Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Церковь св. Михаила в Хильдесхайме(1001 – 1033 гг.)





Двухориентированный храм. Имеет на западе и на востоке по одной круглой апсиде, западный и восточный поперечные нефы (трансепты) с башней над каждым средокрестием и круглыми лестничными башнями на концах креста. Нет эмпор.  

Церковь св. Михаила имеет некоторые новые элементы – апсида на западе поднимается над криптой, к которой можно попасть по уходящим под землю лестницам. Вход в саму церковь расположен в южном боковом нефе, который таким образом становится своего рода внутренним нартексом.

Эмпоры — покоящиеся на колоннах или арках сооружения (помещения) в виде трибун или галерей в интерьерах византийских и средневековых европейских церквей.

Церковь Св. Кириака в Гернроде (Германия) - самая старая из сохранившихся построек оттоновского стиля. Эта женская обитель была основана в 961 году маркграфом Геро. Двухориентированный храм (х/ч немецкой церкви). Есть маленькие апсиды с двух сторон. Немножко кривой (что-то пошло не по плану).

Базилика трехнефная: широкий центральный, узкие боковые. Западная часть более торжественная, двухбашенный фасад. Суровая простота. Внутри – деревянные перекрытия (центр) и каменные своды (боковые нефы). Коллонада – нижняя аркада Средняя коллонада (трифорий), эмпоры – 2 этаж Верхние ряды окон - клересторий

 

Монастырская церковь Санкт-Георг в Оберцелле, возведенная в конце правления династии Каролингов, - простая трехнефная базилика с колоннами. (Сначала хотели построить трансепт с полукруглыми завершениями). Трифория здесь нет. Зато есть фрески.

На них изображены сцены из Евангелия: притчи и деяния Христа. Сцена в лодке. Христос, изгоняющий бесов (в свиней). Девушки, беседующие в храме (в окружении бесов).

Трифорий —узкая невысокая декоративная галерея, расположенная в толще стены над арками, отделяющими боковые нефы от среднего.

9. Оттоновское возрождение (раннероманское искусство): общая характеристика и основные памятники книжной миниатюры. Кодекс Геро, Рукопись Св. Григория (изображение Оттона III на троне), Евангелие Оттона III, Евангелие аббатисты Уты (усложнение смыслосодержания, изображение как формула: сцена Распятия), Евангелие Хитды (византийское влияние: сюжет «Христос с учениками в лодке во время бури»).

Миниатюра Оттонов. Евангелия – среди лучших книг эпохи. Дальнейшее развитие каролингского типа портретов евангелистов. Развитие и усложнение христологического цикла. Византийское влияние. Изменения в иконографии. Нарастание мистицизма, отвлеченности, абстракции. Удаление от античных реминисценций. Формирование ряда черт романского стиля.

1. Школа Райхнау Изображения аскетичные, монохромные. Псалтирь Эгберта Трирского. Рукопись св. Григория – изображение Оттона III. Содержит богословские предписания и порядок служб, собранные при Григории VII. Сохранилось два листа (хранящихся в разных местах), каждый из них представляет самостоятельный шедевр раннего оттоновского искусства.  

 

На первом - Папа Григорий, на плече сидит голубь с небес и диктует ему, а папа диктует слуге-писцу => божественное происхождение текста. Влияние античных традиций: папа сидит на фоне (или в) какой-то античной конструкции, которая имеет вид арки на коринфских капителях.

Второй лист - император Оттон III. Восседает на троне, размещенном перед стилизованной беседкой с коринфскими колоннами. В руках– знаки императорского достоинства, на голове – корона. Женские фигуры по обеим сторонам от государя символизируют страны-данницы – Германию, Алеманнию, Францию и Италию. Или это четыре части света - с шарами.

Евангелие Оттона III - Четыре Евангелия и апокалипсис. Изображения апостолов. Вход в Иерусалим, исцеление бесноватого и усмирение бури, исцеление тещи Петра, омовение ног, Преображение. Все на золотом фоне. (И люди похожи на Шрека).

