Сдам Сам

ПОЛЕЗНОЕ


КАТЕГОРИИ







ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ.





КАЧЕСТВЕННОЕ МНОГООБРАЗИЕ И

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ.

ЕДИНСТВО МАТЕРИИ, ДВИЖЕНИЯ,

ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

 

Единство материи, движения, пространства и времени

Идея абсолютного пространства и времени соответствовала определенной физической картине мира, а именно: системе взглядов на материю как на совокупность отграниченных друг от друга атомов, обладающих неизменными объемом и инертностью (массой) и действующих друг на друга мгновенно либо на расстоянии, либо при соприкосновении. Изменение физической картины мира изменило и воззрения на пространство и время. Открытие электромагнитного поля и выяснение несводимости поля к состояниям механической среды — мирового эфира — вскрыли несостоятельность классической картины мира. Оказалось, что материя не может быть представлена как совокупность отдельных, строго отграниченных друг от друга элементов. В действительности частицы вещества связаны друг с другом в единые системы полем, действие которого передается с конечной скоростью, одинаковой в любой замкнутой системе (в вакууме — со скоростью света).

ПРИЧИНА И СЛЕДСТВИЕ
филос. категории, отображающие одну из форм всеобщей связи и взаимодействия явлений. Под причиной (лат.causa) понимается явление, действие которого вызывает, определяет, изменяет, производит или влечёт за собой др. явление; последнее называют следствием. Производимое причиной следствие зависит от условий. Одна и та же причина при разных условиях вызывает неодинаковые следствия. Различие между причиной и условием относительно. Каждое условие в определ. отношении является причиной, а каждая причина в соответств. отношении есть следствие. П. и с. находятся в единстве: одинаковые причины в одних и тех же условиях вызывают одинаковые следствия. В области обществ. наук причины отличаются от поводов — процессов, способствующих их проявлению

ПОНЯТИЕ ДЕТЕРМЕНИЗМА

(от лат. determinare — ограничивать, отделять чертой, определять границы, определять) — учение о взаимосвязи и взаимной определенности всех явлений и процессов[1], доктрина о всеобщей причинности.

Согласно детерминизму, все происходящее в мире, включая ход человеческой жизни и человеческой истории, предопределено либо судьбой, либо богами или Богом(учение о предопределении, теологический детерминизм), либо природой (космологический детерминизм), либо человеческой волей (антропологическо-этический детерминизм), либо развитием общества (социальный детерминизм).

На этой основе определяется понимание свободы, в том числе делается вывод, согласно которому для выбора и, соответственно, личной ответственности у людей, по существу, нет места.

 

ОТРАЖЕНИЕ КАК ВСЕОБЩЕЕ СВОЙСТВО МАТЕРИИ.

 

Отражение — всеобщее свойство материи, заключающееся в воспроизведении в ходе взаимодействия особенностей отражаемого объекта или процесса. Основой и признаком отражения являются взаимодействие материальных систем и возникающие в ходе его адекватные внешним воздействиям изменения (отпечаток, след и т.п.). Отражение связано с передачей вещества и энергии. Но главное состоит в воспроизведении одним явлением структурных особенностей другого (отображаемого) объекта.

Свойство отражения, характер его проявления зависят от уровня организации материи. Выделяется три основных уровня: отражение в неживой природе, на биологическом уровне и социальное.

 

Социальная природа сознания.

 

Раскрытие сущности человека, сущности мира и его бытия показывают, что человек выступает как субъект социальной деятельности, который, сознательно и целенаправленно воздействуя на мир и на самого себя, не просто приспосабливается к условиям жизни, а активно изменяет их, преобразует природную и социальную среду в соответствии со своими потребностями и интересами. Человек является смыслообразующим началом в этой сложной системе взаимосвязей «человек – мир». В этой связи важное значение приобретает раскрытие сущности и структуры общественного сознания.

Вопрос о природе сознания и его роли в жизнедеятельности человека непосредственно связан с вопросом о природе и сущности человека, о природе и сущности мира, о предельных основаниях их бытия. С решением основного вопроса философии, как отмечалось, связано разделение философов на материалистов и идеалистов. Если идеализм исходит из признания идеального как предельного основания бытия мира и человека, то материализм, исходя из признания первичности материи, акцентирует внимание на вопросе об обусловленности сознания бытием, о происхождении сознания, о его сущности, о роли в жизнедеятельности общества и личности.

