Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Какая терапия, для кого, когда, при каких условиях?





Пока психологи и психотерапевты долго и громко спорили о самой эффективной терапии, появилась точка зрения, что многие способы ведения консультаций в равной мере эффективны. Хотя для конкретного клиента некоторые методы более эффективны, чем другие. Прежде чем приступить к лечению, психотерапевт должен понять мир клиента. В некоторых случаях существующая теория будет для клиента бесценной. Но далеко не всегда наши предварительные соображения о том, что ему лучше подходит, окажутся верными.

Итак, важно, чтобы вы побольше знали о методах (те кон­цепции, что изложены в этом разделе) и о психологической тео­рии (это будет во второй части книги). Вооружившись солидным знанием методов, зная альтернативные направления, вы сможете выбрать наиболее эффективный путь консультирования. Если ваш подход не сработает, вы сможете сменить подход и технику, чтобы подстроиться под конкретного клиента. Довольно часто сеанс консультирования заканчивается потому, что клиент еще “не дозрел до оказания помощи”. Но скорее это свидетельствует о том, что психолог не смог оценить ситуацию и реализовать другой подход.

На протяжении всей книги, вопрос “Какая терапия...?” все­гда будет стоять перед вами. Поскольку теория и исследования в этой области только начинаются, вы должны каждый раз решать вопрос самостоятельно и внимательно следить за реакцией кли­ента на ваши действия.

Популярный ведущий Маршалл Мак-Дуган известен своим умением направить разговор в нужное русло. Когда дискуссия по предложенной теме идет плохо, он говорит: “Вам не нравится эта тема? Давайте возьмем другую”. Точно так же, если вашему клиенту не нравится ваша идея, техника или теория, то вам следует развить другую, которую он, может быть, будет готов вос­принять.

 

Краткий обзор главы

Прочитав эту главу, вы должны уметь:

1. Продемонстрировать понимание личности и окружения. Люди живут в окружении, которое воздействует на них, а они воздействуют на него. Моделью для анализа этого взаимо­действия могут быть семь ключевых направлений. Отмечено, что эти компоненты не только воздействуют на индивида, но и спо­собны к взаимовлиянию, в результате чего клиент, приходящий на консультацию, всегда чем-то отличается от других.

2. Осознавать, что психолог является частью окружения клиента. Вы, человек, помогающий другим, имеете собственную историю взаимодействия со средой. Во время интервью вы ста­новитесь для клиента элементом его окружения. Слишком жест­кая приверженность системе собственных конструкций может привести к тому, что вы начинаете подавлять клиента, вместо того, чтобы установить обычные отношения двух личностей, которые могут научиться друг у друга.

3. Уметь дать определение закону экономики Келли в лечении и диагностике. В этой главе поднимаются многие задачи терапевтического процесса. Стараясь полностью понять индивидуальность клиента, психолог может пропустить главные проблемы. Келли утверждает, что самый простой способ решить, что тревожит личность — это спросить его об этом прямо и действовать в соответствии со сказанным.

4. Показать элементарное понимание психологии личных конструкций. Келли утверждает, что разные люди по-разному конструируют мир, благодаря неповторимости своей истории. Эффективная оценка, и, как следствие ее, эффективная терапия требуют понимания мировоззрения клиента. Понятие личных конструкций, выдвинутое Келли, тесно смыкается с понятием интенциальности, о котором шла речь.

5. Уметь дать эффективную оценку клиента, состоящую из пяти этапов. Это: 1) определение проблемы клиента, 2) изучение личных конструкций клиента, 3) определение ключевых факторов окружения клиента, 4) понимание своих собственных теорий и конструкций, которые привносит психолог в процесс интервью, 5) определение оптимального направления действий, исходя из полученных фактов. Подчеркивается, что правильный выбор тактики лечения зависит от глубокого понимания клиента и верной оценки его. 1

6. Понимать сущность вопроса “Какая разновидность терапии, для какого клиента, когда, при каких обстоятельствах...?” У клиентов могут быть разные проблемы, заботы, у каждого есть своя история взаимодействия с окружением. Поэтому психолог должен иметь на вооружении не один подход, а несколько — чтобы соответствовать разнообразным потребностям клиентов.

7. Уметь дать определение и правильно использовать основ­ные термины данной главы:

Взаимодействие личность — окружение; П=ƒ(Л,0); семь факторов Роббертса; самоисполняющееся пророчество; личная система конструкций; тест “хранилище”; взаимодействие среды и семьи; символическое насилие; построение плана лечения.

 

 

Глава VII. Интегрирование методов поиска позитивного путь к запланированным изменениям

ОБЩИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ

Сочетание методологии, теории и прак­тики является сущностью квалифицированно­го консультирования и терапии.

Методология дает основу для эффектив­ной теории и практики: КО-терапевт знает, как построить творческую, плодотворную бе­седу и как использовать знания этих техник, чтобы воздействовать на клиента в нужном направлении. Важной в этом процессе явля­ется индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность, оценка личности и ее со­циальной среды, а также применение мето­дов позитивного роста и развития.

Теория создает организующие принципы для консультирования и психотерапии: КО-терапевт имеет запас альтернативных теоре­тических подходов и способов общения.

Практика — это сочетание методологии и теории. КО-консультант компетентен в тео­рии и методиках, и способен применять их как в целях исследования, так и в практиче­ской работе на благо клиента.

Подразумевается, что общая компетент­ность в методологии, теории и практике про­является в осознании своего собственного мировоззрения и личностных особенностей, а также того, насколько они отличаются от мировоззрения клиента и других профессио­налов.

 

Цели данной главы

Необходимость интегрирования методов поиска позитивного

Методы, навыки и конструкции, которые излагались в первых шести главах, можно объединить в цельное интервью, которое есть нечто большее, чем сумма частей. Поняв и освоив методы, надо научиться использовать эти возможности при любой теоретической ориентации. В этой главе мы преследуем следующие цели:

1. Дать пример неэффективного интервью как образец того, как не надо делать. Будет дан анализ с точки зрения общей модели навыков (первые шесть глав).

2. Продемонстрировать поиск позитивного на примере интервью. Для иллюстрации будут даны два интервью, в которых доказано, как объединить методы в живое интервью. Поиск позитивного — главное средство переориентации взглядов клиента на более оптимистичные.

3. Показать, как поиск позитивного описан в различных теориях. Это понятие является центральным в клиентоцентристкой теории принятия решений и в когнитивной теории.

Изучая материал этой главы, вы часто встретите ссылки на предыдущие главы. Дело в том, что мы хотели бы перекинуть мостик от методов (первые шесть глав) к теориям (последующие главы). Если вы хорошо усвоили материал предыдущих глав, то вы сумеете их правильно использовать при любой теоретической ориентации. Вы обнаружите, что содержание и применение методов различаются, к примеру, в бихевиористской и психодина-мической концепции, но совокупность методов и понятий дают хороший фундамент для овладения новой теорией.

 







ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...

ЧТО ТАКОЕ УВЕРЕННОЕ ПОВЕДЕНИЕ В МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЯХ? Исторически существует три основных модели различий, существующих между...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.