2. Регенсбургская школа Евангелие аббатиссы Уты – 16 догматических миниатюр. Распятие – Христос в красном одеянии с епитрахилью. Посторонам в полукружиях – Церковь и Синагога, наверху – солнце и луна в квадратах, внизу – восставшие из гроба и Иерусалимский храм.    
3. Кельнская школа Влияние Византии. Евангелие Хитды – «Крещение» (синий фон, Иисус, Иоанн, Иордан). Христос в лодке с учениками. Христос во Славе (похожа на восьмерку). Кодекс Геро. Фон не роскошный пурпурный, синий, нет имитации оклада, вместо этого – орнаментальная рамка, орнамент более однообразный. Пропорции нарушены, голова стала больше, а черты лица более грубыми. Жест благословляющей руки выделен.

10. Романский собор: типология, общая характеристика романской архитектуры и её декора. Собор в Шпайере как ранний памятник романской архитектуры.

Романский стиль господствовал в Зап.Европе в 10—12 вв. (в ряде мест — и в 13 в.). Термин «романский стиль» ввёл в нач.XIX в. Арсисс де Комон. (Нужно было отличить готику от того, что было до нее).

Р. с. впитал элементы раннехристианского искусства, меровингского искусства, культуры «каролингского возрождения» (+ искусства античности, эпохи переселения народов, Византии и мусульманского Ближнего Востока). Р.с. - первая худ.система средневековья (раньше – только тенденции), охватившая большинство европейских стран (но: различие территориальных школ). Основа единства Р. с. - система развитых феодальных отношений и интернациональная сущность катол.церкви.

В это время мирно сосуществуют Папа и Король. В XI в. христианство отделяется от католицизма.

Романская базилика – 3 или 5 нефов, 1 или 2 трансепта. В некот.школах усложнена вост.часть церкви: хор, завершаемый выступом абсиды, окружённый «венком капелл» (радиально расходящиеся капеллы). В нек.странах, чаще во Франции, разрабатывается хор с обходом (для паломников): боковые нефы как бы продолжаются за трансептом и огибают алтарную абсиду.

 

Возникает также бенедектинский план базилики. Храм в центре (3 или 5 нефов), вокруг разнообразные постройки. Трансепт на востоке, пространство расширяется. Апсид обычно больше 3. Позже в план входит «венок капелл». Появляется клуатор – атриумный двор для монахов (должны быть отдельно от мирян), дормитории (для сна). Характерен двубашенный фасад.

Вместо плоских деревянных перекрытий появляются своды (крестовый, полуцилиндрический – боковые нефы). Появляется интерес к вертикализму => массивные стены (+оборонительная функция).

Цилиндрический свод — образует в поперечном сечении полукруг (или половину эллипса, параболы, проч). Это простейший и наиболее распространённый тип сводов. Перекрытие в нём опирается на параллельно расположенные опоры — две стены, ряд столбов или аркады.

Цилиндрический свод с распалубками — свод, образованный путем пересечения под прямым углом одного свода с другими меньшего пролета и меньшей высоты, то есть — с образованием распалубок.

Романские здания вписаны в ландшафт, ясность линий: простые формы (куб, параллелепипед, цилиндр), массивные стены, узкие проёмы окон, ступенчато углублённые порталы, лаконичность отделки. В монастыре или замке основа композиции – донжон.

Интерьер: значительное расстояние между колоннами (протяжённость в длину) => мерность, медлительность; рельефы чаще на зап.фасаде (вокруг порталов, по фасаду, на архивольтах и капителях). Особое внимание уделялось скульптурному украшению зап.фасада и входу в храм.

Термины

Нартекс – продолговатый зал при входе в храм

Неф - вытянутое помещение, ограниченное с одной или с обеих продольных сторон рядом колонн или столбов, отделяющих его от соседних нефов

Трансепт - поперечный неф (корабль), пересекающий основной неф под прямым углом. Окончания трансепта образуют рукава, выступающие за пределы основной части здания.

Средокрестие —место пересечения главного нефа и трансепта, образующих в плане крест; часто увенчано башней

Апсида/абсида —полукруглый, гранёный или прямоугольный выступ здания, перекрытый полукуполом (конхой) или сомкнутым полусводом; алтарная часть.

Венок капелл - несколько капелл, выделенных апсидами и расположенных полукругом в восточной части храма.

Капелла - церковный придел, предназначенный для хранения реликвий.

Деамбулаторий - обходная галерея за главной апсидой.

Трифорий - галерея второго яруса главного нефа.

Архивольт — обрамление арочного проёма, выделяющее дугу арки из плоскости стены.

Капитель – венчающая часть колонны.

Шпайерский собор (Германия)

Собор задумывался как крупнейший для того времени храм Европы. Строился с 1030 по 1061.