 

СТРУКТУРА ПСИХИКИ

Согласно концепции Фрейда, психика индивида имеет трехслойную структуру. Первый слой (Фрейд называет его «Оно») представляет собой бессознательное психическое начало. Оно – это глубинный источник психической энергии, «кипящий котел» несознаваемых влечений. В нем властвуют Эрос (инстинкт жизни, стремление к удовольствиям, к сексуальному наслаждению) и Танатос (инстинкт смерти, склонность к агрессии, разрушению и самоистязанию). Свойственная Оно безрассудная тяга к наслаждению погубила бы человека, если б над Оно не надстроился второй слой психики – сознательное, разумное Я. Я учитывает требования социальной реальности и управляет Оно, как всадник лошадью. Однако Оно то и дело выходит из подчинения, и исходящие из него импульсы заставляют человека делать то, что его сознательное Я не может допустить. Под влиянием родителей и воспитателей, внушающих индивиду с детства нормы поведения, принятого в обществе, у него формируется третий слой – сверх–Я (давящая и влияющая на личность внешняя реальность, «внешняя цензура»: законы, мораль, культурные традиции). Как Оно, так и сверх–Я функционирует, не подчиняясь контролю сознания. Если Я нарушает требования сверх–Я, то испытывает чувство вины, угрызения совести.

 

СОЗНАНИЕ И МОЗГ

Проблема «сознание и мозг» носит междисциплинарный характер. Она включает существенные философские и методологические вопросы, хотя по своему основному содержанию остается научной проблемой, разработка которой опирается на результаты нейрофизиологии, психофизиологии, психофармакологии, психиатрии и ряда других естественнонаучных и медицинских дисциплин. В последние десятилетия ее важнейшие аспекты все чаще связываются с проблематикой искусственного интеллекта, с более основательным пониманием информационных процессов в биологических и социальных самоорганизующихся системах.

В ряде отношений следует различать проблему «сознание и мозг» и проблему «психика и мозг». Это вызвано тем, что: 1) понятие о психике приложимо не только к человеку, но и к животным (последним, однако, вряд листоит приписывать сознание в точном смысле слова, несмотря на весьмасложную и во многом близкую к нашей психическую организацию высшихживотных; во всяком случае, здесь остаются вопросы, требующие дальнейшего обсуждения); 2) если мы ограничиваемся человеком, то и в этом случаепонятия сознания и психики не тождественны; последнее включает сознание,но помимо него охватывает ряд феноменов, которые не сводимы к сознанию,хотя и связаны с ним (например, бессознательное, арефлексивное, хранящееся в памяти, поведенческий акт и др.), а также включает такие психическиехарактеристики, которые, будучи диспозициональными, не имеют прямойлогической связи с понятием сознания (темперамент, характер и др.); здесьтоже остаются вопросы, нуждающиеся в теоретическом анализе и решении.Но вряд ли кто-либо станет возражать, что обе эти проблемы теснейшим образом взаимосвязаны, взаимообусловлены, что тут при более широком подходе – фактически единая проблема, центральным пунктом которой являетсяфеномен сознания как продукт биологической эволюции и антропогенеза.

 

СОЗНАНИЕ

Психика есть способность живых существ создавать чувственные и

обобщённые образы внешней действительности и реагировать на эти отображения

сообразно своим потребностям, а у человека также соответственно его

интересам, целям и идеалам.

Сознание является частью психики, ибо в ней происходят не только

сознательные, но и подсознательные и бессознательные процессы.

Сознательными называются такие психические явления и действия человека,

которые проходят через его разум и волю, опосредуются ими, которые,

следовательно, совершаются со знанием того, что он делает, мыслит или

чувствует.

