­екты, одинаковые по форме, но разные по цвету). Взрослый просит ребенка положить каждую карточку в соответст­вии с цветом фигуры. Объясняя задание, он использует указательные жесты. Например: «Я буду давать карточ­ки, а ты клади сюда все такие (показывает жестом на красные круги), а сюда все такие (показывает на желтые круги)». И т. д. В стороне на столе лежат другие карточ­ки указанных цветов (квадраты, овалы, треугольники, прямоугольники, многоугольники — всего 24 штуки). Взрослый берет одну и, протягивая ее ребенку, просит по­ложить ее правильно. Если ребенок кладет карточку не­верно или же не решается выполнить задание, взрослый делает это молча сам, затем протягивает ему вторую и т. д. После того как все карточки будут разложены, взрослый проводит следующую беседу: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот» (ука­зывая жестом по очереди на все ряды).

Если ребенок выполнил группировку по цвету, ему предлагают выполнить вторую часть задания — группи­ровку по форме. Взрослый говорит: «Будь внимательным, теперь карточки надо раскладывать по-другому». Кладет перед ребенком четыре карточки-образца с изображением квадрата, круга, треугольника и прямоугольника одного цвета. Затем по одной в случайном порядке подает ребен­ку, тот раскладывает их. Затем взрослый уточняет, как ребенок понял принцип группировки и может ли объяс­нить его: «Расскажи, какие карточки ты положил в этот ряд, а какие — в тот».

Обучение проводится в том случае, если ребенок не справился с группировкой по цвету. Оказывается три ви­да помощи.

Первый вид помощи: взрослый сличает карточки по цвету и показывает, как он раскладывает их под каждым образцом, не называя цвет. Так выкладывают четыре кар­точки.

Второй вид помощи: если ребенок после первого вида помощи раскладывает карточки неверно, то взрослый мол­ча передвигает их в соответствии с образцами. Так вы­кладывают восемь штук.

Третий вид помощи: взрослый вычленяет принцип груп­пировки и предлагает словесную инструкцию: «Сюда надо положить все карточки красного цвета, сюда — все жел­тые». И т. д.

Обучение не проводится в тех случаях, когда ребенок не справился с принципом группировки по форме, т. е. не переключился с группировки по цвету на группировку по форме.

Оценка действий ребенка: принятие задания; понима­ние условий задания (принцип группировки по цвету); умение работать по образцу; умение переключаться с од­ного принципа группировки на другой; умение словесно объяснить принцип группировки.

6. КОЛИЧЕСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ И СЧЕТ. Задание направлено на выявление уровня развития количествен­ных представлений, умение ребенка выполнять счетные операции в умственном плане (развитие наглядно-образно­го и элементов логического мышления).

Оборудование: пятнадцать плоских палочек одного цве­та, экран.

Проведение обследования.

Первый вариант: перед ребенком кладут пятнадцать палочек и предлагают ему взять только пять, просят пе­ресчитать и запомнить их количество, после чего закры­вают эти палочки экраном. За экраном взрослый отнима­ет три палочки и показывает их ребенку, спрашивая: «Сколько там осталось палочек?» Если ребенок отвечает правильно, то ему предлагают следующие задания. Взрос­лый показывает две палочки, кладет их за экран к пре­дыдущим двум. Не открывая экран, выясняет: «Сколько там стало палочек?»

Обучение: в случае затруднений взрослый уменьшает количество палочек сначала до четырех, затем до трех. При этом используется открытое предъявление задания (экран убирается совсем).

Второй вариант (устная задача): «В коробке лежало 4 карандаша. Из них 2 карандаша красных, а осталь­ные — синие. Сколько синих карандашей лежало в ко­робке?» При затруднениях проводится обучение.

Обучение: ребенку предлагают взять четыре палочки и с опорой на них решить задачу, предварительно повторив условие. Если ребенок задачу решил, то можно предло­жить аналогичную устную задачу: «У девочки было 4 воз­душных шарика. Когда несколько шариков лопнуло, у нее осталось 2 шарика. Сколько шариков лопнуло?»

