Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







Траектория развития интеллекта





Каким бы ни был первый толчок, траектория развития интеллекта развивается по определенным законам и, как показал мой коллега Д. В. Ушаков, со­стоит из нескольких этапов.

Латентный этап (дошкольный период): талант еще не виден, но начали свое действие как внутрен­ние способности, так и внешние факторы — поддер­живающая или репрессивная функция семьи в це­лом. Рождение одаренного ребенка не всегда яв­ляется подарком судьбы для родителей. Черчилль, Эйнштейн, Роден и Берне мучили своих учителей плохой речью (дислексия), безграмотным письмом (дисграфия), плохой успеваемостью и дурными ма­нерами. Добавьте сюда трудности в общении, неак­куратность и пренебрежение к окружающим. Вы действительно этого хотите для своего ребенка?

По-настоящему одаренные дети всегда отлича­ются повышенной эмоциональностью, возбудимос­тью и впечатлительностью. Причина — в дисгармо­ничном развитии, при котором одна из способностей преобладает над другой, а окружающие этого «не по­нимают». Яростное давление взрослых или активная публичная жизнь только расшатывают психику де­тей. Они нуждаются в большей поддержке, покое, возможности заниматься тем, что им нравится.

Демонстративный этап: способности не только обнаруживаются, но и становятся предметом об­суждения и восхищения взрослых. Этот этап может начаться и раньше. Например, для Моцарта он на­чался в 3 года. К 15 годам способности и достиже­ния перестают рассматриваться как детские. Чело­век должен или развивать в себе взрослый талант, или оставаться на уровне посредственности. В дет­ском возрасте родительское мнение, безусловно, — главный авторитет. Но помните: одно дело подска­зывать, другое дело давить и навязывать. К 19 годам ребенок должен уже отделиться от родителей и уже сам решать, что ему делать в этой жизни, как распо­ряжаться собственными задатками. Период эманси­пации болезненно переживают те родители, жизнь которых сузилась до реализации планов собственно­го ребенка. Они просто не знают, что делать с собой дальше... Но независимость ребенка может не насту­пить никогда. Некоторые признанные прима-бале­рины, нацеленные на сценический успех и беззавет­ное служение Мельпомене, до последнего ходили на свидания в сопровождении мам. Те должны были решать, достоин ли мужчина «нашего внимания».

Завышенная же самооценка и гонор любого ре­бенка всегда приводят к конфликтам с окружающи­ми. Родители тогда терпят, а остальные бросают и ненавидят. Когда же ребенок наконец вырывается из родительских пут, он начинает требовать от дру­гих почитания и поклонения и, как правило, нары­вается на сопротивление со стороны окружающих.

Этап выравнивания. Здесь подросток оказывает­ся на уровне достижений со своими сверстниками, но может испытывать проблемы в общении с ними. Дело в том, что дети с выдающимися способностями оказываются заложниками специфической среды и часто понятия не имеют, как живут и общаются обыч­ные люди. Трагедия же яркого демонстративного пе­риода проявляется в неготовности таких детей быть как все. Они ждут от себя и в дальнейшем необыч­ных достижений и событий. При этом дети уверены, что окружающие ждут от них не меньшего. В резуль­тате их могут встречать разочарования.

Однако есть шанс выйти на новый уровень твор­чества. Это самый важный и меньше всего изучен­ный период, который проходит в 15 — 25 лет. Напри­мер, многие годы деканом факультета журналисти­ки МГУ был Ясен Засурский, поступивший в уни­верситет в возрасте 13 лет.

Как показывает практика, поступив в вузы, дети-вундеркинды ко второму курсу сливаются со сверст­никами и редко потом показывают отличные резуль­таты. До этого вундеркинды находились в состоянии спортивной гонки, азарта. Поступив в институт, они могут потерять мотивацию к достижению, становят­ся как все. Психологи называют таких детей «поте­рянным поколением детей олимпиад». Пока контраст между возрастом вундеркинда и его достижениями очевиден, общество испытывает к нему интерес. Потом, наигравшись и навосхищавшись, окружа­ющие переключаются на других. Рынок развивается по своим законам, а одаренность — по своим. Вун­деркинды — это сегодня рыночный продукт.

Этап творчества или депрессии. Бурное раннее развитие, не получившее поддержки во взрослой жизни, с трудом вписывается в биографию среднего человека. Нереализованные вундеркинды мало жи­вут. Самая трагичная история, которая приходит на ум, — это короткая жизнь Ники Турбиной, о которой в 1970-х заговорили как о гениальной поэтессе. За свой первый сборник стихов «Черновик гения» Ника получила в Венеции «Золотого Льва». До нее только Анна Ахматова была удостоена такой награды. Евтушенко возил Нику «как на показ» в Америку, стихи переводили на многие языки мира. Но в 12 лет с Никой стали происходить тяжелые перемены: она стала капризной, неуправляемой, резала вены, вы­брасывалась из окна. В 16 лет она вышла замуж за 76-летнего швейцарского профессора психологии, но ни психология, ни Европа уже не помогали. Не­удачные попытки найти работу в Москве, глухое мол­чание со стороны вышедшей во второй раз замуж матери, пьянство, попытки самоубийства, последняя из которых в 2002 году привела к смерти...

Стоит бороться не за гениальное, а за гармонич­ное развитие ребенка, которое позволило бы ему самому выбирать и планировать траекторию своей биографии и успеха, неизбежного при настоящей одаренности.