 

САМОСОЗНАНИЕ


Сознание предполагает выделение субъектом самого себя в качественосителя определенной активной позиции по отношению к миру. Это выделениесебя, отношение к себе, оценка своих возможностей, которые являютсянеобходимым компонентом всякого сознания, и образует разные формы тойспецифической характеристики человека, которая именуется самосознанием. Самосознание есть определенная форма реального явления - сознания.Самосознание предполагает выделение и отличение человеком самого себя,своего Я от всего, что его окружает. Самосознание - это осознаниечеловеком своих действий, чувств, мыслей, мотивов поведения, интересов,своего положения в обществе. В формировании самосознания существенную рольиграют ощущения человеком своего собственного тела, движений, действий.

ГНОСЕОЛОГИЯ

ЗНАНИЯ

1.Теория познания (гносеология) (от греч. gnosis – знание) – это учение о возможности познания человеком предметов, явлений действительности, их свойств, связей и отношений, об основных закономерностях познавательного процесса, об источниках, путях и методах познания, о формах в которых осуществляется познавательный процесс.

Теорию познания также называют эпистемологией. В философской литературе одни авторы используют термины «гносеология» и «эпистемология» как тождественные, а другие под эпистемологией понимают лишь часть гносеологии – теорию научного познания.

Никакое познание невозможно без воздействия внешних предметов, условий на сознание человека. Только в результате такого взаимодействия могут возникнуть в нашей голове образы этих предметов, т.е. наши знания. Отсюда следует, что процесс познания протекает в форме диалектической взаимосвязи и взаимодействия познающего субъекта и познаваемого объекта.

Субъект познания – мыслящий человек, индивид, способный, отражать в своем сознании явления действительности, и который, как член общества, оказывает существенное влияние и на содержание познания.

Объект познания – представляет собой предмет, явление материального или духовного мира или область действительности, на которую направлена познавательная деятельность субъекта. Объект познания нельзя отождествлять со всей материальной и духовной действительностью. Объектом становятся только те области действительности, которые включаются в познавательную деятельность субъекта. Чем выше уровень развития науки и познавательной деятельности людей, тем шире становится круг явлений, охватываемый научным исследованием, и, следовательно, круг объектов познания.

 

ПРОЦЕСС ПОСТИЖЕНИЯ ИСТИНЫ

Прямая и непосредственная цель познания - постижение истины Проблема истины - одна из главных в философии, центральный вопрос гносеологии, предмет острых споров между материалистами и идеалистами, м метафизиками и диалектиками, эмпириками и рационалистами \"Истина это великое слово и еще более великое дело, - писал Гегель - Если дух и душа человека еще здоровы, то у нее при звуках этого слова должна выше подниматься грудь груди".

Понятие истины в той или иной степени ставилось под сомнение и скептиками, и агностиками Однако внутренняя противоречивость их учений в том, что они, при попытке обосновать свои тезисы все же были вынуждены аппеля ватт ты к понятию исти

ПРИНЦИП КОНКРЕТНОСТИ ИСТИНЫ

Этот принцип требует определенной гносеологической культуры, требующей рассматривать истинность того или иного суждения только с учетом конкретных гносеологических предпосылок. Посему истинность суждения будет сомнительна, если не будут известны условия места, времени осуществления гносеологического отношения в системе «субъект-объект». Суждение, верно отражающее объект в одних условиях, становится ложным по отношению к тому же объекту в других условиях (обстоятельствах). Например, суждение «вода кипит при 100 градусах по Цельсию» истинно лишь при условии, что речь идет о нормальной, чистой воде и нормальном давлении. Это суждение теряет свою истинность, если изменить давление или взять т. н. тяжелую воду. Основные положения классической механики истинны применительно к макротелам. За пределами макромира они теряют свою истинность.

ФИЛОСОФИЯ НАУКИ

Развитию науки свойственны две закономерности: с одной стороны, на каждом историческом этапе наука как бы суммирует в общем виде свои достижения, и каждый результат науки входит неотъемлемой частью в ее общий фонд. Новые факты и открытия переосмысливаются и уточняются. С другой стороны, процесс развития науки затрагивает ее структуру. На каждом историческом этапе научное познание использует определенную совокупность познавательных форм – фундаментальных категорий и понятий, методов, принципов и схем объяснения. Например, для античного мышления основным способом получения знания выступает наблюдение. Наука Нового времени опирается на эксперимент. Современная наука характеризуется стремлением к целостному и многостороннему пониманию изучаемых объектов на основе экспериментально-теоретической деятельности.
Общие закономерности развития науки обусловлены социально-экономической ролью науки в общественной жизни, ее связью с производством и техникой, связью с философией. Они определяются предметом исследования и свойствами человеческого познания, внутренней логикой развития науки.
При этом исследуются вопросы о закономерностях научных революций, о соотношении теории и эксперимента, об эвристической роли моделей, математики и т.д. К закономерностям развития науки относятся также особенности индивидуального творчества ученого, вопросы организации науки и научной информации.