Большая трехнефная базилика с западным притвором (пристройка перед входом) и четырьмя башнями. Пышная орнаментальная резьба, обрамляющая окна трансепта.

Был закончен и освящен во имя Девы Марии в 1061 году, но затем перестраивался по инициативе Генриха IV: увеличили высоту центр.нефа, деревянные перекрытия => каменные крестовые своды, опоры сводов усилили дополнительными колоннами.

 

 

11. Романская архитектура Франции (общая характеристика и особенности, влияние Церкви, монастырское строительство и паломнические дороги, особенности локальных школ). Церковь Сен Филибер в Турню; Бургундия: церковь Клюни III, церковь Сен Лазар в Отене; Южная и юго-западная Франция: Сен Фрон в Перигё, Собор в Ангулеме, Нотр Дам ла Гранд в Пуатье, Сен Сернен в Тулузе; Нормандия: руины монастырской церкви Нотр Дам в Жюмьеже.

Общая хар-ка

Клюнийская реформа (от аббатства в Клюни, к.10-11 вв.): более аскетич.жизнь монахов, разделение муж.и жен.монастырей, отдаление от светской власти. В результате — разветвлённая сеть монастырей, подчинённых Клюнийскому аббату => папа контролирует все тер-рии, на кот-х находились монастыри.

Распространено паломничество – взаимодействие культур, идея перехода от земного у небесному. 3 осн.пункта: Рим, Сантьяго де Компостела, Иерусалим. Развитые дорожные сис-мы. В этих паломничествах важен был переход от земного к небесному. В основе базиликального храма - идея пути (намёк на крестный путь страданий и искупления, выражение осн.идеи католичества).

Папа Урбан III начал Крестовые походы (обещал отпущение грехов за участие). Идея - освобождение Иерусалима, но большинство шло обогащаться.

Архитектура

Романский стиль развился во Франции в X-XII вв. на основе каролингского искусства+черты римской архитектуры (апсиды, растительные орнаменты). Рациональная простота конструкции, внешний вид соответствует внутреннему делению. Стремление к вертикализму => мощные стены и колонны (+функция обороны). Появление эмпоров (трифория) – галереи над колоннадой. Двухъярусными делали даже боковые нефы. Характерны крестовые (4 опоры) и полуциркульные (2 опоры) своды. Двубашенный западный фасад (основной), восьмигранная башня над средокрестием (самая высокая). Капители, порталы, фасады церквей заполнялись скульптурой и рельефами, вырезанными из камня. Условность, плоскостность и линеарность и вместе с тем драматическая экспрессивность образов были свойственны миниатюрной и монументальной живописи.

Сен Филибер в Турню (990-1005г)

Башня над средокрестием (самая высокая), фасад – 1,5 башня, без скульптуры; план ещё не бенедиктинский, но есть венок капелл; полуцилиндрические и крестовые своды, высокие и мощные колонны; 3-нефная.

Для Франции характерны многочисленные местные школы.

Бургундия

Бургундские храмы отличаются совершенством форм, четкостью объемов, завершенностью частей, их подчиненностью целому. Монастырские романские церкви обычно небольшие по размерам, своды невысокие. При сходной планировке оформление фасадов было разным. В Бургундии господствовал орден бенедиктинцев. Старейший и главный их монастырь находился в Клюни.

Клюнийский монастырь

Первый храм аббатства (Клюни I) был построен в 927 году. В конце X века церковь была полностью перестроена (Клюни II). Гигантская базилика, известная как Клюни III, была сооружена в 1088—1220 годах и была самой большой церковью Европы вплоть до строительства Собора Святого Петра. 5-нефная базилика, украшена 5 башнями — одной на средокрестье, двумя симметрично расположенными на главном фасаде, а также двумя над большим трансептом; новаторский приём - своду придана стрельчатая форма. 3-х-ярусные стены: колонны, трифорий (галерея второго яруса), клеристорий (ряд окон над трифорием). Из жёлтого камня.

Сен-Лазар в Отене

Главный неф перекрыт полуциркульным сводом на подпружных арках, четкое деление на ярусы. Трифорий без окон, клеристорий простой; столбы профилированные, каннелированные пилястры (вертикальный выступ стены, имитирующий колонну) до самого свода, стрельчатое очертание свода (предвосхищение готики).







ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Система охраняемых территорий в США Изучение особо охраняемых природных территорий(ООПТ) США представляет особый интерес по многим причинам...

Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.