Оценка действий ребенка: принятие задания; понима­ние условий задачи; способ пересчета (действенный или зрительный); умение выполнять счетные операции по пред­ставлению в пределах 3, 4, 5; умение решать устные задачи.

7. СРАВНИ (сюжетные картинки «Летом»). Задание на­правлено на выявление уровня развития наглядно-образ­ного мышления (восприятия целостной ситуации, изобра­женной на картинках), умения сравнивать и понимать динамическое изменение события, изображенного на кар­тинках.

Оборудование: две сюжетные картинки. На первой изо­бражено: яркое солнце (слева вверху), зеленые деревья, на дорожке напротив друг друга стоят две девочки, оде­тые в летние платьица, у каждой в руках мороженое на палочке, рядом с ними стоят сумки с продуктами, неда­леко находится киоск «Мороженое» с открытым окном. На второй картинке сюжет тот же, но произошли некото­рые изменения: заходящее солнце (нарисовано справа), окно киоска закрыто, эти же девочки стоят напротив друг друга и удивленно смотрят на палочки. Мороженое раста­яло, видны только его последние падающие капли: на земле лужа от мороженого.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 57, 58.

Проведение обследования: перед ребенком кладут пер­вую картинку и просят внимательно ее рассмотреть, за­тем рядом кладут вторую. Предлагают сравнить их и рас­сказать о различиях.

Обучение: в том случае, если ребенок не отвечает или отвечает неверно, ему задают уточняющие вопросы, акти­визирующие восприятие и понимание целостной ситуа­ции, изображенной на картинках: «Какое время года здесь изображено? Как ты догадался, что это происходило ле­том? Что девочки держат в руках? Что случилось? Поче­му девочки не съели мороженое?»

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; понимание ребенком ситуации и событий, изобра­женных на картинках; способность объяснить динамику сюжета, представленного на картинках.

8. НАЙДИ ВРЕМЯ ГОДА. Задание направлено на выяс­нение уровня сформированности представлений о време­нах года (развитие наглядно-образного мышления).

Оборудование: сюжетные картинки со специфическими признаками четырех времен года.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 59—62.

Проведение обследования: перед ребенком раскладыва­ют четыре картинки, на которых изображены четыре вре­мени года. Ребенка просят: «Покажи, где зима (лето, осень, весна)». Затем спрашивают: «Как ты догадался, что это зима?» И т. д. В случаях затруднений проводится обу­чение.

Обучение: перед ребенком оставляют картинки с изоб­ражением только двух времен года — лета и зимы и за­дают ему уточняющие вопросы: «Что бывает зимой? Най­ди, где изображена зима. А что бывает летом? Найди, где изображено лето».

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; уровень сформированности временных представле­ний; умение объяснить свой выбор.

9. НАРИСУЙ ЦЕЛОЕ (методика А. А. Венгер). Задание направлено на выявление уровня развития наглядно-образ­ного мышления, сформированности предметного рисунка.

Оборудование: две картинки, на которых нарисована всем знакомая игрушка — неваляшка (одна картинка раз­резана), бумага и карандаши (фломастеры).

Наглядный материал: набор № 1, рис. 63, 64.

Проведение обследования: взрослый кладет перед ре­бенком части разрезной картинки с изображением нева­ляшки и просит его нарисовать целую. Картинку пред­варительно не складывают. Если ребенок не может выполнить задание, проводится обучение.

Обучение: ребенку дают разрезную картинку и предла­гают сложить ее, а затем нарисовать. Если ребенок за­трудняется, то взрослый помогает ему, затем снова пред­лагает выполнить рисунок.

Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умение нарисовать предмет по разрезной картин­ке; анализ рисунка; обучаемость, результат.