Концепции развития науки

С 17 в. до начала 20 в. считалось, что в научном познании удается избежать влияние субъекта на процесс познания, а значит и на его достоверность. Данная модель науки получила название классической концепцией развития науки.

В начале 20 в. теория относительности Эйнштейна значительно изменило представление о роли субъекта в познании. В результате в модель науки был включен субъект. Данная модель науки получила название неклассическая концепция развития науки.

Начиная с середины 20 в. субъект становиться ведущей стороной познания. И сегодня стоит проблема формализовать положение субъекта, не лишив его при этом главного его достоинства индивидуального подхода в познавательной деятельности, творческого начала, уникальности.

Исследуя проблему соотношения когнитивных и социальных структур в процессе познания, философия науки рассматривает ученых как социальных существ, а науку как социальную деятельность. Новое научное знание есть продукт производства группой объединенной общей парадигмой научного мышления. Такая модель науки получила название постнеклассическая концепция развития науки. Такая модель характерна дляфилософии науки конца 20 века.

Таким образом, наука это социальная деятельность, которая вырабатывает коллективные средства, опережающие наличные потребности для приспособления к среде и ее изменения. Ее сверхзадачей является определение границ неопределенности познания в наличный момент времени, поиск проблемных ситуаций познания, формулировка проблем и их решение, прежде всего, на фундаментальном уровне.

НЕОТОМИЗМ

филос. школа в католицизме, исходящая из учения Фомы Аквинского и являющаяся совр. этапом вразвитии томизма. С 1879 Н. получил офиц. признание Ватикана ( энциклика папы Льва XIII « Aeterni patris »). Наиболее известные представители Н.— Жильсон, Маритен, А. Сертийанж ( Франция ), В. Вруггер, А. Демпф,И. Лоц, М. Грабман, И. де Фриз ( ФРГ ), Д. Мерсье, А. Дондейн, Л. де Реймекер, Ф. ван Стенберген ( Бельгия ),У. Падовани, Ф. Ольджати, К. Фабро ( Италия ). Крупнейшими центрами по разработке и пропаганде Н.являются Высший институт философии при Лувенском университете ( Бельгия ), Академия св. Фомы вВатикане, Парижский католич. институт, Католич, университет в Милане, Ин-т в Пуллахе ( близ Мюнхена ) и др. Н.- одно из наиболее влият. течений в совр. бурж. философии, располагающее многочисл. институтами,издва-ми, журналами в ряде стран Европы и Америки.

 

Позитиви́зм

(фр. positivisme, от лат. positivus — положительный) — философское учение и направление в методологии науки, определяющее единственным источником истинного, действительного знания эмпирические исследования и отрицающее познавательную ценность философского исследования. Позитивизм — основной тезис: всё подлинное (позитивное) знание — совокупный результат специальных наук.

 

Маркси́зм — философское, экономическое и политическое учение, основанное Карлом Марксом и Фридрихом Энгельсом[1]. Существуют различные интерпретации учения Маркса, связанные с различными политическими партиями и движениями в общественной мысли и политической практике. Политический марксизм является одним из вариантов социализма наряду с левым анархизмом (см. Социальный анархизм), христианским социализмом и не принимающей марксизма частью демократического социализма и социал-демократии.

 

Традиционно считается[2], что большое значение в теории Маркса имеют 3 следующих положения:

· учение о прибавочной стоимости (политическая экономия капитализма),

· материалистическое понимание истории (исторический материализм),

· учение о диктатуре пролетариата (см. также: Научный коммунизм)[3].

