Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







II. Методы описания химической связи в комплексах.





II. Методы описания химической связи в комплексах.

1. Ионная модель (достоинства и недостатки).

2. Ковалентная теория (МВС): принцип связывания; объяснение геометрической формы; внутри- и внешнеорбитальные комплексы, их сравнительная стабильность; магнитные свойства. Примеры. Ограниченность возможностей метода ВС. Состав и структура простейших карбонильных комплексов (правило 18–ти электронов).

3. Ковалентная теория (ММО): Применение метода МО для объяснения строения островных октаэдрических частиц МХ6 (без π–связей), обоснование спектрохимического ряда лигандов. Применение метода МО для объяснения строения островных тетраэдрических частиц МХ4 (с π–связями).

4. Ионно–ковалентная теория (теория кристаллического поля – ТКП): Форма, расположение в пространстве и энергия d–орбиталей газообразного атома, изменение энергии d–орбиталей при ионизации атома. Основные положения ТКП: энергия d–АО иона в сферическом поле лигандов; перераспределение энергии между орбиталями (расщепление d–подуровня, снятие пятикратного вырождения) при понижении симметрии поля до октаэдрического, тетраэдрического. Энергия расщепления, сравнение Δокт и Δтетр, dε– и dγ–подуровни. Зависимость энергии расщепления от природы комплексообразователя (протяженность d–орбиталей, степень окисления элемента). Объяснение окрашенности комплексов, экспериментальное определение энергии расщепления, построение спектрохимического ряда лигандов (обоснование спектрохимического ряда лигандов с использованием метода МО). Предпочтения d–элементов к связыванию с лигандами слабого и сильного поля. Магнитные свойства комплексов. Сопоставление Δокт и энергии спаривания (р), сильное и слабое октаэдрическое поле, низкоспиновое и высокоспиновое состояние. Энергия стабилизации кристаллическим полем. Распространенность октаэдрической координации в химии d–металлов, предсказание тетрагонального искажения октаэдров, квадратной и тетраэдрической координации. Закономерности изменения ионных радиусов Э2+ и Э3+ при к.ч. 6 и 4, причины различия ионных радиусов при одинаковых к.ч. Влияние комплексообразования на стабилизацию низких степеней окисления 3d–элементов. Границы применимости ТКП.

Опыты

занятие-1: Качественные опыты на тему взаимных предпочтений
в процессах комплексообразования и замены лигандов

1. Комплексы s - и р -элементов.

а) Оценитеспособность к комплексообразованию ионов К+–Са2+–Mg2+–Be2+–Al3+–Sb3+. Почему для двух из них максимально характерны фторидные комплексы и комплексы с кислород-содержащим лигандами (ОН2, ОН), а для третьего хлорид-ионы в водных растворах вполне способны с ними конкурировать?

б) Объясните, почему хлорид калия из водного раствора кристаллизуется в виде безводной соли? Почему хлориды кальция, магния, бериллия и алюминия кристаллизуются в виде гидратов CaCl2·6H2O–MgCl2·6H2O–BeCl2·4H2O–AlCl3·6H2O? Почему два из них при нагревании обезвоживаются до безводных солей, а два других при нагревании легко гидролизуются, теряют газообразный хлороводород HCl, потом и парообразную воду и переходятпоначалу в оксохлориды, а при сильном прокаливании – в оксиды? Почему аква-комплексы сурьмы (III) очень нестабильны, соответственно нет и кристаллогидратов? (составьте уравнения всех перечисленных реакций).

2. В отдельных пробирках приготовьте по 2 мл растворов солей магния-бериллия-алюминия и солянокислого раствора хлорида сурьмы. В составе каких комплексов находятся в растворах соответствующие ионы?

а) Долейте в каждую избыток аммиака и добейтесь осаждения гидроксидов (сурьма осаждается в виде оксида Sb2O3).Почему осадки не растворяются в избытке раствора аммиака? Разделите каждый осадок на 3 части.

б) В каждую пробирку долейте растворы серной кислоты, щелочи и насыщенный раствор KCl. При нейтрализации раствора аммиака серной кислотой в соответствующем растворе в качестве потенциальных лигандов остаются только молекулы воды. Растворяются ли осадки, образуют ли изучаемые катионы аква-комплексы?

в) При добавлении щелочи и хлорида калия, наряду с молекулами воды, в растворах появляются дополнительные лиганды. Напомню, что возможность образования гидроксокомплексов определяется не только способностью связываться с кислородсодержащими лигандами, но и тем, способен ли тот или иной гидроксид/оксид проявить кислотные свойства. Про хлоридные комплексы ничего напоминать не буду…

Результаты обобщите в таблице

  аква-комплексы аммино-комплексы гидроксо-комплексы хлоридные-комплексы
Mg2+        
Be2+        
Al3+        
Sb3+        
Если соответствующие комплексы не образуются, ставим прочерк, если образуются – пишем формулу.