Если у вас специфический ребенок:

♦ обратитесь к специалисту и с помощью тестов определи­те особенности его личности и уровень одаренности;

♦ создайте и поддерживайте обстановку понимания и по­ощрения интеллектуальных способностей у детей;

♦ помогайте ему организовать круг общения с детьми, сходными по уровню интеллекта;

♦ ни в коем случае не поддерживайте у ребенка представ­ление о его исключительности, иначе вы станете рабом своего чада и собственных заблуждений;

♦ помните, что успех сегодня в большей мере зависит от
предприимчивости человека, чем от уровня формально­ го интеллекта.

Как оценить и усилить потенциал социализации ребенка?

Характер общения ребенка во многом определяет будущее положение человека в обществе. Вот основ­ные варианты поведения ребенка со сверстниками.

Очевидно, что лидер — это ребенок, который инициирует и поддерживает контакты со всей груп­пой. Ваш ребенок может поддерживать, заводить всех («заводила», «командир») или всем мешать («хулиган», «вредный мальчишка»), то есть быть по­зитивным или негативным лидером. Количество кон­тактов, популярность ваших сына и дочери среди сверстников в значительной степени определяют, быть ему лидером или нет. Конечно, не стопроцент­но. Любой психолог назовет вам много примеров, когда скромные в детстве дети становились настоя­щими «вожаками» в будущем. Я не считаю, что роль лидера — это самое лучшее, что мы можем поже­лать своим детям. Лидерство — это огромная ответ­ственность за других. Кроме того, оно легче дается экстравертам, а творческие люди в основном интро­верты. Отношения «подчинения-доминирования» принимаются ими легко только в случае решения группой нетрадиционных задач.

Творческая направленность ребенка тоже вид­на с детства. Такой мальчишка или девчонка дружит с теми, кто проявляет интерес к самому процессу творчества. Они могут вместе рисовать, петь или иг­рать. Возможно, вашему ребенку следует попробо­вать реализоваться в творческих профессиях. Они не гарантируют высокий заработок, но если творче­скому человеку не давать возможности заниматься интересными для него делами, он перестанет полу­чать удовольствие от жизни и общения с людьми.

Ребенок, который дружит с формальными лиде­рами, воспитателями, старостами, проявляет спо­собность к конформизму, «приспособленчеству». Ничего плохого я тут не вижу. Такие дети интуитив­но вписываются в формальную структуру группы, становятся помощниками у лидеров или формаль­ными лидерами.

Вы можете заметить, с удовольствием или без, что ваш малыш стремится дружить с детьми состо­ятельных родителей или ваша дочка начинает водить­ся с самой аккуратной, самой красивой девочкой из своего окружения.

Вы обнаруживаете, что друзья ва­ших детей обладают как раз теми качествами, кото­рые вы поощряете в них самих. Ваш ребенок безоши­бочно ориентируется на признаки внешнего успеха.

Единственный недостаток такого рода родительского «программирования» — это зависимость от моды и внешних авторитетов. Лучше все-таки учить ребен­ка полагаться на свои силы, вкусы и желания.

Иерархия свойственна любому обществу. Она есть даже в первобытных племенах. Люди отлича­ются качеством привилегий по мере приближения к власти, к источникам богатства. Демократия — это способ найти разумный баланс интересов людей различных групп. Особенность России в том, что за время своей жизни человек может стать свидетелем смены строя, да еще и не одного. Шкала престижа профессий значительно поменялась после того, как в стране начались экономические реформы. Стали популярными профессии экономиста, юриста, пси­холога, менеджера. Еще недавно список престиж­ных профессий включал учителя, врача, инженера. Кроме того, изменились ценностные ориентиры при выборе профессии: с начала 1990-х годов все нара­стает психология индивидуализма, повышается важ­ность личного успеха.

И тем не менее дружеская взаимовыручка и внешняя помощь определяют профессиональную судьбу многих. Конечно, не стоит безразлично отно­ситься к формальным контактам вашего ребенка. Но не следует и забывать, что есть уникальные, ни­как и никем не регулируемые — любовь и симпа­тия. Игнорировать их — просто преступление. На­ши дети ровно настолько обречены на успех, на­сколько их искренне и глубоко любят другие люди.

Миф о счастливой судьбе «среднего класса» в России отражает пока психологию «парвеню», вы­скочек, настраивает на изоляцию детей этих «новых средних» и может привести к их дезадаптации. Ос­новной комплекс человека, получившего высокооп­лачиваемую работу, состоит в том, что он паничес­ки боится потерять свое место, социальный статус. Мы еще помним, как вчера бедствовали. Но это все­го лишь иллюзия, что, оградив наших детей от об­щения с «отбросами», мы гарантируем им свободу и экономическое процветание.

Какие бы победы ни готовила нам жизнь, нуж­но помнить о ценностях, проверенных веками, — любви, эмоциональной близости, разнообразии и яркости отношений. Не надо сужать возможности для своих детей. Социальное и экономическое раз­витие не должно противоречить простому челове­ческому счастью.







Что будет с Землей, если ось ее сместится на 6666 км? Что будет с Землей? - задался я вопросом...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

Что вызывает тренды на фондовых и товарных рынках Объяснение теории грузового поезда Первые 17 лет моих рыночных исследований сводились к попыткам вычис­лить, когда этот...

ЧТО И КАК ПИСАЛИ О МОДЕ В ЖУРНАЛАХ НАЧАЛА XX ВЕКА Первый номер журнала «Аполлон» за 1909 г. начинался, по сути, с программного заявления редакции журнала...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.