Как полагают некоторые исследователи, центральным пунктом теории Маркса, сохраняющим свою актуальность до настоящего времени, (С. Платонов, 1989)[4], (А. Макарьева, 2011)[5],— является его концепция развития отчуждения человека от продуктов его собственного труда, отчуждения человека от его собственной сущности и превращение его в капиталистическом обществе в винтик производственного процесса. Отчуждение выступает как форма социальных связей, социальная структура, чуждая человеку, господствующая над ним, лишающая его возможностей творческого саморазвития и разрушающая его сущность. В «Экономико-философских рукописях» 1844 г. Маркс ставит проблему отчуждения в центр своего экономико-философского анализа капиталистического общества. Классовая борьба, диктатура пролетариата, отмирание классов и государства, построение коммунистического общества, которое также включает в себя несколько фаз, — для Маркса являются звеньями одной цепи, последовательными стадиями исторического процесса преодоления отчуждения, формой присвоения человеком своей отчуждённой сущности посредством трансформации общественных отношений, создания общества, лишённого любых форм диктата и подавления личности, и формирования подлинного всесторонне развитого человека (С. Платонов, 1989)[4].

Часто принято разделять:

· Марксизм как философское учение (диалектический и исторический материализм);

· Марксизм как учение, оказавшее влияние на научные концепции в экономике, социологии, политологии и других науках;

· Марксизм как политическое течение, утверждающее неизбежность классовой борьбы и социальной революции, а также ведущую роль пролетариата в революции, которая приведёт к уничтожению товарного производства и частной собственности, составляющих основу капиталистического общества и установлению на основе общественной собственности на средства производства коммунистического общества, направленного на всестороннее развитие каждого члена общества.

 

РУССКАЯ ФИЛОСОФИЯ

В историографии нет единого мнения касательно истоков русской философии, её периодизации и её культурного значения. Исторические границы русской философии напрямую зависят от того философского содержания, которое усматривает в русской интеллектуальной истории конкретный исследователь. Традиционно с XIX века выделяют «допетровский/древнерусский» и «послепетровский/просвещенческий» этапы развития русской философии. В современной историографии также выделяют третий, «советский», период. Отталкиваясь от религиозной мысли архимандрит Гавриил — первый историк русской философии — усматривал её истоки в дидактическом «Поучении» Владимира Мономаха, тем самым он напрямую возводил русскую философию к традиционным древнерусским книжникам. Ряд крупных историков русской философии, однако, склонен рассматривать философию в более строгих границах: русская философия оформляется как самостоятельное явление, таким образом, в эпоху Петра Великого.

Сведение русской философии к просвещенческой парадигме неоднократно подвергалось критике в виду редуктивизации русского философского наследия прежних эпох. Дискуссии об истоках и границах русской философии не утихают по сей день, хотя в большинстве современных историко-философских очерков русская философия рассматривается как явление русской интеллектуальной культуры уходящее корнями в богословско-дидактическую литературу Древней Руси (к числу первых русских философов относят Климента Смолятича, Кирика Новгородца, Кирилла Туровского и др.).

ФИЛОСОФИЯ ФЕЙЕРБАХА

Оценка Фейербахом философии Гегеля. Л. Фейербах был первым философом, который подверг критике философскую систему объективного идеализма Гегеля. У Фейербаха был гегельянский период философского развития, но в лоне гегелевского «абсолютного идеализма» вызрел и его антитезис – антропологический материализм. Уже при первом знакомстве с гегелевскими лекциями Фейербах обратил внимание на наличие в них наряду со «спекулятивными построениями» также «обыкновенных представлений», в том числе постановку проблемы отношения мышления и бытия, в решении которой Гегелем Фейербах засомневался. Фейербах приходит к выводу, что гегелевский тезис о самоотчуждении логической идеи в природу не обоснован: абсолютная идея, представляющая «чистое мышление» (существующее вне сознания человека), не может знать ничего даже о мышлении, а не только о чем-то другом. Фейербах считал, что Гегель выводит природу из логики, нарушая все логические правила. По Фейербаху: «Логика только потому переходит в природу, что мыслящий субъект вне логики натыкается на непосредственное бытие, на природу, и вынуждается к признанию ее благодаря непосредственной, т. е. естественной точке зрения». И далее он в очень афористичной форме заявляет: «Не было бы природы, никогда логика, эта непорочная дева, не произвела бы ее из себя».[101]

Одновременно Фейербах выражает несогласие с Гегелем и по вопросу соотношения философии и религии. Он заявлял, что кто не отказывается от философии Гегеля, тот не отказывается и от теологии. Он утверждает, что учение Гегеля о порождении природы абсолютной идеей – это лишь рациональное выражение теологического учения о сотворении природы Богом.[102]

Фейербах не соглашается с Гегелем и в том, что гегелевская философия по своему статусу является «абсолютной философией». Он характеризует философию Гегеля как «мир прошлого», а в качестве таковой она не может быть руководством для будущего.