Составьте уравнения выполненных реакций.

3. Комплексы d -элементов.

а) Оценитеспособность к комплексообразованию ионов К+–Са2+–Sc3+–Ti3+–V3+–Cr3+–Mn2+–Fe3+/Fe2+–Co2+–Ni2+–Cu2+–Zn2+.

На легкую часть задания отвечу сам: для ионов калия и кальция комплексообразование, по сути, абсолютно не характерно (см. кристаллогидраты, типа CaCl2·6H2O). Почему (?) – это ваша часть вопроса.

b) Кристаллогидраты (аква-комплексы) известны для всех приведенных d - катионов. Почему по ряду постепенно дестабилизируются фторидные комплексы, а в водных растворах все легче могут быть получены аммиакаты, хлоридные, цианидные и другие? Систематизируйте эти лиганды, сравните их с молекулами воды и ионами ОН.

4. Вам предлагаются растворы сульфатов Cr(III), Fe(III), Co(II), Cu(II),Zn(II). В составе каких частиц находятся катионы в растворах? Используя разбавленный раствор аммиака, получите осадки соответствующих гидроксидов и разделите их на три части. Попытайтесь растворить их, постепенно добавляя в каждую из пробирок концентрированные растворы HCl, KOH, NH3 (следите за фактом растворения и окраской раствора). Какие лиганды при этом поставляются в систему? Сравните склонность рассматриваемых катионов к образованию тех или иных комплексов. Составьте уравнения реакций растворения гидроксидов.

Результаты обобщите в таблице

  аква-комплексы аммино-комплексы гидроксо-комплексы хлоридные-комплексы
Cr3+        
Fe3+        
Co2+        
Cu2+        
Zn2+        
Если соответствующие комплексы не образуются, ставим прочерк, если образуются – пишем формулуи окраску.

занятие-2: Количественные опыты, оценка констант равновесий с участием/образованием комплексов

Соединения с комплексным катионом.

К растворам солей никеля, меди и цинка добавьте по каплям 10%-ный раствор аммиака. Наблюдайте образование осадков. Полученные осадки растворите в избытке концентрированного раствора аммиака.

Составьте уравнения реакций, учитывая, что растворение осадков происходит за счет комплексообразования, при этом в образующихся комплексных катионах кч меди, никеля и цинка соответственно равны 4, 6 и 4. Назовите полученные комплексные соединения. Почему гидроксиды, содержащие комплексные ионы, являются сильными основаниями, а соответствующие им "простые" гидроксиды - слабыми?

Опишите строение полученных аммиачных комплексов в рамках МВС: 1) геометрическая форма;
2) магнитные свойства; 3)объясните наличие или отсутствие окраски?????

Полученные растворы сохраните для опыта .

II. Методы описания химической связи в комплексах.

1. Ионная модель (достоинства и недостатки).

2. Ковалентная теория (МВС): принцип связывания; объяснение геометрической формы; внутри- и внешнеорбитальные комплексы, их сравнительная стабильность; магнитные свойства. Примеры. Ограниченность возможностей метода ВС. Состав и структура простейших карбонильных комплексов (правило 18–ти электронов).

3. Ковалентная теория (ММО): Применение метода МО для объяснения строения островных октаэдрических частиц МХ6 (без π–связей), обоснование спектрохимического ряда лигандов. Применение метода МО для объяснения строения островных тетраэдрических частиц МХ4 (с π–связями).

4. Ионно–ковалентная теория (теория кристаллического поля – ТКП): Форма, расположение в пространстве и энергия d–орбиталей газообразного атома, изменение энергии d–орбиталей при ионизации атома. Основные положения ТКП: энергия d–АО иона в сферическом поле лигандов; перераспределение энергии между орбиталями (расщепление d–подуровня, снятие пятикратного вырождения) при понижении симметрии поля до октаэдрического, тетраэдрического. Энергия расщепления, сравнение Δокт и Δтетр, dε– и dγ–подуровни. Зависимость энергии расщепления от природы комплексообразователя (протяженность d–орбиталей, степень окисления элемента). Объяснение окрашенности комплексов, экспериментальное определение энергии расщепления, построение спектрохимического ряда лигандов (обоснование спектрохимического ряда лигандов с использованием метода МО). Предпочтения d–элементов к связыванию с лигандами слабого и сильного поля. Магнитные свойства комплексов. Сопоставление Δокт и энергии спаривания (р), сильное и слабое октаэдрическое поле, низкоспиновое и высокоспиновое состояние. Энергия стабилизации кристаллическим полем. Распространенность октаэдрической координации в химии d–металлов, предсказание тетрагонального искажения октаэдров, квадратной и тетраэдрической координации. Закономерности изменения ионных радиусов Э2+ и Э3+ при к.ч. 6 и 4, причины различия ионных радиусов при одинаковых к.ч. Влияние комплексообразования на стабилизацию низких степеней окисления 3d–элементов. Границы применимости ТКП.