10. РАССКАЖИ (серия сюжетных картинок «Утро маль­чика»). Задание направлено на выявление умений опреде­лять временную последовательность событий, обобщатьсвой практический опыт (сформированность наглядно-об­разного мышления).

Оборудование: четыре картинки с изображением ситуа­ций, знакомых детям из каждодневного опыта. На пер­вой картинке — мальчик, проснувшись, сидит на посте­ли, недалеко от него лежит его одежда; на второй — он умывается; на третьей — сидит на стуле и одевается; на четвертой — одетый мальчик сидит за столом и завтра­кает.

Наглядный материал: набор № 1, рис. 65—68.

Проведение обследования: перед ребенком в случайной последовательности выкладывают четыре картинки и про­сят его рассмотреть и разложить их: «Разложи все кар­тинки по порядку: что мальчик делал сначала, что по­том, чем завершились его действия».

Обучение: если ребенок не раскладывает картинки или начинает выполнять задание неверно, то взрослый пока­лывает их и говорит: «Вот первая картинка. Утро. Маль­чик проснулся. А теперь разложи картинки так, чтобы было понятно, что мальчик делал потом». В случае за­труднений взрослый кладет верно и вторую картинку: «А теперь мальчик одевается. А что потом он будет делать?» Оценка действий ребенка: принятие и понимание за­дания; умения понять временную последовательность со-йытий; объяснить сущность изображенного события.

Результаты проведенного обследования оцениваются в и аллах.

ВКЛЮЧЕНИЕ В РЯД.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обу­чения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает его условия; ставит матрешки в ряд без учета их размера; после показа правильного размещения матрешек самостоятельно не ориентируется на величину.

3 балла — ребенок «принимает и понимает условия ладания; самостоятельно выполняет задание, пользуясь практическим примериванием.

4 балла — ребенок принимает и понимает условия мдания, самостоятельно выполняет задание, пользуясь зрительной ориентировкой.

КОРОБКА ФОРМ.

1 балл — ребенок не понимает задание, не стремится его выполнить; после обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, пытается вы­полнить его, используя хаотичные действия или действия плои; после обучения пользуется методом перебора вариаптов.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание, пыполняет его методом перебора вариантов, но после <»г>учения пользуется методом целенаправленных проб.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание, синтересом выполняет его либо методом практического при­мефивания, либо методом зрительного соотнесения.

ПОСТРОЙ ИЗ ПАЛОЧЕК.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает его условий; раскладывает палочки без учета образп,а; не может построить не только по памяти, но и по об­разцу; выполняет задание на основе показа или воспроизводит только элементы лесенки.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание,по самостоятельно выполнить не может; после повторного показа самостоятельно выполняет задание по образцу.

 

4 балла — ребенок принимает и понимает задание; умеет воспроизвести конструкцию по памяти.

СЛОЖИ РАЗРЕЗНУЮ КАРТИНКУ.

1 балл — ребенок не понимает цель; в условиях обу­чения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание, но не пони­мает его условий; раскладывает картинки без учета целостного восприятия предметного изображения; в процессе обучения пытается складывать картинку, но после обучения не переходит на самостоятельное выполнение задания.

3 балла — ребенок принимает и понимает задание,но самостоятельно выполнить его не может; после обуче­ния самостоятельно складывает картинку.

4 балла — ребенок принимает и понимает задание;самостоятельно справляется с заданием.

СГРУППИРУЙ КАРТИНКИ.

1 балл — ребенок не принимает задание; не ориенти­руется в его условии (размахивает карточкой, бросает ее); в процессе обучения действует неадекватно.

2 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки без учета ориентировки на цвет; после оказания
третьего вида помощи начинает ориентироваться на образец; вторую часть задания (группировку по форме) не выполняет.

3 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; в некоторых случаях требуется только первый вид помощи; не может обобщить принцип группировки в речевом плане.

4 балла — ребенок принимает задание; раскладывает карточки с учетом ориентировки на цвет и форму; самостоятельно вычленяет принцип группировки.







Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.