Фейербах сосредоточил свою критику на идеализме гегелевской философской системы, но не понял важности разработанной Гегелем диалектики. Он правильно ее оценивал как идеалистическую, но не увидел в ней главного – учения о развитии, т. е. о самодвижении и поступательном развитии мира, общества и человека. Он увидел в ней больше искусство построения философской системы.

Антропологический материализм. Согласно Фейербаху, единственными объективными реальными вещами являются природа и человек. Он призывает перейти от размышлений о потусторонних сущностях, как это делают идеалисты, к изучению природы и человека. Основой философии, ее исходным пунктом должен быть человек, а не абсолютная идея. Поэтому Фейербах сам назвал свою философию «антропологией».

За отправной пункт решения вопроса о соотношении бытия и мышления берется человек. Человек, по Фейербаху, есть единство материального и духовного. Однако для него человек – это, абстрактное биологическое, природное существо, поэтому Фейербах не смог ответить на вопрос, почему сознание людей разных социальных групп неодинаково.

Фейербах делает попытку, исходя из антропологического материализма, рассмотреть различные формы общественного сознания и прежде всего религию. Не Бог создал человека, а человек Бога. Божественная сущность, утверждает Фейербах, это не что иное, как человеческая сущность, освобожденная от индивидуальных границ, объективированная, а затем – обожествленная, почитаемая в качестве потусторонней сущности, т. е. Бога.[103]

Буквально все вопросы бытия и познания Фейербах рассматривает исходя из человеческой сущности как природной, ибо он не противопоставляет человека природе, а считает человека частью природы.

 

Эмпиризм — направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.

Рационализм — философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.

 

 

Эпо́ха Просвеще́ния — одна из ключевых эпох в истории европейской культуры, связанная с развитием научной, философской и общественной мысли. В основе этого интеллектуального движения лежали рационализм и свободомыслие.

Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилось на Францию, Германию, Россиюи охватило другие страны Европы. Особенно влиятельными были французские просветители, ставшие «властителями дум». Принципы Просвещения были положены в основу американской Декларации независимости и французской Декларации прав человека и гражданина.

Интеллектуальное движение этой эпохи оказало большое влияние на последовавшие изменения в этике и социальной жизни Европы и Америки, борьбу за национальную независимость американских колоний европейских стран, отмену рабства, формулирование прав человека. Кроме того, оно поколебало авторитет аристократии и влияние церкви на социальную, интеллектуальную и культурную жизн

 

 

 

 

 

КАЧЕСТВЕННОЕ МНОГООБРАЗИЕ И

ВЗАИМОСВЯЗЬ ФОРМ ДВИЖЕНИЯ МАТЕРИИ.

ЕДИНСТВО МАТЕРИИ, ДВИЖЕНИЯ,

ПРОСТРАНСТВА И ВРЕМЕНИ

 







Что делает отдел по эксплуатации и сопровождению ИС? Отвечает за сохранность данных (расписания копирования, копирование и пр.)...

Что способствует осуществлению желаний? Стопроцентная, непоколебимая уверенность в своем...

ЧТО ПРОИСХОДИТ ВО ВЗРОСЛОЙ ЖИЗНИ? Если вы все еще «неправильно» связаны с матерью, вы избегаете отделения и независимого взрослого существования...

Живите по правилу: МАЛО ЛИ ЧТО НА СВЕТЕ СУЩЕСТВУЕТ? Я неслучайно подчеркиваю, что место в голове ограничено, а информации вокруг много, и что ваше право...





Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском гугл на сайте:


©2015- 2024 zdamsam.ru Размещенные материалы защищены законодательством РФ.