Опыты

занятие-1: Качественные опыты на тему взаимных предпочтений
в процессах комплексообразования и замены лигандов

1. Комплексы s - и р -элементов.

а) Оценитеспособность к комплексообразованию ионов К+–Са2+–Mg2+–Be2+–Al3+–Sb3+. Почему для двух из них максимально характерны фторидные комплексы и комплексы с кислород-содержащим лигандами (ОН2, ОН), а для третьего хлорид-ионы в водных растворах вполне способны с ними конкурировать?

б) Объясните, почему хлорид калия из водного раствора кристаллизуется в виде безводной соли? Почему хлориды кальция, магния, бериллия и алюминия кристаллизуются в виде гидратов CaCl2·6H2O–MgCl2·6H2O–BeCl2·4H2O–AlCl3·6H2O? Почему два из них при нагревании обезвоживаются до безводных солей, а два других при нагревании легко гидролизуются, теряют газообразный хлороводород HCl, потом и парообразную воду и переходятпоначалу в оксохлориды, а при сильном прокаливании – в оксиды? Почему аква-комплексы сурьмы (III) очень нестабильны, соответственно нет и кристаллогидратов? (составьте уравнения всех перечисленных реакций).

2. В отдельных пробирках приготовьте по 2 мл растворов солей магния-бериллия-алюминия и солянокислого раствора хлорида сурьмы. В составе каких комплексов находятся в растворах соответствующие ионы?

а) Долейте в каждую избыток аммиака и добейтесь осаждения гидроксидов (сурьма осаждается в виде оксида Sb2O3).Почему осадки не растворяются в избытке раствора аммиака? Разделите каждый осадок на 3 части.

б) В каждую пробирку долейте растворы серной кислоты, щелочи и насыщенный раствор KCl. При нейтрализации раствора аммиака серной кислотой в соответствующем растворе в качестве потенциальных лигандов остаются только молекулы воды. Растворяются ли осадки, образуют ли изучаемые катионы аква-комплексы?

в) При добавлении щелочи и хлорида калия, наряду с молекулами воды, в растворах появляются дополнительные лиганды. Напомню, что возможность образования гидроксокомплексов определяется не только способностью связываться с кислородсодержащими лигандами, но и тем, способен ли тот или иной гидроксид/оксид проявить кислотные свойства. Про хлоридные комплексы ничего напоминать не буду…

Результаты обобщите в таблице

  аква-комплексы аммино-комплексы гидроксо-комплексы хлоридные-комплексы
Mg2+        
Be2+        
Al3+        
Sb3+        
Если соответствующие комплексы не образуются, ставим прочерк, если образуются – пишем формулу.

Составьте уравнения выполненных реакций.

3. Комплексы d -элементов.

а) Оценитеспособность к комплексообразованию ионов К+–Са2+–Sc3+–Ti3+–V3+–Cr3+–Mn2+–Fe3+/Fe2+–Co2+–Ni2+–Cu2+–Zn2+.

На легкую часть задания отвечу сам: для ионов калия и кальция комплексообразование, по сути, абсолютно не характерно (см. кристаллогидраты, типа CaCl2·6H2O). Почему (?) – это ваша часть вопроса.

b) Кристаллогидраты (аква-комплексы) известны для всех приведенных d - катионов. Почему по ряду постепенно дестабилизируются фторидные комплексы, а в водных растворах все легче могут быть получены аммиакаты, хлоридные, цианидные и другие? Систематизируйте эти лиганды, сравните их с молекулами воды и ионами ОН.

4. Вам предлагаются растворы сульфатов Cr(III), Fe(III), Co(II), Cu(II),Zn(II). В составе каких частиц находятся катионы в растворах? Используя разбавленный раствор аммиака, получите осадки соответствующих гидроксидов и разделите их на три части. Попытайтесь растворить их, постепенно добавляя в каждую из пробирок концентрированные растворы HCl, KOH, NH3 (следите за фактом растворения и окраской раствора). Какие лиганды при этом поставляются в систему? Сравните склонность рассматриваемых катионов к образованию тех или иных комплексов. Составьте уравнения реакций растворения гидроксидов.

Результаты обобщите в таблице

  аква-комплексы аммино-комплексы гидроксо-комплексы хлоридные-комплексы
Cr3+        
Fe3+        
Co2+        
Cu2+        
Zn2+        
Если соответствующие комплексы не образуются, ставим прочерк, если образуются – пишем формулуи окраску.

занятие-2: Количественные опыты, оценка констант равновесий с участием/образованием комплексов







ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делать, если нет взаимности? А теперь спустимся с небес на землю. Приземлились? Продолжаем разговор...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.